Дополнительная общераззвивающая программа Вокальный ансамбль

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол №1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Директор
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_______В.А.Трынкина
Приказ от 01.09.2023 №304-од

Дополнительная общеразвивающая программа
«Вокальный ансамбль»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Срок реализации: 3 года

Смирнова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Березники, 2023

1

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Вокальный ансамбль»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Стартовый
Художественная

Продолжительность образовательного процесса
Возраст обучающихся

3 года

Название творческого объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы
Аннотация программы

9-17 лет
«Вокальный ансамбль»
2023 год
Развитие музыкальных и творческих способностей детей, формирование музыкальной культуры.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Вокальный ансамбль» направлена на формирование музыкальной культуры обучающихся.

2

Содержание программы
Введение. Пояснительная записка………………….…………………………..2
Учебный план…………………………………………………………………….7
Учебно-тематический план первого года обучения ……………………….....8
Содержание первого года обучения ………………………………………….10
Учебно-тематический план второго года обучения ………………………...14
Содержание второго года обучения …………………………………………..16
Учебно-тематический план третьего года обучения………………………....19
Содержание третьего года обучения…………………………………………..21
Методическое обеспечение…………………………………………………....24
Диагностические материалы…………………………………………………...25
Список литературы для педагога……………………………………………...32
Список литературы для учащихся……………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………..34

3

ВВЕДЕНИЕ
Музыка дорога нам потому,
что является наиболее глубоким
выражением души, гармоническим
отзвуком ее радостей и скорбей.
Ромен Роллан

В течение всего времени с момента рождения детьми накапливается
слуховой опыт в области певческого искусства: в семье, в детском саду, в
школе. Взрослея, значительную часть музыкальных впечатлений дети получают из средств массовой информации, таких как телевидение, радио и пр. и,
как правило, это популярная музыка. Большинство детей начинают напевать
знакомые полюбившиеся мелодии. Это объясняется тем, что с раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают
тягу к музыкальному творчеству, самовыражению. Вокальное исполнение
музыки – наиболее доступная форма творческого самовыражения ребенка.
Обидно, но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или
шептать, песнями, режущими слух, разрушающими нервную систему.
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное действие
на нас.
Данная программа позволяет наиболее полно реализовать творческий
потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений и певческих навыков, а также позволяет приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» имеет художественную направленность и является модифицированной.
Актуальность программы
Данная программа в процессе приобщения к активной творческой деятельности, соприкосновения с высокохудожественными образцами классической и современной вокальной музыки, не только формирует у детей способности в области вокального исполнительства, но и способствует развитию
художественно-эстетического вкуса, позволяющего избирательно относиться
к получаемым музыкальным впечатлениям. Также, занимаясь по данной программе, дети обязательно начинают понимать, что вокальное исполнительство это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд. К
тому же, в отличие от хорового исполнительства, совместное музицирование
в вокальном ансамбле повышает ответственность каждого участника коллектива за конечный результат. Это положительно влияет на формирование
нравственных позиций ребенка в отношениях с товарищами и взрослыми, в
отношении к делу.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
при ее освоении у обучающихся развиваются:
– музыкальные способности и память;
– повышается культурный уровень;
– формируется эстетический вкус;
– расширяется музыкальный кругозор;
– развивается дисциплинированность и трудолюбие;
– формируются нравственные позиции в отношениях с товарищами и
взрослыми.
Новизна программы состоит в том, что она разработана по данному
виду искусства для учреждений дополнительного образования.
Отличительные особенности данной образовательной программы
от уже существующих программ.
При разработке данной программы были изучены:
1. Программа «Хоровое пение» для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла / составители В.И. Адищев и П.П.. Останин. - Пермь: ПОИПКРО. 1996.
2. Образовательная программа детского хора «Веселые голоса» // авт.сост. Губанкова Е.Н.-М.:УВК «Феникс».
3. Мир вокального искусства 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Данная программа предназначена не для хорового коллектива, а собственно для коллектива исполнителей с количественным составом, не превышающим 12 человек.
5

Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей
детей и формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
– формирование вокально-интонационных навыков, овладение необходимыми сведениями о музыке, вокальном исполнительстве;
– развитие музыкального слуха, памяти, творческого воображения,
певческого голоса и чувства ритма;
– воспитание интереса к музыке и музыкальному искусству, музыкального вкуса, слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Программа «Вокальный ансамбль» рассчитана на обучение детей в
возрасте от 9 до 17 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы 3 года.
Форма и режим занятий
Основной формой организации обучения является групповое занятие.
Максимальное количество детей в группе от 6 до12 человек. Не исключается
индивидуальная форма работы с учащимися, проводимая по мере необходимости в следующих случаях: при работе с «гудошниками»; при работе с солистами, а также мелкогрупповая форма работы с дуэтами, трио и т.д.
Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю, оптимальная продолжительность которых равна трем академическим часам.
Организация и формы проведения занятий
В содержание учебных занятий вокального ансамбля входит:
– распевание;
– пение учебно-тренировочного материала;
– разучивание и исполнение вокальных произведений;
– творческие задания;
– слушание музыки.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
 перцептивные (наглядные, аудиовизуальные, практические);
 логические (анализ, систематизация, обобщение);
 гностические (поисковые, проблемные).
В программе широко используются методы мотивации и стимулирования, формирующие интерес к занятиям, чувство долга и ответственности
(познавательные игры, дискуссии, творческие задания, методы эмоционального стимулирования).
Способы проверки результатов обучения
Формами подведения итогов учебной деятельности являются:
– контрольные прослушивания на полугодовых и годовых итоговых
занятиях и сдача партий;
– концертные выступления на отчетных концертах, участие в конкурсах и фестивалях вокального творчества;
6

– наблюдение педагога на каждом занятии для корректировки форм и
методов работы;
– анкетирование и тестирование.
Для успешной реализации программы необходимо наличие помещения
(учебного класса) соответствующего противопожарным и санитарногигиеническим нормам, музыкального инструмента, стульев по количеству
певцов, нотной и методической литературы, учебно-методического комплекса, шкафов для хранения учебных пособий и книг, CD, аудио и видеоаппаратура.
По окончании курса обучения по программе «Вокальный ансамбль» обучающиеся будут знать:
– основы музыкальной грамоты, терминологию, специальные понятия,
основные сведения об образцах вокальной музыки русских и зарубежных
композиторов, народное творчество;
– основные типы голосов;
– жанры вокальной музыки;
– типы дыхания;
– особенности поведение певца до выхода на сцену и во время концертов.
Уметь:
– петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
– петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
– исполнять несложные двухголосные хоровые произведения и обработки народных песен;
– применять в пении различные динамические оттенки, подвижные
нюансы, петь в различных темпах;
– выразительно, осмысленно исполнять вокальные произведения, передавать в исполняемых произведениях художественный образ.
Обучающиеся приобретут:
– навыки осознанного участия в процессе сотворчества с педагогом и
другими обучающимися;
– интерес к занятиям вокальным искусством.

7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы программы

Год обучения

1 год
41

2 год
36

3 год
38

I.

Вокально-интонационная работа

II.

Музыкально-теоретическая подготовка

25

23

24

III.

Работа над репертуаром

21

21

19

IV.

Теоретико-аналитическая деятельность

11

10

9

V.

Концертная деятельность

8

14

14

VI.

Диагностика

2

4

4

108

108

108

Общее количество
часов в год

8

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: воспитание у детей первоначальных основ музыкальнопевческой культуры, развитие личности школьников средствами вокального
исполнительства.
Задачи:
– пробуждение и развитие у обучающихся интереса к музыке, пению в
ансамбле;
– развитие певческого голоса, музыкальных способностей, творческих
качеств;
– формирование первоначальных исполнительских умений и навыков;
– воспитание навыка выразительного пения;
– вооружение детей первоначальными сведениями о музыке (в т.ч. музыкальной грамоте), пении, средствах музыкальной выразительности, создателях и исполнителях вокальной музыки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Содержание разделов

Всего
часов

В том числе:
Теория

Практика

Вокально-интонационная работа

I.
1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание

2

1

1

4.

Распевание

10

1

9

5.

Дирижерские жесты

2

1

1

6.

Унисон

11

1

10

7.

Вокальная позиция

4

1

3

8.

Звукоизвлечение

9

1

8

9.

Дикция

6

1

5

10. Двухголосие

4

1

3

11. Работа с солистами

5

-

5

9

II.
Музыкально-теоретическая подготовка
12. Основы музыкальной грамоты
6
2
13. Развитие музыкального слуха, музыкального голоса
14. Развитие чувства ритма

10

2

8

8

1

7

Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
15
Теоретико-аналитическая деятельность
Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
Народное творчество
2
1
Беседа о творчестве композиторов2
2
классиков
19. Беседа о творчестве современных ком2
2
позиторов
20. Просмотр видеозаписи концертных вы1
1
ступлений
V.
Концертная деятельность

III.
15.
IV.
16.
17.
18.

21. Праздники, выступления для родите4
лей, открытие занятия
VI.
Диагностика
22. Итоговые занятия, контрольные про2
слушивания, тестирование, анкетирование
Итого
108

10

4

15
1
-

-

4

1

1

22

86

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I. Вокально-интонационная работа
Теория
Знакомство с понятиями: пение, певческое дыхание, физиологическое
дыхание, опора, вдох, выдох, певческая установка, гласные и согласные в пении, дикция, артикуляция, звукообразование, звуковедение. Ознакомление
учащихся с основными правилами пения.
Практика
Развитие навыка правильного звукообразования в пении. Выработка
навыка активной артикуляции: четко произносить звуки, слоги, слова в пении; тянуть гласные и коротко произносить согласные звуки. Правильная организация певческого дыхания: выработка естественной, ненапряженной певческой установки при пении сидя и стоя; умение делать глубокий, умеренный
по объему, в характере песни вдох, постепенный экономный выдох, распределять дыхание на всю фразу. Воспитание навыка выразительного пения: через чистоту и содержательность интонирования, расширение тембровых красок голоса, тонкость динамических оттенков; через глубокое осмысление содержания песни и его эмоциональное переживание. Выработка умения контролировать свое пение. Выработка светлого, звонкого, полетного, свободного, ненапряженного звучания голоса в близкой вокальной позиции (в фальцетном режиме в средней, ближе к высокой тесситуре). Развитие чистого интонирования, специальная работа с неточно поющими детьми. Работа над
расширением диапазона голоса от 2-х - 3-х примарных тонов к звучанию в
пределах октавы (d (с) I – с (d) II). Расширение динамического диапазона голоса: от выработки активного, нефорсированного пения к пению более тихому и более громкому. Развитие подвижности голоса: от среднего темпа к более медленному, затем к более подвижному. Формирование у детей эстетического отношения к качеству звучания певческого голоса (красиво-некрасиво).
II. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория
Знакомство с понятиями: длительность, ритм, метр, пульс, размер, пауза, темп, лад, мажор, минор, устойчивые и неустойчивые ступени, высота
звука, столбица, регистры, ритмослоги.
Практика
Закрепление музыкально-теоретических сведений в пении. Пение
учебно-тренировочного материала. Транспонирование упражнений. Пение
упражнений а сарреllа и с сопровождением. Выстраивание унисона. Пение
простейших видов двухголосия (подголосок, канон). Пение по столбице с
ручными знаками. Исполнение ритмических упражнений с ритмослогами по
ритмоблокам. Исполнение ритмических упражнений со звучащими жестами.
11

III. Работа над репертуаром
Теория
Овладение сведениями о музыкальных произведениях, авторах. Знакомство с понятиями: мелодия, унисон, канон, куплетная форма, запев, припев,
запевала, вступление, вариация, аккомпанемент, пение а сарреllа, распевание,
фраза, дирижер, жанр, песня, танец, марш, прибаутка, потешка, закличка, попевка, календарные песни, обрядовые песни, колядки.
Практика
Пение народных песен. Пение произведений композиторов-классиков,
детских песен с сопровождением.
IV. Теоретико-аналитическая деятельность
Теория
Знакомство с понятиями: голос, голосовой аппарат, вокальный ансамбль, гигиена голоса, близкая позиция, фальцет, интонация.
Слушание музыки с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Беседы о содержании музыки и текста, особенностях музыкальновыразительных и исполнительских средств.
Просмотр видеозаписи выступлений детей на Евровидении.
Практика
Творческие задания: рисование на тему, сочинение текста и мелодий,
исследовательские работы. Посещение концертов, выставок, театра. Встречи
с творческими коллективами. Анализ занятий, результатов концертной и зрительской деятельности.
V. Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность включает в себя:
– открытые занятия;
– праздники и концерты для родителей;
– выступления на различных концертных площадках учреждения и города;
– встречи с творческими коллективами;
– участие в конкурсах, фестивалях.
План концертно-исполнительской деятельности составляется на год с
учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии с общим планом учреждения.
VI. Диагностика
В рамках раздела «Диагностика» осуществляется деятельность с кон12

кретной задачей проверки и оценки уровня подготовленности обучающихся
по разделам программы.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется по двум
направлениям:
– мониторинг уровня сформированности теоретических и практических
знаний и навыков;
– мониторинг личностного развития.
Знания, умения и навыки оцениваются по следующим показателям:
теоретическая подготовка (теоретические знания, владение специальной
терминологией) и практическая подготовка (практические навыки и участие
в конкурсах, фестивалях, концертах). Диагностика осуществляется два раза в
год, в конце каждого полугодия.
Мониторинг личностного развития отслеживается по следующим параметрам:
– организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль);
– ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям, творческая деятельность);
– поведенческие качества (коммуникабельность, тип сотрудничества).
Диагностика осуществляется как педагогом, так и психологом с использованием следующих методов: наблюдение, анкетирование, тестирование. Критерии, по которым оцениваются знания, умения, навыки и личностное развитие воспитанников представлены в разделе «Диагностические материалы». Результаты исследования ЗУН и личностного развития воспитанников фиксируются в карте роста воспитанника.
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
– основы музыкальной грамоты и вокальной терминологии;
– первоначальные сведения о вокальном ансамбле, певческих голосах,
вокальном исполнительстве;
– первоначальные сведения о народном творчестве, вокальной музыки
русских и зарубежных композиторов;
– элементарные дирижерские жесты;
– основные правила пения, артикуляции, дыхания, дикции, звукоизвлечения и звуковедения.
Уметь:
– тянуть звук, чисто интонировать, петь плавно, светло, без напряжения;
– соблюдать певческую установку;
– правильно пользоваться певческим дыханием;
– отчетливо произносить слова в пении;
– реагировать на дирижерский жест (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Обучающиеся приобретут:
– навыки владения диапазоном певческого голоса в пределах септимыоктавы;
13

– первоначальные навыки передачи образного содержание музыки и
выразительного и осмысленного исполнения;
– первоначальные знания о культуре исполнительства.

14

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: развитие различных сторон музыкального слуха учащихся через
практическое освоение двухголосного пения.
Задачи:
– дальнейшее развитие певческого голоса, музыкальных способностей и
формирование сознательного отношения к выполнению правил пения;
– совершенствование вокально-интонационных навыков;
– формирование навыка выразительного пения (через чистоту и содержательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разнообразие
тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);
– формирование устойчивого познавательного интереса к вокальному
исполнительству, эстетического отношения к певческому звуку.
– воспитание слушательской культуры и интереса к занятиям.
УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№

Содержание разделов

Всего
часов

В том числе:
Теория

Практика

Вокально-интонационная работа

I.
1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4.

Распевание

10

1

9

5.

Дирижерские жесты

1

-

1

6.

Унисон

8

1

7

7.

Вокальная позиция

4

1

3

8.

Звукоизвлечение

8

1

7

9.

Дикция

5

-

5

10. Двухголосие

10

-

10

11. Работа с солистами

8

-

8

II.

Музыкально-теоретическая подготовка
15

12. Основы музыкальной грамоты

4

1

3

13. Развитие музыкального слуха, музыкального голоса
14. Развитие чувства ритма

7

1

6

5

1

4

Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
12
Теоретико-аналитическая деятельность
Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
Народное творчество
2
1
Беседа о творчестве композиторов2
2
классиков
19. Беседа о творчестве современных ком2
2
позиторов
20. Просмотр видеозаписи концертных вы1
1
ступлений
VI.
Концертная деятельность

III.
15.
IV.
16.
17.
18.

21. Праздники, выступления для родителей, открытие занятия

6

VII
Диагностика
22. Итоговые занятия, контрольные про6
слушивания, тестирование, анкетирование, участие в конкурсах, фестивалях
Итого

108

16

12
1
-

-

6

-

6

16

92

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I. Вокально-интонационная работа
Теория
Понятия: различные типы дыхания, дикция, тембр, типы певческих голосов (сопрано, альт, бас, тенор, дискант), твердая атака, мягкая атака.
Практика
Работа над певческим дыханием. Освоение различных типов дыхания:
длинного, спокойного - в медленных произведениях; короткого, быстрого - в
быстрых произведениях. Выработка умения исполнять продолжительные
фразы без смены дыхания. Работа над певческим звукообразованием. Формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов
звукоизвлечения, развитие умения тянуть звук. Работа над округлением гласных. Выработка умения петь, используя различные штрихи (legato, поп legato,
stассаtо). Работа над певческой дикцией. Выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяженное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное
произношение согласных, стоящих конце слова и начале другого слова. Работа над певческой установкой. Формирование светлого, полетного, свободного, звучания голоса. Расширение звуковысотного диапазона голоса от 3-х 5-х примарных тонов к звучанию в пределах ноны-децимы (с I – d (е) II).
Расширение динамического диапазона голоса: пения от тр к р и mf, первоначальная работа по освоению подвижных нюансов (cгеsсеndо, diminuendo).
Развитие подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому,
первоначальная работа по освоению агогических нюансов (замедление, ускорение).
II. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория
Понятия: акцент, штрихи (legato, поп legato, stассаtо), диссонанс, консонанс, тональность, интервалы, трезвучие, тон, полутон.
Практика
Закрепление музыкально-теоретических сведений в пении. Пение
учебно-тренировочного материала: на чередование мажора и одноименного
минора; на развитие ладофункционального слуха. Освоение двухголосия. Работа над формированием способности дифференцированно воспринимать голоса в музыке. Слушание в специально подобранных произведениях мелодии
и аккомпанемента. Слушание и анализ двухголосных упражнений и песен без
сопровождения (определять в каком направлении движется тот или иной голос, в каком голосе главная мелодия). Пение упражнений с аккомпанементом,
не дублирующим мелодию.
III. Работа над репертуаром
17

Теория
Овладение сведениями о произведениях, авторах. Закрепление ранее
пройденных понятий. Знакомство с новыми понятиями; ансамбль, кульминация, партия, строй, двухголосие, подголосок, «педаль», «остинато», форма
произведения, солист, дуэт, унисон, хормейстер, концертмейстер.
Практика
Пение народных песен. Пение произведений композиторов-классиков;
современных композиторов. Пение а саррellа, двухголосия.
IV. Теоретико-аналитическая деятельность
Теория
Знакомство с понятиями: диапазон, резонаторы (грудной, головной),
гигиена голоса, близкая позиция, фальцет, интонация.
Слушание музыки с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Беседы о содержании музыки и текста, особенностях музыкальновыразительных и исполнительских средств.
Практика
Работа по развитию у обучающихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы ансамбля), давать словесную характеристику пению.
Творческие задания: рисование на тему, сочинение текста и мелодий,
исследовательские работы. Посещение концертов, выставок, театра, встречи
с творческими коллективами. Анализ занятий, результатов концертной и зрительской деятельности.
V. Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность включает в себя:
– открытые занятия;
– праздники и концерты для родителей;
– выступления на различных концертных площадках учреждения и города;
– встречи с творческими коллективами;
– участие в конкурсах, фестивалях.
План концертно-исполнительской деятельности составляется на год с
учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии с общим планом учреждения.
VI. Диагностика
Диагностика осуществляется два раза в год, в конце каждого полугодия.
18

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
– медленные и подвижные темпы, агогические оттенки и подвижные
нюансы; – основы музыкальной грамоты, и жанры вокальной музыки;
– сведения о народном творчестве, вокальной музыке русских и зарубежных композиторов;
– выразительные возможности основных элементов музыкальной речи.
Уметь:
– петь светлым, полетным, естественным звуком, в медленном и подвижном темпах;
– применять в пении агогические оттенки (замедление, ускорение),
подвижные нюансы (cгеsсеndо, diminuendo);
– петь в рабочем диапазоне певческого голоса в пределах октавы – ноны
(децимы);
– дифференцированно воспринимать мелодию и аккомпанемент, звучание 2-х и более голосов;
– применять на практике первоначальные навыки двухголосия, разучивания по нотам простейших упражнений и песен.
Обучающиеся приобретут:
– навыки выразительного и осознанного пения;
– навыки поиска интонационного воплощения художественного образа
произведения;
– навыки воспринимать, переживать, исполнять музыку как живое образное искусство.

19

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: совершенствование приобретенных, формирование новых знаний, умений и навыков на основе принципов постепенности и последовательности усложнения технических и художественных задач.
Задачи:
– выработка высокой певческой позиции, укрепление среднего регистра, формирование кантиленного пения;
– развитие подвижности голоса;
– формирование умения осмысленно и эмоционально создавать адекватный авторскому замыслу художественный образ музыкального произведения;
– воспитывать стремление пополнить музыкальные впечатления путем
посещения концертов, спектаклей, слушания музыкальных записей.
УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№

Содержание разделов

Всего
часов

В том числе:
Теория

практика

Вокально-интонационная работа

I.
1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Дыхание

4

1

3

4.

Распевание

10

1

9

5.

Унисон

2

1

1

6.

Вокальная позиция

7

1

6

7.

Звуковедение

8

1

7

8.

Дикция

4

1

3

9.

Двухголосие

6

1

5

11

-

11

II.
Музыкально-теоретическая подготовка
11. Элементы музыкальной грамоты
6
1

5

10. Работа с солистами

12. Развитие музыкального слуха, музыкального голоса
20

10

2

8

13. Развитие чувства ритма

8

1

Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
15
Теоретико-аналитическая деятельность
Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
Беседы о народном творчестве
1
1
Беседа о творчестве современных ком1
1
позиторов
18. Просмотр видеозаписи концертных вы1
1
ступлений
V.
Концертная деятельность

III.
14.
IV.
15.
16.
17.

19. Праздники, выступления для родителей, открытие занятия

7

VI.
Диагностика
20. Итоговые занятия, контрольные про4
слушивания, тестирование, анкетирование, участие в конкурсах, фестивалях
Итого

108

21

7

15
-

-

7

1

3

17

91

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I. Вокально-интонационная работа
Теория
Закрепление понятий, приобретенных в предыдущие годы обучения.
Знакомство с новыми понятиями: ауфтакт, кантилена, сила звука, открытый
звук, округление звука, филировка, «цепное дыхание».
Практика
Работа над певческим дыханием: формирование «опоры дыхания»,
умения сохранять вдыхательную установку во время пения, ознакомление с
«цепным дыханием». Работа над певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться различными видами атаки звука (мягкая, твердая,
придыхательная); совершенствование умения петь с различными штрихами,
исполнять акценты; продолжение работы по округлению, приближению друг
к другу (так называемой «нейтрализации») гласных звуков. Закрепление навыков правильной певческой установки. Развитие навыка связного, кантиленного исполнения различных видов мелодического движения в разнообразных темпах и ритмах. Работа над певческой дикцией; активизация артикуляционного аппарата, утрированное и одновременное произношение некоторых
согласных, пение на высоте гласного сонорных (звучащих) согласных звуков.
Работа над формированием навыка осмысленного, эмоционально окрашенного исполнения музыкальных произведений. Формирование легкого, светлого,
полетного, свободного, звучания голоса на всем диапазоне. Расширение звуковысотного диапазона голоса (h – е (f) II). Расширение динамического диапазона голоса: пение от тр и тf до рр и F; совершенствование умения петь с
различными динамическими оттенками как при постепенной смене характера
музыкального произведения, так и при сочетании контрастных музыкальных
образов; первоначальная работа по освоению навыка филировки звука. Развитие подвижности голоса. Первоначальная работа по освоению небольших
распевов одного слога на несколько коротких музыкальных звуков в умеренном и подвижном темпах (moderato, allegro moderato).
II. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория
Закрепление понятий, приобретенных в предыдущие годы обучения.
Знакомство с понятиями: интонация, музыкальный слух.
Практика
Закрепление музыкально-теоретических сведений в пении. Пение учебно-тренировочного материала. Работа по развитию различных сторон музыкального слуха. Освоение навыка многоголосного пения. Развитие способности слышать звучание своей партии в сочетании с другими голосами, аккомпанементом. Совершенствование навыка пения по нотам.
22

III. Работа над репертуаром
Теория
Овладение сведениями о произведениях, авторах. Закрепление ранее
пройденных понятий. Знакомство с новыми понятиями: вокализ, вокальная
музыка, квартет, бельканто, ансамбль, строй, многоголосие, постановка голоса, секвенция, полифония, смешанный хор, речитатив, рондо, рефрен.
Практика
Пение народных песен. Пение произведений композиторов-классиков;
современных композиторов. Пение а саррellа, двухголосия.
IV. Теоретико-аналитическая деятельность
Теория
Закрепление понятий, приобретенных в предыдущие годы обучения.
Знакомство с новыми понятиями: голосоведение, голосовые складки, гортань,
звукообразование, твердое нёбо, мягкое нёбо, тесситура, народная манера пения, академическая манера пения.
Практика
Работа по развитию у обучающихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы ансамбля), давать словесную характеристику пению.
Творческие задания: рисование на тему, сочинение текста и мелодий,
исследовательские работы. Посещение концертов, выставок, театра, встречи
с творческими коллективами. Анализ занятий, результатов концертной и зрительской деятельности.
V. Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность включает в себя:
– открытые занятия;
– праздники и концерты для родителей;
– выступления на различных концертных площадках учреждения и города;
– встречи с творческими коллективами;
– участие в конкурсах, фестивалях.
План концертно-исполнительской деятельности составляется на год с
учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии с общим планом учреждения.
VI. Диагностика
Диагностика осуществляется два раза в год, в конце каждого полугодия.
23

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
– основные типы голосов;
– жанры вокальной музыки;
– типы дыхания;
– поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;
– основы музыкальной грамоты и основные сведения об образцах
вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Уметь:
– петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
– петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
– исполнять несложные двухголосные хоровые произведения и обработки народных песен;
– исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, произведения народного творчества;
– применять в пении различные динамические оттенки, подвижные
нюансы, петь в различных темпах.
Обучающиеся приобретут:
– навыки осмысленного и эмоционального создания адекватно авторскому замыслу художественного образа музыкального произведения;
– творческие навыки по сочинению текстов и музыки, созданию исследовательских работ;
– интерес к занятиям вокальным искусством.

24

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические материалы
1. Рекомендации для обучающихся «Берегите свой голос»
2. Методы работы над певческим дыханием.
3. План-конспект занятия «Звуки, живущие в единстве».
4. Терминологический словарь «Жанры вокальной музыки».
5. Словарь музыкальных терминов.

Дидактические материалы
1. Видеоматериалы детских вокальных конкурсов.

25

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Результаты обучения:
– Таблица «Критерии оценивания предполагаемых результатов обучения воспитанников: теоретическая и практическая подготовка».
– Таблица «Карта индивидуального роста воспитанников».
– Кроссворды
– Таблица контрольных прослушиваний.
2. Результаты личностного роста:
– Таблица «Примерные критерии оценивания предполагаемых результатов обучения воспитанников: познавательный интерес, творческое воображение.
– Таблица «Карта роста воспитанников».
– Тест по методике А.Г. Смирнова на творческое воображение.
3. Определение удовлетворенности образовательным процессом:
– Анкета по методике изучения удовлетворенности школьной жизнью
А.А. Андреева, Е.Н.Степанова.
4. Мониторинг по исследованию отношения воспитанников к ЗОЖ:
– Анкета.

26

Показатели
(оценив. параметры)
1. Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана программы

Критерии

Мониторинг результатов обучения
Степень выраженности
оцениваемого качества
Ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой
Объем освоенных знаний составляет более
1/2

Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов

Ребенок освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой
1.2 Владение специальной Осмысленность и пра- Ребенок, как правило, избегает употреблять
терминологией
вильность использова- специальные термины
ния специальной тер- Ребенок сочетает специальную терминоломинологии
гию с бытовой
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием
2. Практическая подготовка
2.1 Практические умения и Соответствие практи- Ребенок овладел менее чем 1/2 объема знанавыки,
предусмотренные ческих умений и навы- ний, предусмотренных умений и навыков
программой
ков обучающегося про- Объем освоенных умений и навыков сограммным требованиям ставляет более 1/2

Высокий
от 7 баллов
Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов

Ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой
Креативность в выпол- Ребенок в состоянии выполнить лишь пронении творческих зада- стейшие практические задания
ний
Выполняет, в основном, задания на основе
образца
Выполняет задания с элементами творчества

Высокий
от 7 баллов

2.2 Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Уровень
усвоения

27

Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов

Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов

Методы
диагностики
Наблюдение,
устные опросы,
собеседование

Конкурсы,
фестивали,
концерты

Творческие работы

Мониторинг личностного развития
Показатели
(оценив. параметры)

Критерии

1. Творческое воображе- Оригинальность,
ние
умие

2.Интерес к занятиям
в объединении

Степень выраженности
оцениваемого качества

Уровень
усвоения

остро- В предложении использованы все три
слова в обычной комбинации...........

Низкий
1-3 балла

В предложении использованы все три
слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации.
В предложении использованы все три
слова в остроумной и оригинальной комбинации.
Осознанное участие ре- Интерес к занятиям продиктован ребенку
бенка в освоении образо- извне
вательной программы
Интерес периодически поддерживается
самим ребенком
Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

Средний
4-5 баллов

28

Высокий
6 баллов
Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов

Контрольные прослушивания
№
п/п

ФИ ребёнка

I полугодие

II полугодие
Список репертуара

29

Карта роста воспитанников
Образовательная программа _________________________ Ф.И.О.педагога________________________________

30

Высокий уровень
6 баллов

Средний уровень
4--5 баллов

Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

Средний уровень
4--6 баллов

Показатели оценивания личностного развития
воспитанников
Интерес к занятиям
Творческое
воображение
Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

Средний уровень
4--6 баллов

Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

Средний уровень
4--6 баллов

ФИО ребёнка

полугодие
Показатели оценивания предполагаемых
результатов обучения
Теоретическая
Практическая
подготовка
подготовка
Низкий уровень
0-3 балла

год обучения

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ *
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на нем тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги,
ручка, секундомер.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до
16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия —
обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или
положены на стол обратной стороной, чтобы до инструкции не читались напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые
бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из
трёх слов. можно большее количество предложений.
Инструкция испытуемому: «Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе
бумаги. На работу Вам отводится 10 мин. Если все понятно, тогда начинаем!»
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!»
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Показателями творчества в данном исследовании являются:
– величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут
предложения.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

* А.Г. Смирнов «Практикум по общей психологии»: Учебное пособие
31

Шкала оценки творчества
Пункт

Характеристика составленного предложения

А

В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации.
В предложении использованы все три слова без особого
остроумия, но в оригинальной комбинации.
В предложении использованы все три слова в обычной
комбинации.3
Заданные три слова использованы в менее необходимой,
но логически допустимой комбинации.
Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи.
Правильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение.
Задача правильно понята испытуемым, но даёт формальное объединение всех трёх слов или использует их с
искажениями.
Предложение представляет бессмысленное объединение
всех трёх слов.

Б
В
Г
Д
Е
Ж
З

Оценка в
баллах
6
5
4
3
2,5
1
0,5

0

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения
с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа
оцениваются половиной начального балла.
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине
баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым
предложений. Эта оценка не превышает 6 баллов и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец,
если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать аналогично и тем озадачить исследователя.
Второй показатель — это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и
интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе.
У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность
творческой деятельности.

32

Список используемой литературы
1. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. - М.: Музыка, 1976.
2. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной
школы в процессе занятий хоровым пением. – М.: Просвещение, 1965.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.:
Просвещение, 1965.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Советский
композитор. 1977.
6. Никольская-Береговая К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы
с детьми. – М.: Музыка. 1968.
7. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса
в процессе работы с хором, // Музыкальное воспитание. № 5. 1966.
8. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации / сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-Пресс, 2003.
9. Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных
школ. – М.: Просвещение, 1987.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: 1997.
11. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: 1999
12. Пономарев Жизнь детского хора. - М.: Просвещение. 1980.
13. Соколов В. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Музыка.
1983.
14. Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение. 1981.
15. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие. - М.: 1988.
16. Хоровое пение: Программа для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла // авторысоставители Адищев В.И., Останин П.П. - Пермь: ПОИПКРО. 1996.
17. Халабузарь П.В., Попова В.С. Теория и методика музыкального воспитания. - СПб.: 2000.
18. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка. 1985.

33


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».