УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»
РАССМОТРЕНА:
на педагогическом совете
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол №1/2025-2026 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНА:
Директор
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_______В.А.Трынкина
Дополнительная общеразвивающая программа
«Панкратион»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 3 года
Седов Павел Андреевич,
педагог дополнительного образования
г.Березники,2025
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы
Дополнительная
«Панкратион»
Направленность
программы
Вид программы
Срок реализации
физкультурно-спортивная
Возраст
обучающихся
Название
объединения
Год
основания
творческого
объединения
Цель программы
7-17 лет
Аннотация
программы
общеразвивающая
программа
модифицированная
3 года
«Панкратион»
2025 год
Общая физическая подготовка детей, развитие
физических и морально-волевых качеств, интереса к
занятиям борьбой Панкратион.
Программа «Панкратион» направлена на выявление и
раскрытие способностей обучающихся в физкультурно спортивной деятельности, программа способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей детей в
нравственном и физическом совершенствовании,
формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни, укреплению здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ
№
I
1.1.
1.2.
II
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Наименование раздела (подраздела ДОП)
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цели и задачи стартового уровня освоения содержания
программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание программы 1 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
Содержание программы 3 года обучения
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы контроля
Нормативные требования по общей и специальной
физической подготовке
2.11. Методическое обеспечение
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
III
Список литературы
стр.
4-7
4-6
7
7-21
7-8
8-11
11
12-14
14
15-16
16
17
18
19-21
21
22
Пояснительная записка
Дополнительная
модифицированной
общеразвивающая
программой
программа
«Панкратион»
физкультурно-спортивной
является
направленности
и
предназначена для обучения детей в учреждении дополнительного образования. По
уровню сложности программа является разноуровневой и рассчитана на начальный
уровень освоения, срок реализации программы – 3 года.
Учебный план и содержание данной программы опирается на материалы
дополнительной общеразвивающей программы «Спортивная борьба Панкратион»
Харина В.С., педагога дополнительного образования «Дворец детского (юношеского)
творчества им. Н.К. Крупской», г. Новокузнецк.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ от 29.12.2012;
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки
РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организаций
дополнительного
организации
образования
санитарного врача РФ от 04.07.2014);
режима
детей»
работы
образовательных
(постановление
главного
«Положение
сопровождения
о
структуре,
порядке
разработки,
утверждения
и
дополнительных общеразвивающих программ МАУ ДО ДЮЦ
«Каскад».
Программа – разноуровневая: 1 год - стартовый уровень, 2 год – базовый
уровень, 3 год - продвинутый уровень освоения программы.
Актуальность программы обусловлена запросом детей и родителей города.
Несомненна актуальность этого вида спорта на сегодняшний день, т.к.
спортивные единоборства помогают развивать у подростков такие качества, как сила
воли,
настойчивость,
уверенность
в
себе,
необходимость
противостоять
противнику, что является обязательными навыками для службы в рядах Российской
армии, да и в жизни вообще.
Популярность спортивной борьбы Панкратион среди детей и молодежи
обусловлена также ее универсальностью, сочетанием различных методик техникотактической, физической и психологической подготовки.
В настоящее время приходится констатировать, что за время обучения в школе
фиксируется увеличение числа детей с такими хроническими заболеваниями, как
нарушение опорно-двигательного аппарата, различные формы сколиоза, заболевания
органов зрения, а также негармоничное физическое развитие. Кроме того
наблюдается рост детей, относящихся к так называемой «группе риска»,
находящихся в социально опасном положении, остро нуждающихся в организации
свободного времени и планировании позитивного досуга.
Занятия спортом – один из путей выхода из данной ситуации. Поэтому данная
программа востребована и социально значима.
Отличительные особенности данной программы в том, что авторы
используют методику подготовки спортсменов на базе правил спортивной борьбы,
которые утверждены Госкомспортом РФ, в условиях многопрофильного учреждения
дополнительного образования, реализующего дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы, а так же направлена не только на получение
учащимися знаний, умений и навыков по борьбе Панкратион, а обеспечивает
организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в
различных формах познавательной деятельности и двигательной активности через
физические упражнения и спортивные игры.
Программа «Панкратион» может рассматриваться как одна из ступеней по
формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса.
Адресат программы. Программа предназначена для детей от 7 до 17 лет.
Набор осуществляется на добровольной основе при отсутствии противопоказаний по
состоянию
здоровья,
что
подтверждается
медицинской
справкой.
При
комплектовании учебных групп учитывается общефизическая подготовка и возраст
желающих
заниматься.
В
случае
участия
в
соревнованиях
проходится
дополнительное медицинское обследование не позднее, чем за 5-7 дней до
соревнований.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года
обучения. Общий объем программы составляет 432 часа. Стартовый уровень (первый
- год) -108 часов, базовый уровень (второй год) – 108 часов, п родвинутый уровень
(третий год) – 216 часов.
Форма обучения: очная, также возможно использование дистанционных форм
обучения. В условиях карантина, отмены очных занятий по погодным условиям
и иным причинам программа может реализовываться в режиме дистанционного
обучения. В реализации дистанционного обучения применяются: электронная почта,
мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype, Discord, социальные медиа:
ВК,
хостинг
YouTube,
электронные
ресурсы
https://ru.wikipedia.org/,
https://interneturok.ru/ и др
Режим занятий: На стартовом уровне (1 год обучения) занятия проводятся 3
раза в неделю по 1 академическому часу. На базовом уровне (второй год) – 3 раза в
неделю по 1 академическому часу, (третий год) – 3 раза в неделю по 2 академических
часа, с перерывом – 15 минут.
Цель
стартового
уровня
освоения
содержания
программы:
общая
физическая подготовка детей, развитие физических и морально-волевых качеств,
интереса к занятиям борьбой Панкратион.
Задачи стартового уровня программы:
познакомить с техникой безопасности на занятиях по общей
физической подготовке;
познакомить с правилами здорового образа жизни и формировать у
учащихся мотивацию к ведению здорового образа жизни;
познакомить с историей борьбы Панкратион, Олимпийских Игр;
развивать
интерес
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями, подвижными играми, различными формами активного отдыха и
досуга;
познакомить с терминами и правилами выполнения упражнений общей
физической подготовки;
развивать координацию, гибкость, общую физическую выносливость
учащихся;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности
учащихся.
познакомить с
простейшими техническими элементами спортивных
единоборств.
Учебно-тематический план первого года обучения.
Количество часов
№ Наименование разделов и тем
Всего Теория Практика
п/
программы
п
I. Общая физическая подготовка (ОФП)
29
4
25
1
Введение в программу
1
1
0
2
Беговые упражнения
10
1
9
3
Прыжки
8
1
7
4
Упражнения со снарядами
10
1
9
II. Специальная физическая подготовка 25
3
22
(СФП)
1
Акробатика
10
1
9
2
Специальные игровые комплексы
5
1
4
3
Упражнения на растяжку
10
1
9
III. Техническая подготовка (ТП)
51
6
45
1
Базовые стойки
8
1
7
2
Техника ударов руками
10
1
9
3
Техника блоков руками
4
Техника ударов ногами
5
Техника комбинаций
6
Бросковая техника
IV. Сдача контрольных нормативов по
ОФП, СФП, ТП
Итого:
7
10
6
10
3
1
1
1
1
0
6
9
5
9
3
108
13
95
Содержание программы первого года обучения.
Общая физическая подготовка (ОФП).
I.
1.
Введение в программу
Теория.
Техника
безопасности.
История
борьбы
Панкратион,
Олимпийских Игр.
Этикет и правила поведения в зале. Форма одежды. Спортивные достижения,
разряды.
Практика. Порядок построения в зале. Вход в зал и выход из зала. Порядок
выполнения упражнений.
2.
Беговые упражнения
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Бег по залу. Бег спиной вперед. Бег приставными шагами. Бег
приставными прыжками. Эстафетный бег.
3.
Прыжки.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Прыжки с места. Прыжковые упражнения с продвижением.
Прыжковые упражнения с предметной нацеленностью.
4.
Упражнения со снарядами.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Упражнения со скакалкой. Упражнения с гантелями.
II.
1.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Акробатика.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на голове.
2.
Специальные игровые комплексы.
Теория. Игровые правила. Техника безопасности.
Практика. Игры на внимание. Игры на координацию движений. Игры на
развитие ловкости. Игры на взаимодействие в команде.
3.
Упражнения на растяжку.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика.
Упражнения
на
развитие
общей
гибкости
и
повышение
эластичности мышц. Упражнения с большой амплитудой во всех суставах и всех
направлениях (наклоны, повороты, вращения, сгибания, размахивания и т.д.).
Упражнения на растяжку в стойке, в партере, в парах.
Техническая подготовка (ТП)
III.
1.
Базовые стойки.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение перемещений в стойках.
2.
Техника ударов руками.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение прямого удара рукой.
3.
Техника защиты руками.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение блоков руками.
4.
Техника ударов ногами.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Изучение ударов ногами, коленом, прямого (фронт кик) и бокового
маваса (кик).
5.
Техника комбинаций.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение комбинации на один счет «удар-блок».
6.
Бросковая техника.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Изучение техники бросков. Передняя и задняя подножки.
Обучение ведению поединка на одно действие.
IV.
Сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТП.
Проверка выполнения контрольных нормативов.
По итогам освоения стартового уровня программы учащимися могут быть
достигнуты следующие результаты:
учащиеся познакомятся с техникой безопасности на занятиях по общей
физической подготовке;
у учащихся будет формироваться мотивация к ведению здорового
образа жизни;
учащиеся познакомятся с историей борьбы Панкратион, Олимпийских
у учащихся будет развиваться интерес к самостоятельным занятиям
Игр;
физическими упражнениями, подвижными играми, различными формами активного
отдыха и досуга;
учащиеся
познакомятся
с терминами и правилами выполнения
упражнений общей физической подготовки;
у
учащихся
будет
развиваться
координация,
гибкость,
общая
физическая выносливость;
у учащихся будет развиваться самостоятельность и уверенность в себе.
учащиеся познакомятся с простейшими техническими элементами
спортивных единоборств.
Цель базового уровня освоения содержания программы: освоение базовых
знаний, умений и навыков, включение в соревновательную деятельность по
спортивным единоборствам.
Задачи базового уровня:
привить навыки техники безопасности на занятиях;
воспитывать
волевые
качества
–
дисциплинированность,
целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание,
инициативу и самостоятельность;
воспитывать моральные качества – трудолюбие, честность, скромность,
чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение;
научить базовым приемам техники спортивных единоборств;
изучить
терминологию
специальной
физической
подготовки
спортивным единоборствам;
развивать специальные физические качества учащихся, необходимые в
спортивных единоборствах;
готовить учащихся к соревновательной деятельности.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
Количество часов
№ Наименование разделов и тем
Всего Теория Практика
п/
программы
п
I. Общая физическая подготовка (ОФП)
12
2
10
1
Упражнения со снарядами
12
2
10
II. Специальная физическая подготовка 22
3
19
(СФП)
1
Упражнения на лапах тхэквандо
9
1
8
2
Упражнения на мешке
9
1
8
Упражнения на подготовку ударных
3
4
1
3
поверхностей рук и ног для тамэсивари
III. Техническая подготовка (ТП)
63
7
56
1
Базовая техника
10
1
9
2
Техника ударов руками
10
1
9
3
Техника блоков руками
5
1
4
4
Техника ударов ногами
10
1
9
5
Бросковая техника
10
1
9
6
Техника комбинаций
9
1
8
7
Техника спарринга
9
1
8
IV. Прикладной раздел
7
1
6
V. Сдача контрольных нормативов по ОФП,
СФП,
4
1
3
ТП
Итого:
108
14
94
по
Содержание программы 2 года обучения.
Общая физическая подготовка (ОФП)
I.
1. Упражнения со снарядами.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Упражнения со скакалкой. Упражнения с гантелями. Упражнения
на турнике. Упражнения с медболом.
II.
Специальная физическая подготовка (СФП)
1.
Упражнения на лапах.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Отработка различных способов ударов на лапах.
Упражнения на мешке.
2.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Отработка ударов на мешке.
Упражнения на подготовку ударных поверхностей рук и ног. Теория. Правила
выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Отработка
различных
методов
подготовки
«ударных
поверхностей».
Стояние на кулаках. Набивка о различные предметы.
III.
Техническая подготовка (ТП)
1.
Базовая техника.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение комбинаций технических действий.
2.
Техника ударов руками.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение вариантов ударов.
3.
Техника защиты руками
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение блоков и подставок.
4. Техника ударов ногами.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение вариантов бокового удара ногой (сайд кик).
Бросковая техника.
5.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение приемов удержания соперника в партере.
Техника комбинаций
6.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Отработка комбинаций, состоящих из т р е Tх технических действий в
нападении и защите.
7. Техника спарринга.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Проведение спарринга без ограничений. Подготовка к официальным
соревнованиям.
IV.
Прикладной раздел.
Изучение приемов освобождения от захватов.
V. Сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТП.
Проверка выполнения контрольных нормативов.
По итогам освоения базового уровня программы учащимися могут быть
достигнуты следующие результаты:
учащиеся овладеют навыками техники безопасности на занятиях и
соревнованиях;
учащиеся будут проявлять волевые качества – дисциплинированность,
целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание,
инициативу и самостоятельность;
учащиеся будут формироваться моральные качества – трудолюбие,
честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное
уважение;
учащиеся научатся базовым приемам техники спортивных единоборств;
учащиеся изучат терминологию боевых восточных единоборств;
учащиеся будут развивать специальные физические качества учащихся,
необходимые в спортивных единоборствах;
учащиеся познакомятся с правилами официальных соревнований;
учащихся
начнут
участвовать
в
официальных
соревнованиях
по
спортивным единоборствам.
Цель продвинутого уровня освоения содержания программы: раскрытие и
развитие спортивных способностей учащихся, достижение спортивных результатов.
Задачи продвинутого уровня:
научить основам планирования спортивной тренировки;
совершенствовать специальную физическую подготовку;
научить технико-тактическим действиям в спортивных единоборствах;
воспитывать
морально-волевые качества
спортсмена:
дисциплину,
целеустремленность, самообладание, уважение к сопернику;
реализовать
индивидуальные
возможности
спортсменов
соревновательной деятельности.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
Всего Теория Практика
п/п
программы
I. Общая физическая подготовка (ОФП)
22
2
20
1
Упражнения со снарядами
22
2
20
II. Специальная физическая подготовка
45
3
42
(СФП)
1
Упражнения на лапах тхэквандо
16
1
15
2
Упражнения на мешке
16
1
15
Упражнения на подготовку ударных
3
13
1
12
поверхностей рук и ног
III. Техническая подготовка (ТП)
134
4
130
1
Базовая техника
51
1
50
2
Бросковая техника
31
1
30
3
Техника комбинаций
31
1
30
4
Техника спарринга
21
1
20
IV. Прикладной раздел
11
1
10
V. Сдача контрольных нормативов по ОФП,
СФП,
4
1
3
ТП
Итого:
216
11
205
в
Содержание программы 3 года обучения.
I.
Общая физическая подготовка (ОФП)
1.
Упражнения со снарядами.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Упражнения со скакалкой. Упражнения с гантелями. Упражнения
на турнике. Упражнения с медболом.
II.
Специальная физическая подготовка (СФП)
1.
Упражнения на лапах
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Отработка различных способов ударов на лапах.
2.
Упражнения на мешке.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Отработка ударов на мешке.
3.
Упражнения на подготовку ударных поверхностей рук и ног.. Теория.
Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Отработка
различных
методов
подготовки
«ударных
поверхностей».
Стояние на кулаках. Набивка о различные предметы.
III.
Техническая подготовка (ТП)
1.
Базовая техника.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Изучение комбинаций технических действий.
2.
Бросковая техника.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика. Изучение вариантов болевых приемов на ногу (рычаги, ущемления).
3.
Техника комбинаций
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Практика.
Отработка индивидуальных комбинаций на снарядах и в паре.
4.
Техника спарринга.
Теория. Правила выполнения упражнений. Техника безопасности.
Практика.
Подготовка к официальным соревнованиям. Отработка элементов
индивидуальной техники и тактики во время поединка.
IV.
Прикладной раздел.
Изучение приемов освобождения от захвата одной рукой сзади.
V.
Сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТП.
Проверка выполнения контрольных нормативов.
По итогам освоения продвинутого уровня программы учащимися могут
быть достигнуты следующие результаты:
учащиеся смогут самостоятельно планировать спортивные тренировки;
учащиеся будут совершенствовать специальную физическую подготовку;
учащиеся
научатся
технико-тактическим
действиям
в
спортивных
единоборствах;
учащиеся будут проявлять морально-волевые
качества спортсмена:
дисциплину, целеустремленность, самообладание, уважение к сопернику;
учащиеся
будут
иметь
возможность
реализовать
индивидуальные
возможности спортсменов в соревновательной деятельности.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Всего
учебных
недель
36
1.
Первый год
Объем
учебных
часов
108
2.
Второй год
108
36
3.
Третий год
216
36
№
Год обучения
Количество
Режим
учебных
работы
дней
3 раза по 1
108
часа
3 раза по 1
108
часа
3 раза по 2
108
часа
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал для занятий борьбой должен быть оборудован специальным
татами. Размер татами не менее 6x6 м., толщина не менее 5 см и не более 15 см.
Сведения о наличии подсобных помещений
В соответствии с требованиями санитарных норм и правил, установленных
СанПиН, места для занятий спортом должны быть оборудованы санитарно-бытовыми
помещениями: раздевалкой и душевой.
Перечень оборудования спортивного зала
Спортивные снаряды и инвентарь: мячи, медболы, гантели, турник, лапы,
защитное снаряжение, мешки, резиновые жгуты, защитные накладки на ноги,
перчатки для панкратион 7 oz.
Индивидуальная экипировка
У каждого учащегося на занятиях должна быть спортивная форма (спортивное
трико, шорты без наличия в них замков и карманов, чешки или иная обувь на мягкой
подошве, ражгард ), капа.
Кадровое обеспечение
Руководитель объединения – педагог дополнительного образования, имеющий
знания в области физической культуры и спорта, опыт преподавательской
деятельности по дисциплине «Панкратион».
Формы аттестации:
Промежуточная:
опрос,
тестирование,
анкетирование,
выполнение
упражнений и нормативов, выполнение контрольных нормативов, контрольное
занятие.
Итоговая: соревнование, зачет, переводные и итоговые занятия, коллективный
анализ соревнований.
Виды диагностики:
Время проведения
Цель проведения
Формы мониторинга
Начальная или входная
В начале учебного года Определение начального Беседа, опрос, тестирование,
(сентябрь-октябрь)
уровня физического
анкетирование, выполнение
развития учащихся, их
упражнений и нормативов
способностей и
склонностей
Текущая
В течение всего учебного Определение степени
Педагогическое наблюдение,
года
усвоения учащимися
выполнение контрольных
учебного материала.
нормативов, опрос,
Определение готовности контрольное занятие.
учащихся к восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
учащихся в обучении.
Выявление учащихся,
отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточная
По окончании изучения Определение степени
соревнование, опрос,
темы или раздела. В
усвоения учебного
контрольное занятие, зачет,
конце месяца, четверти, материала,
тестирование,
предварительных
полугодия.
результатов обучения
Итоговая
В конце учебного года
Определение изменения Сдача нормативов,
или ступени обучения
уровня развития
соревнование, опрос,
(апрель- май)
учащихся, их
контрольное занятие, зачет,
способностей, наличия
открытое занятие, переводные
положительной
и итоговые занятия,
динамики Определение коллективный анализ
результатов обучения.
соревнований, анкетирование
Ориентирование
и др.
учащихся на дальнейшее
обучение. Получение
сведений для
совершенствования
программы и методов
обучения
Объект
диагностики
знания, умения,
навыки по
предмету
Диагностический инструментарий
- проверочные задания, вопросы;
- игры, викторины;
- опросники;
- анализ результативности участия в конкурсах, соревнованиях;
- фотоотчеты;
Нормативные требования по общей и специальной физической
подготовке
Э Т АПЫ
№
пп
Показатели (тесты)
Начальной
подготовки
1 год
2 год
Учебно-тренировочный
3 год
ОФП
1
Бег на 60 м (с)
Бег на 100 м (с)
2
3
Бег на 1000 м (мин/с)
10, 8
-
5
6
-
5, 20
5,10–5,0
-
9, 40–9,30
-
Метание теннисного
мяча (м)
30
32–34
-
-
Подтягивание на
высокой перекладине
(раз)
Плавание на 50 м (с)
Бег на лыжах на 1 км
(мин,с)
3
10, 2–9,8
13, 6–13, 4
4, 40–4,30
Бег на 2000 м (мин/с)
Метание гранаты 700 г
(м)
4
10, 4
36–37
4–5
10–16
Б/у
Б/у
Б/у
7,00
Б/у
На 3 км (мин,с)
-
-
24,0
На 5 км (мин,с)
-
-
27,0
7
8
9
1
2
3
4
5
Лазание по канату 4 м
с помощью ног (с)
16
15,0–
14,8
-
Без помощи ног (с)
-
Сгибание и разгибание
рук лежа в упоре (раз)
Сгибание и разгибание
рук лежа в упоре (раз)
25
13,6–13,2
30–35
36–48
-
9–10
2–3
4–5
5-10
3 б/у
СФП
4 б/у
-
За 10 сек.
Поднимание ног и
туловища лежа на
спине 10 сек. (раз)
Забегание вокруг
головы по 5 раз влево,
5 вправо (сек)
Перевороты через
голову на «мосту»
(раз)
10 раз (сек)
Переход из положения
О.С. в упор лежа за 10
сек. (раз)
Подъем партнера
захватом туловища
сзади из положения
лежа (раз)
Броски партнера через
спину, «мельницей», за
туловище (наклоном)
14,4–14,0
24,0–22,0
3
6
5
7
9
–
–
6
-
-
35,0–30,0
-
-
44,0–42,0
10 бросков (сек)
15 бросков (сек)
56,0–54,0
Методическое обеспечение
1. Презентации для изучения теоретического материала:
История и философия восточных боевых единоборств;
Гигиена спортсмена;
Режим и питание юных борцов;
Возрастные особенности юных борцов;
Техника безопасности: травмы и их профилактика;
Первая медицинская помощь при переломах.
2. Видеозаписи участия спортсменов клуба в соревнованиях.
Занятия по программе проводятся в комбинированной форме с сочетанием
теории и практики из разных разделов программы.
На стартовом уровне организуется деятельность по стимулированию интереса
учащихся к освоению упражнений и выполнению конкретных заданий, отработка
конкретных умений для выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого
уровня является развитие мотивации к деятельности, основанное на осознании
потребности изучения учебного материала и постановки личностью значимой цели.
На
базовом
уровне
первостепенное
значение
приобретают
элементы
специальной физической и технической подготовки, направленные на подготовку к
соревнованиям. Участие в соревнованиях становится важным мотивационным
элементом, позволяет спортсменам проверить уровень своей спортивной подготовки,
психологической устойчивости.
На продвинутом уровне ведется работа по обучению умению соотносить
полученный результат с поставленной целью, по самоанализу и самооценке
собственных действий. Важным элементом продвинутого уровня является участие в
соревнованиях, где проявляются не только технико-тактические умения, но и
морально - волевые качества. Самоанализ проведенных поединков, коллективное
обсуждение результатов соревнований является продолжением аналитической
работы, переходящей в обучение судейской практике.
В процессе обучения по программе применяются словесный, наглядный и
практический методы. Важное значение имеет показ педагогом правильного
выполнения упражнения или приема и контроль его выполнения учащимися.
Обязательным является повторение и соблюдение правил техники безопасности на
каждом этапе занятия. Практикуется обучение в парах, при этом учащиеся ставятся в
пары в соответствии с педагогическими задачами.
Список литературы
1.
Астахов
С.А.
скоростно-силовой
Технология
направленности
планирования
в
системе
тренировочных
годичной
этапов
подготовки
высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- Москва., 2003
2.
Круковский Г. И. Принципы обучения борьбе панкратион // Педагогика,
психология/ № 23. – С. 423.
3.
Липатов С.В. «Современный панкратион: становление универсального
бойца единоборца»
4.
- Иваново: Талка, 2006 - 288с.
Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики:
учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н.
Андреева. - Москва: Академия, 2000
5.
Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные
педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982
6.
Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как
предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - М.:
Дрофа, 2005.
7.
Юхно Ю. А. и др. Состав и структура соревновательной деятельности в
панкратионе на современном этапе его развития //Физическое воспитание студентов.
– 2011. – Т. 4. – С. 92- 95.
8.
Янзина Э. В. Панкратион. К вопросу об интерпретации греческих и
латинских спортивных терминов. – 2010
9.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической
культуры. – Киев, 2001