УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИ ГЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом МАУ ДО ДЮН «Каскад» Протокол № 1 от 30 августа 2023г. Директор МДУ ДОДЮЦ «Каскад» ’■Л { / В.А.Трынкина Пииюб № 304-од от 01.09.2023г. £ Ш ГV k 1W /Р /P " f i_ ( Дополнительная общеразвивающая программа «Мечевой бой» Направленность: физкультурно-спортивная. Возраст обучающихся: 10-17 лет. Срок реализации: 3 года. Составители: педагог дополнительного образования. Демидов Владимир Вальтерович, методист Наставникова Татьяна Александровна. БЕРЕЗНИКИ 2023 ПАСПОРТ дополнительной общеобразовательной программы Название программы «Мечевой бой» Вид программы Модифицированная Уровень Программы Направленность программы Вводный Физкультурно-спортивная Продолжительность образовательного процесса Возраст обучающихся 3 года Название творческого объединения Г од основания творческого объединения Цель программы Аннотация программы 10-17 лет «Родимич» 2020 год Укрепление здоровья обучающихся через освоение техник современного мечевого боя, знакомство с военной историей посредством реконструкторской деятельности. Образовательная программа «Мечевой бой» сочетает в себе знания по истории и основам современного мечевого боя с творческой (игровой) практикой, основанной на участии в реализации проектов, целью которых является реконструкция исторических событий. Содержание программы способствует удовлетворению индивидуальных потребностей детей в нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры здорового образа жизни и укреплению здоровья. Участие в реконструкции исторических событий поможет развить в ребенке осознание себя как носителя традиций славянских боевых искусств, будет способствовать идентификации с Россией, ее народами, российской историей и культурой. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Современный мечевой бой (далее СМБ) - это единоборство, основанное на технике средневекового фехтования. Зародилось в России как общественное движение любителей имитационного фехтования. За последние 10 лет интерес к данному виду деятельности вырос и трансформировался в отдельный вид спорта СМБ. В настоящее время историческое фехтование бурно развивается не только в России, но и за рубежом. В международной Федерации СМБ уже состоят 28 стран, регулярно проводятся различные соревнования и турниры, включая Чемпионат России и Чемпионат Мира. СМБ - это очень зрелищный полноконтактный вид спортивного единоборства, представляющий собой поединок или групповой бой спортсменов, с применением безопасных имитаторов средневекового клинкового оружия - «спортивного меча» и «спортивного щита». Безопасный спортивный инвентарь изготовлен из мягких материалов, поэтому данным видом спорта могут заниматься все желающие независимо от возраста, пола и физической подготовки. Разработка программы «Мечевой бой» стала результатом накопленного теоретического и практического опыта в таких видах спорта как спортивное фехтование, дуэльное фехтование, историческое фехтование и современный мечевой бой. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на освоение синтезированных навыков техники и тактики владения мечом. Залогом успешного освоения программного материала является всестороннее физическое развитие учащихся, совершенствование таких спортивных способностей как реакция, выносливость, умение нестандартно мыслить. Программа сочетает в себе знания по истории и основам современного мечевого боя с творческой (игровой) практикой, основанной на участии в реализации проектов, целью которых является реконструкция исторических событий. Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и подростков к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к европейским школам фехтования, которые, в отличие от восточных, не так масштабно популяризируются. Нормативно-правовой аспект Дополнительная общеразвивающая программа «Мечевой бой» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: •Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012; • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196); • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); • СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014). • «Положение о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения, дополнительных общеразвивающих программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад». Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что занятия мечевым боем в совокупности с игровой деятельностью и реконструкторской практикой будут способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей детей в нравственном и физическом совершенствовании, формированию культуры здорового образа жизни и укреплению здоровья. Несомненна польза исторической реконструкции как средства патриотического воспитания. Обращение к истории развития древних единоборств, участие в реконструкции исторических событий поможет развить в ребенке осознание себя как носителя традиций славянских боевых искусств, будет способствовать идентификации с Россией, ее народами, российской историей и культурой. Коллективный характер активной деятельности поможет решить проблему социализации детей, воспитать в них чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развить такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. В процессе тренировочной игровой деятельности юным спортсменам придется овладевать сложной техникой и тактикой, преодолевать усталость и пассивность; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. Все это способствует воспитанию волевых черт характера. Кроме того учебно-воспитательный процесс возьмет на себя задачу организации свободного времени и планирования позитивного досуга обучающихся, в том числе детей и подростков, относящихся к так называемой «группе риска», находящихся в социально опасном положении. Педагогическая целесообразность Потенциал дополнительного образования позволяет создавать новую педагогическую практику, соответствующую природе детства, наполняя жизнь детей новым опытом, качественно иным знанием и делом, реально помогая семье в воспитании детей и подростков. Нередко увлечение ребёнка реконструкторской деятельностью становится «семейным» хобби. Это способствует появлению новых семейных традиций, связанных с совместным участием в социально-культурных проектах, этноландшафтных фестивалях и праздниках. Появляется общность интересов родителей и детей, способствующая улучшению взаимопониманию в семье. В рамках реализации программы дети вплотную соприкасаются с настоящей историей, они учатся разбираться в фактах, проводить анализ тех или иных исторических событий, начинают заниматься исследовательской работой и имеют возможность применить полученные знания на практике. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: - принцип гуманизации; - принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип самоценности личности; - принцип увлекательности; - принцип креативности. Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно целевой подход к образовательному процессу, предполагает дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания, демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося. Отличительные особенности и новизна программы Данная программа составлена на основе следующих дополнительных общеобразовательных программ: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Сокол» (Историческое фехтование и современный мечевой бой), автор-составитель: Тишкина Вера Владимировна, педагог дополнительного образования; г. Кыштым, 2019г.; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Театр исторических реконструкций», автор-составитель Демидов Владимир Вальтерович, г. Березники, 2017г. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мечевой бой», автор-составитель Коротаев Артем Евгеньевич, г. Сыктывкар, 2019г. Отличительной особенностью данной программы является наличие в ней сочетания признаков двух направленностей - физкультурно-спортивной и социально-педагогической с преобладанием первой. К программе приложены авторские методики подготовки спортсменов, направленные на развитие технико тактических умений. Разработана система диагностики уровней сформированности предметных результатов. Новизна программы Одним из важных акцентов в программе является патриотическое воспитание обучающихся. Патриотизм относится к тем стержневым качествам личности, которые необходимо формировать с раннего школьного возраста и в приемлемой данному возрасту форме. Исторические реконструкции как мощное средство патриотического воспитания незаслуженно обойдены вниманием. Данная общеобразовательная программа призвана заполнить образовавшийся в этом вопросе вакуум. Также, помимо знакомства с военной историей России, участия в деятельности по воссозданию великих битв русского воинства, в содержание программы введен подраздел «Участие в мероприятиях патриотического характера». Время, выделенное на реализацию данного пункта программы, подразумевает участие воспитанников объединения в мероприятиях и акциях военно-патриотического характера (военно-патриотическая игра «Зарница», патриотический слет «Мы великой России частица»), Митингах и Вахтах Памяти. Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет ( 5 - 1 1 классы). Особенностью комплектования групп является их разновозрастной характер. Поэтому при построении образовательно-воспитательного процесса необходимо учитывать психологические характеристики детей всех представленных возрастных категорий, уровни их физического развития и потребности. Создание единого разновозрастного детского коллектива имеет большие «плюсы». Именно здесь можно взрастить заботу старших детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в различных видах деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной. Добиваться поставленных задач помогает атмосфера наставничества. Стремление ребят младшего возраста к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждение самооценки. Ребятам 11-13 лет более доступно копирование деятельности и поведения ребят 14-17 лет, нежели взрослого человека. Старшие ребята искренне радуются успехам младших, они небезразличны к ним, быстро находят с ними контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец для подражания. Результатом наставничества младших воспитанников является развитие у детей уверенности в себе, самоуважения, ответственности за порученное дело, активных жизненных позиций. Результатом наставничества у ребят постарше является формирование у них способности к принятию самостоятельных решений и поступков, которые развивают нравственные и моральные качества, необходимые в дальнейшей жизни. Среди основных преимуществ разновозрастных групп можно выделить: - общение со сверстниками; - соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками; - эффективный вид эмоционального контакта; - атмосфера солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами, обеспечивающая автономизацию от взрослых, придающая отношениям чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Срок реализации программы: 3 года обучения. Объем программы: 144 часа в год. Наполняемость группы: 15 человек. Режим занятий: два раза в неделю по 2 занятия по 45 мин. С перерывом между ними - 15 минут. Форма обучения: очная, также возможно использование дистанционных форм обучения. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, коллективная. По доминирующим образовательным целям выделяются: - вводное занятие; - занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и умений; - занятие по углублению знаний; - систематизация и обобщение знаний; - итоговое занятие; - практическое (тренировочное) занятие; - комбинированные формы занятий. По особенности передачи учебного материала используются: - соревнование, зачет, сдача контрольных нормативов; - мастер-класс; - видео-урок, видеотрансляция, просмотр соревнований; - квест, турнир; - реконструкция военных исторических событий; - фольклорный праздник, фестиваль; - тренировочное занятие; - круговая тренировка; - спортивный Челлендж. Особенностями организации образовательного процесса по программе является сочетание тренировочных занятий и соревнований с участием в проектной, исследовательской и реконструкторской деятельности. Программа предусматривает организацию образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности как: учебное занятие, мастер-класс, дискуссионные площадки, консультации (групповые, индивидуальные), опросы и другое Комплексная подготовка обучающихся в объединении ведется по следующим разделам учебного плана: - «Теоретическая подготовка» представляет собой знакомство с материалом, дающим начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях и правилах безопасного поведения на тренировочных занятиях; основах спортивной тренировки; правилах организации и проведения соревнований по СМБ; основах психологической подготовки спортсмена; - «Общая физическая подготовка» направлена на всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, совершенствование важнейших физических и волевых качеств спортсмена, приобретение жизненно необходимых навыков; такая подготовка содействует умственному, эстетическому развитию, создаёт условия для специализации в избранном виде спортивной деятельности; - «Специальная физическая подготовка» носит специализированный характер и направлена на развитие специфических для бойца качеств, навыков и способностей, необходимых для успешного овладения техникой практикой владения мечом; СФП представляет собой упражнения, которые, исходя из особенностей СМБ и задач подготовки, с учетом характера игровой деятельности подразделяются на неспецифические, т.е. упражнения без меча и специфические, т.е. упражнения с мечом, которые способствуют освоению современной техники фехтования и умения применять ее в состязаниях; - «Технико-тактическая подготовка» включают в себя выполнение специальных упражнений с мечом (индивидуальных, групповых и игровых), которые позволяют избирательно решать задачи обучения в отдельных элементах техники и тактики ведения боя, их вариативности, различных связок и фрагментов ведения боя; - «История боевого фехтования» знакомит с историей искусства владения мечом русскими витязями, европейскими рыцарями, воинами востока, начиная со средних веков и до наших дней; - «Реконструкция военных событий» - раздел направлен на знакомство с реконструкторской деятельностью, актерским мастерством, театрально постановочной работой; в рамках раздела происходит знакомство с великими сражениями в истории России; - «Итоговые мероприятия» подразумевают участие в соревнованиях, фестивалях, показательных выступлениях, сдачу контрольных нормативов, выполнение которых позволяет определить степень усвоения учебного материала, уровень физического и творческого развития и подготовленности обучающихся; также в рамках раздела приобретается опыт участия в исторических фестивалях, социально-культурных проектах, военно-патриотических мероприятиях. Программа предусматривает организацию образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности как: учебное занятие, мастер-класс, дискуссионные площадки, консультации (групповые, индивидуальные), опросы и другое. 1.2. Цель и задачи программы: Цель: укрепление здоровья обучающихся через освоение техник современного мечевого боя, знакомство с военной историей посредством реконструкторской деятельности. Задачи: - знакомить с теоретическими основам спортивного мастерства в избранном виде спорта; - дать представления об истории возникновения Современного мечевого боя; - дать первоначальные знания о значении фехтования в истории и исторических событиях; - знакомить с основными техническими и тактическими приемами Современного мечевого боя; - знакомить с правилами соревнований, дать опыт участия в соревнованиях по СМБ; - знакомить с основами реконструкторской деятельности, основами репетиционно-постановочной работы, знаменитыми военными сражениями; - знакомить с историей военного костюма, технологией изготовления предметов воинского снаряжения и быта. Метапредметные задачи: - развивать основные физические качества; - повышать функциональные возможности организма (сопротивляемость организма к заболеваниям, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, преодоление усталости и пассивного отношения к жизни); - развивать психологическую выносливость; - способствовать развитию памяти, мышления, воображения, творческих способностей; - развивать навыки сотрудничества и коллективизма при выполнении учебных задач; - учить использовать специальные мобильные приложение в тренировочной деятельности; - развивать познавательный интерес к историческому прошлому своей странны; - развивать умение работать с информацией, сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал. Личностные задачи: - формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью, привлекать к регулярным занятиям физической культурой и спортом; - воспитывать и прививать трудолюбие, терпеливость, настойчивость, дисциплинированность, морально-волевые качества; - развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в спортивном коллективе; - воспитывать качества характера - смелость, решительность, ответственность, самостоятельность, выдержка; - содействовать формированию ценностных ориентиров: подчинение личных интересов интересам коллектива, чувство товарищества и взаимопомощи, активная жизненная позиция; - содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. 1.3. Содержание программы Учебный план программы Разделы программы № 1. Теоретическая подготовка 1 год 12 2 год 12 3 год 10 2. Общая физическая подготовка 20 20 18 3. Специальная физическая подготовка 32 34 38 4. Технико-тактическая подготовка 36 40 44 5. История фехтования 18 10 6 6 Реконструкция военных событий 12 12 14 7 Итоговые мероприятия 14 14 14 ИТОГО 144 144 144 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи: - привитие интереса к искусству владения мечом, истории русского Средневековья, исторической реконструкции; - выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося; - формирование координационной, физической и технической базы под спортивно-боевую направленность фехтования; - обучение базовой технике работы с историческим оружием; - освоение навыков взаимодействия с оружием, в том числе с использованием мобильных приложений; - приобретение начальных тактических навыков; - приобретение первичного опыта участия в показательных выступлениях и соревнованиях. Ожидаемые результаты первого года обучения: По окончании первого года учащиеся будут знать: - основные понятия и термины, относящиеся к историческому фехтованию; - историю развития костюма средних веков; -традиции, символику Руси эпохи Средневековья; - основные понятия и термины, относящиеся к актерскому мастерству; - тактику ведения поединка с использованием исторического оружия; - правила проведения соревнований по историческому фехтованию; - основы личной гигиены, здорового образа жизни. Будут уметь: - выполнять основные атакующие и защитные фехтовальные движения; - технически правильно обращаться с историческим оружием; - использовать различное защитное снаряжение; - использовать специальные мобильные приложения на тренировочных занятиях по мечевому бою; - реконструировать элементы народных костюмов и воинского снаряжения населения Руси эпохи Средневековья; - применять выразительные средства для выражения характера образа; - определять основную мысль постановки, формировать ее в сюжет; - ощущать себя в сценическом пространстве; - выполнять групповые и индивидуальные проектные исследования. Учебно-тематический план 1 года обучения № 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 Разделы программы Теория Практика Всего Теоретическая подготовка 9 3 12 Введение. Инструктаж по ТБ. Техника безопасности на тренировках по СМБ. Постановка целей и задач. Входящая диагностика. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена. Знакомство с понятием спортивный мечевой бой. Основы тренировок. Инвентарь для исторического фехтования. Общие правила соревнований по СМБ. Права и обязанности тренеров, спортсменов, секундантов, судей, организаторов и технического персонала. Запрещенные действия и ошибки. Порядок судейства. Официальная процедура и жесты судей. Психологическая подготовка. Понятие о психологической подготовке. Регуляция состояния тревожности. Информационные технологии в современном спорте. Мобильные приложения для занятий фехтованием (мечевым боем). Приложение Swordplay, включающее полноценную программу тренировок по мечевому бою. Особенности Swordplay: реальные правила и приемы спортивного фехтования. Функции приложения: проработка техники, комбинаций; контроль силы, скорости удара и передвижений; обучающее видео для тренировки, голосовой помощник, программа фитнес-упражнений. Общая физическая подготовка 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 3 17 20 1 11 12 2.2 Упражнения на развитие групп мышц, задействованных в фехтовании. Упражнения на гибкость. 1 3 4 2.3 Упражнения на расслабление. 1 3 4 3. Специальная физическая подготовка 4 28 32 3.1 Упражнения на развитие ловкости, реакции, координации, чувства времени и расстояния, выбора момента и точности действий. Упражнения для развития скорости, быстроты действий и скоростной выносливости. Упражнения для развития умения чередовать различный темп и ритм движений, напряжение и расслабление мышц пальцев кисти и рук. Упражнения с элементами единоборства 1 7 8 1 7 8 1 5 6 1 5 6 4 4 10 26 36 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 1 2 1 1 2 3.2 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 Упражнения самомассажа для снятия утомления, быстрого восстановления работоспособности мышц. Технико-тактическая подготовка Обучение базовым стойкам и перемещениям, виды хватов меча и дистанций боя. Управление дыханием, упражнения на развитие выносливости 4.2 Обучение атакующим действиям. Сектора атаки, классификация видов ударов 4.3 Постановка правильной техники ударов, силы и скорости ударов на различных видах манекенов 4.4 Обучение защитным действиям (базовые защиты мечом, тттитом и мечом, специфические виды защит) 4.5 Обучение технике выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки 4.6 Виды активной, силовой работы щитом в СМБ 4.7 Специфические приемы в СМБ: уклонения, рипосты, батманы, приемы обезоруживания противника 4.8 Комбинации атакующих и защитных действий 4.9 Обучение выстраиванию и своевременной смене тактики в бою 4.10 Стратегия и тактика командных боев в СМБ 5. История боевого фехтования 9 9 18 5.1 «Рыцарь». Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения «Витязь». Русские витязи. Князь и дружина. Кодекс витязя. «Кочевник». Монголы. Золотая Орда и Русь. Военное снаряжение средневекового воина. Отличия «Замок. Терем. Юрта» Русские города, европейские замки и монгольские станы. Реконструкция военных событий 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 1 1 2 4 8 12 1 3 4 1 3 4 1 3 4 12 12 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 7 Основы актерского мастерства и репетиционно-постановочная работа. История русского (славянского) костюма. Изготовление элементов костюма. Великие русские битвы. Куликово поле. Итоговые мероприятия - 7.1 Участие в соревнованиях по СМБ - 4 4 7.2 Участие в фестивалях, показательных выступлениях Участие в мероприятиях патриотического характера Контрольные нормативы - 4 4 - 4 4 - 2 2 40 104 144 7.3 7.4 ИТОГО 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи: - дальнейшее повышение уровня физической и тактической подготовки; - совершенствование техники фехтования, в том числе с использованием мобильных приложений; - формирование боевых качеств; - приобретение опыта участия в соревнованиях и фестивалях реконструкторской деятельности. Ожидаемые результаты второго года обучения: По окончании второго года учащиеся будут знать: - основные понятия и термины, относящиеся к исторической реконструкции; - традиции, символику Руси эпохи Средневековья; - правила конструктивной групповой работы; - тактику ведения поединка с использованием исторического оружия; - использовать специальные мобильные приложение на тренировочных занятиях по мечевому бою; - особенности построения и перестроения боевой группы. Будут уметь: - выполнять специальные фехтовальные приемы; - изготавливать различные защитные конструкции; - планировать и использовать различные тактические комбинации в процессе непрерывного маневренного общения с противником; - выполнять сложные оборонительные и боевые приемы в группе. Учебно-тематический план 2 года обучения Теория Практика Всего Теоретическая подготовка 6 6 12 1.1 Введение. Инструктаж по ТБ. Техника безопасности на тренировках по СМБ. 1 1 2 1.2 Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена. Краткие сведения об эволюции оружия и доспехов, развития техники боя на мечах в разные эпохи. Правила поведения делегаций и их представителей на соревнованиях. Теория судейской практики. Изменения в правилах соревнований и их аргументация. 1 1 2 1 1 2 1 1 2 № 1. 1.3 1.4 Разделы программы 1.5 1.6 Психологическая подготовка. Психологический настрой перед соревнованиями. Информационные технологии в современном спорте. Мобильные приложения для занятий фехтованием (мечевым боем). Приложение Swordplay, включающее полноценную программу тренировок по мечевому бою. Функции приложения: проработка техники, комбинаций; контроль силы, скорости удара и передвижений; обучающее видео для тренировки, голосовой помощник, программа фитнес-упражнений. Мобильные приложения, отслеживающие питание, подсчет потребляемых калорий, физическую активность. Разработки новинок спортивных тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для занятий спортом. 1 1 2 1 1 2 - 20 20 2. Общая физическая подготовка 2.1 - 10 10 2.2 Упражнения на развитие групп мышц, задействованных в фехтовании. Упражнения на гибкость. - 5 5 2.3 Упражнения на расслабление. - 5 5 3. Специальная физическая подготовка - 34 34 3.1 Упражнения на развитие ловкости, реакции, координации, чувства времени и расстояния, выбора момента и точности действий. Упражнения для развития скорости, быстроты действий и скоростной выносливости. Упражнения для развития умения чередовать различный темп и ритм движений, напряжение и расслабление мышц пальцев кисти и рук. Упражнения с элементами единоборства 8 8 8 8 8 8 - 6 6 - 4 4 3.2 3.3 3.4 3.5 Упражнения утомления, самомассажа для снятия быстрого восстановления 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 5. 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 работоспособности мышц. Технико-тактическая подготовка Обучение атакующим действиям. Сектора атаки, классификация видов ударов Отработка техники ударов, силы и скорости ударов на различных видах манекенов Отработка защитных действий (защиты мечом, щитом и мечом, специфические виды защит) Отработка техники выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки Виды активной, силовой работы щитом в СМБ Специфические приемы в СМБ: уклонения, рипосты, батманы, приемы обезоруживания противника Комбинации атакующих и защитных действий Обучение выстраиванию и своевременной смене тактики в бою Стратегия и тактика командных боев в СМБ История средневекового фехтования Первые Рюриковичи. «Русская правда». «Княжеские усобицы». «Чингизхан. Объединение монгольских Племен». «Монгольские завоевания. Золотая Орда и Русь». Последствия монголо-татарского нашествия. «Жизнь и быт средневекового воина». «Экспансия с Запада. Ливонский орден» Реконструкция военных событий Основы актерского мастерства и репетиционно-постановочная работа. Практическая реконструкция реальных боевых практик. Изготовление элементов сценического реквизита и предметов амуниции. Великие русские битвы. Ледовое побоище. - 40 40 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 - 4 4 - 4 4 - 4 4 3 3 6 1 1 2 1 1 2 1 1 2 6 7 12 1 1 2 1 2 3 - - 4 - 4 6.4 Групповые бои «Бугурты» - 3 3 7 Итоговые мероприятия - 14 14 7.1 Участие в соревнованиях по СМБ - 4 4 7.2 Участие в мероприятиях по реконструкции исторических событий. Проект: «Ледовое побоище» Участие в мероприятиях патриотического характера. Контрольные нормативы 4 4 - 4 4 - 2 2 129 144 7.3 7.4 ИТОГО 15 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи: - знакомство с историей покорения Ермаком Урала и Сибири; - совершенствование необходимых физических качеств и технико-тактических умений, в том числе с использованием мобильных приложений; - развитие гибкости мышц и суставов укрепление плечевого пояса; - индивидуализация техники фехтования, отработка умений в условиях соревновательной деятельности; - индивидуализация техники фехтования, отработка умений в условиях соревновательной деятельности; - повышение уровня морально-волевых качеств и психологической подготовки; - расширение опыта участия в соревновательной и реконструкторской деятельности. Ожидаемые результаты третьего года обучения: По окончании третьего года учащиеся будут знать: - истории завоевания Прикамских земель и становлении Перми Великой; - особенности снаряжения и вооружения военного отряда XV-XVII веков; - о роли Ермака в развитии и становлении Урала, Сибири и России в целом; - правила соревнования и судейства по СМБ; - основные принципы исторической реконструкции. Будут уметь: - выполнять технико-тактические приемы фехтования, в соответствии с индивидуальными особенностями; - самостоятельно изготовлять аутентичные материалы и демонстрировать умение владения ими; - использовать специальные мобильные приложения на тренировочных занятиях по мечевому бою; - помогать в организации турниров по СМБ; - демонстрировать мотивационную готовность к учебной деятельности; - демонстрировать фантазию, развитые творческие и актерские способности в рамках участия в фестивальной и проектной деятельности; - демонстрировать сформированные чувства патриотизма и национальной гордости. Учебно-тематический план 3 года обучения № 1. Теория Практика Всего Теоретическая подготовка 6 4 10 1.1 Введение. Инструктаж по ТБ. Техника безопасности на тренировках по СМБ. 1 1 1.2 История появления и развития Федерации СМБ и Современного мечевого боя, как спортивной дисциплины. Правила соревнований. Ознакомление с содержанием протокола. Ведение протокола на учебных турнирах. Психологическая подготовка. Самовнушение и самоубеждение. Методика обучения технике СМБ. Назначение боевого приема. Подводящие и игровые упражнения для овладения боевым приемам. Определение ошибок и методика их исправления. Информационные технологии в современном спорте. Мобильные приложения для занятий фехтованием (мечевым боем). Приложение Swordplay, включающее полноценную программу тренировок по мечевому бою. Особенности Swordplay: реальные правила и приемы спортивного фехтования; эффектная 3Dграфика, анимация и физика движений фехтовальщиков; PvE-кампания, в рамках которой пользователь проходит путь от начинающего спортсмена до олимпийского чемпиона. Функции приложения: проработка техники, комбинаций; контроль силы, скорости удара и передвижений; обучающее видео для тренировки, голосовой помощник, программа фитнесупражнений. Мобильные приложения, отслеживающие питание, подсчет потребляемых калорий, физическую активность. Разработки новинок спортивных тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для занятий 1 1 1.3 1.4 1.5 1.6 Разделы программы 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2. 2.1 спортом. Общая физическая подготовка - 18 18 - 8 8 - 5 5 2.2 Упражнения на развитие групп мышц, задействованных в фехтовании. Упражнения на гибкость. 2.3 Упражнения на расслабление. - 5 5 3. Специальная физическая подготовка - 40 40 3.1 Упражнения на развитие ловкости, реакции, координации, чувства времени и расстояния, выбора момента и точности действий. Упражнения для развития скорости, быстроты действий и скоростной выносливости. Упражнения для развития умения чередовать различный темп и ритм движений, напряжение и расслабление мышц пальцев кисти и рук. Упражнения с элементами единоборства 8 8 8 8 8 8 - 8 8 - 8 8 8 36 44 1 4 5 1 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 6 3.2 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Совершенствование техники фехтования с учетом индивидуальных особенностей Технико-тактическая подготовка Тактические комбинации, тактическое мышление. Комбинации атакующих действий мечом и щитом. Отвлекающие действия и приемы. Тактика защиты. Защита перемещением. Комбинированная защита щитом, мечом, перемещениями. Смена ритмов атаки и защиты. Стационарные защитные позиции. Смена стационарных защитных позиций. Тактика ведения боя в обороне и атаке в зависимости от вооружения и особенностей боя. Специфические приемы в СМБ: прием «сломанный меч» и защита от него, контратака как продолжение петли, значение внезапности, понятие ложного, разведывательного приемов. Дистанции ведения поединка. Особенности 4.7 4.8 5. 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 атакующих и защитных действий в зависимости от дистанции поединка. Командные тактические действия. Строй Перестроения. Круговая оборона. Выполнение тактических задач боевыми парами, тройками. Двуручный меч. Техника безопасности при работе с оружием. Положение оружия при стойках, салют. Позиции и соединения, перемены и соединения, действие на оружие, ответные атаки. Жонглирование оружием. История фехтования Повседневная жизнь Восточных славян: быт, верования, праздники. Направления и этапы подготовки исторической реконструкции. Военная история Перми Великой. Личность Ермака. Снаряжение и вооружение казачьего войска. Поход Ермака в Сибирь. Технические особенности владения пташкой, саблей, ятаганом. Реконструкция военных событий Основы актерского мастерства и репетиционно-постановочная работа. Сюжетный рисунок боя. Пластика ведения боя. Этюды на выразительность жестов, развитие эмоций. Изготовление элементов сценического реквизита и предметов амуниции. Великие русские битвы. Битва дружины Ермака с татарским войском. Групповые бои «Бугурты» 1 3 4 1 4 5 3 3 6 1 1 2 1 1 2 1 1 2 6 8 14 1 2 3 1 3 4 4 - Итоговые мероприятия - 7.1 Участие в соревнованиях по СМБ - 7.2 Участие в мероприятиях по реконструкции исторических событий. Проект: Воссоздание битвы дружины Ермака с войском Маметкула на берегу Тобола. Участие в мероприятиях патриотического характера. 7.3 - - 4 3 3 14 14 4 4 4 4 4 4 7.4 Контрольные нормативы ИТОГО - 2 2 22 122 144 1.4. Планируемые результаты освоения программы К числу планируемых результатов освоения образовательной программы отнесены: Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, правил поведения на соревнованиях; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности. Метапредметные результаты: - сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно практической деятельности: умение ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - уметь управлять своей деятельностью, быть инициативным и самостоятельным, иметь активную жизненную позицию; - уметь использовать специальные мобильные приложения на тренировочных занятиях по мечевому бою; - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и творческой видах деятельности; - уметь работать с информацией, уметь сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал в процессе проектно-исследовательской деятельности. Предметные результаты: - освоение предметных знаний, умений и навыков образовательной программы и умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с современным мечевым боем и реконструкцией исторических событий; - понимание основ, роли и значения современного мечевого боя в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека; - обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении сюжетно-ролевых игр и крупномасштабных проектов, состязаний и соревнований по современному мечевому бою, форм активного отдыха и досуга; умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности обучающихся, овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. и Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Мечевой бой» Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Общий объем часов - 144 часа в год. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения. 4 4 4 4 00 а\ о -