Дополнительная общеразвивающая программа Мечевой бой

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИ ГЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАУ ДО ДЮН «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023г.

Директор
МДУ ДОДЮЦ «Каскад»
’■Л { / В.А.Трынкина
Пииюб № 304-од от 01.09.2023г.

£
Ш

ГV

k
1W
/Р /P "
f i_ (

Дополнительная
общеразвивающая программа

«Мечевой бой»
Направленность: физкультурно-спортивная.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Срок реализации: 3 года.

Составители: педагог дополнительного
образования.
Демидов
Владимир
Вальтерович, методист Наставникова
Татьяна Александровна.

БЕРЕЗНИКИ 2023

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
Название программы

«Мечевой бой»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный
Физкультурно-спортивная

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

3 года

Название творческого
объединения
Г од основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

10-17 лет
«Родимич»
2020 год
Укрепление здоровья обучающихся через
освоение техник современного мечевого боя,
знакомство с военной историей посредством
реконструкторской деятельности.
Образовательная программа «Мечевой
бой» сочетает в себе знания по истории и
основам
современного мечевого
боя с
творческой (игровой) практикой, основанной на
участии в реализации проектов, целью которых
является реконструкция исторических событий.
Содержание
программы
способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей
детей
в
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формированию культуры
здорового образа жизни и укреплению здоровья.
Участие в реконструкции исторических
событий поможет развить в ребенке осознание
себя как носителя традиций славянских боевых
искусств, будет способствовать идентификации
с Россией, ее народами, российской историей и
культурой.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Современный мечевой бой (далее СМБ) - это единоборство, основанное на
технике средневекового фехтования. Зародилось в России как общественное
движение любителей имитационного фехтования. За последние 10 лет интерес к
данному виду деятельности вырос и трансформировался в отдельный вид спорта СМБ. В настоящее время историческое фехтование бурно развивается не только в
России, но и за рубежом. В международной Федерации СМБ уже состоят 28 стран,
регулярно проводятся различные соревнования и турниры, включая Чемпионат
России и Чемпионат Мира.
СМБ - это очень зрелищный полноконтактный вид спортивного единоборства,
представляющий собой поединок или групповой бой спортсменов, с применением
безопасных имитаторов средневекового клинкового оружия - «спортивного меча» и
«спортивного щита». Безопасный спортивный инвентарь изготовлен из мягких
материалов, поэтому данным видом спорта могут заниматься все желающие
независимо от возраста, пола и физической подготовки.
Разработка программы
«Мечевой бой» стала результатом накопленного
теоретического и практического опыта в таких видах спорта как спортивное
фехтование, дуэльное фехтование, историческое фехтование и современный мечевой
бой. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на
освоение синтезированных навыков техники и тактики владения мечом. Залогом
успешного освоения программного материала является всестороннее физическое
развитие учащихся, совершенствование таких спортивных способностей как
реакция, выносливость, умение нестандартно мыслить.
Программа сочетает в себе знания по истории и основам современного мечевого
боя с творческой (игровой) практикой, основанной на участии в реализации
проектов, целью которых является реконструкция исторических событий.
Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса
среди детей и подростков к средневековым боевым искусствам разных народов, в
особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к
европейским школам фехтования, которые, в отличие от восточных, не так
масштабно популяризируются.
Нормативно-правовой аспект
Дополнительная общеразвивающая программа «Мечевой бой» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
•Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от
29.12.2012;
• Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к

письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (постановление главного
санитарного врача РФ от 04.07.2014).
• «Положение о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения,
дополнительных общеразвивающих программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что занятия мечевым боем в
совокупности с игровой деятельностью и реконструкторской практикой будут
способствовать
удовлетворению
индивидуальных
потребностей
детей
в
нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры
здорового образа жизни и укреплению здоровья.
Несомненна польза исторической реконструкции как средства патриотического
воспитания. Обращение к истории развития древних единоборств, участие в
реконструкции исторических событий поможет развить в ребенке осознание себя как
носителя традиций славянских боевых искусств, будет способствовать
идентификации с Россией, ее народами, российской историей и культурой.
Коллективный характер активной деятельности поможет решить проблему
социализации детей, воспитать в них чувство дружбы, товарищества,
взаимопомощи; развить такие ценные моральные качества, как чувство
ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность,
активность.
В процессе тренировочной игровой деятельности юным спортсменам придется
овладевать сложной техникой и тактикой, преодолевать усталость и пассивность;
вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. Все это
способствует воспитанию волевых черт характера.
Кроме того учебно-воспитательный процесс возьмет на себя задачу организации
свободного времени и планирования позитивного досуга обучающихся, в том числе
детей и подростков, относящихся к так называемой «группе риска», находящихся в
социально опасном положении.
Педагогическая целесообразность Потенциал дополнительного образования
позволяет создавать новую педагогическую практику, соответствующую природе
детства, наполняя жизнь детей новым опытом, качественно иным знанием и делом,
реально помогая семье в воспитании детей и подростков. Нередко увлечение ребёнка
реконструкторской деятельностью становится «семейным» хобби. Это способствует
появлению новых семейных традиций, связанных с совместным участием в
социально-культурных проектах, этноландшафтных фестивалях и праздниках.
Появляется общность интересов родителей и детей, способствующая улучшению
взаимопониманию в семье. В рамках реализации программы дети вплотную
соприкасаются с настоящей историей, они учатся разбираться в фактах, проводить
анализ тех
или
иных
исторических
событий,
начинают заниматься

исследовательской работой и имеют возможность применить полученные знания на
практике.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Личностно-ориентированный,
интегрированный
и
культурологический
подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в
полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно­
целевой подход к образовательному процессу, предполагает дифференцированный
подбор основных средств обучения и воспитания, демократический стиль общения
и творческое сотрудничество педагога и обучающегося.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа составлена на основе следующих дополнительных
общеобразовательных программ:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Сокол» (Историческое фехтование и
современный мечевой бой), автор-составитель: Тишкина Вера Владимировна,
педагог дополнительного образования; г. Кыштым, 2019г.;
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Театр исторических реконструкций»,
автор-составитель Демидов Владимир Вальтерович, г. Березники, 2017г.
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Мечевой бой», автор-составитель
Коротаев Артем Евгеньевич, г. Сыктывкар, 2019г.
Отличительной особенностью данной программы является наличие в ней
сочетания признаков двух направленностей - физкультурно-спортивной и
социально-педагогической с преобладанием первой. К программе приложены
авторские методики подготовки спортсменов, направленные на развитие технико­
тактических умений. Разработана система диагностики уровней сформированности
предметных результатов.
Новизна программы
Одним из важных акцентов в программе является патриотическое воспитание
обучающихся. Патриотизм относится к тем стержневым качествам личности,
которые необходимо формировать с раннего школьного возраста и в приемлемой
данному возрасту форме. Исторические реконструкции как мощное средство
патриотического воспитания незаслуженно обойдены вниманием. Данная
общеобразовательная программа призвана заполнить образовавшийся в этом вопросе
вакуум.
Также, помимо знакомства с военной историей России, участия в деятельности
по воссозданию великих битв русского воинства, в содержание программы введен
подраздел «Участие в мероприятиях патриотического характера». Время,

выделенное на реализацию данного пункта программы, подразумевает участие
воспитанников объединения в мероприятиях и акциях военно-патриотического
характера (военно-патриотическая игра «Зарница», патриотический слет «Мы великой России частица»), Митингах и Вахтах Памяти.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет ( 5 - 1 1 классы).
Особенностью комплектования групп является их разновозрастной характер.
Поэтому при построении образовательно-воспитательного процесса необходимо
учитывать психологические характеристики детей всех представленных возрастных
категорий, уровни их физического развития и потребности.
Создание единого разновозрастного детского коллектива имеет большие
«плюсы». Именно здесь можно взрастить заботу старших детей о младших,
взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в
различных видах деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной. Добиваться
поставленных задач помогает атмосфера
наставничества. Стремление ребят
младшего возраста к общению со старшими основано на желании получить
поддержку, защиту, подтверждение самооценки. Ребятам 11-13 лет более доступно
копирование деятельности и поведения ребят 14-17 лет, нежели взрослого человека.
Старшие ребята искренне радуются успехам младших, они небезразличны к ним,
быстро находят с ними контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи
утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец для
подражания. Результатом наставничества младших воспитанников является развитие
у детей уверенности в себе, самоуважения, ответственности за порученное дело,
активных жизненных позиций. Результатом наставничества у ребят постарше
является формирование у них способности к принятию самостоятельных решений и
поступков, которые развивают нравственные и моральные качества, необходимые в
дальнейшей жизни.
Среди основных преимуществ разновозрастных групп можно выделить:
- общение со сверстниками;
- соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой
нет в отношениях с родителями и сверстниками;
- эффективный вид эмоционального контакта;
- атмосфера солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами,
обеспечивающая автономизацию от взрослых, придающая отношениям чувство
эмоционального благополучия и устойчивости.
Срок реализации программы: 3 года обучения.
Объем программы: 144 часа в год.
Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 занятия по 45 мин. С перерывом между
ними - 15 минут.
Форма обучения: очная, также возможно использование дистанционных форм
обучения.
Формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
групповая, коллективная.
По доминирующим образовательным целям выделяются:

- вводное занятие;
- занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и умений;
- занятие по углублению знаний;
- систематизация и обобщение знаний;
- итоговое занятие;
- практическое (тренировочное) занятие;
- комбинированные формы занятий.
По особенности передачи учебного материала используются:
- соревнование, зачет, сдача контрольных нормативов;
- мастер-класс;
- видео-урок, видеотрансляция, просмотр соревнований;
- квест, турнир;
- реконструкция военных исторических событий;
- фольклорный праздник, фестиваль;
- тренировочное занятие;
- круговая тренировка;
- спортивный Челлендж.
Особенностями организации образовательного процесса по программе
является сочетание тренировочных занятий и соревнований с участием в проектной,
исследовательской и реконструкторской деятельности. Программа предусматривает
организацию образовательной деятельности с использованием дистанционных
образовательных технологий, реализуемых с применением информационно­
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагога. С использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды
учебных видов деятельности как: учебное занятие, мастер-класс, дискуссионные
площадки, консультации (групповые, индивидуальные), опросы и другое
Комплексная подготовка обучающихся в объединении ведется по следующим
разделам учебного плана:
- «Теоретическая подготовка» представляет собой знакомство с материалом,
дающим начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических
требованиях и правилах безопасного поведения на тренировочных занятиях; основах
спортивной тренировки; правилах организации и проведения соревнований по СМБ;
основах психологической подготовки спортсмена;
- «Общая физическая подготовка» направлена на всестороннее физическое
развитие, укрепление здоровья, совершенствование важнейших физических и
волевых качеств спортсмена, приобретение жизненно необходимых навыков; такая
подготовка содействует умственному, эстетическому развитию, создаёт условия для
специализации в избранном виде спортивной деятельности;
- «Специальная физическая подготовка» носит специализированный характер и
направлена на развитие специфических для бойца качеств, навыков и способностей,
необходимых для успешного овладения техникой практикой владения мечом; СФП
представляет собой упражнения, которые, исходя из особенностей СМБ и задач
подготовки, с учетом характера игровой деятельности подразделяются на
неспецифические, т.е. упражнения без меча и специфические, т.е. упражнения с

мечом, которые способствуют освоению современной техники фехтования и умения
применять ее в состязаниях;
- «Технико-тактическая подготовка» включают в себя выполнение специальных
упражнений с мечом (индивидуальных, групповых и игровых), которые позволяют
избирательно решать задачи обучения в отдельных элементах техники и тактики
ведения боя, их вариативности, различных связок и фрагментов ведения боя;
- «История боевого фехтования» знакомит с историей искусства владения мечом
русскими витязями, европейскими рыцарями, воинами востока, начиная со средних
веков и до наших дней;
- «Реконструкция военных событий» - раздел направлен на знакомство с
реконструкторской
деятельностью,
актерским
мастерством,
театрально­
постановочной работой; в рамках раздела происходит знакомство с великими
сражениями в истории России;
- «Итоговые мероприятия» подразумевают участие в соревнованиях,
фестивалях, показательных выступлениях, сдачу контрольных нормативов,
выполнение которых позволяет определить степень усвоения учебного материала,
уровень физического и творческого развития и подготовленности обучающихся;
также в рамках раздела приобретается опыт участия в исторических фестивалях,
социально-культурных проектах, военно-патриотических мероприятиях.
Программа предусматривает организацию образовательной деятельности с
использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном
(на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога. С использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут
организовываться такие виды учебных видов деятельности как: учебное занятие,
мастер-класс,
дискуссионные
площадки, консультации
(групповые,
индивидуальные), опросы и другое.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: укрепление здоровья обучающихся через освоение техник современного
мечевого боя, знакомство с военной историей посредством реконструкторской
деятельности.
Задачи:
- знакомить с теоретическими основам спортивного мастерства в избранном
виде спорта;
- дать представления об истории возникновения Современного мечевого боя;
- дать первоначальные знания о значении фехтования в истории и исторических
событиях;
- знакомить
с основными техническими и
тактическими приемами
Современного мечевого боя;
- знакомить с правилами соревнований, дать опыт участия в соревнованиях по
СМБ;
- знакомить
с основами реконструкторской
деятельности, основами
репетиционно-постановочной работы, знаменитыми военными сражениями;
- знакомить с историей военного костюма, технологией изготовления предметов
воинского снаряжения и быта.

Метапредметные задачи:
- развивать основные физические качества;
- повышать функциональные возможности организма (сопротивляемость
организма к заболеваниям, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней
среды, преодоление усталости и пассивного отношения к жизни);
- развивать психологическую выносливость;
- способствовать развитию памяти, мышления, воображения, творческих
способностей;
- развивать навыки сотрудничества и коллективизма при выполнении учебных
задач;
- учить использовать специальные мобильные приложение в тренировочной
деятельности;
- развивать познавательный интерес к историческому прошлому своей странны;
- развивать умение работать с информацией, сравнивать, анализировать и
обобщать учебный материал.
Личностные задачи:
- формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью,
привлекать к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- воспитывать и прививать трудолюбие, терпеливость, настойчивость,
дисциплинированность, морально-волевые качества;
- развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в спортивном коллективе;
- воспитывать качества характера - смелость, решительность, ответственность,
самостоятельность, выдержка;
- содействовать формированию ценностных ориентиров: подчинение личных
интересов интересам коллектива, чувство товарищества и взаимопомощи, активная
жизненная позиция;
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

1.3. Содержание программы
Учебный план программы
Разделы программы
№
1. Теоретическая подготовка

1 год
12

2 год
12

3 год
10

2.

Общая физическая подготовка

20

20

18

3.

Специальная физическая подготовка

32

34

38

4.

Технико-тактическая подготовка

36

40

44

5.

История фехтования

18

10

6

6

Реконструкция военных событий

12

12

14

7

Итоговые мероприятия

14

14

14

ИТОГО

144

144

144

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- привитие интереса к искусству владения мечом, истории русского
Средневековья, исторической реконструкции;
- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося;
- формирование координационной, физической и технической базы под
спортивно-боевую направленность фехтования;
- обучение базовой технике работы с историческим оружием;
- освоение навыков взаимодействия с оружием, в том числе с использованием
мобильных приложений;
- приобретение начальных тактических навыков;
- приобретение первичного опыта участия в показательных выступлениях и
соревнованиях.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
По окончании первого года учащиеся будут знать:
- основные понятия и термины, относящиеся к историческому фехтованию;
- историю развития костюма средних веков;
-традиции, символику Руси эпохи Средневековья;
- основные понятия и термины, относящиеся к актерскому мастерству;
- тактику ведения поединка с использованием исторического оружия;
- правила проведения соревнований по историческому фехтованию;
- основы личной гигиены, здорового образа жизни.
Будут уметь:
- выполнять основные атакующие и защитные фехтовальные движения;
- технически правильно обращаться с историческим оружием;
- использовать различное защитное снаряжение;
- использовать специальные мобильные приложения на тренировочных
занятиях по мечевому бою;
- реконструировать элементы народных костюмов и воинского снаряжения
населения Руси эпохи Средневековья;
- применять выразительные средства для выражения характера образа;
- определять основную мысль постановки, формировать ее в сюжет;
- ощущать себя в сценическом пространстве;
- выполнять групповые и индивидуальные проектные исследования.

Учебно-тематический план
1 года обучения
№
1.
1.1

1.2
1.3

1.4

1.5

1.6

2.
2.1

Разделы программы

Теория

Практика

Всего

Теоретическая подготовка

9

3

12

Введение. Инструктаж по ТБ. Техника
безопасности на тренировках по СМБ.
Постановка целей и задач.
Входящая диагностика.
Гигиена, закаливание, режим и питание
спортсмена.
Знакомство с понятием
спортивный
мечевой
бой.
Основы
тренировок.
Инвентарь для исторического фехтования.
Общие правила соревнований по СМБ.
Права
и
обязанности
тренеров,
спортсменов, секундантов, судей,
организаторов и технического персонала.
Запрещенные действия и ошибки. Порядок
судейства. Официальная процедура и
жесты судей.
Психологическая подготовка. Понятие о
психологической подготовке. Регуляция
состояния тревожности.
Информационные
технологии
в
современном
спорте.
Мобильные
приложения для занятий фехтованием
(мечевым боем). Приложение Swordplay,
включающее полноценную
программу
тренировок по мечевому бою. Особенности
Swordplay: реальные правила и приемы
спортивного
фехтования.
Функции
приложения:
проработка
техники,
комбинаций; контроль силы, скорости
удара и передвижений; обучающее видео
для тренировки, голосовой помощник,
программа фитнес-упражнений.
Общая физическая подготовка

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

3

17

20

1

11

12

2.2

Упражнения на развитие групп мышц,
задействованных в фехтовании.
Упражнения на гибкость.

1

3

4

2.3

Упражнения на расслабление.

1

3

4

3.

Специальная физическая подготовка

4

28

32

3.1

Упражнения
на
развитие
ловкости,
реакции, координации, чувства времени и
расстояния, выбора момента и точности
действий.
Упражнения для развития скорости,
быстроты
действий
и
скоростной
выносливости.
Упражнения
для
развития
умения
чередовать различный темп и ритм
движений, напряжение и расслабление
мышц пальцев кисти и рук.
Упражнения с элементами единоборства

1

7

8

1

7

8

1

5

6

1

5

6

4

4

10

26

36

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

1

2

1

1

2

3.2

3.3

3.4
3.5

4.
4.1

Упражнения самомассажа для снятия
утомления,
быстрого
восстановления
работоспособности мышц.
Технико-тактическая подготовка

Обучение
базовым
стойкам
и
перемещениям, виды хватов меча и
дистанций боя. Управление дыханием,
упражнения на развитие выносливости
4.2 Обучение атакующим действиям. Сектора
атаки, классификация видов ударов
4.3 Постановка правильной техники ударов,
силы и скорости ударов на различных
видах манекенов
4.4 Обучение защитным действиям (базовые
защиты
мечом,
тттитом
и
мечом,
специфические виды защит)
4.5 Обучение
технике
выполнения
отвлекающих действий при «подготовке»
атаки
4.6 Виды активной, силовой работы щитом в
СМБ
4.7 Специфические приемы в СМБ: уклонения,
рипосты,
батманы,
приемы
обезоруживания противника
4.8 Комбинации атакующих и защитных
действий
4.9 Обучение выстраиванию и своевременной
смене тактики в бою
4.10 Стратегия и тактика командных боев в
СМБ

5.

История боевого фехтования

9

9

18

5.1

«Рыцарь». Европейское рыцарство: образ
жизни и правила поведения
«Витязь». Русские витязи. Князь и
дружина. Кодекс витязя.
«Кочевник». Монголы. Золотая Орда и
Русь.
Военное снаряжение средневекового воина.
Отличия
«Замок. Терем. Юрта»
Русские города, европейские замки и
монгольские станы.
Реконструкция военных событий

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

1

1

2

4

8

12

1

3

4

1

3

4

1

3

4

12

12

5.2
5.3
5.4
5.5

6
6.1
6.2
6.3
7

Основы
актерского
мастерства
и
репетиционно-постановочная работа.
История русского (славянского) костюма.
Изготовление элементов костюма.
Великие русские битвы. Куликово поле.
Итоговые мероприятия

-

7.1

Участие в соревнованиях по СМБ

-

4

4

7.2

Участие в фестивалях, показательных
выступлениях
Участие в мероприятиях патриотического
характера
Контрольные нормативы

-

4

4

-

4

4

-

2

2

40

104

144

7.3
7.4

ИТОГО

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- дальнейшее повышение уровня физической и тактической подготовки;
- совершенствование техники фехтования, в том числе с использованием
мобильных приложений;
- формирование боевых качеств;
- приобретение
опыта участия в соревнованиях и фестивалях
реконструкторской деятельности.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
По окончании второго года учащиеся будут знать:
- основные понятия и термины, относящиеся к исторической реконструкции;
- традиции, символику Руси эпохи Средневековья;
- правила конструктивной групповой работы;
- тактику ведения поединка с использованием исторического оружия;
- использовать специальные мобильные приложение на тренировочных
занятиях по мечевому бою;
- особенности построения и перестроения боевой группы.
Будут уметь:
- выполнять специальные фехтовальные приемы;
- изготавливать различные защитные конструкции;
- планировать и использовать различные тактические комбинации в процессе
непрерывного маневренного общения с противником;
- выполнять сложные оборонительные и боевые приемы в группе.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Теория

Практика

Всего

Теоретическая подготовка

6

6

12

1.1

Введение. Инструктаж по ТБ. Техника
безопасности на тренировках по СМБ.

1

1

2

1.2

Гигиена, закаливание, режим и питание
спортсмена.
Краткие сведения об эволюции оружия и
доспехов, развития техники боя на мечах в
разные эпохи.
Правила поведения делегаций и их
представителей на соревнованиях. Теория
судейской практики. Изменения в правилах
соревнований и их аргументация.

1

1

2

1

1

2

1

1

2

№
1.

1.3

1.4

Разделы программы

1.5

1.6

Психологическая
подготовка.
Психологический
настрой
перед
соревнованиями.
Информационные
технологии
в
современном
спорте.
Мобильные
приложения для занятий фехтованием
(мечевым боем). Приложение Swordplay,
включающее полноценную
программу
тренировок по мечевому бою. Функции
приложения:
проработка
техники,
комбинаций; контроль силы, скорости
удара и передвижений; обучающее видео
для тренировки, голосовой помощник,
программа
фитнес-упражнений.
Мобильные приложения, отслеживающие
питание, подсчет потребляемых калорий,
физическую
активность.
Разработки
новинок
спортивных
тренажеров,
инвентаря, интерактивного оборудования
для занятий спортом.

1

1

2

1

1

2

-

20

20

2.

Общая физическая подготовка

2.1

-

10

10

2.2

Упражнения на развитие групп мышц,
задействованных в фехтовании.
Упражнения на гибкость.

-

5

5

2.3

Упражнения на расслабление.

-

5

5

3.

Специальная физическая подготовка

-

34

34

3.1

Упражнения
на
развитие
ловкости,
реакции, координации, чувства времени и
расстояния, выбора момента и точности
действий.
Упражнения для развития скорости,
быстроты
действий
и
скоростной
выносливости.
Упражнения
для
развития
умения
чередовать различный темп и ритм
движений, напряжение и расслабление
мышц пальцев кисти и рук.
Упражнения с элементами единоборства

8

8

8

8

8

8

-

6

6

-

4

4

3.2

3.3

3.4
3.5

Упражнения
утомления,

самомассажа для снятия
быстрого
восстановления

4.
4.1
4.2

4.3

4.4

4.5
4.6

4.7
4.8
4.9
5.
5.1
5.2

5.3
6
6.1

6.2
6.3

работоспособности мышц.
Технико-тактическая подготовка
Обучение атакующим действиям. Сектора
атаки, классификация видов ударов
Отработка техники ударов, силы и
скорости ударов на различных видах
манекенов
Отработка защитных действий (защиты
мечом, щитом и мечом, специфические
виды защит)
Отработка
техники
выполнения
отвлекающих действий при «подготовке»
атаки
Виды активной, силовой работы щитом в
СМБ
Специфические приемы в СМБ: уклонения,
рипосты,
батманы,
приемы
обезоруживания противника
Комбинации атакующих и защитных
действий
Обучение выстраиванию и своевременной
смене тактики в бою
Стратегия и тактика командных боев в
СМБ
История средневекового фехтования
Первые Рюриковичи. «Русская
правда». «Княжеские усобицы».
«Чингизхан. Объединение монгольских
Племен».
«Монгольские
завоевания.
Золотая Орда и Русь». Последствия
монголо-татарского нашествия.
«Жизнь и быт средневекового воина».
«Экспансия с Запада. Ливонский орден»
Реконструкция военных событий
Основы
актерского
мастерства
и
репетиционно-постановочная
работа.
Практическая реконструкция реальных
боевых практик.
Изготовление элементов
сценического
реквизита и предметов амуниции.
Великие русские битвы. Ледовое побоище.

-

40

40

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

-

4

4

-

4

4

-

4

4

3

3

6

1

1

2

1

1

2

1

1

2

6

7

12

1

1

2

1

2

3

-

-

4

-

4

6.4

Групповые бои «Бугурты»

-

3

3

7

Итоговые мероприятия

-

14

14

7.1

Участие в соревнованиях по СМБ

-

4

4

7.2

Участие в мероприятиях по реконструкции
исторических событий.
Проект:
«Ледовое побоище»
Участие в мероприятиях патриотического
характера.
Контрольные нормативы

4

4

-

4

4

-

2

2

129

144

7.3
7.4

ИТОГО

15

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- знакомство с историей покорения Ермаком Урала и Сибири;
- совершенствование необходимых физических качеств и технико-тактических
умений, в том числе с использованием мобильных приложений;
- развитие гибкости мышц и суставов укрепление плечевого пояса;
- индивидуализация техники фехтования, отработка умений в условиях
соревновательной деятельности;
- индивидуализация техники фехтования, отработка умений в условиях
соревновательной деятельности;
- повышение уровня морально-волевых качеств и психологической
подготовки;
- расширение опыта участия в соревновательной и реконструкторской
деятельности.
Ожидаемые результаты третьего года обучения:
По окончании третьего года учащиеся будут знать:
- истории завоевания Прикамских земель и становлении Перми Великой;
- особенности снаряжения и вооружения военного отряда XV-XVII веков;
- о роли Ермака в развитии и становлении Урала, Сибири и России в целом;
- правила соревнования и судейства по СМБ;
- основные принципы исторической реконструкции.
Будут уметь:
- выполнять технико-тактические приемы фехтования, в соответствии с
индивидуальными особенностями;
- самостоятельно изготовлять аутентичные материалы и демонстрировать
умение владения ими;
- использовать специальные мобильные приложения на тренировочных
занятиях по мечевому бою;
- помогать в организации турниров по СМБ;
- демонстрировать мотивационную готовность к учебной деятельности;
- демонстрировать фантазию, развитые творческие и актерские способности в
рамках участия в фестивальной и проектной деятельности;
- демонстрировать сформированные чувства патриотизма и национальной
гордости.

Учебно-тематический план 3 года обучения
№
1.

Теория

Практика

Всего

Теоретическая подготовка

6

4

10

1.1

Введение. Инструктаж по ТБ. Техника
безопасности на тренировках по СМБ.

1

1

1.2

История появления и развития
Федерации СМБ и Современного мечевого
боя, как спортивной дисциплины.
Правила соревнований. Ознакомление с
содержанием
протокола.
Ведение
протокола на учебных турнирах.
Психологическая
подготовка.
Самовнушение и самоубеждение.
Методика обучения технике СМБ.
Назначение боевого приема. Подводящие и
игровые упражнения для
овладения
боевым приемам. Определение
ошибок и методика их исправления.
Информационные
технологии
в
современном
спорте.
Мобильные
приложения для занятий фехтованием
(мечевым боем). Приложение Swordplay,
включающее полноценную
программу
тренировок по мечевому бою. Особенности
Swordplay: реальные правила и приемы
спортивного фехтования; эффектная 3Dграфика, анимация и физика движений
фехтовальщиков; PvE-кампания, в рамках
которой пользователь проходит путь от
начинающего спортсмена до олимпийского
чемпиона.
Функции
приложения:
проработка
техники, комбинаций; контроль силы,
скорости
удара
и
передвижений;
обучающее
видео
для
тренировки,
голосовой помощник, программа фитнесупражнений.
Мобильные приложения,
отслеживающие
питание,
подсчет
потребляемых
калорий,
физическую
активность.
Разработки
новинок
спортивных
тренажеров,
инвентаря,
интерактивного оборудования для занятий

1

1

1.3

1.4
1.5

1.6

Разделы программы

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2.
2.1

спортом.
Общая физическая подготовка

-

18

18

-

8

8

-

5

5

2.2

Упражнения на развитие групп мышц,
задействованных в фехтовании.
Упражнения на гибкость.

2.3

Упражнения на расслабление.

-

5

5

3.

Специальная физическая подготовка

-

40

40

3.1

Упражнения
на
развитие
ловкости,
реакции, координации, чувства времени и
расстояния, выбора момента и точности
действий.
Упражнения для развития скорости,
быстроты
действий
и
скоростной
выносливости.
Упражнения
для
развития
умения
чередовать различный темп и ритм
движений, напряжение и расслабление
мышц пальцев кисти и рук.
Упражнения с элементами единоборства

8

8

8

8

8

8

-

8

8

-

8

8

8

36

44

1

4

5

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

3.2

3.3

3.4
3.5
4.
4.1

4.2

4.3
4.4

4.5

4.6

Совершенствование техники фехтования с
учетом индивидуальных особенностей
Технико-тактическая подготовка
Тактические комбинации, тактическое
мышление.
Комбинации
атакующих
действий мечом и щитом. Отвлекающие
действия и приемы.
Тактика защиты. Защита перемещением.
Комбинированная защита щитом, мечом,
перемещениями. Смена ритмов атаки и
защиты.
Стационарные защитные позиции.
Смена стационарных защитных позиций.
Тактика ведения боя в обороне и атаке в
зависимости
от
вооружения
и
особенностей боя.
Специфические приемы в СМБ: прием
«сломанный меч» и защита от него,
контратака как продолжение
петли,
значение внезапности, понятие ложного,
разведывательного приемов.
Дистанции ведения поединка. Особенности

4.7

4.8

5.
5.1

5.2

5.3
6
6.1

6.2
6.3
6.4
7

атакующих и защитных действий в
зависимости от дистанции поединка.
Командные тактические действия. Строй
Перестроения.
Круговая
оборона.
Выполнение тактических задач боевыми
парами, тройками.
Двуручный меч. Техника безопасности при
работе с оружием. Положение оружия при
стойках, салют. Позиции и соединения,
перемены и соединения, действие на
оружие, ответные атаки. Жонглирование
оружием.
История фехтования
Повседневная жизнь Восточных славян:
быт, верования, праздники. Направления и
этапы
подготовки
исторической
реконструкции.
Военная
история
Перми
Великой.
Личность
Ермака.
Снаряжение
и
вооружение казачьего войска. Поход
Ермака в Сибирь.
Технические
особенности
владения
пташкой, саблей, ятаганом.
Реконструкция военных событий
Основы
актерского
мастерства
и
репетиционно-постановочная
работа.
Сюжетный рисунок боя. Пластика ведения
боя. Этюды на выразительность жестов,
развитие эмоций.
Изготовление элементов
сценического
реквизита и предметов амуниции.
Великие русские битвы. Битва дружины
Ермака с татарским войском.
Групповые бои «Бугурты»

1

3

4

1

4

5

3

3

6

1

1

2

1

1

2

1

1

2

6

8

14

1

2

3

1

3

4

4
-

Итоговые мероприятия

-

7.1

Участие в соревнованиях по СМБ

-

7.2

Участие в мероприятиях по реконструкции
исторических событий.
Проект:
Воссоздание битвы дружины Ермака с
войском Маметкула на берегу Тобола.
Участие в мероприятиях патриотического
характера.

7.3

-

-

4

3

3

14

14

4

4

4

4

4

4

7.4

Контрольные нормативы
ИТОГО

-

2

2

22

122

144

1.4. Планируемые результаты освоения программы
К числу планируемых результатов освоения образовательной программы
отнесены:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, правил поведения
на соревнованиях;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и
осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
- сформированность
универсальных
компетенций,
проявляющихся
в
применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно­
практической деятельности: умение ставить и формулировать для себя новые задачи,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь
управлять
своей
деятельностью,
быть
инициативным
и
самостоятельным, иметь активную жизненную позицию;
- уметь использовать специальные мобильные приложения на тренировочных
занятиях по мечевому бою;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и творческой видах деятельности;
- уметь работать с информацией, уметь сравнивать, анализировать и обобщать
учебный материал в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
- освоение предметных знаний, умений и навыков образовательной программы и
умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с
современным мечевым боем и реконструкцией исторических событий;
- понимание основ, роли и значения современного мечевого боя в
формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о
физическом совершенствовании человека;
- обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
сюжетно-ролевых игр и крупномасштабных проектов, состязаний и соревнований по
современному мечевому бою, форм активного отдыха и досуга;

умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и
особенности обучающихся, овладение основами технических действий, приёмами и
физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах
игровой и соревновательной деятельности.

и

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Мечевой бой»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Общий объем часов - 144 часа в год.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

4

4

4

4

00

а\

о

-

                    
Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».