Дополнительная общеразвивающая программа"Юный патриот"

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
Название программы

«Юный патриот»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный
Социально-педагогическая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

1 год

Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

11-17 лет
2018 год
Совершенствование качества гражданского и
патриотического
воспитания
молодого
поколения, воспитания личности гражданина,
способного занять активную жизненную
позицию и встать на защиту интересов Родины.
Программа состоит из двух ступеней
обучения. Первая ступень ориентирована на
массовую подготовку команд образовательных
учреждений города Березники для участия в
муниципальном этапе военно-патриотической
игры «Зарница».
Вторая
ступень
является
подготовительным этапом тренировочного
процесса к участию в игре «Зарница» на
краевом уровне.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
За последние годы в России были предприняты значительные усилия к
укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан
Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим работу в
данном направлении, является программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Стратегическими ориентирами воспитания, сформулированными
Президентом
Российской
Федерации
В.В.Путиным,
являются:
«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России –
зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и
малой Родине, общенациональная и этническая идентичность…».
Актуальность программы
Стратегий развития образования в Российской Федерации на период до
2025 года патриотическое воспитание, как одно из главных ее направлений,
предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за
свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за
будущее России на основе развития программ патриотического воспитания
детей, в том числе военно-патриотического воспитания». Также одним из
важных направлений патриотического воспитания в рамках реализации
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» является развитие спортивнопатриотического воспитания, обеспечение формирования у молодежи
морально-психологической и физической готовности к защите Отечества.
Сегодня все эти задачи успешно достигаются в нашем государстве за счет
значительного
развития
патриотического
движения
школьников,
возрождение военно-патриотической игры «Зарница».
К сожалению, из современной школьной программы исчез такой
предмет как начальная военная подготовка. Сейчас краткое знакомство с
азами военного дела проходит в рамках предмета ОБЖ. Этого объема часов
явно недостаточно. Недостаток профессиональных кадров из числа офицеров
в отставке, способных передать допризывной молодежи необходимые знания
и навыки основ военной службы, сказывается на качестве подготовки
школьников к муниципальному и краевому этапам ВПИ «Зарница».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что внедрение краткосрочной
программы,
нацеленной
на
тесное
взаимодействие
субъектов
патриотического
воспитания
и
удовлетворение
потребностей
общеобразовательных учреждений в качественной подготовке обучающихся
к военно-патриотическим соревнованиям, является актуальной проблемой,
требующей своевременного решения.
Программа
«Юный патриот» имеет
социально-гуманитарную
направленность, разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28
марта 1998 г. № 53-ФЗ;

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о
подготовке граждан РФ к военной службе» от 31 декабря 1999 г. № 1441;
• Постановление Правительства РФ о государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» от 11 июля 2005
г. № 422;
• Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ
«Об утверждении инструкции обучения граждан РФ начальным знаниям в
области обороны и подготовки по основам военной службы» от 03 мая 2001
г. № 203/1936.
• Закон РФ «Об образовании»
• Закон РФ «О защите прав ребенка»
• Конвенция ООН «О правах ребенка»
• Типовое положение об учреждении дополнительного образования
детей.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
закона «О воинской обязанности и военной службе», обязательного
минимума содержания курса «Безопасность жизнедеятельности» в
образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования,
рекомендаций Министерства образования Российской Федерации от
14.07.1998 г. № 1133/14-12.
Программа является модифицированной и разработана на основе
следующих образовательных программ:
- дополнительная общеразвивающая программа «Основы военной
службы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»;
- дополнительная образовательная программа «Защитники Отечества»,
составитель Фарафонов А.В., «Дом детского творчества «Октябрьский», г.
Новосибирск, 2014г.;
- образовательная программа «Военно-прикладное многоборье»,
составители: Н.Н.Акифьева, М.С.Королева, М.С.Степанова, МОУ ДОД
«Центр «Поиск», г. Северск, 2012г.;
- «Рабочая программа по основам военной службы», составитель
М.Х.Абитов, Татарстанский кадетский корпус приволжского федерального
округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиаллина, 2016г.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
является подготовительной базой для участников военно-патриотической
игры «Зарница».
Новизна программы:
- включение в содержание программы технической составляющей (в
рамках раздела «Основы обороны государства» обучающиеся знакомятся с
инновациями в российской армии, современным оружием и перспективах
развития технического оснащения вооруженных сил РФ);
- в рамках выстраивания модели сетевого взаимодействия программой
запланировано освоение учебного материала с использованием ресурсов
таких организаций как: Федерация Рукопашного боя города Березники и
Пермского края, ПОУ «Березниковский региональный центр ДОСААФ

России», Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Березники,
Отряд мобильный особого назначения ГУ МВД России по Пермскому краю
(дислокация г. Березники), местное и региональное отделение местное
отделение ВВПОД «ЮНАРМИЯ», общественное объединение «Союз
ветеранов боевых действий». Реализация программы предусмотрена
городским проектом «Юнармия. Наставничество».
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы: 72 часа (36 учебных недель).
Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: два раза в неделю по 45 мин.
Форма обучения: очная. Программа предусматривает организацию
образовательной
деятельности
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий, реализуемых с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагога. С использованием электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий могут
организовываться такие виды учебных видов деятельности как: учебное
занятие, мастер-класс, дискуссионные площадки, консультации (групповые,
индивидуальные), опросы и другое.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного
возраста от 11 до 17 лет. При построении образовательно-воспитательного
процесса необходимо учитывать психологические характеристики детей всех
представленных возрастных категорий, уровни их физического развития и
потребности
Дети
11-12-летнего
возраста
отличаются
повышенной
интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться
физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать
высокую оценку со стороны. У подростков начинает формироваться более
осознанный подход к миру профессии, политики, нравственности.
У подростков 13-15-ти лет происходит переход от детства к взрослости.
В этом возрасте обучающиеся ощущают свою принадлежность и
причастность к определенной социальной группе. Они уже не просто
подражают в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю,
традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества,
которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий
эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные,
интеллектуальные и патриотические чувства.
В возрасте 16-17 лет у подростков возникают глубокие, действенные,
устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и
дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные
сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания,
памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются

неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью
характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых
качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей
возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их
жизненном пути.
Особенности организации образовательного процесса
Программа состоит из двух ступеней обучения. Первая ступень
ориентирована на массовую подготовку команд образовательных
учреждений города Березники для участия в муниципальном этапе военнопатриотической игры «Зарница». Занятия проводятся 2 часа в неделю. Состав
одной группы не более 15 человек. В конце первой ступени обучения
проходит диагностика знаний и навыков в форме зачета, тестирования и
сдачи нормативов. После контрольных занятий комплектуется состав команд
муниципального этапа.
Вторая ступень является подготовительным этапом тренировочного
процесса к участию в игре «Зарница» на краевом уровне. При переходе на
вторую ступень происходит смена состава обучающихся и увеличение
нагрузки на одну группу до 4 часов в неделю. В списочный состав
включаются члены команд - призеров муниципального этапа и победители
личных первенств, в общем количестве 15 человек.
Образовательный процесс строится в форме теоретических и
практических занятий.
Реализация системы знаний, умений и навыков обучающимися
происходит в процессе теоретической и практической деятельности, через
разнообразные формы работы: обучающие занятия, контрольные занятия,
соревновательная деятельность.
Основными формами проведения занятий являются: групповая и
индивидуальная.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: совершенствование качества гражданского и
патриотического воспитания молодого поколения, воспитания личности
гражданина, способного занять активную жизненную позицию и встать на
защиту интересов Родины.
Задачи:
Предменые
- знакомить с правовыми основами обороны государства и военной
службы, основами доврачебной помощи и химической защиты;
- учить владеть приемами строевой, огневой, силовой подготовки;
- формировать знания о безопасном поведении человека в условиях
чрезвычайных ситуаций;

- приобрести практические навыки преодоления препятствий в военноприкладных видах спорта;
- разучивать комплексы физических упражнений.
Метапредметные:
- содействовать физическому развитию и укреплению здоровья;
- формировать и развивать мышление безопасной жизнедеятельности;
- развивать умение оценивать собственные возможности при
выполнении учебных задач и правильность их решения;
- содействовать развитию умений работать в команде, организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Личностные
воспитывать
гражданское
сознание,
самостоятельность,
дисциплинированность, настойчивость и культуру поведения;
- содействовать вовлечению обучающихся в социально и культурно
значимую деятельность, способствующую их успешной социализации.
- формировать мотивационно-ценностное отношение к военной
профессии, выработку готовности к достойному служению обществу и
государству;
- формировать коммуникативные компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной учебной,
деятельности.

1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I СТУПЕНЬ (СЕНТЯБРЬ-ФЕВРАЛЬ)
№
Содержание разделов
1. Строевая подготовка
п/п
2. Разборка-сборка автомата

I ступень (24 недели)
12
12

3. Снаряжение магазина
4. Химическая защита
5. Первая доврачебная помощь

4
8
6

6. Основы обороны государства
7. Диагностика

4
2

ИТОГО:

48

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I I СТУПЕНЬ (МАРТ-МАЙ)
№
Содержание разделов
п/п
1. Строевая подготовка
2. Разборка-сборка автомата

II ступень (12 недель)
5
2

3. Снаряжение магазина

1

4. Химическая защита
5. Первая доврачебная помощь

2
2

6. Марш-бросок
7. Метание гранаты

2
1

8. Общевойсковая полоса препятствий
9. Силовая подготовка

3
3

10. Основы обороны государства

2

11. Диагностика

1
24

ИТОГО:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ-ФЕВРАЛЬ
I ступень (24 недели)
Наименование
1.
1.1.
1.2
2.
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.

Строевая подготовка
Изучение положений Строевого устава ВС РФ
Строевые приемы и движение без оружия
Разборка-сборка автомата
Изучение материальной части АК-74
Выполнение норматива по сборке-разборке
автомата
Снаряжение магазина
Изучение условий выполнения норматива
Практическое выполнение норматива
Химическая защита
Порядок выполнения норматива по
надеванию противогаза и ОЗК
Практическое выполнение норматива по
надеванию противогаза и ОЗК
Первая доврачебная помощь
Виды ран и общие правила оказания первой
медицинской помощи
Практическое оказание первой доврачебной
помощи
Основы обороны государства
Государственная и военная символика
Оборона государства
Общевоинские уставы и ритуалы
Военная история Отечества
Диагностика
ИТОГО:

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1
1
–
1
1
–

11
–
11
11
–
11

12
1
11
12
1
11

0,5
0,5
–
1
1

3,5
–
3,5
7
–

4
0,5
3,5
8
1

–

7

7

1
1

5
–

6
1

–

5

5

2
0,5
1
0,5
1
–
7,5

2
–
0,5
–
0,5
2
40,5

4
0,5
1,5
0,5
1,5
2
48

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МАРТ-МАЙ
II ступень (12 недель)
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Строевая подготовка
1
4
5
1.1. Изучение положений Строевого устава ВС РФ
1
–
1
1.2 Строевые приемы и движение без оружия
–
4
4

2.
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
7.
7.1
7.2
8.
8.1
8.2
9.
9.1
9.2
10.
10.1
10.2
10.3
10.4
11.

Разборка-сборка автомата
Изучение материальной части АК-74
Выполнение норматива по сборке-разборке
автомата
Снаряжение магазина
Изучение условий выполнения норматива
Практическое выполнение норматива
Химическая защита
Порядок выполнения норматива по
надеванию противогаза и ОЗК
Практическое выполнение норматива по
надеванию противогаза и ОЗК
Первая доврачебная помощь
Виды ран и общие правила оказания первой
медицинской помощи
Практическое оказание первой доврачебной
помощи
Марш-бросок
Техника и порядок прохождения этапов
марш-броска
Практическое выполнение
Метание гранаты
Ознакомление с условиями и порядком
выполнения упражнения
Практическое выполнение
Общевойсковая полоса препятствий
Техника и порядок прохождения
общевойсковой полосы препятствий
Практическая отработка норматива
Силовая подготовка
Доведение порядка выполнения комплекса
силовых упражнений
Практическое выполнение
Основы обороны государства
Государственная и военная символика
Оборона государства
Общевоинские уставы и ритуалы
Военная история Отечества
Диагностика
ИТОГО:

0,5
0,5
–

1,5
–
1,5

2
0,5
1,5

0,5
0,5
–
0,5
0,5

0,5
–
0,5
1,5
–

1
0,5
0,5
2
0,5

–

1,5

1,5

1
1

1
–

2
1

–

1

1

0,5
0,5

1,5
-

2
0,5

0,5
0,5

1,5
0,5
-

1,5
1
0,5

0,5
0,5

0,5
2,5
-

0,5
3
1

0,5
0,5

2,5
2,5
-

2,5
3
0,5

1,5
0,5
0,5
0,5
–
–
7

2,5
0,5
–
–
–
0,5
1
17

2,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1
24

Содержание разделов обучения
(I ступень)
1. Строевая подготовка
Теория
Изучение строевого Устава ВС РФ. Понятия строй, шеренга, колонна,
тыл, фланг, фронт.
Практика
Практическое выполнение основных элементов строевой подготовки:
строевая стойка, повороты на месте, повороты в одну-две шеренги, строевой
шаг на месте и в движении. Выполнение команд «становись», «равняйсь»,
«смирно», «вольно». Предварительная и исполнительная команда. Воинское
приветствие на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем.
Исполнение строевой песни.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.
2. Разборка-сборка автомата
Теория
Изучение материальной части АК-74 (основные детали, принципы
действи, назначение и т.п.). Меры безопасности при обращении с автоматом.
Знакомство с особенностями выполнения неполной разборки и сборки
автомата Калашникова, собенностями выполнения норматива, критерии
оценки выполнения норматива, штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение норматива.
3. Снаряжение магазина
Теория
Знакомство с особенностями снаряжения магазина автомата
Калашникова патронами. Порядок выполнения норматива, начисление
штрафных баллов.
Практика
Практическое выполнение норматива.
4. Химическая защита
Теория
Порядок надевания противогаза. Порядок надевания общевойскового
защитного комплекта. Порядок выполнения норматива по надеванию ОЗК.
Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение норматива.
5. Первая доврачебная помощь
Теория
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью.Первая медицинская помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-

двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой
травме. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия
клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической
смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких. Практические занятия.
Транспортировка
пострадавших.
Способы
транспортировки
пострадавших в зависимости от полученных травм и рельефа местности.
Изготовление носилок из подручных средств.
Практика
Практические занятия в полевых условиях (выезд на т/х «Юнга
Камы»).
6. Основы обороны государства
Теория
Государственная и военная символика.Вооруженные Силы Российской
Федерации. Руководство и управление ВС РФ. Воинская обязанность.
Организация и сроки призыва на военную службу. Конституция РФ, Законы
РФ «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».
Общевоинские уставы и ритуалы.Понятие о воинских уставах. Общие
обязанности военнослужащего. Воинские звания и знаки различия. Строй и
его элементы. Значение военной присяги. Ритуалы и порядок их проведения
в уставе внутренней службы ВС РФ. Великие полководцы со времен
Киевской Руси и до 40-х годов 20 века.Основные события военной истории:
битва на Чудском озере, Куликовская битва, Полтавское сражение,
Бородинское сражение, оборона Севастополя, Гангутское сражение, Россия в
I мировой войне. Битва под Москвой, Харьковом, Ельней. Сталинградская
битва. Курская битва. Взятие Берлина. Партизанское движение в годы
Великой Отечественной войны.
Практика
Выполнение тестовых заданий.
7. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки.
Анкетирование, тестирование, презентация работ, сдача нормативов.
Содержание разделов обучения (II ступень)
1. Строевая подготовка
Теория
Изучение строевого Устава ВС РФ. Понятия строй, шеренга, колонна,
тыл, фланг, фронт.
Практика
Практическое выполнение основных элементов строевой подготовки:
строевая стойка, повороты на месте, повороты в одну-две шеренги, строевой
шаг на месте и в движении. Выполнение команд «становись», «равняйсь»,
«смирно», «вольно». Предварительная и исполнительная команда. Воинское

приветствие на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем.
Исполнение строевой песни.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.
2. Разборка-сборка автомата
Теория
Изучение материальной части АК-74. Меры безопасности при
обращении с автоматом. Порядок выполнения неполной разборки и сборки
автомата Калашникова. Особенности выполнения норматива. Критерии
оценки выполнения норматива. Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение норматива.
3. Снаряжение магазина
Теория
Обучение снаряжению магазина автомата Калашникова патронами.
Порядок выполнения норматива. Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение норматива.
4. Химическая защита
Теория
Порядок надевания противогаза. Порядок надевания общевойскового
защитного комплекта. Порядок выполнения норматива по надеванию ОЗК.
Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение норматива.
5. Первая доврачебная помощь
Теория
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Виды ран и
общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения
жгута. Борьба с болью.Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного
аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая
медицинская помощь при остановке сердца. Возможные причины
клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа
сердца
и
искусственной
вентиляции
легких.
Транспортировка
пострадавших. Способы транспортировки пострадавших в зависимости от
полученных травм и рельефа местности. Изготовление носилок из
подручных средств.
Практика
Практические занятия.
6. Марш-бросок
Теория
Техника и порядок прохождения этапов марш-броска: преодоление
зараженного участка в противогазе, после прохождения дистанции, укладка

противогаза. Выдвижение из района сосредоточения на рубеж перехода в
атаку, преодоление минных полей и заграждений. «Атака» переднего края
обороны противника тремя обязательными к исполнению способами: бегом,
короткими перебежками, переползанием. Стрельба по падающей мишени.
Оказание медицинской помощи, переноска «пострадавшего».
Практика
Практическое выполнение, отработка нормативов по каждому этапу.
7. Метание гранаты
Теория
Ознакомление с условиями и порядком выполнения упражнения.
Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение: броски гранаты в цель и на максимальное
расстояние.
8. Общевойсковая полоса препятствий
Теория
Техника
и
порядок
прохождения
общевойсковой
полосы
препятствий:линия начала полосы (стартовая линия), участок для
скоростного бега, лабиринт, ров, забор, разрушенная лестница, стенка,
колодец и ход сообщения, траншея, беговая дорожка.Штрафные баллы.
Практика
Практическая отработка норматива.
9. Силовая подготовка
Теория
Доведение порядка выполнения комплекса силовых упражнений:
силовая гимнастика (подтягивание, отжимание), короткий бег, бег на
выносливость. Штрафные баллы.
Практика
Практическое выполнение
10. Основы обороны государства
Теория
Государственная и военная символика.Вооруженные Силы Российской
Федерации. Руководство и управление ВС РФ. Воинская обязанность.
Организация и сроки призыва на военную службу. Конституция РФ, Законы
РФ «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».
Общевоинские уставы и ритуалы.Понятие о воинских уставах. Общие
обязанности военнослужащего. Воинские звания и знаки различия. Строй и
его элементы. Значение военной присяги. Ритуалы и порядок их проведения
в уставе внутренней службы ВС РФ. Великие полководцы со времен
Киевской Руси и до 40-х годов 20 века. Основные события военной истории:
битва на Чудском озере, Куликовская битва, Полтавское сражение,
Бородинское сражение, оборона Севастополя, Гангутское сражение, Россия в
I мировой войне. Битва под Москвой, Харьковом, Ельней. Сталинградская
битва. Курская битва. Взятие Берлина. Партизанское движение в годы
Великой Отечественной войны.

Современное материально-техническое обеспечение Вооружённых сил
Российской Федерации», «Новые военные российские технологии», «Умное
оружие», «Беспилотные летательные аппараты», «Роботы на страже России».
Практика
Выполнение тестовых заданий.
11. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки.
Анкетирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К числу планируемых результатов освоения образовательной
программы отнесены:
Предметные результаты:
Знать:
- основные поражающие факторы ядерного, химического и
биологического оружия и способы защиты от него;
- назначение, устройство и правила пользования средствами
индивидуальной и коллективной защиты;
- основные положения строевого Устава ВС РФ;
- порядок выполнения приказов и обращения к старшим по званию;
- элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов.
- назначение, устройство и боевые свойства автомата Калашникова;
Уметь:
- правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства
индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм
ОЗК);
- преодолевать зоны заражения, используя средства индивидуальной
защиты;
- выполнять одиночные и групповые строевые приемы, в том числе со
строевой песней, слаженно действовать в составе подразделения;
- выполнять воинское приветствие;
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова,
производить осмотр автомата;
- выполнять комплексы физических упражнений;
- преодолевать элементы полосы препятствий.
Метапредметные результаты:
- демонстрировать желание заниматься физической культурой, вести
здоровый образ жизни;
- демонстрировать сформированность правильного представления о
личной безопасности;
- проявлять умение самостоятельно определять цели своего обучения,
формулировать и ставить перед собой новые учебные и познавательные
задачи;

- демонстрировать желание к позитивной совместной деятельности..
Личностные результаты:
- проявлять заинтересованность к подготовке к службе в ВС;
- демонстрировать желание поддерживать дисциплину на занятиях,
волевое поведение;
- проявлять желание участвовать в социально и культурно значимых
мероприятиях;
- демонстрировать стремление к налаживанию эффективных
коммуникативных
отношений,
решению
проблем.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Юный патриот»
на 2022-2023 учебный год
Учебный курс рассчитан на 36 учебных недель

2

2

2

2

2

2

Каникулярный период, праздничные дни
1. Реализация программы в период I ступени обучения с 06.09. по 26.12 (24 недели, 48 занятий)
2. Реализация программы в период II ступени обучения с 28.02. по 29.05 (12 недель, 24 занятия)

36/
72ч

57,5

2

14,5

2

Всего
часов
по
програ
мме

52

2

51

2

50

2

49

2

48

2

Всего
учебн
.нед.
/час

август

47

2

46

2

45

39

2

44

38

2

июль

43

37

2

42

36

2

41

35

2

40

34

2

33

2

32

2

31

17

2

30

16

2

29

15

2

28

14

2

27

13

2

26

12

2

25

11

2

июнь

24

10

2

май

23

9

2

апрель

22

8

2

март

21

7

2

февраль

20

6

2

19

5

2

18

4

январь

3

декабрь

2

1

ноябрь

октябрь

обучениоб
учения
Группа
№1

1 год
обучения

недели

сентябрь

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- спортивный зал для занятий физической культурой, строевой
подготовкой;
- кабинет для занятий химической защиты и огневой подготовки;
- учебные автоматы – 1 шт.;
- общевойсковой защитный комплект (ОЗК) -1 шт.;
- легкий защитный комплект (Л-1) – 1 шт
- дозиметры - 1 шт.;
- технические средства обучения (компьютер, звуковоспроизводящая
аппаратура, фонограммы);
- оборудованная полоса препятствий.
2. Кадровое обеспечение.
Руководитель объединения – педагог дополнительного образования,
имеющий знания в области физической культуры и спорта, военноприкладных дисциплин, опыт преподавательской деятельности по
дисциплине ОБЖ.
3. Методические материалы
– Государственная и военная символика.
– Воинская обязанность.
– Общевойсковые уставы.
– Строевая подготовка.
– Строевой устав вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Дидактические материалы
– Наглядный материал «Отличительные знаки лиц и объектов,
пользующихся международным правом на защиту».
– Реестры:
• дней воинской славы России;
• города-герои;
• ордена, почетные награды;
• полководцы и руководство Вооруженных сил СССР в период Великой
Отечественной войны.
– Видеофильмы:
• «Воинские ритуалы». Серия «Начальная военная подготовка» и основы
безопасности жизнедеятельности»;
• «Военно-воздушные силы России», серия «Вооруженные силы
России»;
• «Воздушно-десантные войска», серия «Вооруженные силы России»;
• «Великая Отечественная Война1941-1945»;
• «Военно-учебные заведения России», серия «Вооруженные Силы
России»;

• «Спецназ», серия «Вооруженные Силы России»;
• «Афган. Возвращение», серия «Армия. Российская история 20-го
столетия».
– Интерактивные игры «Человек и закон», «Воинские знаки отличия».
2.3.Формы контроля
Формами педагогического контроля являются:
- участие в соревновательных мероприятиях по военно-прикладным
видам спорта;
- показательные выступления, участие в городских патриотических
мероприятиях;
- тестовые задания;
- выпуск боевых листков;
- беседы на героико-патриотические темы, политинформация;
- уроки мужества, уроки живой истории;
- анкетирование;
- сдача контрольных нормативов, норм ГТО.
Педагогический контроль осуществляется на протяжении всего
учебно-воспитательного процесса. Цель контроля – оценка уровня
теоретической и практической подготовленности, отслеживание личностного
развития обучающихся.
Педагогический контроль реализуется посредством диагностики уровня
сформированности теоретических и практических навыков по следующим
параметрам:
- теоретические знания;
- владение терминологией;
- практические навыки;
- результаты участия массовых и контрольных мероприятиях;
Показателем уровня сформированности мотивации к занятиям является
сохранность контингента в объединении в течение учебного курса.
В мониторинге уровня сформированности знаний, умений и навыков
используются следующие методы диагностики: контрольный опрос,
викторины, игровые задания, тесты, контрольные испытания и учет
результатов соревновательной деятельности.
Мониторинг личностного развития осуществляется педагогом с
использованием следующих методов: наблюдение, анкетирование,
тестирование.
Контрольные испытания по практической подготовке проводятся в
конце курса обучения. Отследить результативность образовательного
процесса позволяет система педагогического мониторинга, в которую входят
следующие диагностические материалы:
1. Анкета «Отечество моё – Россия» (автор Д.В. Григорьев).
2. Нормативы по строевой, огневой, физической подготовке, химической
защите.

2.4. Оценочные материалы
«Отечество моё – Россия»
(анкета Д.В. Григорьева)
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и
незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос
предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета
может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками
для определения уровня сформированности личностных качеств гражданинапатриота. На основании полученных результатов могут быть внесены
коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и
интерпретация проводится только социально-психологической службой
школы
(педагог-психолог,
социальный
работник).
Обработка
и
интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по
частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет
вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20
минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности,
основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных
ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие
«патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте,
пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование
ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя
понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей
нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями
других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к
самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной
культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы
государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым
мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней
молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в
чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и
жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот
(нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности
сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других
людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних
противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)____
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и
заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей
ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в
наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй
части представленной анкеты, так как она позволяет поставить
передобучающимися значимые для личностного развития вопросы, создать
диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли
обучающихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу
развития патриотических чувств.
Диагностика личностных изменений
(на основе методики оценки воспитанности учащихся Файзуллиной Г.З.,
Поляковой И.В., Некрасовой Л.В.)

Для выявления уровня личностных изменений обучающихся предлагается
оценить личностные изменения по 7 показателям с точки зрения самого
обучающегося, родителей, педагога.
Анкета для ребенка
В таблице укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.
№
Показатель
1 Самовоспитание,
отношение к
труду.
2 Отношение к
здоровью.

3 Гражданская
идентичность,
толерантность.

4 Отношение к
искусству.

Суждение
Балл 01234
1 . Стараюсь следить за своим внешним видом.
2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.
3. Умею планировать результат своей деятельности и
доводить свою работу до конечного результата.
4. Умею организовывать свое время, досуг.
5. Соблюдаю правила личной гигиены.
6. Стараюсь отказаться от вредных привычек.
7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления
здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).
8. Стараюсь правильно и регулярно питаться.
9. С уважением отношусь к государственной
символике.
10. Я бережно отношусь к традициям, истории,
произведениям культуры своего народа.
11. Я осознаю гражданские права и обязанности.
12. Терпимо отношусь к людям другой национальности,
уважаю их традиции, историю, культуру.
13. Стараюсь в свободное время посещать культурные
центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).
14. Умею находить прекрасное в жизни.
15. Интересуюсь событиями, происходящими в
культурной жизни.
16. С удовольствием занимаюсь художественным,

декоративно-прикладным творчеством, дизайндеятельностью.
5 Коллективная
17. Активно участвую в коллективной работе.
ответственность
18. Стараюсь качественно выполнить свою часть в
и участие в
коллективной работе.
общественных
19. Проявляю активность и заинтересованность при
делах.
участии в массовых мероприятиях учебного характера
(выставках декоративно-прикладного творчества,
конкурсах, итоговых занятиях и др.).
20. Предлагаю помощь в организации и проведении
массовых мероприятий учебного характера.
6 Взаимодействие
21. Прислушиваюсь к мнению педагога и родителей.
с другими
22. Предлагаю свою помощь другим детям.
членами
23. Стремлюсь не ссориться и не вступать в конфликты.
коллектива
24. Умею слушать собеседника и вести диалог.
7 Социальная
25. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
активность
26. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
27. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
28. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до
конца
Бланки ответов для обучающихся
01234 5 01234
1
9 01234
13 01234
17 01234 21 01234 25 01234
2

01234

6 01234

10 01234

14 01234

18 01234

22 01234

26 01234

3

01234

7 01234

11 01234

15 01234

19 01234

23 01234

27 01234

4

01234

8 01234

12 01234

16 01234

20 01234

24 01234

28 01234

Анкета для родителей и педагога
В таблице укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа:
4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.
№

Показатель

1

Самовоспитание,
отношение к
труду.

2

Отношение к
здоровью.

3

Гражданская
идентичность,
толерантность.

4

Отношение к

Суждение
1 . Старается следить за своим внешним видом.
2. Управляет собой, своим поведением, эмоциями.
3. Умеет планировать результат своей деятельности и
доводить свою работу до конечного результата.
4. Умеет организовывать свое время, досуг.
5. Соблюдает правила личной гигиены.
6. Старается отказаться от вредных привычек.
7. Старается заниматься спортом для укрепления
здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).
8. Старается правильно и регулярно питаться.
9. С уважением относится к государственной символике.
10. Бережно относится к традициям, истории,
произведениям культуры своего народа.
11. Осознает гражданские права и обязанности.
12. Терпимо относится к людям другой национальности,
уважает их традиции, историю, культуру.
13. Старается в свободное время посещать культурные

Балл
01234

искусству.

центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).
14. Умеет находить прекрасное в жизни.
15. Интересуется событиями, происходящими в
культурной жизни.
16. С удовольствием занимается художественным,
декоративно-прикладным творчеством, дизайндеятельностью.
5 Коллективная
17. Активно участвует в коллективной работе.
ответственность
18. Старается качественно выполнить свою часть в
и участие в
коллективной работе.
общественных
19. Проявляет активность и заинтересованность при
делах.
участии в массовых мероприятиях учебного характера
(выставках
декоративно-прикладного
творчества,
конкурсах, итоговых занятиях и др.).
20. Предлагает помощь в организации и проведении
массовых мероприятий учебного характера.
6 Взаимодействие
21. Прислушивается к мнению педагога и родителей.
с другими
22. Предлагает свою помощь другим детям.
членами
23. Стремится не ссориться и не вступать в конфликты. 24.
коллектива
Умеет слушать собеседника и вести диалог.
7 Социальная
25. За что бы ни взялся - добивается успеха.
активность
26. Если что-то задумал, то обязательно сделает.
27. Стремится всегда побеждать и выигрывать.
28. Если берется за дело, то обязательно доведет его до
конца.
Бланки ответов для родителей и педагога
01234 5 01234
1
9 01234
13 01234
17 01234 21 01234 25 01234
2

01234

6 01234

10 01234

14 01234

18 01234

22 01234

26 01234

3

01234

7 01234

11 01234

15 01234

19 01234

23 01234

27 01234

4

01234

8 01234

12 01234

16 01234

20 01234

24 01234

28 01234

Итого

Методика обработки анкеты
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении
всех оценок в группе показателей (в бланке ответов)и делении этой суммы на
четыре.
2. Общую сумму средних баллов всех показателей нужно разделить на
семь (количество показателей).
3. На основании полученных данных с трех точек зрения(ребенка,
родителей, педагога) выстраивается диаграмма, в которой отмечается
динамика личностных изменений обучающегося по годам обучения.
2.5. Методические материалы
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные (устное изложение теоретического материала, объяснение);

- практические (обучение конкретным практическим умениям, навыкам,
при этом рассказ или объяснение педагога сопровождается демонстрацией и
отработкой технических приемов);
- наглядные (показ и восприятие предметов, процессов и явлений в
изображении с помощью плакатов, рисунков, фотографий;
- проблемно-поисковый;
- игровой;
- соревновательный.
В своей практике педагог использует современные педагогические
технологии:
личностно-ориентированные,
информационнокоммуникационные. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим
компонентам образовательного процесса, что обусловлено спецификой
данного направления деятельности.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, коллективная.
Формы организации учебного занятия
По доминирующим образовательным целям выделяются:
- вводное занятие;
- занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и умений;
- занятие по углублению знаний;
- систематизация и обобщение знаний;
- итоговое занятие;
- практическое (тренировочное) занятие;
- комбинированные формы занятий.
По особенности передачи учебного материала используются:
- соревнование, зачет, сдача контрольных нормативов;
- мастер-класс;
- видео-урок, видеотрансляция, просмотр соревнований;
- квест, турнир;
- тренировочное занятие;
- спортивный Челлендж.
Основополагающими принципами реализации программы являются:
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает
скоординированную, целенаправленную работу педагогического состава
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», образовательных учреждений, органов
муниципальной
власти,
молодежных
общественных
организаций,
общественных структур по военно-патриотическому воспитанию молодежи,
ветеранских организаций;
- принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях
обеспечения эффективного воспитания детей и подростков;
- принцип настойчивости и наступательности, который предусматривает
настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения
молодежи и их ценностных установок, ориентированных на национальные
интересы Российской Федерации;

- принцип учета региональных условий Пермского края в развитии
патриотических идей и ценностей, характеризующихся привязанностью,
любовью к родному краю, городу, улице, отряду.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве по следующим
основным направлениям деятельности:
1) духовно-нравственное - предполагает осознание личностью высших
ценностей, идеалов и ориентиров. Оно включает: развитие высокой культуры
и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к
достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных,
профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести,
ответственности и коллективизма;
2) историческое – познание военно-исторического прошлого России,
осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,
гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно
включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в
мировом историческом процессе, военной организации в развитии и
укреплении общества, в его защите от внешних и внутренних угроз;
3) политико-правовое – формирование глубокого понимания
конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и
процессов в обществе и государстве, военной политики, основных
положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и
роли ВС РФ. Это направление включает:
4) патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и
культурных ценностей, отражающих специфику формирования и развития
нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни,
миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и
преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому
народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание
национальных святынь и символов, готовность к достойному и
соответствующему служению обществу и государству;
5) профессионально-деятельностное – формирование добросовестного
и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству,
стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в
интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных
задач.
6) психологическое – формирование у подростков высокой
психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и
ответственных задач в любых условиях обстановки, способности
преодолевать тяготы военной службы. Оно включает: изучение и
прогнозирование социально-психологических процессов в юнармейских
коллективах, профилактику негативных явлений, снятие психологической
напряженности, преодоление стресса;
7) воспитание на воинских традициях – предполагает формирование
устойчивых, исторически сложившихся и передававшихся из поколения к
поколению специфических форм отношений в военной организации

общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей,
нравственных уставов и обычаев, связанных с учебно-боевыми задачами.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее
воспитательное воздействие на молодежь, являются:
- верность воинской присяге, флагу, служение интересам народа;
- самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения
общей победы;
- массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба
независимости Отечества;
- воинская доблесть, умение стойко переносить трудности воинской
службы;
- демократизм взаимоотношений между военнослужащими и доверие;
- гуманизм к поверженному врагу, населению зарубежных стран.

2.6 Список литературы
1. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев. «Основы военной
службы».Учебное пособие для студентов учреждений среднего специального
образования. М.: Издательский центр « Академия». 2001.
2. Ю. А. Науменко. Начальная военная подготовка. Учебник для
средних учебных заведений. М.: «Просвещение»,1998.
3. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ.
4. Наставление по физической подготовке для Вооруженных Сил РФ.
5. Боевой Устав сухопутных войск ВС РФ.
6. Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности» за 2000 – 2009
г. г.
7. Военный энциклопедический словарь.- М.: Воениздат,1988.
8. Вознесенский В.В., Зайцев А.П.Новейшие средства защиты органов
дыхания и кожи.- М.: ООО «ИЦ - Редакция «Военные знания», 2001.
9. Электронный сайт «Армия сегодня». Курс молодого бойца (КМБ) в
армии, что это такое [Электронный ресурс]: https://army-today.ru/sluzhba/kmb


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».