Дополнительная общеразвивающая программа Школьный хор

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол №1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНА:
Директор
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_______В.А.Трынкина
Приказ от 01.09.2023 №304-од

Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный хор»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года

Смирнова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Березники, 2023

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Школьный хор»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Стартовый
Художественная

Продолжительность образовательного процесса
Возраст обучающихся

3 года

Название творческого объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

7-11 лет
«Школьный хор»
2023 год
Формирование развитой, духовно богатой, эмоциональной и творчески активной личности
учащегося и приобщение к общечеловеческим
ценностям через хоровое исполнительство.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный хор» направлена на формирование
музыкальной культуры учащихся.
Программа обеспечивает развитие социализации, самореализации подрастающего поколения, художественно-творческих способностей
учащихся, их личностных и духовных качеств.

Содержание программы
№ разНаименование раздела
дела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы

Стр.
4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

6
14
16

2.1

Календарный учебный график

16

2.2

Условия реализации программы.

17

2.3

Формы аттестации

17

2.4

Оценочные материалы

18

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы для педагога

19
21

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Хоровое пение – это самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает
музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного
уровня.
Программа «Школьный хор» является модифицированной.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012;
 Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного
врача РФ от 04.07.2014);
 Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Программа обеспечивает развитие значимых для образования, личностного
развития, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей учащихся, их личностных и
духовных качеств. Прохождение Программы учащимся даёт знания, необходимые
для каждого культурного человека, приобщаемого к музыкальному искусству.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Осуществляя эстетическое воспитание детей
средствами пения, педагог учит любого ребёнка петь, независимо от природных
данных. Актуальность программы состоит в том, что занятия хором дают возможность привлечь к занятиям музыкой как можно больше учащихся школы,
и через выступления на различных мероприятиях с концертными программами
дают возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, способствуют
их самореализации, разнообразят школьные мероприятия, заполняют досуговое
время учащихся.
Содержание программы разработано в соответствии с программами нового
поколения, основано на современных и модифицированных методиках: Емелья-

нова В.В., Огороднова Л.Д.
Отличительной особенностью данной программы является специфика
организации хоровой работы с учащимися низкого уровня музыкальных способностей, принятых без конкурсного отбора, только по желанию детей.
Адаптация и развитие их способностей на первом этапе обучения проходит
через наиболее интенсивный курс, включающий в себя игровые моменты, песенный репертуар с яркой мелодикой, фонограммным обеспечением, современным содержанием.
Программа даёт возможность выбирать степень сложности репертуара в
зависимости от способности конкретного коллектива.
Практическая значимость программы
Каждый ребенок получает возможность раскрыть свой талант, проявить
свои индивидуальные способности, почувствовать «ситуацию успеха», ощутить
себя на сцене настоящим артистом.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
- формирование и поддержку положительной самооценки у детей, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Срок реализации программы составляет 3 года с объемом 36 часов в год.
Режим занятий. Занятия проводятся в групповой форме,1 час в неделю.
Численность обучающихся в группе – 15-30 человек.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных
заболеваний, обучение проводится в дистанционном режиме согласно учебнотематического плана программы в соответствии с Положением об электронном
обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель программы – формирование развитой, духовно богатой, эмоциональной и творчески активной личности учащегося и приобщение к общечеловеческим ценностям через хоровое исполнительство.
Предметные задачи:
1. Сформировать у учащихся систему опорных знаний, умений и способов в
деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой.

2. Научить учащихся основам хорового искусства, вокально-хоровым навыкам, художественно – исполнительским средствам, терминологии.
3. Научить исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе
произведения с солистом, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
4. Развивать музыкальный слух: мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Метапредметные задачи:
1. Формировать художественный вкус у учащихся.
2. Создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.
3. Развить навыки коллективного творчества.
4. Расширить кругозор учащихся посредством коллективного приобщения
к музыке.
Личностные задачи:
1. Прививать учащимся любовь к хоровому пению и потребность в хоровом
музицированиии.
2. Воспитать у учащихся эстетический вкус и чувство стиля.
3. Прививать учащимся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании.
4. Создать условия для саморазвития и самореализации личности учащихся,
сохранения и улучшения здоровья (комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность).

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание
программы

Вокально-хоровые
упражнения
Работа
над
репертуаром
Слушание музыки
Музыкальная
грамота
Концертная
деятельность
Итого:

Теория

Практика

Общее количество

часов

2

3

5

2

13

15

1
3

3
5

4
8

1

3

4

9

27

36

Вокально-хоровые упражнения
Формирование правильной певческой установки
-воспитание бережного отношения к голосовому аппарату, расширение звуковысотного диапазона в пределах децимы.
Расширение динамического диапазона голоса:
-пение от меццо-пиано до меццо-форте;
-работа над унисоном;
-работа над дикцией (попевки игрового содержания, скороговорки).
Работа над дыханием
Вдох свободный, без поднятия плеч, выдох спокойный, без напряжения
и утечки воздуха. Дыхание ровное, активное, экономное.
Работа над звуком
Пение лёгким, светлым звуком в удобной тесситуре. Округлое звучание гласных. Основные приёмы голосоведения-легато и нон легато.
Работа над артикуляцией
В головном (фальцетном) режиме – приоткрытый на полуулыбке рот. В
грудном отделе – свободно опущенная вниз челюсть и более округлый рот.
Работа над преодолением зажатости нижней челюсти.
Работа над строем, ансамблем
Научиться понимать дирижёрский жест: внимание, вдох, окончание звучания.
Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение.

Работа над репертуаром
Основу репертуара составляют в основном одноголосные произведения,
чаще всего небольшого диапазона, в удобной тесситуре. Необходимо находить
интересные произведения, соответствующие возрасту учащихся, разнообразные по характеру.
Чтобы добиться выразительного исполнения, можно использовать мимику и жесты, хлопки, шумовые инструменты.
В течение учебного года рекомендуется пройти 10-12 произведений.
Слушание музыки
Рекомендуется слушание вокальных и инструментальных произведений с
целью воспитания эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку.
Музыкальная грамота
Понятие высоты звука, характер движения мелодии (плавное, скачками,
смешанное).
Понятие мажор-минор, динамические оттенки, замедление темпа,
ускорение темпа, штрихи.
Концертная деятельность
Концерты могут быть к праздничным датам, для родителей, участие в
общешкольных концертах и мероприятиях.
Планируемые результаты
Формирование правильных певческих навыков – интонации, дыхания, звукообразования. Исполнение произведений, доступных по содержанию, в унисон,
эмоционально и ярко. Умение держаться на сцене, умение правильно и чётко
произносить текст.
Формы подведения итогов
концертные выступления, открытые занятия.
Примерный репертуар первого года обучения
В.Шаинский. Мама мамонтенка
А. Старокадомский. Любитель-рыболов
Г. Гладков. Песенка Деда Мороза и снегурочки на карнавале из м/ф «Ну, погоди»
Б. Савельев. Из чего наш мир состоит
Ю. Чичков. Мама

Е.Крылатов .Колыбельная медведицы.
А. Ермолов. Три желания.
Е.Зарицкая . Росиночка – Россия
Г.Гладков .Чунга-чанга
А.Ермолов. Новый год. Праздник
А.Арсентьева Карусель мелодий. Снег.
Е.Зарицкая. Музыка детства
Ю.Верижников .Семь нот.
М.Дунаевский. Песня Красной шапочки
В. Шаинский .Облака.
И.Николаев. Маленькая страна
Е.Крылатов. Прекрасное далёко
Ю. Саульский.Черный кот
А. Рыбников.Буратино
А.Зацепин. Песенка про медведей
В. Шаинский. По секрету всему свету

Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание
программы

Теория

Практика

Общее количество
часов

Вокально-хоровые
упражнения
Работа
над
репертуаром
Слушание музыки
Музыкальная
грамота
Концертная
деятельность
Итого:

2

3

5

2

11

13

1
3

3
5

4
8

1

5

6

9

27

36

Вокально-хоровые упражнения
Формирование правильной певческой установки
- воспитание бережного отношения к голосовому аппарату, расширение
звуко-высотного диапазона до «ми» второй октавы.
Расширение динамического диапазона голоса:
-пение от меццо пиано до меццо форте и наоборот;
- работа над унисоном, умение петь в ансамбле с другими голосами;
-работа над дикцией ( попевки игрового содержания, скороговорки);
-первоначальная работа по освоению агогических нюансов (замедление,
ускорение).
Работа над дыханием
Вдох свободный, без поднятия плеч, выдох спокойный, без напряжения и
утечки воздуха.
Дыхание ровное, активное, экономное.
Работа над звуком
Пение лёгким, светлым звуком в удобной тесситуре.
Округлое звучание гласных.
Основные приёмы голосоведения: легато и нон легато.
Работа над артикуляцией
В головном (фальцетном) режиме – приоткрытый на полуулыбке рот.
В грудном отделе – свободно опущенная вниз челюсть и более округлый
рот.
Работа над преодолением зажатости нижней челюсти.
Работа над строем, ансамблем
Научиться понимать дирижёрский жест: внимание, вдох, окончание звучания.
Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение.

Работа над репертуаром
Основу репертуара составляют в основном одноголосные произведения,
чаще всего небольшого диапазона, в удобной тесситуре. Необходимо находить
интересные произведения, соответствующие возрасту учащихся, разнообразные по характеру.
Чтобы добиться выразительности исполнения произведения, можно
использовать соответственную мимику и жесты, хлопки, шумовые инструменты.
В репертуаре хора произведения русской и зарубежной классики, доступные по содержанию и диапазону, современные произведения для детей,
в сопровождении фортепиано с фонограммой, произведения школьной тематики.
В течение учебного года рекомендуется выучить 10-15 произведений,
добиваясь наиболее качественного звучания.
Слушание музыки
Слушание вокальных и инструментальных произведений о картинах природы, времени года, животных, различных сценах детской жизни с целью воспитания эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку.
Музыкальная грамота
Освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств: интонация, мелодия, аккомпанемент, ритм, темп, динамика.
Понятие высоты звука, характера движения мелодии (плавное, скачками,
смешанное).
Концертная деятельность
Концерты к праздникам, концерты для родителей, участие в общешкольных
концертах.
Планируемые результаты
Создание концертного коллектива, в репертуаре которого произведения
русской, зарубежной классики, детские песни, произведения школьной тематики.
Певческий коллектив должен обладать хорошей звучностью, чистой интонацией, умением ярко и эмоционально раскрывать содержание произведения.

11

Примерный репертуар второго года обучения
М. Иорданский. У дороги чибис
Л. Книппер. Почему медведь зимой спит
В. Иванова. Песня о дружбе
В. Шаинский. Вместе весело шагать
Ю. Чичков. Всё мы делим пополам
Ю.Чичков. Самая счастливая
Ю. Чичиков. Родная песенка
Ю. Чичков. Песня про жирафа
А. Спадавеккиа. Добрый жук
В. Купревич. Пингвины
В. Кикта. Синеглазка
И. Гайдн. Мы дружим с музыкой
А. Арутюнова. Пони
Е. Крылатов. Кабы не было зимы
Е. Крылатов. Три белых коня
Е Крылатов. Песня о Хоттабыче
А. Арутюнова. Солнышко смеётся
А. Свечников. Матросская партизанская из к/ф «Неразлучные друзья»
С. Никитин. Песня о маленьком трубаче
Р.Роджерс Звуки музыки
А.Пугачева.Звёздное лето
К.Молчанов Журавлиная песня
А.Пахмутова Нежность
Е.Крылатов Три белых коня
А.Пахмутова.Надежда
А.Зацепин. До свидания, лето
К.Орабелян. Гляжу в озёра синие
Д.Тухманов.Аист на крыше
Ж.Колмагорова.Леди-джаз
Н.Королева. По ниточке
М.Дунаевский. Всё пройдёт
П.Маккартни.Yesterday
Е.Крылатов. Колокола
Р.Роджерс. До-ре-ми
С.Суэтов. Лесная песенка
П.Поляков. Солнечный лучик

Учебно-тематический план 3 года обучения
Содержание
программы

Теория

Практика

Общее количество
часов

Вокально-хоровые
упражнения
Работа
над
репертуаром
Слушание музыки
Музыкальная
грамота
Концертная
деятельность
Итого:

1

3

4

1

13

14

1
2

4
4

5
6

0

7

7

5

31

36

Вокально-хоровые упражнения
Формирование правильной певческой установки
-воспитание бережного отношения к голосовому аппарату, расширение
звуко-высотного диапазона в пределах децимы (до 1 октавы, ми 2 октавы);
умение петь фальцетом; формирование светлого, полётного, свободного звучания голоса.
Расширение динамического диапазона голоса:
-пение от меццо пиано до меццо форте и наоборот
-работа над дикцией (попевки игрового содержания, скороговорки)
-воспитание бережного отношения к голосовому аппарату;
Расширение динамического диапазона голоса:
-работа
по освоению агогических нюансов (замедление, ускорение, фермата)
-работа над унисоном, умение петь и слушать себя, сопоставлять звучание
своего голоса в общем хоре.
Работа над артикуляцией
В головном (фальцетном) режиме – приоткрытый на полуулыбке рот. В
грудном отделе – свободно опущенная вниз челюсть и более округлый рот. Работа над преодолением зажатости нижней челюсти.
Работа над строем, ансамблем
Научиться понимать дирижёрский жест: внимание, вдох, окончание звучания. Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение.

13

Работа над репертуаром
Основу репертуара составляют в основном одноголосные произведения, чаще всего небольшого диапазона, в удобной тесситуре. Необходимо находить интересные произведения, соответствующие возрасту учащихся, разнообразные по
характеру.
Умение сопровождать пение ритмическим аккомпанементом с помощью шумовых инструментов, хлопков, движением корпуса.
В течение учебного года рекомендуется пройти 10-12 произведений.
Слушание музыки
Прослушивание вокальных и хоровых произведений с анализом содержания
и средств музыкальной выразительности.
Музыкальная грамота
Навык слушания и чистого пения небольших попевок, исполняемых на инструменте, а также голосом. Умение пропеть про себя часть отрывка. Умение закончить мелодию и прийти к основному тону - тонике.
Пение с поддержкой звукорядов и гамм.
Расширение эрудиции в области музыкального и хорового искусства, знакомство с видами хоров (детский, женский, мужской, смешанный).
Знакомство с длительностями, умение простучать ритм песни по слуху и по
карточкам.
Концертная деятельность
Концерты могут быть по четвертям, полугодиям, к праздникам для родителей, участие в общешкольных концертах, конкурсах.
Примерный репертуар третьего года обучения
Е. Крылатов. Ваши глаза
Т. Левкодимова. Купите собаку
В. Дмитриев. Эхо
Ю. Космачёв. Мне очень нужен друг
В. Шаинский. Игра
О. Хромушин. Любимые сказки
О. Хромушин. Песенка про иностранные языки
О. Хромушин. Сколько нас
Р. Паулс. Кашалотик
Р. Паулс. Золотая свадьба
В. Берковский. Чудак
И. Дунаевский. Весёлый ветер

Т. Попп. Мама из к/ф «Мама»
П. Чайковский. Детская песенка («Мой Лизочек»)
Р. Паулс. Что ты небо, горько плачешь
Б. Мокроусов. Песня неуловимых мстителей
М. Фрадкин. У деревни Крюково
О. Хромушин. Колыбельная из к/ф «Забытая кукла»
Я. Дубравин. Ты откуда, музыка
1.4.Планируемые результаты:
-создание концертного детского творческого коллектива с большим разнообразным певческим репертуаром;
- приобретение сведений о музыкальной и хоровой культуре, знания об
устройстве голосового аппарата, о правилах пения, о свойствах человеческого голоса;
- умение исполнять детские вокальные и хоровые произведения народной
музыки, школьной тематики, русских и зарубежных композиторов;
-умение петь, используя навык правильного звукообразования:
- формирование основных вокально-хоровых навыков: чистая интонация,
певческое дыхание, плавное голосоведение, динамический, ритмический и тембральный ансамбль;
-развитие устойчивых познавательских интересов и потребностей у детей,
устойчивой мотивации к художественной деятельности;
-расширение интеллектуальной сферы ребёнка, волевых и эмоциональных
качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в сфере певческого искусства;
-умение выразительно и эмоционально раскрывать художественный образ
исполняемого произведения в различных жанрах и направлениях.
Личностные результаты:
Воспринимает эмоционально музыку, положительно относится к музыкальным занятиям, уважительно и доброжелательно относится к чувствам другого человека. Понимает значение музыкального искусства в жизни человека. Дает оценку результата собственной музыкально-исполнительской деятельности. Понимает
роль музыки в собственной жизни.
Предметные результаты:
Правильная посадка или положение стоя при пении.
Ровное дыхание по фразам. Развитый музыкальный слух при пении в хоре.
Чисто исполняет унисон. Поет двухголосие. Чёткая дикция и артикуляция при пении. Формирование чувство такта, ритма и звуковедения. Ровное дыхание по фразам. Цепное дыхание. Правильное формирование звуков. Показывает сценическое
мастерство. Правильно вступает в песню и после проигрыша. Хорошо работает с
15

фонограммой.
Метапредметные результаты:
Воспринимает музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Чувство ансамбля при пении. Слушает не только себя, но и других. Подстраивается к правильному звуку. Исполняет несложные скачки в мелодии. Взаимная дикция. Прислушивается к соседним певцам. Не выделяется громким исполнением.
Формируется чувство ансамбля. Чувствует себя комфортно в коллективе. Исполняет сольные партии. Осознает, что хор-это единство коллектива.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Школьный хор»
3 года обучения
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября до 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

1

1

1

52

1

51

1

50

1

49

1

48

1

Всего
гоучебн
.нед.
/час

август

47

1

46

1

45

1

44

1

июль

43

1

42

35

1

41

34

1

40

33

1

39

32

1

38

31

1

июнь

37

30

1

36

29

1

28

1

27

1

26

1

25

1

24

1

май

23

1

апрель

22

1

март

21

17

1

февраль

20

16

8

15

7

14

6

1

13

5

1

12

4

1

11

3

1

9

2

1

10

1

1

обучениобучения
Группа №1

недели

1

январь

36

36

2 год обучения

1 год обучения

1

декабрь

19

ноябрь

18

октябрь

Го
д
О
бу
че
ни
я
№
гр
уп
пы

сентябрь

3 год обучения

36

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

17

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий соответствует
требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором
проводятся учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное.
Перечень оборудования учебного кабинета: фортепиано, музыкальная аппаратура, компьютер, наличие учебного, дидактического материала, флеш – накопитель с фонограммами музыкального материала.
Кадровое обеспечение: руководитель объединения – педагог дополнительного образования, имеющий специальные знания в данной образовательной области.
Организационно-педагогические условия: образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Для всех участников образовательного процесса обеспечен доступ к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса.
Цель аттестации: выявить основные знания, умения и навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные результаты освоения программы и их
соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей
программы «Школьный хор».
Задачи аттестации:
- определить уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
- определить уровень достижения метапредметных и личностных результатов;
- проанализировать полноту и эффективность реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Школьный хор»;
- внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной
деятельности;
- представить основания для выпуска обучающегося.
Текущая аттестация проводится в процессе усвоения программы после
прохождения каждой темы (раздела). Используются различные формы проверки

знаний: устный опрос, выполнение практических заданий, прослушивание партий.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного полугодия
(декабрь) с целью мониторинга знаний и умений, полученных обучающимися.
Проверка знаний проводится в форме прослушивания партии, концертного выступления.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе с целью оценки качества освоения обучающимися содержания образовательной программы. Аттестация осуществляется в
форме итогового концертного выступления.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце каждого учебного полугодия посредством наблюдения.
Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
Формы аттестации
Итоговая аттестация

Формы итоговой аттестации
Результаты
Форма проверки
Предметные результаты
Концертное выступление
Метапредметные
реНаблюдение
зультаты
Личностные результаты
Наблюдение

2.4. Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя
группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
Низкий
Средний
Высокий
параметры
Теоретическая подготовка
Владение теоретическими знаниями

Владение понятиями и терминами

Обучающийся
владеет менее
чем 50% объема
знаний, предусмотренных программой.
Обучающийся, как
правило, избегает
применять специальные термины.

Объем усвоенных Обучающийся
знаний составляет освоил 70-100%
50-70%.
объема знаний,
предусмотренных
программой.
Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

Специальные
термины употребляет осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием программы.
19

Практическая подготовка
Практические
навыки и умения

Обучающийся
овладел менее чем
50%, предусмотренных программой, умениями и
навыками владения голосом

Объем усвоенных
навыков и умений
составляет 5070%.

Обучающийся
овладел 70-100%
умений и навыков, предусмотренных программой.

2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, групповая.
В процессе реализации программы реализуются следующие принципы
обучения:
- доступность;
- воспитательный характер обучения;
- систематичность и последовательность, изучение материала от простого к
более сложному, от частного – к общему, принцип системности предполагает
преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- принцип коллективизма, в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость
и пользу.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации
образовательной программы: технология группового обучения, технология
сотрудничества,
коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, практическое занятие,
вокальная импровизация, просмотр и анализ музыкальных видеофрагментов,
концерт.
Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
1) Организационный
Задача: подготовка обучающихся к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2) Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения заданий, выявление неточностей и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
3) Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей.
4) Основной
- усвоение новых знаний и способов действий;
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний
использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- первичная проверка знаний и вокальных умений;
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция, выполнение
практических заданий;
- закрепление знаний и способов действий;
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно
детьми.
- обобщение и систематизация знаний;
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5) Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются виды устного опроса, прослушивание партий, практические и творческие задания.
6) Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом
учебного занятия; проанализировать: где и почему были допущены ошибки, как
их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие
21

затруднения, организовать рефлексию и самооценку обучающихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
2. Детский голос, экспериментальные исследования/ сост. В.Н. Шацкая – Москва: Педагогика, 1970.
3. Детский голос, экспериментальные исследования/ Сост. В.Н. Шацкая. – Москва: Педагогика, 1970 г.
4. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М., 1957.
5. Емельянов В.Г. Фонопедические упражнения. – М., 1992.
6. Живов В.Л. Интерпретация хоровой музыки.– М., 1991.
7. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. – М., 1998.
8. Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. – М., 1985.
9. Кондрашин К.П. О дирижерском искусстве. – Л., 1970.
10.Левандо П.П. Проблемы хороведения. – Л., 1979. 11.Развитие
детского голоса/ Сост. В.Н. Шацкая – Москва, 1963.
12.Развитие детского голоса/ сост. В.Н. Шацкая.– Москва, 1963.
13.Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1967.
14.Струве Г.А. Школьный хор. – Москва: Просвещение,
1981.
15.Стулова Т.П. Хоровой класс. – М., 1988.
16. Хоровое пение. Примерная программа к базисному учебному плану
для ДШИ Санкт-Петербурга./Сост. Е.С. Михайлова, Н.В. Дурандина, Н.В. Жукова. – С-П.: Композитор, 2009.
17. Хоровое пение. Программа для общеобразовательных школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла 1-4 класс. /
Сост. В.И. Адищев, П.П. Останин - Пермь: ПОИПКРО, 1997.
18. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М., 1961.
19. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. –
Москва: Музыка, 1988.
20. Стулова Т.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
– М., 1992.
21. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора. – М., 1983.
Интернет ресурсы
1. http://intoclassics.net/news
2. http://musicmp3.spb.ru/genres/2/classical.htm
3. http://www.muscontinent.ru
4. http://www.wiki.vocalist.ru
5. http://www.predanie.ru/music
6. music.su

23


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».