Дополнительная общеразвивающая программа "Деревянные кружева"

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Деревянные кружева»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы

Стартовый

Направленность программы

Техническая

Продолжительность
образовательного процесса

1 год

Возраст обучающихся

12-15 лет

Год основания творческого
объединения

2022 год

Цель программы

Приобщение
учащихся
к
занятиям
творчеством посредством изготовления
кукол из подручных материалов.
Содержание данной программы направлено
на самоопределение личности и создает
условия для ее самореализации, а также
пробуждает интерес у учащихся к обработке
материала, к народному творчеству и
знакомству с промыслами родного края.
Актуальность программы в том, что
воспитание личности невозможно в отрыве
от национальной культуры и народных
традиций. Без знания своих корней, без
обращения к традиционным культурным
ценностям
невозможно
воспитать
образованную личность с серьёзными
духовными запросами, и уже на школьной
скамье
имеющей
сформирование
потребности, и в целом, подготовленной к
большой жизни. Эти задачи наиболее
актуальны сегодня в современном мире.
Педагогическая
целесообразность
в
программе в том, что приобщение детей
школы к истокам народного искусства, его
традициям предполагает их ознакомление с
целостным миром.
Занятия помогают понять культурноисторический смысл и ценность изделий

Аннотация программы

ручной
работы
над
изготовлением
деревянных поделок, её специфику, как
особого вида творчества, формы бытования,
развития. Благодаря занятиям по данной
программе, создаются условия для развития
художественно-трудового творчества детей,
решаются художественно-конструкторские
задачи разного типа, на основе творческих
принципов народного искусства, а также
формируются навыки ручной обработки
древесины, конструктивные и трудовые
умения. Всё это позволит сориентировать на
ряд рабочих профессий, связанных с
обработкой древесины, изобразительным
творчеством.

Содержание программы
№
раздела
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

Наименование раздела

2.1

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график

2.2
2.3

Условия реализации программы
Формы аттестации

2.4

Оценочные материалы

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Деревянные кружева»
художественной направленности, предназначена для ознакомления и
обучения детей технике изготовления народной и современной поделки
своими руками.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Поделка из дерева, выполненная своими руками, имеет большое
значение в творческом развитии ребенка. Работа над изготовлением изделия
открывает большие возможности для развития инициативы, будит
положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Актуальность программы Актуальность программы в том, что
воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и
народных традиций. Без знания своих корней, без обращения к
традиционным культурным ценностям невозможно воспитать образованную
личность с серьёзными духовными запросами, и уже на школьной скамье
имеющей сформирование потребности, и в целом, подготовленной к
большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в современном
мире.
Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей
школы к истокам народного искусства, его традициям предполагает их
ознакомление с целостным миром русской народной поделки.
Краткая характеристика предмета.
Изучаются народные игрушечные промыслы России, элементы
обработки дерева, практически осваиваются различные виды народного
искусства (календарные праздники и обряды, природные материалы, работа
с деревом и картоном).
Новизной и отличительной особенностью данной программы является
работа в творческой мастерской на 2-ом и 3-ем годах обучения. Учащиеся
регулярно участвуют в городских и Всероссийских выставках-конкурсах.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям учитываются
возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся
знания и навыки. С учетом интереса и способностей детей, на каждую
заданную тему предлагается на выбор не одна операция, а несколько её
видов.
Содержание практических работ подобрано таким
образом, чтобы работать с детьми разного возраста и с разными
способностями одновременно. В связи с этим, используется принцип
индивидуального подхода к каждому.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических
навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов,
используемых в конце периода обучения.
В начале года даются более лёгкие основы технологии изготовления
изделия, например из картона, направляется деятельность учащихся на

правильное выполнение различных операций и проверяется качество
выполненной работы.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно,
используя накопленные знания, проявляют свою выдумку, фантазию и
воображение. В поделке из дерева должно ощущаться авторство ребенка,
самостоятельный творческий подход.
Для преодоления детьми затруднений в процессе работы, ему
оказывается помощь:
- стимулирующая (воздействие направлено на активизацию собственных
возможностей);
- эмоционально-регулирующая (оценочные суждения, одобряющие или
порицающие действия ребенка);
- направляющая.
Для сплочения коллектива, ускорения работы, улучшения качества
выполняемой работы используется коллективное изготовление одной
поделки.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 1215 лет. Численность обучающихся в группе до 12 человек.
Срок реализации программы составляет 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два
академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями
составляет 10 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование интереса детей к миру традиционной
русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его
истории и культуре.
Задачи программы:
Предметные:
- развить способности преобразования материала из одной формы
выражения в другую, уметь комбинировать элементы для получения целого,
обладающего новизной;
- научить ребенка приемам и способам изготовления выполнения
операций по обработке древесины
- научить изготавливать изделия самостоятельно при помощи готовых
шаблонов из картона.
Личностные:
- создать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия для
развития воображения, фантазии;
- стимулировать чувственно-эмоциональные сферы личности ребенка;
- сформировать у ребенка понятие поделка (познакомить с историей, с
художественными промыслами, с народными традициями отдельных
центров);

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего

Теори

Практика

я
1

Вводное занятие. Введение в программу.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Инструктаж по технике безопасности
2

Беседа о происхождении кухонной утвари,
деревянных поделок.

3

История деревянного зодчества на Руси,
простые инструменты.

4

Рисунок, правила работы с инструментом.

2

1

1

5

Техника безопасности.

2

1

1

6

Аппликация, понятие, изготовление из

2

1

1

Основы материаловедения.

22

5

17

7.1

Породы древесины.

4

1

3

7.2

Основные распилы пиломатериалов.

4

1

3

7.3

Текстура хвойных, лиственных пород.

4

1

3

7.4

Поражения древесины грибками, гнилью.

2

1

1

7.5

Антисептики, шпаклевание, шлифование,

8

1

7

ламината «цветок».
7

древесины, покрытие лаком.
8

Обработка древесины резанием

32

6

26

8.1

Пиление заготовок вдоль волокон

4

1

3

8.2

Строгание в размер.

5

1

4

8.3

Профильное строгание багета.

6

-

6

8.4

Сверление глухих отверстий.

4

1

3

8.5

Работа стамеской, долото.

6

2

4

8.6

Подгонка соединений, сборка готового

7

1

6

Работа с ламинатом.

30

7

23

Подбор материала по размерам, цвету,

4

1

3

изделия.
9
9.1

текстуре.
9.2

Пиление с припуском.

4

1

3

9.3

Подгонка материала под заданный размер.

2

1

1

9.4

Приклеивание кромки на торец заготовки.

4

-

4

9.5

Подбор фурнитуры.

2

-

2

9.6

Сверление отверстий для сборки изделия.

4

1

3

9.7

Сборка каркасов на шестигранные болты.

6

2

4

9.8

Установка фурнитуры на готовое изделие.

4

1

3

10

Выжигание по дереву.

22

4

18

10.1

Подготовка фанеры, выбор рисунка.

4

1

3

10.2

Подготовка материала, шлифовка.

6

-

6

10.3

Перевод рисунка на заготовку.

2

1

1

10.4

Выжигание.

6

1

5

10.5

Покрытие лаком готового изделия.

4

1

3

Выпиливание лобзиком.

20

4

16

11

11.1

Подбор материала под размер, шлифовка.

4

1

3

11.2

Нанесение контура на фанеру.

4

1

3

11.3

Криволинейное пиление лобзиком.

4

1

3

11.4

Сверление сквозных отверстий.

2

1

1

11.5

Шлифование готового изделия.

2

-

2

11.6

Сборка, покрытие лаком.

4

-

4

Итоговое занятие

6

2

4

144

34

110

12

Итого:

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие
Знакомство с детьми. Знакомство с программой работы на год,
образцами изделий, правилами поведения.
2. сувениры из картона.
2.1 Обзор поделок
Теория: Беседа о происхождении кухонной утвари, деревянных
поделок. Знакомство с
Сергиев Посадским промыслом и с историей
создания резьбы.
Практика: Правила раскладки и перевода шаблонов, раскроя
пиломатериала.
2.2.« Поделки-сувениры, комбинированные из древесины»
Теория: Знакомство с деревянными поделками промыслами России.
Правила раскроя древесины.
Практика: Изготовление сувениров комбинированных из дерева.
Знакомство с изделиями, подбор материалов, раскрой деталей по
шаблону.
2.3. «Рисунок»
Теория: Правила работы с инструментом. Перевод рисунка на
заготовку.
2.4. «Аппликация»
Теория: Понятие «аппликация»
Практика: Изготовление аппликации из ламината «Цветок»
2.5. «Строгание древесины в размер»
Теория: Инструмент применяемый при строгании древесины.
Практика: Строгание под линейку, в угол, в размер.
2.6. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Знакомство с традициями и изготовлением домашней утвари.
Практика: Изготовление разделочных досок.

2.7. «Подвижная детская игрушка дровосек»
Теория: Материалы для работы. Способы соединения деталей.
Практика: Изготовление игрушки из прочной древесины.
2.8. «Изготовление подставки под телефон
Теория: Подбор пиломатериала.
Практика: Способы обработки заготовок.
3. Проекты с пошаговыми инструкциями.
3.1. «Подсвечник »
Теория: Правила обработки на станке, правила крепления деталей.
Практика: Сборка и крепление деталей по образцу.
3.2. «Скалка, толкушка»
Теория: Размеры, материал, её особенности.
Практика: Работа с шаблонами, вытачивание, шлифовка.
3.3. «Сувенирная машина»
Теория: Русские образцы машин. Современная мадели.
Практика: Изготовление шаблона, выпиливание лобзиком.
Изготовление современной маделей машин.
3.4. «Подставка под салфетки»
Теория: Правила работы со фанерой. Выбор материала.
Практика: Изготовление изделия в технике аппликации с фанерой.
3.5. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Разработка модели машин, понятие «Модель»
Практика: Разработка и изготовление авторской машины из дерева.
3.6. «Изготовление современной мебели. Подбор образа, материала для
работы.»
Теория: Виды мебели.
Практика: разработка шаблонов, виды мебели, дизайн.
3.7. «Поделка как сувенир»
Теория:Понятие поделка, образец .
Практика: Изготовление подставки под кружку.
3.8. «Подставка под телефон»
Теория: Свойства ламината и формы, размеры.
Практика: Пиление с припуском.
3.9. «Полка под книги»
Теория: История происхождение полки.
Практика: Работа с ДСП, пиление под заданный размер.
3.10. «Одработка изделия лаком»
Теория: Виды лаков. Правила нанесения.
Практика: Порытие поделок лаками.
3.11. «Выжигание на поделке»
Теория: Нанесение рисунка, свойства древесины.
Практика: Выжигание рисунка поэтапно.
4.Творческие проекты

4.1. «Макет легковой машины»
Теория: Виды маделей для игры.
Практика: Изготовление игровой машины.
4.2. «Рисование деревянных орнаментов на бумаге».
4.3. Перевод с бумаги на заготовку.
Теория: Понятие капирка.
Практика: Линии чертежа.
5. Итоговое занятие
Изготовление объёмной машины из дерева самостоятельно.
1.4. Планируемые результаты
В конце первого года обучения дети должны знать:
- историю создания деревянной мебели.
Должны уметь:
- переводить шаблон на картон;
- работать с карандашом;
- пилить вручную (вдоль волокон, поперёк волокон, криволинейно);
- собирать самостоятельно изделие;
- вносить элементы творчества в выполняемую работу.
В результате освоения программы
обучающиеся научатся:
-самостоятельно планировать свою работу по изготовлению поделок
различной степени сложности, выбирать материалы и инструменты для
создания изделия наиболее эффективным способом;
Будут сформированы:
- уважительное отношение к традициям своего края;
- волевые качества: терпение, ответственность и усидчивость.
- чувство взаимопомощи при изготовлении коллективной работы.

2.1. Календарный учебный график
Режим занятий
2 раза в неделю
академических часа

по

Количество недель/Количество часов
2

36/144

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденных

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: компьютер, медиапроектор, столы и стулья для учащихся и педагога, стол для пиления и
строгания древесины с подкладочным материалом, шкафы и стеллажи для
хранения дидактических пособий, учебных материалов.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
различные полупрофессиональные приспособления ( ножовки, рубанки,
стамески и т.д)
4. Информационное обеспечение представлено в виде:
– подключения к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;
– профессиональной и дополнительной литературы для педагога,
учащихся, родителей.
5. Перечень технических средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, колонки.
6. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную
дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, имеющий знания в области
робототехники и конструирования.
7. Организационно-педагогические условия.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется
расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с
возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся,
санитарными правилами и нормами.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов учащихся на протяжении
всего процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы,
раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме:
практических заданий, опросов, соревнований, игр, презентаций.
Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 учебного
полугодия (декабрь) по изученным темам для выявления уровня освоения
содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного
процесса. Форма проведения: тестирование, устная презентация готовых
моделей. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеразвивающей программе в конце учебного года и
позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь
период обучения. Форма аттестации: соревнование, защита проекта.
Результаты также фиксируются в оценочном листе.

Личностные результаты обучающихся измеряются в конце каждого
учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в
Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется
результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и
итоговая аттестация в коллективе, самостоятельная работа, проведение
открытых и итоговых занятий, выставки в школе, участие в конкурсах и
выставках городского, краевого и всероссийского уровней.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации программы
предполагает фиксацию предметных и личностных результатов по уровням:
низкий, средний, высокий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
параметры

Низкий

Средний

Высокий

Теоретическая подготовка
Владение
теоретическими
знаниями

Учащийся владеет
менее чем 50%
объема знаний,
предусмотренных
программой.
Владение понятиями Учащийся, как
и терминами
правило, избегает
применять
специальные
термины.

Объем усвоенных
знаний составляет
50-70%.
Учащийся сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.

Практическая подготовка
Практические
навыки и умения.

Владение
специальным
оборудованием.

Учащийся овладел
менее чем 50%
предусмотренных
программой умений
и навыков.
Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием.
Требуется
постоянное
пояснение педагога

Объем усвоенных
навыков и умений
составляет 50-70%.
Работает с
оборудованием с
помощью педагога.

Выполняет работу
после объяснений
педагога.

Учащийся освоил
70-100% объема
знаний,
предусмотренных
программой.
Специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием
программы.
Учащийся овладел
70-100% умений и
навыков,
предусмотренных
программой.
Работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывая особых
затруднений.
Самостоятельно
выполняет работу
без помощи

при изготовлении
модели

педагога.

Оценочный лист
№ п/п

1

Планируемые результаты освоения
программы

Личностные

2

3

Предметные
4

5

Проявление чувства
коллективизма,
товарищества
и
взаимопомощи.
Проявление
уважительного
и
бережного отношения
к результатам своего
труда и труда своих
товарищей.
Проявление волевых
качеств: упорства и
терпения,
ответственности и
усидчивости.
Владение
теоретическими
знаниями
Владение
теоретическими
знаниями понятиями
и терминами
Практические навыки
и умения.
Владение
специальным
оборудованием.
Степень
самостоятельности в
изготовлении куклы
по образцу.

Диагностиче
ский
инструмента
рий

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

Самоо
ценка
обуча
ющего
ся

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Тестирование,
викторины,
опросы
Тесты,
кроссворды
Наблюдение,
практические
задания
Анализ
выполненных
работ
Наблюдение

Итоговый контроль
Форма проведения: защита творческого проекта.
Ребята представляют разработку собственной деревянной поделки,
созданные по собственному замыслу.

Критерии оценки:
 качество исполнения (правильность нанесения размера, прочность,
завершенность изделия) – низки, средний, высокий уровень;
 сложность поделки – низки, средний, высокий уровень;
 самостоятельность:
проект выполнен самостоятельно – высокий уровень;
проект создан с помощью педагога – низкий уровень.
№
п/п

1
2
3
4
5

Итоговый контроль. Оценка творческих проектов

Фамилия, имя

Качество
обработки
(низкий,
средний,
высокий
уровень)

Сложность
изделия
(низки,
средний,
высокий
уровень)

Самостоятельность
(низки,
средний,
высокий
уровень)

Уровень

2.5. Методические материалы
При реализации программы используются следующие методы обучения:
словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Методы воспитания, применяемые педагогом: привитие интереса к
изготовлению
поделки
своими
руками,
убеждение,
поощрение,
стимулирование, мотивация.
В соответствии с количеством обучающихся, участвующих в занятии,
применяются такие формы организации деятельности учащихся, как:
фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
К наиболее предпочтительным формам организации учебного
занятия можно отнести: рассказ, беседу, дискуссию, учебную
познавательную игру, мозговой штурм, практическое занятие.
Педагогические технологии сориентированы на решение следующих
задач: научить ребёнка самостоятельно работать, общаться с детьми и
взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать
причины затруднений и уметь преодолевать их. Наиболее эффективными
технологиями
здесь
представляются:
личностно-ориентированные,
сотрудничества, игровые, групповые, информационно-коммуникационные
технологии, здоровьесберегающие.
Наиболее предпочтительными являются:
1)
Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.
На занятиях используются игры: обучающие, познавательные,
развивающие, творческие, коммуникативные.
2) Групповые технологии предполагают организацию совместных
действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,
взаимокоррекцию. При проведении учебных занятий применяются такие
уровни коллективной деятельности, как:
 одновременная работа со всей группой;
 работа в парах;
 групповая работа на принципах дифференциации.
Деление учебной группы на подгруппы для решения и выполнения
конкретных задач помогает увидеть вклад каждого ученика, развивать
самостоятельность и коммуникативность. Обучение осуществляется путем
общения детей в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Алгоритм учебного занятия
Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в
организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты
деятельности.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения
знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся:

восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение –
систематизация.
Учебное занятие – последовательность следующих этапов:
1. Организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное задание детям).
4. Основной:
а) усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют
познавательную деятельность детей.
б) первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием
в) закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
г) обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
5. Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
6. Итоговый.
Задача: установить соответствие между поставленной целью и
результатом урока; проанализировать где и почему были допущены ошибки,

как их можно было исправить, проговорить способы решения действий,
вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся;
проанализировать и оценить успешность достижения цели.

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология.[Текст]: учебное пособие для
студентов учреждений высшего профессионального образования/Т.П.
Авдулова – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336с.
2. Андреева, И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия».[Текст]/И.А.
Андреева - М., 2012 - 86с.
3. Бетина, О. Б. Психология и педагогика. [Текст]: учебное пособие / О. Б.
Бетина. – СПб.: Вектор, 2011. – 252 с.
4. Переплётов А. Н. «Столярное дело» Владос 2005год.
5. Степанов Б. А. «Материаловедение» для профессий, связанных с
обработкой древесины. Москва 2000 год.


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».