Сольное пение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол №1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Директор
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_______В.А.Трынкина
Приказ от 01.09.2023 №304-од

Дополнительная общеразвивающая программа
«Сольное пение»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 5 лет

Смирнова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Березники, 2023

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Сольное пение»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Базовый
Художественная

Продолжительность образовательного процесса
Возраст обучающихся

5 лет

Название творческого объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы
Аннотация программы

7-17 лет
«Сольное пение»
2023 год
Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся
средствами вокального исполнительства
Программа направлена на художественноэстетическое развитие обучающихся, приобщение их к современной вокальной музыке, раскрытию музыкальных способностей.

Содержание программы
№ разНаименование раздела
дела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы

Стр.
4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

6
14
16

2.1

Календарный учебный график

16

2.2

Условия реализации программы.

17

2.3

Формы аттестации

17

2.4

Оценочные материалы

18

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы для педагога

19
21

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Сольное пение принадлежит к основным видам исполнительства и занимает важное место в музыкальном обучении. Сольное пение помогает решать задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно сольное пение в полной мере, как искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и раскрытию творческих способностей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка.
Программа «Сольное пение» является модифицированной.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
 Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ
от 09.11.2018 № 196);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014);
 Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы заключается в том, что ее содержание способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению их к лучшим образцам вокальной музыки, раскрытию их разносторонних способностей. Разнообразный
репертуар для вокального исполнения включает в себя музыку разных стилей и эпох, в
том числе, классическую, патриотическую, популярную.
Практическая значимость программы
Программа даёт возможность выбирать степень сложности репертуара в
зависимости от способностей каждого учащегося.
Каждый ребенок получает возможность раскрыть свой талант, проявить свои индивидуальные способности, почувствовать «ситуацию успеха», ощутить себя на сцене
настоящим артистом.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
- формирование и поддержку положительной самооценки у детей, уверенности в
собственных возможностях и способностях;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 7-17 лет.
Срок реализации программы составляет 5 лет с объемом 36 часов в год.
Режим занятий. Занятия проводятся в индивидуальной форме,1 час в неделю.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний, обучение проводится в дистанционном режиме согласно учебно-тематического
плана программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся средствами вокального исполнительства.
Предметные задачи:
1.Сформировать практические умения и навыки (певческого
дыхания,
интонирования, артикуляции).
2.Развить музыкальный слух, голос, память и чувство ритма.
Метапредметные задачи:
1. Создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.
2. Воспитать навыки самостоятельной работы.
3.Расширить культурный кругозор учащегося посредством приобщения к музыке.
Личностные задачи:
1. Прививать учащимся любовь к сольному пению.
2. Воспитать у учащихся эстетический вкус и чувство стиля.
3. Прививать учащимся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании.
4. Создать условия для саморазвития и самореализации личности учащегося, для
комфортного психологического климата, благоприятной «ситуации успеха».
1.3. Содержание программы
Первый год обучения.
Цель: Формирование интереса к музыкальным занятиям.
Задачи:
 Овладение первоначальными вокально-интонационными навыками;
 Ознакомление учащихся со спецификой эстрадной манеры исполнения.
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.

Разделы программы
Вводное занятие
Вокальная работа

Часы
теория практика итого
1
4

18

1
22

3.
4.

Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность

Итого:

3

6

9

1

3

4

8

28

36

Содержание программы
1.Вводное занятие
Вокальное исполнительство, как самый массовый вид искусства. Сила воздействия пения на слушателей.
2.Вокальная работа
Выработка певческой установки:
Формирование сознательного отношения к выполнению правил пения.
Подготовка всех органов для пения, разминка-гимнастика под музыку, направленная
на:
-освобождение корпуса;
-освобождение плечевого пояса;
-укрепление мышц гортани и шеи;
-разогрев и подготовку речевого артикуляционного аппарата
Дыхание
-пение элементарных вокальных упражнений в медленном и умеренном темпах: в
диапазоне тонической квинты; в пределах октавы.
Работа над звукоизвлечением (мягкая атака) и звуковедением (staccato, non legato,
legato). Формирование вокальной позиции.
Дикция и артикуляция
-скороговорки;

-чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова;
-вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы.
Работа над репертуаром:
-подбор репертуара с учетом возрастных и вокальных возможностей учащегося;

-гибкость в подборе тональностей;
-разучивание 1-2 вокализов и 4-5 произведений.
3.Музыкально-теоретическая подготовка.
строение и гигиена голосового аппарата;
музыкальные термины: forte, piano, staccato, legato.
4.Концертно-исполнительская деятельность.
Сценическая этика. Сценическая выдержка. Первые концертные выступления в
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», на отчетном концерте в конце учебного года.

По окончании первого года обучения обучающиеся знают:
-строение голосового аппарата;
-правильную постановку корпуса при пении;
пользуются:
-певческим дыханием: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), равномерный выдох;
-правильным певческим формообразованием гласных в сочетании с согласными звуками;
-артикуляционными навыками;
имеют опыт:
-первоначального слухового анализа;
-исполнения вокальных произведений освоенного репертуара;
-концертных выступлений на концертных площадках

Учебно-тематический план 2 года обучения
Второй год обучения
Цель: Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса.
Задачи:
•Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей;
•Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях, на исполнение произведений;

Воспитание
целеустремленности
художественному труду.
Учебно – тематический план
№
Разделы программы
п/п
1. Вокальная работа
2. Музыкально-теоретическая
подготовка
3. Концертно-исполнительская
деятельность

Итого:

и

трудолюбия,

готовности

к

Часы
теория практика итого
3
3

19
7

22
10

1

3

4

7

29

36

Содержание программы
1. Вокальная работа
•формирование
умения соблюдать в процессе исполнения певческую
установку;
•звукообразование с использованием мягкой «атаки» звука;
•работа над сохранением устойчивого положения гортани;
•формирование умения петь активно, но не форсировано.
Распевание
•пение элементарных вокальных упражнений в медленном и умеренном темпах:
-способствующих усилению резонаторных ощущений в области груди;
-развивающих интонационные и артикуляционные навыки: мажорные и минорные
гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз; в пределах терции – квинты, основанные на сочетаниях гласных и согласных, например: ми, зи, брэ, кра, крэ,
кри, трэ, дай, дой, дуй, фа, ты, ха, чха, хэй, крэй и т.п.;
-формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового (смешанного) звучания, тембровой ровности.
Формирование певческого дыхания
-формирование
диафрагматического staccato дыхания. Исполнение
упражнений, дающих возможность фиксировать работу мышц диафрагмы;
-устранение мышечных зажимов с помощью дыхательных упражнений.
Дикция
-формирование навыка связного и отчетливого исполнения гласных в сочетании с согласными;
-формирование необходимости следить за логическим ударением в тексте.
Работа над репертуаром.

В течение учебного года разучиваются и отрабатываются 1-2 вокализа, 45 вокальных произведений различного характера и содержания. При подборе репертуара учитываются доступность музыкального и литературного текста. Исполнение
произведений в сопровождении фортепиано и с фонограммой “минус”
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Активная и целенаправленная работа над развитием внутреннего слуха. Воспитание
основ слушательской культуры (посещение концертов, прослушивание записей произведений в исполнении различных певцов).
Элементы музыкальной грамоты:
Динамические оттенки: mf, mp, pp, ff, crescendo, diminuendo. Темпы медленный, быстрый, умеренный. Правила орфоэпии.
3. Концертно-исполнительская деятельность.
Формирование умения работы с микрофоном, с фонограммами «минус» без дублирования мелодии произведения.
Концертные выступления
на сценических площадках города, Дворца. Для
одаренных детей участие в фестивалях и конкурсах.
По окончании второго года обучения учащиеся
знают:
-понятия регистр, тесситура, развитие, кульминация;
- жанры вокальной музыки
пользуются:
-динамическими оттенками (mf, mp, pp, ff, crescendo, diminuendo);
-правилами орфоэпии в пении
умеют:
-исполнять упражнения, способствующие усилению вибрационных ощущений в области головы, груди;
-исполнять
упражнения, способствующие одновременному звучанию
грудного и головного резонаторов;
-исполнять
произведения с фонограммой «минус» без дублирования
мелодии, а также с элементами бэк-вокала.
имеют опыт:
-концертных выступлений;
-обращения
с техническими средствами, используемыми во время
исполнения произведений.

Третий год обучения
Цель: Совершенствование умения работать с профессиональной фонограммой
«минус» и микрофоном
Задачи:

•Расширение музыкального кругозора;
•Продолжение работы над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара;
•Воспитание
стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки
произведения;
•Развитие слухового контроля во время исполнения.
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.

Часы
теория практика итого

Разделы программы
Вокальная работа
Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность

Итого:

3
3

19
7

22
10

1

3

4

7

29

36

Содержание программы
Вокальная работа
• расширение диапазона;
• обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому
владению голосом;
• работа по освоению подвижных нюансов (crescendo, diminuendo);
• развитие подвижности голоса, работа по освоению агогических нюансов
(замедление, ускорение);
• выравнивание голоса (тембр).
Распевание
• освоение упражнений в более подвижных темпах;
• пение упражнений, способствующих соединению головного и грудного регистров (микст);
• исполнение упражнений с разнообразной динамикой.
Дыхание
• сохранение вдыхательного состояния при пении спокойно-активного,
экономного вдоха;
• сохранение постоянного чувства опоры (упражнения на legato).
Дикция
•выработка активности не только передней части артикуляционного аппарата, но и
заднего отдела глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого
неба и корня языка).
Работа над репертуаром
Разучивание и исполнение 6-7 произведений различного характера и содержания (в
т.ч. романсов, песен военных лет).
1.

2. Музыкально-теоретическая подготовка

Слушание и анализ музыки
Совершенствование метода сравнительного анализа. Использование метода мысленного
пения
Элементы музыкальной грамоты:
Темповое
разнообразие (moderato, allegro, andante, adagio, ritenuto,
accelerando). Понятия: «детонация», «микст».
3. Концертно-исполнительская деятельность

Сценическая выдержка. Сочетание вокального исполнения с пластикой (умение двигаться на сцене). Совершенствование навыка работы с фонограммой
«минус» без дублирования мелодии, а также с элементами бэк-вокала и с микрофоном.
Участие в концертных и образовательных программах Дворца, выступления на концертных площадках города.
Участие в городских фестивалях и конкурсах.
По окончании третьего года обучения учащиеся
знают:
-употребляемые итальянские термины;
-понятия «детонация», «микст»;
-выразительные свойства элементов музыкальной речи
умеют:
-анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;
-работать с микрофоном;
-исполнять упражнения в более подвижных темпах;
-петь упражнения с динамическими оттенками;
-исполнять произведения с фонограммой «минус» без дублирования мелодии, а также
с бэк-вокалом.
Пользуются:
-грудным и головным резонаторами;
-микстовым звучанием.
Четвертый год обучения
Цель: Создание условий для применения полученных знаний и навыков в самостоятельной работе.
Задачи:
• воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся;
• совершенствование вокально-технических навыков;
• совершенствование навыка пения по нотам.

Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.

Часы
теория практика итого

Разделы программы
Вокальная работа
Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность

Итого:

3
3

19
7

22
10

1

3

4

7

29

36

Содержание программы
1.Вокальная работа
• продолжение работы по освоению подвижных и агогических нюансов;
• совершенствование природного тембра голоса;
• выработка микстового звучания;
• изучение исполнительских штрихов, свойственных для эстрадно-джазовой
музыки;
• работа над расширением диапазона
Распевание
• упражнения, вырабатывающие кантилену (восходящие, нисходящие гаммы,
арпеджио);
• упражнения, построенные на пунктирном и синкопированном ритме;
• упражнения, основанные на умении исполнять пиано и филировку звука
Дыхание
Вырабатывать умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, уметь распределять его на всю фразу.
Дикция
• контроль за правильной артикуляцией;
• развивать четкую дикцию в быстрых и медленных темпах
Работа над репертуаром
Разучивание 7-8 произведений различного характера (в т.ч. отечественные популярные песни, образцы классической вокальной музыки, отрывки из мюзиклов).
2. Музыкально-теоретическая подготовка

Слушание и анализ музыки
• определение на слух мелодического движения;
•анализ художественного образа и средств музыкальной выразительности.
Элементы музыкальной грамоты
•знакомство с различными стилями (джаз, блюз, рок-н-ролл);
•представлении о мутации голоса.

3. Концертно-исполнительская деятельность

Культура исполнения произведений. Воспитание у учащихся чувства ответственности и совершенствования музыкально образной сферы. Развитие артистизма.
Участие в концертных программах Дворца и города. Участие в фестивалях и конкурсах.
По окончании четвертого года обучения учащиеся
знают:
-итальянские термины и обозначения;
-музыкальные формы, жанры;
-исполнительские штрихи джазовой музыки.
пользуются:
-полученными ранее вокально-техническими навыками
умеют:
-самостоятельно разучивать нотный текст произведения;
-анализировать прослушанные в записи, а также в живом исполнении музыкальные произведения;
-работать с микрофоном, с профессиональной фонограммой «минус» без мелодии, с бэк-вокалом.
имеют опыт:
-концертных и конкурсных выступлений.
Пятый год обучения
Цель: создание вокально-интонационного комплекса, направленного на
формирование индивидуальной манеры исполнения.
Задачи:
 совершенствование исполнительского мастерства;
 визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных
установок;
 •пополнение опыта публичных выступлений;
 •расширение кругозора в области музыкального искусства.
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.

Часы
теория практика итого

Разделы программы
Вокальная работа
Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность

Итого:

3
2

19
5

22
7

1

6

7

7

20

36

Содержание программы
1.Вокальная работа
• Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие
головного и грудного регистров;
•тембральное выравнивание певческого диапазона;
•освоение разных стилей вокального репертуара.
Распевание
•освоение упражнений, усложненных в отношении ритма, темпа,
диапазона и динамики;

•закрепление различных штрихов, видов вокального туше, техники
нефорсированного форте и опертого пиано.
Дыхание
•закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне;
• глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.
Дикция
•предельная отчетливость исполнения;
•закрепление положения гортани и работы артикуляционного аппарата при
различных видах вокального туше и звуковедения.
Работа над репертуаром
• подбор индивидуальной программы для выступления;
• осмысление содержания произведения, анализ текста, работа над
словом;
• точное построение фразы и использование различных нюансов
голосоведения;
• анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и
жанра.
2. Музыкально-теоретическая подготовка

Слушание и анализ музыки
• определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения песня, как синтез музыкального и поэтического искусства;
• взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации.
Элементы музыкальной грамоты
• приемы эстрадно-джазового пения: субтон, драйв;
• закрепление знаний учащихся об основных закономерностях музыки, о жанрах, формах музыкального искусства. Анализ содержания песни (как выражение
статики и динамики);
• совершенствование способности внутренне слышать музыку, отдельные ее
элементы, развитие внутреннего слуха;
• расширение эрудиции в области музыкального искусства.
3. Концертно-исполнительская деятельность.
• приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии

речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата)
• выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над
сценической свободой;
Участие не только в концертах, но и в фестивалях и конкурсах различного уровня.
В результате пятого года обучения обучающиеся знают:
- понятия «субтон», «прямой звук», «драйв»
- возможности своего голоса, микстовое звучание, основные принципы охраны
голоса;

- разнообразные стили в музыке;
- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;
-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.
умеют:
- самостоятельно работать над разучиванием и исполнением произведения;
- использовать в певческой деятельности теоретические сведения;
- работать с микрофоном и с фонограммой «минус» без дублирования
мелодии произведения, с бэк-вокалом;
-исполнять разученные в течение года произведения.
имеют опыт:
-концертных и конкурсных выступлений.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Сольное пение»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября до 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

37

38

39

52

23

51

22

50

21

49

20

48

17

47

16

46

15

45

14

44

13

43

12

42

11

41

9

10

40

8

36

Всего
учебн
.нед.
/час

август

7

июль

6

июнь

5

май

4

апрель

3

март

2

февраль

1

январь

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

36

обучениобучения
Группа №1

недели
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
5 год обучения

декабрь

19

ноябрь

18

октябрь

Го
д
О
бу
че
ни
я
№
гр
уп
пы

сентябрь

17

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия
– проветриваемое и хорошо освещенное.
Перечень оборудования учебного кабинета: фортепиано, музыкальная аппаратура,
компьютер, наличие учебного, дидактического материала, флеш – накопитель с фонограммами музыкального материала.
Кадровое обеспечение: руководитель объединения – педагог дополнительного образования, имеющий специальные знания в данной образовательной области.
Организационно-педагогические условия: образовательный процесс осуществляется
на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Для всех участников образовательного процесса обеспечен доступ к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Цель аттестации: выявить основные знания, умения и навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные результаты освоения программы и их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы
«Сольное пение».
Задачи аттестации:
- определить уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
- определить уровень достижения метапредметных и личностных результатов;
- проанализировать полноту и эффективность реализации дополнительной общеразвивающей программы «Сольное пение»;
- внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности;
- представить основания для выпуска обучающегося.
Текущая аттестация проводится в процессе усвоения программы после прохождения каждой темы (раздела). Используются различные формы проверки знаний: устный опрос, выполнение практических заданий, прослушивание партий.
19

Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного полугодия (декабрь) с целью мониторинга знаний и умений, полученных обучающимися. Проверка
знаний проводится в форме прослушивания партии, концертного выступления.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной
общеразвивающей программе с целью оценки качества освоения обучающимися содержания образовательной программы. Аттестация осуществляется в форме итогового концертного выступления.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце каждого
учебного полугодия посредством наблюдения.
Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
Формы аттестации
Итоговая аттестация

Формы итоговой аттестации
Результаты
Форма проверки
Предметные результаты
Концертное выступление
Метапредметные
реНаблюдение
зультаты
Личностные результаты
Наблюдение

2.4. Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
Низкий
Средний
Высокий
параметры
Теоретическая подготовка
Владение теоретическими знаниями

Владение понятиями и терминами

Обучающийся
владеет менее
чем 50% объема
знаний, предусмотренных программой.
Обучающийся, как
правило, избегает
применять специальные термины.

Объем усвоенных Обучающийся осзнаний составляет воил 70-100%
50-70%.
объема знаний,
предусмотренных
программой.
Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

Специальные
термины употребляет осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием программы.

Практическая подготовка
Практические навыки и умения

Обучающийся ов- Объем усвоенных
ладел менее чем

Обучающийся овладел 70-100%

50%, предусмотренных программой, умениями и
навыками владения голосом

навыков и умений
составляет 5070%.

умений и навыков, предусмотренных программой.

2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая,
групповая.
В процессе реализации программы реализуются следующие принципы
обучения:
- доступность;
- воспитательный характер обучения;
- систематичность и последовательность, изучение материала от простого к более
сложному, от частного – к общему, принцип системности предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у обучающихся
склонностей и способностей;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- принцип коллективизма, в коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации образовательной
программы: технология группового обучения, технология сотрудничества,
коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, практическое занятие,
вокальная импровизация, просмотр и анализ музыкальных видеофрагментов, концерт.
Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
1) Организационный
Задача: подготовка обучающихся к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2) Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения заданий, выявление неточностей и их коррекция.
21

Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3) Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей.
4) Основной
- усвоение новых знаний и способов действий;
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и
отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- первичная проверка знаний и вокальных умений;
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция, выполнение практических
заданий;
- закрепление знаний и способов действий;
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний;
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5) Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются виды устного опроса, прослушивание партий, практические и творческие задания.
6) Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом учебного занятия; проанализировать: где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку обучающихся; проанализировать и оценить успешность
достижения цели.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Первый год обучения
Н.Ваккаи «Вокализ №1»
Н.Ваккаи «Вокализ №4»
Ф.Абт «Вокализы»
Г.Гладков «Чунга-чанга»
Е.Крылатов «Крылатые качели»
Е.Крылатов «Лесной олень»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
Б.Савельев
«Настоящий друг»
Э.Ханок
«Песня первоклассника»
М.Дунаевский «Песня Красной шапочки»
А.Зацепин
«Волшебник-недоучка»
К.Певзнер
«Оранжевая песенка»
А.Рыбников «Буратино»
В.Шаинский «Крейсер «Аврора»
В. Шаинский «Облака»
В. Шаинский «Когда мои друзья со мной»
Г.Гладков «Песня друзей»
Г.Гладков «Песенка старухи Шапокляк»
И.Дунаевский «Песенка о капитане»
И.Дунаевский «Песенка о веселом ветре»
Ю.Саульский «Черный кот»
А.Зацепин «Песенка про медведей»
Н.Тимофеев «Мурляндия»
Н.Тимофеев «Разноцветные шары»
Н.Тимофеев «Я рисую море»
А.Варламов «Про Жирафа»
А.Варламов «Разноцветная семья»
Т.Андрейченко «Солнышко»
О.Юдахина
«Гномик»
Л.Туркина
«Почемучки»
Второй год обучения
Н.Ваккаи
Вокализы №№ 3,6
Ф.Абт
Вокализы №№ 2,3
К.Молчанов «Журавлиная песня» из кинофильма «Доживем до понедельника»
А.Морозов
« В горнице»
Б.Бычков
«Все могут короли»
А.Пугачева «Папа купил автомобиль»
Русские народные песни:
«Я на горку шла»
«Калинка»

23

«Во поле береза стояла»
«Со вьюном я хожу»
«На горе-то калина
«Вдоль по улице метелица метет»
«Пчелочка златая»
«Выйдуль я на реченьку»
«По улице мостовой»
«Посею лебеду на берегу»
«Тонкая рябина»
Обр. А.Егорова «Не летай, соловей»
Обр. П.Лондонова «Травушка-муравушка»
И.Дунаевский «Ой, цветет калина»
Д.Тухманов «Здравствуй, мама»
Д.Тухманов «Аист на крыше»
А.Варламов «Черепаха»
А.Варламов «Том и Джери»
Т.Андрейченко «Снежный человек»
А.Варламов «Светлые сны»
А.Варламов «Ручеек»
А.Варламов «Мне рисуют облака»
А.Ермолов «Музыка рисует дождь»
Третий год обучения
А.Морозов «Маменька»
В.Абаз «Утро туманное»
П.Булахов «Колокольчики мои»
«Гори, гори, моя звезда»
«Не пробуждай воспоминаний»
Д.Тухманов
«День победы»
Н.Богословский «Темная ночь»
Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»
А.Новиков «Смуглянка»
А.Новиков «Эх, дороги»
Я.Френкель «Журавли»
М.Блантер «Катюша»
М.Блантер «В лесу прифронтовом»
Г.Петербургский «Синий платочек»
К.Листов «В землянке»
Э.Колмановский «Алеша»
А.Ермолов «Праздник»

А.Ермолов «Осенний блюз»
А.Ермлолв «Остров Мечты»
А.Ермолов «Апрель»
Т.Андрейченко «Почему»
Т.Андрейченко «Музыкант»
Т.Андрейченко «Одноклассница»
Т.Андрейченко «Дождик»
Л.Фадеева-Москалева «Белоснежка»
Четвертый год обучения
Ц.Кюи «Майский день»
А.Даргомыжский «Юноша и дева»
А.Даргомыжский «Мне грустно»
Н.Римский-Корсаков «У моря»
П.Чайковский «Растворил я окно»
П.Чайковский «Легенда»
С.Рахманинов «Христос воскрес»
М.Глинка «Жаворонок»
М.Глинка «Попутная»
Ф.Шуберт
«Ave Maria»
Т.Альбинони
«Мгновения»
Дж.Керн
«Дым» из мюзикла «Роберта»
Ф.Лоу
«Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Дж.Герман
«Хелло, Долли!» из мюзикла «Хелло, Долли!
А.Рыбников
«Ария звезды» из спектакля «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты»
Ю.Антонов
«Маки»
О.Иванов
«Олеся»
А.Макаревич
«Поворот»
М.Минков
«А знаешь, все еще будет»
М.Минков «Куда уходит детство»
А.Флярковский «Прощальный вальс» из кинофильма «Розыгрыш»
А.Барыкин
«Букет»
И.Корнелюк
«Билет на балет»
И.Николаев
«Паромщик»
А.Ермолов
«Падают снежинки»
В.Ударцев
«Веселое эхо»

25

Пятый год обучения
Ал. Макаревич
«Осень»
Р.Горобец
«До свидания»
И.Зубков
«Солнце мое»
В.Зубков
«Падают листья»
О.Газманов
«Офицеры»
О.Газманов «Мама»
О.Молчанов
«Ясный мой свет»
Ю.Варум
«Ля-ля-фа»
С.Фаин
«Пусть вечно царствует любовь»
Г.Мансини
«Лунная река»
Э.Дмитров
«Арлекино»
Б.Билан
«На крыльях ветра»
И.Матвиенко «Конь»
А.Ермолов
«Россия»
А.Ермолов «Где тебя найти»
А.Ермолов «Чайки»
А.Ермолов «Рождение звезд»
В.Ударцев
«Парус»
В.Ударцев «Дети Земли»

Словарь музыкальных терминов.
АВТОФОНИЯ – слышание певцом собственного голоса.
А КАПЕЛЛА – хоровое (ансамблевое) пение без инструмента.
АЛЬТ
– низкий детский голос.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение или понижение высоты звука на полтона или
тон.
АНСАМБЛЬ – согласованность исполнения при пении.
АРТИКУЛЯЦИЯ – работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
АТАКА – в вокальной методике – начало звука.
Атака бывает твердая (при
которой голосовые связки смыкаются до начала звука), мягкая (связки смыкаются
вместе с началом звука), придыхательная (связки смыкаются вместе с началом звука).
ВОКАЛИЗ - упражнение, этюд, пьеса для голоса; исполняется без текста,
на какой-либо гласный звук.
ВИБРАТО - периодическое изменение звука по высоте, силе, тембру.
ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ-орган функционирования голоса, состоящий из следующих частей:
а) гортань с голосовыми связками– место зарождения звука;
б) дыхательный аппарат – полости носа, носоглотка, гортань, легкие ; мышцы, управляющие дыханием;
в) резонаторы – головные (верхние), грудные (нижние);
г) артикуляционный аппарат - нижняя челюсть, зубы, язык, мягкое небо.
ДИСКАНТ - высокий детский голос соответствующий по диапазону сопрано.
ДИССОНАНСсозвучие, вызывающее ощущение несогласованности и
стремление к разрешению – консонансу.

ДЕТОНАЦИЯ –
детонирование - неточное исполнение, отклонение от
нормальной высоты звука.
ДИКЦИЯ – ясность, разборчивость произнесения текста.
ДИАПАЗОН – звуковой объем голоса (инструмента). ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
- извлечение певческого и речевого звука (результат действия голосового аппарата).
ИНТОНИРОВАНИЕ - осознанное воспроизведение музыкального звука голосом
или на
инструменте.
ИНТЕРВАЛ – сочетание 2-х звуков: последовательное (мелодичность интервала) или одновременное (гармоничность интервала).
КАНТИЛЕНА –
певучая мелодия; певучесть музыкального исполнения,
певческие голоса.

27

КАНОН – полифоническая музыкальная форма, основанная на строгой непрерывной
имитации,
при
котором
голоса,
вступая
раньше,
чем она закончится у предыдущего.
КУЛЬМИНАЦИЯ – наиболее напряженный момент в развитии музыкальной
формы (фразы, предложения, периода, всего произведения).
ЛЮФТПАУЗА – небольшой перерыв звучания, применяемый для выделения начала
новой части или фразы; иногда обозначаются запятой вверху нотного текста; обычно
сопровождается неглубоким вдохом.
МОНОДИЯ - одноголосное или групповое пение в унисон или октаву.
МЕТР - последовательное чередование сильных и слабых долей (пульсации) в ритм.
МИМИКА – движения мышц лица как выражение психических состояний. Мимика
играет значительную роль в окраске (тембре) певческого звука.
МУТАЦИЯ – переход детского голоса, в период созревания, в голос взрослого.
МИКСТ – соединение грудного и головного регистров.
ОРФОЭПИЯ – правильность произнесения текста.
ОПОРА – термин, употребляемый вокалистами для характеристики
особого
качества певческого звука, его устойчивости, звучности, глубины, а также манеры
звукоизвлечения.
ПАРТИТУРА - нотная запись ансамблевой музыки.
ПЕНИЕ - исполнение музыки голосом.
РЕЗОНАТОРЫ – часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, рождающемуся на голосовых связках, силу, звучность,характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние - головные (расположенные над связками): полости глотки, рта, носа и придаточные (гайморовы пазухи, лобные и основная) и нижние (подсвязочные) –
грудная клетка (трахея, бронхи).
РЕГИСТР – часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством
тембра,
на
основе
однородности
звукоизвлечения. В голосе различается нижний или грудной регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной регистр (фальцет), смешанный
или
микст.
РИТМ - организация музыкальных звуков в их временной последовательности.
СОЛО - самостоятельное выступление одного исполнителя.
СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ - пение с названием нот.
СОПРАНО – самый высокий женский, детский
(также дискант)
голос.
СНЯТИЕ ЗВУКА –
прекращение звучания ( одного голоса, группы или всего
ансамбля)
при
помощи
специального
дирижерского жеста.
ТЕССИТУРА – часть диапазона голоса, наиболее использованная
в
пении.
ТЕМП МУЗЫКАЛЬНЫЙ – скорость исполнения, выражающаяся в частоте чередования метрической долей.

УНИСОН – одновременное звучание 2-х или нескольких звуков
высоты.

одной и той же

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ - специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют
его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания.
ФОРСИРОВАНИЕ ЗВУКА – напряженное, крикливое пение,
происходящее от
черезмерного напора воздуха на голосовые связки.
ФЕРМАТА
–
знак
продления
звука
(аккорда)
или
паузы
на
неопределенное, подсказанное музыкальным чувством исполнителя, время.
ФРАЗИРОВКА - отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных
фраз и других построений при исполнении музыкального
произведения.
Список литературы
1. Типовые программы для музыкальных школ и школ искусств. М, 1999
2. Белоброва ЕЮ. Техника эстрадного пения. М., 2000
3. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М, 2001
4. Буйлова Л.Н. Из опыта организации работы детской эстрадной студии
«Музыкальный фрегат». М., 2003
5. Охомуш Т.В. Методика вокальной работы в детской эстрадной студии. М.,2003
6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
«Прометей», 1992
7. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М.,
Музыка, 1972
8. Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд.Акад. Пед.
Наук, 1990
9. Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса/ Сб. ст. Работа с детским хором. М% «Музыка», 1981
10. ЕрылинаВ.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев, 1985
11. Горюнова Л.П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск,
1989
12. Попылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста.
Свердловск, 1985
13. Абидова Лола История джаза и современных музыкальных стилей. «Турон Икбол», 2007
29

14. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Феникс, 2007
15. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Классика-XXI, 2006
16. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры
Классика, 2002

из серии «Уникум». – М.:

17. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. –
АСТ, Астрель, 2007.
18. Кидд Мэри. Сценический костюм. –М.: Арт-родник, 2004
19. Коллиер Д.Л.. Становление джаза, - М.: 1984

20. Крючков А.С. Работа со звуком. – М.: АСТ «Техникс», 2003
21. Медушевский В.В. Пластическое интонирование./Метод. пособие для учит.
– СПб.: Юность, 1988
22. Менабени. Методика обучения сольному пению.
23. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru/hip-hop.html
24. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005
25. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
26. Сарджент У. Джаз, - М.: 1987
27. Симоненко В.. Лексикон джаза, - СПб.: 1981
28. Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
29. Сценическая речь, движение, имидж. Юдина А.А. – СПб.: Ария, 2000
30. Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
31. Учимся понимать музыку: Практический курс./Школа развития личности, М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 – CD-диск (ИКТ)
32. Шедевры музыки. CD- диск, «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ)
33. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004
34. Электронное пособие на 2-х CD-дисках (ИКТ)

Интернет ресурсы
1. http://intoclassics.net/news
2. http://musicmp3.spb.ru/genres/2/classical.htm
3. http://www.muscontinent.ru
4. http://www.wiki.vocalist.ru
5. http://www.predanie.ru/music
6. music.su

31


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».