Управление образования администрации города Березники
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Каскад»
РАССМОТРЕНА:
на педагогическом совете
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
УТВЕРЖДЕНА:
Директор
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол №1/2025-2026
от 29.08.2025
В.А.Трынкина
Дополнительная общеразвивающая программа
«Истоки»
Направленность программы: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Коверзнева Е.В., педагог д/о
г. Березники, 2025
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы
Направленность программы
Вид программы
Уровень Программы
Уровень освоения
Срок реализации
Возраст обучающихся
Название
творческого
объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы
Аннотация программы
Дополнительная общеразвивающая
программа «Истоки»
Художественная
Модифицированная
Стартовый
Общекультурный
1 год
7-12 лет
«Истоки»
2024 год
Развитие творческих способностей обучающихся,
навыков
исследовательской
деятельности
посредством изучения традиций народной культуры
и быта.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Истоки» разработана для обучающихся в возрасте
7-12 лет. Программа предусматривает знакомство с
русскими
традициями,
фольклором,
бытом,
народными праздниками; направлена на воспитание
любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю.
Содержание программы
№
Наименование раздела
раздела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Стр.
3
4
1.2
Цели и задачи программы
6
1.3
Содержание программы
7
1.4
Планируемые результаты
12
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий
16
2.1
Календарный учебный график
16
2.2
Условия реализации программы
17
2.3
Формы аттестации
17
2.4
Оценочные материалы
18
2.5
2.6
Методические материалы
Список литературы
22
24
Раздел №3
Приложение
26
2
3
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Истоки» имеет
художественную
направленность,
ориентирована
на
возрождение
фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной
художественной культуры.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов
и методических рекомендаций:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242);
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (постановление главного
санитарного врача РФ от 04.07.2014);
Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Актуальность данной программы
Актуальность данной программы заключается в воспитании чувства
патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества,
воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных
традиций как источника красоты и жизненной силы, воспитание бережного
отношения к фольклору как источнику народной мудрости, исторической
культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части
общечеловеческой культуры.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является возможность
обучающимися воспринимать явления традиционной культуры в комплексе
специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоциональночувственнную сферу, художественно-образное мышление, творческую
фантазию.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические
условия:
- формирование и поддержку положительной самооценки у
обучающихся, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
обучающегося;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и их взаимодействия в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности
обучающихся в
современных для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
В процессе реализации программы реализуются следующие
принципы обучения:
- доступность;
- связь теории с практикой;
- воспитательный характер обучения;
- систематичность и последовательность (изучение от простого к
сложному, от частного – к общему);
- индивидуальный подход в обучении.
Адресат программы. Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в
возрасте 7-12 лет. Количество обучающихся в учебной группе - 15 человек.
Срок реализации программы составляет 1 год с общим объемом 144 часа в
год.
Формы проведения занятий: устные опросы, практические занятия,
наблюдение, тесты, работа по карточкам, учебно-познавательные игры.
Формы организации учебной работы: групповая, индивидуальногрупповая.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа с перерывом 10 минут.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных
заболеваний, обучение проводится в дистанционном режиме согласно
учебно-тематического плана программы в соответствии с Положением об
электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ в МАУ ДО ДЮЦ
«Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
Развитие
творческих
способностей
обучающихся,
навыков
исследовательской деятельности посредством изучения традиций народной
культуры и быта, обеспечение дополнительных знаний по трудовому
обучению, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого
человека, любви к родному краю и себе.
Задачи программы
Личностные:
-воспитывать уважение к народным традициям, быту и фольклору;
-развивать навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми;
-способствовать развитию эмоциональной сферы, воспитанию нравственных
качеств, развитию артистических способностей, творческого воображения и
музыкальной культуры обучающихся.
Метапредметные:
-расширять кругозор обучающихся;
-формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-познакомить с культурой, традициями и обычаями страны.
Предметные:
-сформировать круг представлений о народных традициях и устоях;
-способствовать развитию личностной культуры обучающихся;
-обучать разным видам художественной деятельности;
-развивать образное мышление обучающихся;
-способствовать формированию практических умений и навыков;
-приобщать детей к совместным формам творческой деятельности.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат
возможность формирования следующих результатов:
Личностные результаты:
развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности родного края;
эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с
духовными ценностями;
умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.
Метапредметные результаты:
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а так же профессиональной
требовательности;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, умение
планировать свою домашнюю работу, приобретение навыков творческой
деятельности, в том числе коллективного творческого процесса
осуществление самостоятельного контроля над своей учебной
деятельности, умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателем и
обучающимися в учебном процессе, развитие познавательной и
эмоциональной сферы;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
Предметные результаты:
формирование круга представлений о народных традициях и устоях.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план обучения
Наименование темы (раздела)
Введение
Народный календарь .Осень.
Народный календарь. Зима
Народный календарь. Весна
Народный календарь. Лето
Наименование темы (раздела)
Введение
Беседа «Я соблюдаю ПДД»,
«Безопасный интернет», «Я в
Каскаде»
Народный календарь «Осень»
1) Темы: Осенние хлопоты, хлеб в поле
Осенины, Семенов день, игра Поделки
их ткани (овощи), рябиновые бусы
2) Быт и уклад. Темы: труд в поле и дома,
осенние заготовки на зиму. Покров
день. Композиция из сухих листьев,
картофельные игрушки
3) Материнский
фольклор.
Темы:
колыбельные
песни,
прибаутки,
потешки
4) Музыкально-фольклорные игры.
« У медведя во бору», «Золотые ворота»,
«Горшки», «Шишки, желуди, орехи».
Обереговые куклы: значение в жизни
Количество часов
Всего Теория Пра
кти
ка
2
36
53
36
17
1
22
32
21
8
1
14
21
15
9
Количество часов
Всего
Теория Пра
кти
ка
2
1
1
Формы аттестации
(контроля)
Устный
опрос,
практические
задания,
реферат,
выставка работ
Формы аттестации
(контроля)
36
10
22
6
14
4
10
6
4
Устный
опрос,
выставка работ
6
4
2
Наблюдение, опрос
8
4
4
Устный
опрос,
наблюдение,
практическая
работа, игра
Устный опрос
выставка работ
,
народа,
виды,
правила
создания.
Изготовление
куклы
«Кувдка»,
«Зерновушка», лоскутная картина на тему
«Осень»
5) Час общения «Портрет русского
человека»
Народный календарь « Зима»
1) Быт и уклад. Русская изба, домашняя
утварь, мебель, украшение комнат.
Создание тряпичной куклы «Ангел»,
куклы из лучины
2 Темы: Обычаи и обряды Святок.
Колядование и ряжение. День Спиридона
Солнцеворота, зимние равноденствие
Создание игрушки «Пряничный домик»,
Рождественская звезда
3) Рождество. Обычаи и обряды.
Кулинарный
мастеркласс
.
«Пряничный ангел»
4) Темы: Масленица. Обычаи и обряды.
Народные игры и забавы
5) Народные игры и забавы « Петушиные
бои» , «Перетягивание каната», «Маша
Яша», «Бой подушками». Создание куклы
из рогоза « Масленица»
6) Урок « Мы – Россияне!» , посвященный
Дню Конституции РФ
6) Беседа, посвященная Дню снятия
блокады Ленинграда
8) Занятие «Россия - Родина моя»
Викторина и конкурс рисунков ко Дню
Защитника Отечества
9) Игра «Народные приметы»
10) Зимние забавы на Руси
3. Народный календарь. Весна
1) Обычаи
и
обряды
весеннего
земледельческого
календаря,
жаворонки, весеннее равноденствие.
Создание
куклы
из
ниток
«Мартинички»
2) Быт и уклад. Народный женский и
мужской костюм. Плетение пояса из
ниток,
3) Музыкально-фольклорные
игры.
Весенние хороводы, хороводные игры,
песни. Создание венка из веток вербы.
4) Прибаутки, пословицы поговорки.
Изготовление
закладки для книг.
5) Беседа на тему «Мои семейные
традиции» Конкурс рисунков «Моя
семья». Просмотр презентаций «Моя
Устный
опрос,
практическая работа
2
2
0
53
10
32
6
21
4
6
4
2
Устный
опрос,
выставка работ
10
6
4
Опрос, практическая
работа, реферат
12
8
4
4
2
2
Устный
опрос,
практическая работа
Практическая работа
1
1
0
2
2
0
2
1
1
2
4
36
10
1
1
21
6
1
3
15
10
7
3
5
2
3
3
1
2
2
2
Устный
опрос,
выставка работ
Беседа,
устный
опрос
Беседа,
устный
опрос, презентация
Беседа,
Устный
опрос, практическая
работа
Карточки, опрос
Опрос
Устный
опрос,
выставка работ
4
Наблюдение,
практическое
задание
Устный
опрос,
практическое
задание
Наблюдение, опрос
Практическая работа
семья»
6) Знакомство с праздником Пасха,
подготовка к празднику, традиции
празднования,
изготовление
пасхальных сувениров, открыток.
4.Народный календарь. Лето
1) Лето в поле, быт и уклад.
2) Праздники летом , День Ивана
Купалы, изготовление венка из трав
3) Подведение итогов года, творческое
задание на тему « Любимая кукла»
4) Беседа на тему «Моя безопасность»
5) Народные игры на свежем воздухе
6
3
3
17
6
6
8
4
3
9
2
3
2
1
2
144
2
1
84
2
60
Опрос, практическая
работа,
выставка
работ
Устный опрос
Устный
опрос,
практическая работа
Выставка работ
Беседа
Игры
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения образовательной программы воспитанники должны
знать:
семейно-бытовые обычаи и обряды
приметы народного календаря
народные обычаи и обряды календарно-земледельческого календаря
быт и уклад жизни русского народа;
историю развития русских тряпичных кукол;
обрядовое значение кукол;
технологию изготовления тряпичных кукол;
хороводные игры и хороводы
историю традиционных народных праздников и обрядов;
уметь:
выполнять швы на ткани;
завязывать 2-3 вида узла из ниток
подготавливать рогоз к работе с ним
создавать простую игрушку из рогоза
организовывать рабочее место;
соблюдать технику безопасности;
работать по шаблону;
работать с использованием технологических карт.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Истоки»
1 год обучения
Продолжительность учебного года 36 учебных недель, занятия проводятся с 01 сентября по 31 мая
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий учреждения
4
4
4
4
Всего
часов
по
програм
ме
52
4
51
4
50
4
49
4
48
4
47
4
Всего
учебн
.нед.
/час
август
46
4
45
4
44
4
43
4
42
4
июль
41
4
40
4
39
4
38
4
июнь
37
35
4
36
34
4
33
4
32
4
31
17
4
30
16
4 4
29
15
4
28
13
14
4 4
27
12
4
26
10
11
4
25
9
4
24
8
4 4
май
23
7
4
апрель
22
5
6
4 4
март
21
4
4
февраль
20
2
3
январь
1
декабрь
обучениобу
чения
Группа №1
Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию
72
36/
144
72
недели
1
год
обучения
ноябрь
18
19
октябрь
Год
Обу
чени
я
№
груп
пы
сентябрь
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет для занятий
должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил,
установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: не менее 1 компьютера или
ноутбука для педагога, мультимедиа-проектор, принтер, колонки,
музыкальный центр. Из дидактического обеспечения необходимо
наличие
индивидуальных карточек, текстов, дифференцированных
и занимательных игровых заданий. Для занятий необходимы следующие
средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), мультимедийные
презентации, демонстрационный материал (схемы, таблицы), плакаты,
цветные карандаши, листы формата А4, книги.
3.Кадровое обеспечение: руководитель объединения – педагог
дополнительного образования, имеющий специальные знания в данной
образовательной области и соответствующий профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года
№ 298н.
4. Организационно-педагогические условия: образовательный процесс
осуществляется
на
основе
учебного
плана,
дополнительной
общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Для
всех участников образовательного процесса обеспечен доступ к любой
информации, связанной с реализацией дополнительной общеразвивающей
программы, планируемыми результатами, организацией образовательного
процесса и условиями его осуществления.
2.3. Формы аттестации
Аттестация
обучающихся
образовательного процесса.
является
неотъемлемой
частью
Цель аттестации:
выявить основные знания, умения и навыки, а также компетенции,
личностные, метапредметные результаты освоения программы и их
соответствие
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеразвивающей программы «Истоки».
Задачи аттестации:
- определить уровень теоретической и практической подготовки
обучающихся в конкретной образовательной области;
- определить уровень достижения метапредметных и личностных
результатов;
- проанализировать полноту и эффективность реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Истоки»;
-выявить причины, способствующие или препятствующие её полноценному
освоению обучающимися;
- внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной
деятельности;
- представить основания для перевода обучающегося на следующий год
обучения или выпуска.
Текущая аттестация проводится в процессе усвоения программы
после прохождения каждой темы (раздела). Используется такая форма
проверки знаний, как тест.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого
учебного полугодия (декабрь, май) с целью мониторинга знаний, умений,
полученных обучающимися. Проверка знаний проводится в форме
практических заданий и тестов.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Истоки» с целью оценки
качества освоения обучающимися содержания образовательной программы.
Аттестация осуществляется в форме итогового теста.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце
каждого учебного полугодия посредством наблюдения.
Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
Уровень достижения прогнозируемого результата фиксируется в
Портфолио достижений обучающихся. Кроме того, анализируются и
обобщаются результаты творческих конкурсов.
1.4. Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя
группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
Результаты обучения:
– Таблица «Критерии оценивания предполагаемых результатов обучения
воспитанников: теоретическая и практическая подготовка».
– Таблица «Карта индивидуального роста».
Результаты личностного роста:
– Таблица «Примерные критерии оценивания предполагаемых результатов
обучения воспитанников: познавательный интерес, творческое воображение.
«Критерии оценивания предполагаемых результатов обучения
воспитанников: теоретическая и практическая подготовка».
Показатели
(оценив. параметры)
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Уровень
усвоения
Методы
диагностики
1. Теоретическая подготовка
1.1.Теоретические
Соответствие
знания по основным теоретических
разделам
учебно- знаний
тематического плана обучающегося
программы
программным
требованиям
Обучающийся
овладел менее чем
1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой
Объем освоенных
знаний составляет
более 1/2
Обучающийся
освоил
практически весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
1.2.Владение
Осмысленность Обучающийся, как
специальной
и правильность правило, избегает
терминологией
использования употреблять
специальной
специальные
терминологии
термины
Обучающийся
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой
Специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием
2. Практическая подготовка
2.1
Практические Соответствие
Обучающийся
умения и навыки, практических
овладел менее чем
предусмотренные
умений
и 1/2 объема знаний,
программой
навыков
предусмотренных
обучающегося умений и навыков
программным
Объем освоенных
требованиям.
умений и навыков
Креативность
составляет более
в выполнении 1/2
творческих
заданий
Обучающийся
овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
Низкий
1-3
балла
Средний
4-6
баллов
Высокий
от
7
баллов
Низкий
1-3
балла
Наблюдение,
устные
опросы,
собеседование,
тестирование
Средний
4-6
баллов
Высокий
от
7
баллов
Низкий
1-3
балла
Средний
4-6
баллов
Итоговые
выступления
на
мероприятиях
Высокий учреждения
от
7
баллов
Мониторинг личностного развития
Показатели
(оценивающие параметры)
Критерии
Уровень
Усвоения
1. Творческое воображение
Оригинальность, остроумие
Низкий
1-3 балла
2.Интерес к занятиям
в объединении
Средний
4-5 баллов
Высокий
6 баллов
Осознанное участие обучающегося в Низкий
освоении программы
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов
Карта индивидуального роста обучающегося
Образовательная программа _________________________ Ф. И. О. педагога_____________________________________
Высокий уровень
6 баллов
Средний уровень
4--5 баллов
Низкий уровень
0-3 балла
Высокий уровень
От 7 баллов
Средний уровень
4--6 баллов
Низкий уровень
0-3 балла
Высокий уровень
От 7 баллов
Средний уровень
4--6 баллов
Низкий уровень
0-3 балла
Высокий уровень
От 7 баллов
Средний уровень
4--6 баллов
полугодие
Показатели оценивания предполагаемых Показатели оценивания личностного развития
результатов обучения
воспитанников
Теоретическая
Практическая
Интерес к занятиям
Творческое
подготовка
Подготовка
воображение
Низкий уровень
0-3 балла
год обучения
ФИО ребёнка
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая,
групповая.
Формы организации учебного занятия: устные опросы, наблюдение, тесты,
работа по карточкам, концертные выступления, учебные познавательные игры,
практические занятия.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации образовательной
программы:
№
п/п
1
Педагогические
технологии
Личностноориентированные
2
Игровые
3
Проблемного
обучения
4
Групповые
5
6
Дифференцированный
подход
ИКТ-технологии
Характеристика
Ставят в центр образовательной деятельности
личность ребенка, обеспечение комфортных
условий
для
творческого развития
обучающегося.
Обучающиеся
усваивают
опыт, знания
овладевают умениями и навыками в
соответствии
с
поставленной
целью
посредством игровой деятельности.
Предполагает систему проблемных задач
различного уровня сложности, в процессе
решения которых обучающиеся овладевают
новыми знаниями и способами действия
Предполагают:
1) Групповую работу.
2) Межгрупповую
(группы
выполняют
разные задания в рамках общей цели.
Предполагает дифференциацию по возрасту,
уровню развития способностей.
Предполагают
овладение
обучающимися
способами
получения,
хранения
и
распространения информации с помощью
современных машин и программных продуктов.
Рекомендуемыми технологиями, используемыми в процессе реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
являются:
проблемного
(конкурсного) обучения, дифференцированного подхода, игровая технологии.
Технология проблемного обучения предполагает систему проблемных задач
различного уровня сложности, в процессе решения которых обучающиеся
овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит
формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения,
познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Самостоятельная работа дисциплинирует обучающихся, заставляет мыслить
критически и дает возможность развивать у обучающихся пространственное
воображение.
Игровая технология – это способ обучения с применением на занятиях игр.
Игра – вид деятельности, при котором в процессе игровой ситуации решается
учебная задача. Игровая технология представляет особый интерес, так как в игре
происходит решение важных и сложных вопросов, закрепление знаний языка.
Этапы организации игры на занятии:
- введение в игру, когда педагог рассказывает обучающимся правила игры,
делит на группы при необходимости, раздает средства, необходимые для
организации игры;
- конструирование описания разрабатываемого объекта, когда происходит
работа в командах или индивидуально;
- реализация разрабатываемого объекта, когда происходит озвучивание
результатов работы;
- оценка работы обучающихся.
Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
1) Организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2) Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если
было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
3) Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная
задача, проблемное задание детям).
4) Основной
- усвоение новых знаний и способов действий;
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей
и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний
использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность детей.
- первичная проверка понимания;
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют
пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием
- закрепление знаний и способов действий;
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют
тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний;
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5) Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
6) Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом
урока; проанализировать где и почему были допущены ошибки, как их можно было
исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения,
организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить
успешность достижения цели.
Список литературы.
1. Богуславская И.Я. «Проблемы традиций в искусстве современных народных
художественных промыслов». «Творческие проблемы современных народных
художественных промыслов». Сборник статей. Издательство «Художник
РСФСР», Ленинград, 1981г.
2. Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.110.-М., 1991-1994
3. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад, 2008. – 96с.
4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120с.
5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. –
СПб.: «Паритет», 2005. – 240с.
6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский
дом «Азбука-классика», 2007. – 560с.
7. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный
характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник
научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/
Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ
Проспект», 2006. 88стр.
8. Величкина О., Иванова А, Краснопевцева Е. Мир детства в народной
культуре. – М ., 1992
9. Агаева И.В. «Куклы из бабушкиного сундука» // Народное творчество. – 2004.
- №3. – С.64.
Раздел 3. Приложение
План воспитательной работы
№
п/п
Дата
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Май
Май
В течение
года
Мероприятие
Участники
1. Модуль «Учебное занятие»
Конкурс агитационных
Обучающиеся
рисунков «Каскад ждет
объединения
тебя!»
«Истоки»
Проведение часа общения
Обучающиеся
«Портрет русского
объединения
человека»
«Истоки»
Игра «Народные приметы»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Проведение занятия «Россия
Обучающиеся
– родина моя»
объединения
«Истоки»
Интерактивные игры и
Обучающиеся
викторины
объединения
«Истоки»
2. Модуль «Детское объединение»
Ведение страницы детского
Обучающиеся
объединения в
объединения
социальной сети ВКонтакте
«Истоки»
Участие в социально
Обучающиеся
значимых делах,
объединения
мероприятиях, социальных
«Истоки»
инициативах, акциях,
конкурсах
Участие в школьном бале
Обучающиеся
выпускников
объединения
«Истоки»
Участие в отчетном
Обучающиеся
концерте «Звездный дождь»
объединения
«Истоки»
Поделки ко Дню пожилого
Обучающиеся
человека, Дню матери
объединения
«Истоки»
Примечание
Сентябрь
Сентябрь
Апрель
Ноябрь
В течение
года
Сентябрь
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Сентябрь
3. Модуль «Воспитательная среда»
Событие «Каскад: добро
Обучающиеся
пожаловать!»
объединения
«Истоки»
День здоровья «Быть
Обучающиеся
здоровым - здорово!»
объединения
«Истоки»
«Посвящение в каскадовцы»
Обучающиеся
первого года
обучения
объединения
«Истоки»
Ведение дневника личных
Обучающиеся
результатов «Мои
объединения
достижения»
«Истоки»
3.1. Деятельность детского актива
Выбор органов детского
Обучающиеся
самоуправления в
объединения
объединении
«Истоки»
Участие Совета детского
Обучающиеся
актива учреждения и активов
старше 12 лет
детских объединений
члены избранного
планировании, проведении и Совета детского
анализе образовательных
актива
событий учреждения
4. Модуль «Профессиональное определение»
Реализация задач и
Обучающиеся
мероприятий
объединения
профессионального
«Истоки»
самоопределения в рамках
реализуемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Реализация краткосрочной
Обучающиеся
программы «Мир
объединения
профессий: выбор за мной!» «Истоки» 12 лет и
старше
5. Модуль «Профилактика»
Участие в краевых и
Обучающиеся
городских акциях по ЗОЖ
(согласно краевому
и городскому планам)
объединения
«Истоки»,
родители
Сентябрь
Акция «Безопасный
интернет»
Сентябрь
Участие в мероприятиях в
рамках Месячника
безопасности
Участие в городской акции
«За здоровье и
безопасность»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Октябрь
Декабрь
Март
Май
Сентябрь
Участие в городской
профилактической акции по
профилактике ВИЧинфекции и СПИДа
Участие в городской акции
«Сообщи, где торгуют
смертью»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Цикл профилактических
мероприятий, посвященных
Всемирному Дню без табака
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
6. Модуль «Работа с родителями»
Родительское собрание в
Родители
объединении
обучающихся
В течение
года
Консультирование
родителей по запросам
Март
Конкурс презентаций
«Наша семья»
Апрель
Ноябрь
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Родители
обучающихся
Обучающиеся
объединения
«Истоки»,
родители
Выставка семейных работ «
Обучающиеся
Моя семья»
объединения
«Истоки»,
родители
7. Модуль «Я - патриот»
Конкурс рисунков,
Обучающиеся
посвященный Дню
объединения
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
народного единства
«Истоки»
Единый урок «Мы –
Обучающиеся
Россияне!», посвященный
объединения
Дню Конституции РФ
«Истоки»
Беседа, посвященная Дню
Обучающиеся
снятия блокады города
объединения
Ленинграда
«Истоки»
Патриотическая викторина
Обучающиеся
ко Дню защитника
объединения
Отечества
«Истоки»
Участие в конкурсе
Обучающиеся
рисунков ко Дню защитника
объединения
Отечества
«Истоки»
Участие в шествии на
Обучающиеся
мемориальный комплекс,
объединения
посвященное Дню победы
«Истоки»
8. Модуль «Безопасность движения»
Вручение Памяток
Обучающиеся
обучающимся «Правила
объединения
движения в ваших руках»,
«Истоки»
участие в мероприятиях в
рамках Недели безопасности
дорожного движения
Викторина по ПДД, с целью
Обучающиеся
выявления уровня знаний
объединения
обучающихся
«Истоки»
Организация и просмотр
Обучающиеся
видеофильмов,
объединения
видеороликов,
«Истоки»
мультфильмов
обучающимися по ПДД
Ноябрь
Выставка рисунков «Моя
безопасная дорога»
Декабрь
Проведение инструктажей и
бесед с обучающимися.
Проведение онлайнвикторины «Дорожная
азбука».
Апрель
Участие обучающихся в
фото-марафоне
«Пристегнись
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Обучающиеся
объединения
«Истоки»
Обучающиеся
объединения
Истоки»
и улыбнись!»