Допонительная общеразвивающая программа Юнармеец

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский Центр «Каскад»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023г.

Директор
\$А У ДО ДЮЦ «Каскад»
• _ ./ ^ / В.А.Трынкина

Дополнительная
общеразвивающая программа

«Юнармеец»
Направленность: социально-гуманитарная.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Срок реализации: 2 года.

Составители: педагог дополнительного
образования: Попов Роман Юрьевич,
методист
Наставникова
Татьяна
Александровна.

БЕРЕЗНИКИ 2023

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
Название программы

«Юнармеец»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный
Социально-педагогическая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

2 года

Г од основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

12-17 лет
2018 год
Формирование у подростков готовности к
выполнению задач по обеспечению защиты
Отечества и его национальных интересов,
создание условий для формирования
гражданских и патриотических ценностей через
сохранение военно-исторических традиций.
Содержание программы направлено на
формирование у обучающихся гражданских
качеств, воспитание социальной активности,
изучение военно-исторического наследия и
традиций, подготовку к службе в армии и
повышение престижа военных профессий.
Большое значение уделяется формированию
физической культуры обучающихся как части
общей культуры, базирующейся на системе
нравственных ценностей, определенных в
Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ
обучающихся и родителей к подготовке
будущих защитников Отечества.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

9

1.3. Содержание программы

10

1.4 .Планируемые результаты

27

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный
год Диагностические материалы

31

2. 2. Условия реализации программы

32

2.3.Формы контроля

34

2.4.

36

Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

49

Список литературы

52

Приложение

53

з

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная
образовательная
и
просветительская
деятельность
субъектов
патриотического воспитания по формированию у подрастающего поколения
гражданской позиции, нравственных взглядов, содержанием которых
является любовь к Отечеству, уважение истории своей родины, готовность к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите Родины.
Наш регион - Пермский край - является многонациональным. В нем
проживают представители более 100 национальностей. В сфере последних
мировых политических событий тема патриотизма и национального единства
звучат в нашем обществе особенно актуально. Среди молодежи во многом
утрачено
истинное
значение
самого
понимания
сущности
интернационализма, напротив, насаждается приоритет материальных
ценностей над духовными. Поэтому так важно создавать условия для
формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко
выраженной гражданской позицией.
Ярким показателем
сформированности патриотизма является
готовность к защите Отечества, к сожалению, сегодня наблюдается снижение
в подростковой среде престижа службы в армии. Это связано со многими
причинами, в том числе с низкой физической и психологической
подготовкой. Большую роль в падении авторитета армейской службы играет
незнание основ начальной военной подготовки. В школах краткое
знакомство с азами военного дела проходит в рамках ОБЖ. Этого объема
часов явно недостаточно.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что система военно­
патриотического воспитания молодежи в стране требует новых решений,
разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий практической
значимости, «живых» форм работы, опирающихся на общественную
инициативу, на деятельность молодёжных и военно-патриотических
организаций, исторических и краеведческих клубов, эффективно
выстроенное общественно-государственное партнёрство.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия к
укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан
Российской Федерации. Важным шагом по формированию гражданскопатриотической позиции у подрастающего поколения стало создание
Всероссийского
военно-патриотического
общественного
движения
«Юнармия». Говоря об Юнармии, основатель движения, министр обороны
Российской Федерации Сергей Шойгу озвучил цель создания организации
как воспитание сильного, умного, красивого и здорового поколения
патриотов, любящих свою родину и готовых её защищать, как делали это их
предки на протяжении всей своей тысячелетней истории.
Актуальность данной программы обусловлена рядом факторов:
4

- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей
учащихся.
Программа
разработана
с
учетом
задач
поставленных
в
«Государственной программе патриотического воспитания граждан
Российской Федерации в 2016-2020гг.», Национальной доктрине образования
в Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. и
нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно­
патриотического общественного движения «Юнармия».
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся
гражданских качеств, воспитание социальной активности, изучение военно­
исторического наследия и традиций, подготовку к службе в армии и
повышение престижа военных профессий. Большое значение уделяется
формированию физической культуры обучающихся как части общей
культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных
в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ
обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества.
Программа является модифицированной и разработана на основе
следующих образовательных программ:
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Юнармия», составитель Бедоткин А.Г., г. Чемальск, 2018г.;
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Юнармия», г. Скопин, 2016г.;
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7-8
классов «Юнармия», составитель Фатулев С.П., 2017г.
Отличительные особенности программы
Одной из задач юнармейского движения является сохранение и
приумножение патриотических традиций. Курсанты МАУ ДО ДЮЦ
«Каскад» участвуют в подготовке и проведении Вахт Памяти, приуроченных
дням воинской славы России, памятным датам Пермского края и города
Березники. Для участников Поста №1 организуется подготовка к несению
Почетного караула на памятных местах города: Мемориал Победы, Обелиск
в память о погибших в годы Великой Отечественной войны березниковцах
(городское кладбище), Памятник военнослужащим, выполнявшим свой долг
за пределами Отечества, мемориальные памятные доски Героев Советского
Союза и Российской Федерации.
В представленной программе создан раздел «Основы военной и
караульной
службы»,
содержанием
которого
является
освоение
теоретических знаний и практических умений по несению почетной
караульной службы. Освоение раздела поможет обеспечить качественное и
профессиональное сопровождение городских торжественных мероприятий
5

военно-патриотической направленности, направленных на привлечение
внимания молодежи к историческим событиям и героическим подвигам
защитников Отечества.
Новизна программы:
- большое место в программе отведено участию обучающихся в
различных событиях и мероприятиях патриотической направленности
городского уровня (раздел учебного плана «Участие в мероприятиях»). В
основу плана мероприятий легла программа реализации городского проекта
«Юнармия. Наставничество» и программа патриотического воспитания детей
и молодежи. В зависимости от них планируются учебные занятия - их
тематика, содержание, теоретическая и практическая составляющие;
- в программу внедрена диагностика изучения формирования
гражданственности обучающихся;
- включение в содержание программы технической составляющей (в
рамках раздела «История воинской Славы России» обучающиеся знакомятся
с инновациями в российской армии, современным оружием и перспективах
развития технического оснащения вооруженных сил РФ);
- в рамках выстраивания модели сетевого взаимодействия программой
запланировано освоение учебного материала с использованием ресурсов
таких организаций как: Федерация Рукопашного боя города Березники и
Пермского края, ПОУ «Березниковский региональный центр ДОСААФ
России», Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Березники,
Отряд мобильный особого назначения ГУ МВД России по Пермскому краю
(дислокация г. Березники), местное и региональное отделение местное
отделение ВВПОД «ЮНАРМИЯ», общественное объединение «Союз
ветеранов боевых действий». Реализация программы предусмотрена
городским проектом «Юнармия. Наставничество».
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей и подростков 1 1 - 1 7 лет,
поэтому при построении образовательно-воспитательного процесса
необходимо учитывать психологические характеристики детей всех
представленных возрастных категорий, уровни их физического развития и
потребности.
Создание временного единого разновозрастного детского коллектива
имеет большие «плюсы». Именно здесь можно взрастить заботу старших
детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Дети активно участвуют в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
интеллектуальной.
Среди основных преимуществ разновозрастных отрядов можно
выделить:
- общение со сверстниками;
- соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста,
которой нет в отношениях с родителями и сверстниками;
- эффективный вид эмоционального контакта;
6

атмосфера солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными
возрастами, обеспечивающая автономизацию от взрослых, придающая
отношениям чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В подростковом возрасте обучающиеся ощущают свою принадлежность
и причастность к определенной социальной группе. Они уже не просто
подражают в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю,
традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества,
которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий
эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные,
интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте
возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в
этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной
деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие
наблюдательности.
Они
отличаются
неустойчивостью
в
психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому
предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности.
Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа
нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их
жизненном пути.
Срок реализации программы и режим занятий
Программа
«Юнармеец»
имеет
социально-педагогическую
направленность и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю общим объемом 4 академических
часа в неделю. Календарный учебный план программы составлен на 36
недель. К программе также разработан учебный план, рассчитанный на
проведение занятия 1 раз в неделю общим объемом 2 академических часа в
неделю (приложение). Группа обучающихся комплектуется из 15-ти человек.
Форма организации обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме. Также
используются элементы дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения.
Возможны следующие формы организации образовательного
процесса: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
По доминирующим образовательным целям выделяются следующие
формы организации учебного занятия:
- вводное занятие;
- занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и умений;
- занятие по углублению знаний;
- систематизация и обобщение знаний;
7

- итоговое занятие;
- практическое занятие;
- комбинированные формы занятий.
По особенности передачи учебного материала могут использоваться
следующие виды занятий:
- экскурсии в музей, онлайн-экскурсии;
- соревнования, конкурсы, викторины;
- встречи с ветеранами военной службы, участниками локальных войн;
- видео-урок, видеотрансляция, просмотр кинофильма;
- квест, викторина, интеллектуальный турнир;
- тренировочное занятие;
- спортивный Челленджер.
Основные формы подготовки к несению караульной службы и к
участию в мероприятиях военно-патриотической (военно-исторической)
деятельности Поста № 1:
- тематические занятия;
- экскурсии;
- несение Вахт Памяти в других муниципальных образованиях
(регионах);
- беседы;
- дискуссии;
- встречи с ветеранами войны и труда, ветеранами вооружённых
конфликтов;
- встречи с постовцами, отслужившими военную службу по призыву
или по контракту, с курсантами военных училищ (институтов, академий);
- показ мастер-классов по строевой подготовке;
- проведение экскурсий для гостей города из других регионов России;
- обмен опытом, методическими материалами, участие в совместных
конференциях, форумах;
- изучение новых практик, технологий, достижений;
- участие в конкурсах на «Лучший Пост № 1»;
просмотры
художественных,
документальных
фильмов,
видеопрезентаций с последующим обсуждением;
- заочное путешествие;
- практические (тренировочные) занятия;
- военно-спортивные игры и тренировки;
- итоговые занятия и др.
Особенности организации образовательного процесса
Освоение программного содержания происходит в процессе
теоретической и практической деятельности, через разнообразные формы
работы: обучающие занятия, контрольные занятия, занятия по физической
подготовке, занятия-тренировки (строевая подготовка, огневая подготовка)

8

конкурсно-соревновательная
деятельность, мероприятия досуговой и
воспитательной направленности.
Комплексная подготовка обучающихся в объединении ведется по
следующим направлениям:
- «История возникновения и правовые основы юнармейского движения»;
- «История воинской Славы России»;
- «Основы военной и караульной службы»;
- «Строевая подготовка»;
- «Основы огневой и тактической подготовки»;
- «Военно-медицинская подготовка»;
- «Физическая подготовка»;
- «Участие в мероприятиях».
«История возникновения и правовые основы юнармейского
движения»
Знакомство с предысторией юнармейского движения, определение
основных задач движения, усвоение кодекса чести и правил поведения
юнармейца.
«История воинской Славы России»
Знакомство с историческими памятными датами истории Российской
Федерации, Героями Советского Союза и России, историческими событиями
времен Великой Отечественной войны, подвигами солдат в Афганистане,
Чеченской республике и в Сирии.
«Пост № 1. Основы военной и караульной службы»
Изучение
Устава
караульной
службы,
строевых
ритуалов,
государственной символики. Изучение организационной структуры ВС РФ,
назначения специальных войск, Воинских званий, Основ обороны
государства, общевоинских уставов, правовых основ военной службы.
«Строевая подготовка»
Изучение строевого Устава, Устава внутренней службы. Изучение
приемов строевой подготовки. Строевое слаживание. Прохождение
торжественным маршем. Прохождение с песней.
«Основы огневой подготовки»
Порядок разборки и сборки АК. Тренировка в разборке и сборке.
Устройство различных видов оружия.
«Военно-медицинская подготовка»
В содержание раздела входит изучение правил личной и общественной
гигиены, наиболее характерных причин и признаков ранений и травм, острых
отравлений и поражений, а также привитие практических навыков в оказании
первой помощи.
Занятия проводятся преимущественно в виде практических уроков с
использованием методов рассказа, показа (демонстрации) и тренировки
обучающихся в выполнении приемов оказания первой помощи.
«Физическая подготовка»

9

Основной задачей освоения данного раздела является разностороннее
развитие физических способностей, повышение уровня функциональных
возможностей организма.
«Участие е мероприятиях»
В рамках раздела предусматривается обширная программа участия
обучающихся в городских мероприятиях, предусмотренных городским
проектом «Юнармия. Наставничество», программой патриотического
воспитания детей и молодежи города Березники. Учебно-воспитательный
процесс, предусмотренный разделом, организуется в тесном сотрудничестве
со штабом местного отделения ВВПОД «Юнармия», Союзом ветеранов
боевых действий, советом ветеранов войны, труда вооруженных сил и
правоохранительных органов, другими общественными организациями и
образовательными учреждениями города.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование у подростков готовности к
выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных
интересов, создание условий для формирования гражданских и
патриотических ценностей через сохранение военно-исторических традиций.
Задачи:
- участвовать в реализации государственной политики в области военно­
патриотического и гражданского воспитания детей и подростков;
- воспитывать уважение к военно-историческому и культурному
прошлому России, ее традициям;
- вовлекать молодежь в процесс несения Вахты Памяти на Посту№1;
- учить владеть приемами строевой и огневой подготовки;
- знакомить с историей возникновения и правовыми основами
юнармейского движения;
- знакомить с правовыми основами военной службы;
- содействовать физическому развитию, формированию культуры
безопасного и здорового образа жизни;
- повышать общий уровень двигательного потенциала и физической
подготовленности на основе занятий различными видами физических
упражнений;
- воспитывать гражданское сознание, готовность к выполнению
конституционных обязанностей, самостоятельность, дисциплинированность,
настойчивость и культуру поведения;
- содействовать вовлечению обучающихся в социально и культурно
значимую деятельность, способствующую их успешной социализации.
- формировать мотивационно-ценностное отношение к службе в армии,
к овладению военными профессиями.

10

1.3. Содержание программы

1

.

1.1
1.2
1.3

1.4

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.
6.
7.
8.

Учебно-тематический план 1 года обучения
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
История и правовые основы
9
5
14
юнармейского движения
1
1
Вводное занятие
История юнармейского движения
2
2
2
2
4
В оенно-патриотическое
общественное движение
«Юнармия»
О вежливости и поведении
4
3
7
Юнармейца. Юнармейские ритуалы.
Этикет.
История воинской славы России
10
4
14
Дни воинской славы России
4
1
5
История вооруженных сил
2
1
3
Российской Федерации
Структура современных военных
2
1
3
сил Российской Федерации
Военная история Пермского края
2
1
3
Пост № 1.Основы военной и
8
22
30
караульной службы
Несение почетной караульной
2
2
службы на Посту №1.
Порядок организации и проведения
2
22
24
Вахт памяти
Государственная и военная
1
1
2
символика
Общие обязанности
2
2
военнослужащих
2
22
24
Строевая подготовка
Основы огневой подготовки
2
14
16
Военно-медицинская подготовка
4
10
14
Общая физическая подготовка
2
20
22
Участие в мероприятиях
10
10
36
108
144
ИТОГО
—

—

—

—

—

11

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. История и правовые основы юнармейского движения
1.1 Вводное занятие
Теория:
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Введение в
программу (мультимедийная презентация).
1.2. История юнармейского движения
Теория:
История создания юнармейского движения Николаем II (движение
«потешных»).
Военно-патриотическое воспитание в предвоенные и военные годы
(школа летчиков, развитие парашютного спорта в стране, клуб
Ворошиловских стрелков, введение норм «Готов к ПВХО», соревнования
юных ворошиловскитх стрелков, развитие системы военных клубов).
Патриотическое воспитание в современной России, его структура государственные,
общественно-государственные
и
общественные
организации. Суворовские и Нахимовские военные училища, кадетские
корпуса, ДОСААФ, военно-патриотические клубы. Скаутское, поисковое,
военно-патриотическое
и
военно-спортивное
движение.
Военно­
патриотические клубы.
1.3. Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
Теория:
Учредители
движения.
Цели,
задачи,
участники,
структура
юнармейского движения. Начальник главного штаба Всероссийского военно­
патриотического детско-юношеского движения «Юнармия». Начальник
регионального штаба ВВПОД «Юнармия» Пермского края. Начальник
регионального штаба ВВПОД «Юнармия» в г. Березники.
Эмблемы, символика, знаки и флаг ВВПОД Юнармии. Форма одежды
юнармейцев. Фирменные цвета одежды. Юнармейские звания и погоны.
Организационные механизмы создания отрядов юнармии в образовательной
организации. Устав ВВПОД «Юнармия». Права и обязанности участников
Движения.
Практика:
Создание юнармейского отряда (выбор членов штаба, создание
отличительных знаков отряда: название, девиз, эмблема, песня, отражающие
специфику отряда, оформеление комнаты юнармейца).
1.4. О вежливости и поведении Юнармейца
Теория:
Правила вежливости, правила этикета, правила обращения к равным и
старшим по званию. Правила поведения в помещении. Праила поведения на
улице. Правила поведения в общественных местах. Правила при разговоре.
Правила поведения в поезде. Правила поведения дома. Правила поведения в
гостях. Правила поведения в спортивном зале. Правила личной и

12

общественной гигиены. Кодекс чести юнармейца. О порядке проведения
торжественной клятвы юнармейца. Торжественная клятва юнармейца.
Практика:
Подготовка церемонии торжественного посвящения в ряды юнармейцев.
2. История воинской славы России
2.1. Дни воинской славы России
Теория:
Федеральный законом «О днях воинской славы и памятных датах
России». Выдающиеся полководцы России. Формы увековечения памяти
воинов. Духовные основы массового героизма Российских воинов при
защите Отечества. Основные качества защитника Родины. Города-Герои.
Практика:
Создание реферата, презентации на тему: «Слава, доблесть и честь
России».
2.2. История вооруженных сил Российской Федерации
Теория:
Понятие «вооруженные силы». Формирование сухопутных войск в
древнерусском обществе. «Дружина» - княжеское войско. Защитное
вооружение (шлемы, доспехи, а щит), наступательное оружие (секиры, копья,
мечи, булава, шестопер) метательное оружие (лук или сулицы).
Организация войска в Московском государстве (дворянское сосоловие движимая сила русской армии). Армия при Иване Грозном (стрелецкие
полки, подразделения сторожевых казаков). Вооружение - пищали
(фитильные ружья), бердыши (боевые топоры с изогнутыми лезвиями виде
полумесяца).
Основы регулярной армии при Петре I. Военные реформы. Развитие
русского военно-морского флота. Модернизация вооружения, развитие
военной промышленности. Введение стандартов военного обмундирования.
Рекрутские наборы. Разработка воинского и морского уставов. Открытие
военных школ.
Создание военного министерства (1802 г.). Утверждение Устава о
всеобщей воинской повинности (1874г.). Качественное перевооружение
армии XIX века (стальные орудия с нарезными стволами, броненосный
флот). Введение допризывной военной подготовки - 1911г. Введение закона
о воинской повинности - 1912 г.
Вооруженные силы в послереволюционное время - Красная гвардия
(вооруженные отряды рабочих), декрет о создании Рабоче-крестьянской
Красной армии, организации Рабоче-крестьянского Красного флота. (1918г.).
Закон об обязательной военной службе - 1925г. Закон о всеобщей
воинской обязанности - 1939г.
Вооруженные силы СССР в Великой Отечественной войне.
Преобразование Вооруженных сил, оснащение их ракетно-ядерным
оружием и другими современными видами оружия и военной техники.

13

Создаие ракетных войск стратегического назначения - 1960г. Новый Закон о
всеобщей воинской обязанности - 1967г.
Строительство Вооруженных сил Российской Федерации после распада
Советского союза (1991г.). Современные реформы армии, новая Военная
доктрина России, документ «Основы государственной политики в области
ядерного сдерживания до 2020 года».
Практика:
Рефераты, доклады, электронные презентации по темам: «Военные
реформы Ивана Грозного, Петра 1, реформа XIX в., создание Советской
армии».
Встречи с участниками ВОВ и тружениками тыла. Посещение музеев
боевой славы.
2.3. Структура современных военных сил Российской Федерации
Теория:
Три вида войск: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно­
морской флот. Три рода войск: ракетные войска стратегического назначения,
космические войска, воздушно-десантные войска. Другие войска, не
входящих в виды Вооруженных сил (тыл ВС, организации и воинские части
строительства и расквартирования войск). Предназначение войск для ведения
боевых действий, их структура и возможности. Войска, не входящие в виды
Вооруженных сил (войска Пограничной службы (ФСБ) РФ, внутренние
войска МВД РФ, железнодорожные войска, войска Федерального агентства
правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте
Российской Федерации, войска Гражданской обороны).
Руководство
Вооруженными
силами
РФ
(Верховный
главнокомандующий, Министр обороны РФ., генеральный штаб).
Вооруженные силы Российской Федерации состоят из органов управления,
объединений, соединений, воинских ча-стей, учреждений, а также военно­
учебных заведений.
Комплектование Вооруженных сил личным составом. Назначение и
порядок прохождения военной и альтернативной службы. Служба по
контракту. Организация и сроки призыва на военную службу.
Современное материально-техническое обеспечение Вооружённых сил
Российской Федерации», «Новые военные российские технологии», «Умное
оружие», «Беспилотные летательные аппараты», «Роботы на страже России».
Практика:
Практическое занятем в виде тестирования по содержанию раздела
2.4. Военная история Пермского края.
Теория:
Роль Ермака в освоении Урала и Сибири, расширении и укреплении
границ Русского государства. Появление Ермака в Перми великой (Усолье,
Орел-городок, и другие Строгановские имения, расположенными по берегам
реки Камы).

14

Знакомство с содержанием учебно-методического пособия «Ермак поеоритель Сибири» («Портрет» Ермака - мифы и реальность», «Дружина
Ермака. Снаряжение и вооружение», «Поход Ермака в Сибирь»),
Практика:
Выполнение заданий практической части пособия.
3.
Пост № 1. Основы военной и караульной службы Основы военной
и караульной службы
3.1. Несении почетной караульной службы на Посту №1
Теория:
История Поста № 1. Цель и задачи Поста № 1. Функции Поста № 1.
Основные формы деятельности Поста № 1. Организационно-структурное и
кадровое обеспечение работы Поста №1 (Совет Поста № 1, Штаб Поста № 1,
Начальни Поста № 1). Система организации Вахты Памяти на Посту №1.
Содержание деятельности и внутренний распорядок Поста № 1.
Функциональные обязанности Начальника караула, разводящего, часового,
дежурного, патрульного. Атрибуты проведения Почётного караула - Клятва
Часового Поста № 1, Знамя Почётного Караула Поста № 1, Гимн Поста № 1.
Дисциплина участников Поста № 1 (поощрения, дисциплинарные
нарушения, взыскания). Время несения почётной караульной службы.
Общее положение по организации и несению караульной службы на
Посту № 1. Внутренний распорядок в караульном помещении. Инструктаж
по правилам техники безопасности и несения службы на Посту № 1.
Должностные обязанности командного состава караула (начальника, его
помощника,
разводящих),
часовых-караульных,
патрульных,
регулировщиков. Организация работы дневальных. Правила ношения формы
почётного караула.
3.2. Порядок организации и проведения Вахт Памяти
Теория:
Ритуал вноса (выноса) знамени. Движение знаменной группы в колонну
по 3-е. Действия знаменосца, порядок обращения сз знаменем. Действия
ассистентов, находящихся справа и слева от знаменосца.Команды ритуала.
Приемы и обращение со знаменеи стоя в положении «смирно»,
движении перед строем, в движении походной колонной. Смены
иперестроения при выносе знамени и его передаче. Понятие «знаменный
комплекс», права и обязанности знаменосца.
Практика:
Передвижение в составе знаменной группы. Подготовка к несению
Почетного караула во время проведения городских мемориальных акций.
3.3 Государственная и военная символика
Теория:

15

История Герба, Флага, Гимна Российской Федерации. Особенности
изображения Герба, обозначение символов. Суть боевого знамени воинской
части.
Практика:
Проведение интеллектуальной игры
«Россия - священная наша
держава» с использованием электронного образовательного ресурса.
3.4. Общие обязанности военнослужащих
Теория:
Понятие о воинских уставах. Значение воинских уставов в жизни и
деятельности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и
значение. Общие обязанности военнослужащего. Воинские звания и знаки
различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Правила
воинской вежливости и поведения. Порядок отдачи и выполнения
приказания. Отдание воинской чести. Обязанности военнослужащих,
поощрения, применяемые к солдатам.
Ритуал приведения к военной присяге. Значение военной присяги.
История российской военной присяги. Содержание и порядок принятия
военной присяги. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.
Порядок вручения Боевого Знамени. Ритуал вручения личному составу
вооружения и военной техники. Ритуал проводов военнослужащих,
уволенных в запас. Ритуалы и порядок их проведения в уставе внутренней
службы ВС РФ
4. Строевая подготовка
Теория:
Изучение строевого Устава ВС РФ. Понятия строй, шеренга, колонна,
тыл, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и
глубина строя Предварительная и исполнительная команда. Обязанности
солдата перед построением и в строю. Отдание воинской чести на месте.
Отдание воинской чести при движении.
Практика:
Выполнение основных элементов строевой подготовки: строевая стойка,
повороты направо, налево, кругом при передвижении строя, повороты в
одну-две шеренги, строевой шаг на месте и в движении. Выполнение команд
«становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Алгоритм выполнения
строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения). Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и
подход к командиру. Ответ на приветствие командира. Переход с походного
шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на
середину», «влево», «вправо» при передвижении строя. Отработка строевой
песни при передвижении. Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
Выход из строя и возвращение в строй.

16

Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.
5. Основы огневой подготовки
Теория:
Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Изучение
тактико-технических характеристик оружия. Основы теории стрельбы.
Положение для стрельбы. Хват и удержание оружия.
Общее устройство винтовки ИЖ-38 и МР-512. Назначение, боевые
свойства, общее устройство АКМ и пистолета Макарова. Тактико­
технические характеристики автоматов АК-47.
Неполная разборка-сборка АКМ, ПМ. Снаряжение магазина патронами.
Практика:
Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и
разборка автомата на время.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.
6. Военно-медицинская подготовка
Теория:
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно­
двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой
травме. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия
клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической
смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких. Практические занятия.
Транспортировка
пострадавших.
Способы
транспортировки
пострадавших в зависимости от полученных травм и рельефа местности.
Изготовление носилок из подручных средств.
Практика:
Практические занятия по оказанию первой помощи.
7. Общая физическая подготовка
Теория:
Основные требования к дозировке нагрузки в зависимости от возраста.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и
системы). Влияние различных физических упражнений на здоровье и
работоспособность.
Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом.
Значение правильного режима для юнармейца. Гигиенические требования,
17

предъявляемые к местам занятий спортом. Сон как наиболее эффективный
отдых. Гигиена труда и отдыха.
Травматизм и меры его предупреждения при занятиях спортом.
Практика
Упражнения для рук и плечевого пояса
Отведения и приведения рук, сгибания и разгибания, круги в плечевом,
локтевом и лучезапястном суставах, на месте и в движении, и т.д.
Упражнения для мышц туловища
Наклоны (вперед, в стороны, назад), повороты, круговые движения из
исходных положений стоя и сидя с различным положением рук и ног.
«Лодочка» из положения лежа на животе. Поднимание ног и круги ногами,
лежа на спине с различным положением рук и др.
Упражнения для мышц ног
Махи
вперед-назад,
внутрь-в-сторону-наружу
прямыми
и
расслабленными ногами, стоя в различном исходном положении. Выпады
вперед, в стороны; приседания на обеих и на одной ноге - попеременно.
Прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной попеременно на месте и с
продвижением вперед, назад и в стороны.
Упражнения для мышц шеи
Наклоны головы вперед, в стороны, назад, круговые движения головой.
Упражнения для развития силы
Ходьба «гусиным» шагом в полуприседе, выпадами. Приседание на двух
и одной ноге с оттягиванием, с сопротивлением партнера. Подтягивание на
руках. Лазание по наклонной лестнице, канату с помощью ног. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа.
Упражнения для развития прыгучести
Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Прыжки на одной и
обеих ногах на месте и в движении. Прыжки в длину. Эстафеты с
преодолением препятствий и со скакалками. Разнообразные прыжки со
скакалкой. «Пистолетики» на одной ноге.
Упражнения для развития быстроты
Бег на месте и в движении с энергичной работой руками. Бег с высоким
подниманием бедра. Быстрое приседание и вставание. Бег с остановками и
резкими изменениями направления. Бег змейкой между расставленными в
различном положении стойками,
8. Участие в мероприятиях
Практика:
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам
дисциплин, мероприятиях военно-патриотической направленности. Участие
в мероприятиях в рамках реализации городского проекта «Юнармия.
Наставничество».
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки.
Анкетирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.
18

Примерный список мероприятий:
- Посвящение в ряды юнармейцев;
- Городской Слет патриотов «Мы - великой России частица»;
- Городская Военно-патриотическая игра «Зарница»;
- Конкурс смотра строя и песни в честь Дня защитников Отечества для
воспитанников Центра помощи детям в рамках городской программы
«Юнармия. Наставничество»;
- Городское лично-командное первенство г.Березники по пулевой
стрельбе среди юношей и девушек, обучающихся 5-11 классов,
посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне;
- Лично-командное первенство по пулевой стрельбе, посвященное Дню
Победы в Великой Отечественной войне,
2организованное
в
рамках
городского
проекта
«Юнармия.
Наставничество»
- День стрельбы из исторического лука для воспитанников «Пыскорской
школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» и березниковского «Центра
помощи детям, оказавшимся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья» в рамках городского проекта “Юнармия.
Наставничество”
- Социально-трудовая акция по уходу за захоронениями солдат и
офицеров, погибших в локальных конфликтах. Мероприятие проходило в
рамках городского проекта «Юнармия. Наставничество»;
- Вахта Памяти у Мемориала Победы, посвященная Дню Победы в
Великой Отечественной войне.

19

Учебно-тематический план 2 года обучения
Наименование разделов и тем
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4

3.
3.1.
3.2.
3.3
4.
5.
6.
7.
8.

История и правовые основы
юнармейского движения
Вводное занятие
История юнармейского движения
Военно-патриотическое
общественное движение
«Юнармия»
1.4.Федеральный проект
«ЮНАРМИЯ. Наставничество»
История воинской славы России
Локальные войны: от Афгана до
Сирии
Оборона Государства
Кадетское движение в России
История Уральского
добровольческого танкового
корпуса
Пост № 1. Основы военной и
караульной службы
Несение почетной караульной
службы на Посту №1
История Мемориалов «Вечный
огонь»
Порядок организации и проведения
Вахт памяти
Строевая подготовка
Основы огневой подготовки
Военно-медицинская подготовка
Общая физическая подготовка
Участие в мероприятиях
ИТОГО

20

Количество часов
Теория
Практика
Всего
4
10
14
1
1
1

1
4

1
2
5

1

5

6

7
2

7
2

14
4

1
2
2

1
2
2

2
4
4

6

26

32

2

4

6

2

4

6

2

18

20

2
2
4
2

20
14
10
20
10
119

22
16
14
22
10
144

—

25

—

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. История и правовые основы юнармейского движения
1.1 Вводное занятие
Теория:
Развитие Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского
движения «ЮНАРМИЯ». Ознакомление с планом работы кружка,
расписанием занятий. Правила поведения учащихся в образовательном
учреждении. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение правил
пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения в
общественных местах и т.п. (мультимедийная презентация).
1.2. История юнармейского движения
Теория:
Детские о молодёжные движения в Российской империи. Детские и
молодёжные движения в СССР: пионерская организация, ВЛКСМ.Детские о
молодёжные движения современной России. Российское Движение
Школьников. Волонтерское движение.
Практика:
Викторина-тест ко Дню рождения ВВПОД «ЮНАРМИЯ» на сайте
littps://yunarmy.m/for-you/tests/
1.3. Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
Теория:
Результаты и достижения юнармейцев. Духовно-нравственное развитие
(получение ценностных ориентаций, сформированность нравственных
позиций, раскрытие духовного потенциала; воспитание в юнармейцах
доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства,
любови к Родине, культуре.
Социальное развитие. Формирование чувства ответственности за свои
поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества,
характеризующие настоящего гражданина своей страны. Волонтерство и
Добровольчество,
социально-значимые
проекты,
небезразличные
к
проблемам общества и страны, окружающей среды. Движение волонтерского
отряда. Направления волонтерской деятельности.
Физическое развитие и спорт. Хорошая физическая подготовка и
здоровый образ жизни. Участие в соревнованиях и в спортивных играх.
Командный дух, слаженное взаимодействие в коллективе.
Интеллектуальное развитие. Умение анализировать исторические
процессы и события, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также
развивают навыки ораторского мастерства, позволяющие легко и свободно
общаться. Формирование положительной мотивации к выполнению
конституционного долга и готовности юношей к службе в Вооруженных
Силах Российской Федерации.

21

Особенности поисковой работы. Посещение музеев, выставок,
экспозиций, посвящённых результатам работы поисковых отрядов.
Практика:
Участие в молодежных патриотических акциях, посвященных памятным
событиям в истории России, участие в волонтерской деятельности, в
спартакиаде допризывной молодежи. Организация и проведение встреч с
участниками поискового отряда «Феникс».
1.4. Федеральный проект «ЮНАРМИЯ. Наставничество»
Теория:
Цели и задачи проекта. Направления (культура, творчество, спорт,
добровольчество, патриотическая и поисковая работа, начальная и военная
подготовка, лагеря и сборы, профориентация).
Целевые группы, на которые направлен проект (воспитанники
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте 7 - 1 8 лет; подростки- субъекты индивидуальной профилактической
работы, а также подростки с девиантным поведением, стоящие на различных
видах профилактических учетов).
Социальная значимость - помощь в выборе ценностей и жизненных
принципов, наставничество, желание стать примером для других
защитниками, советчиками, и просто друзьями. Проект призван помочь
ребенку в трудной жизненной ситуации, найти настоящих друзей среди
неравнодушных взрослых, ровесников и старших товарищей.
Практика:
Взаимодействие сГКУ КУ СО ПК «Центр помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (далее
«Центр помощи детям»). Организация конкурса строя и песни, соревнований
по стрельбе из лука, организация экскурсионной программы, посвященной
истории Уральского добровольческого танкового корпуса на базе музея МАУ
ДО ДЮЦ «Каскад» для воспитанников «Центра помощи детям».
2. История воинской славы России
2.1. Локальные войны: от Афгана до Сирии
Характерные черты и особенности современных военных конфликтов.
Вооруженный
конфликт,
локальная
война,
региональная
война,
крупномасштабная война. Афганский конфликт и его последствия.
Чеченский
конфликт.
Участники-березниковцы
боевых
действий:
пограничник С.Беляков, Герой Российской Федерации А.Жаров, капитан
ОМОН А.Мальгин и др. Сирийский конфликт: суть и причины. Участие
России в Сирийском конфликте. Роль России в урегулировании конфликта
(дипломатическая поддержка, медицинская помощь, создание зон
деэскалации, поставки вооружений, размещение авиационной группы
Вооружённых Сил Российской Федерации на сирийской территории).

22

Операция Воздушно-космических сил РФ в Сирии. Герои, погибшие в ходе
военных операций ВКС РФ в Сирии. Подвиги героев.
Практика:
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской
республике, сирийском конфликте.
2.2 Оборона государства.
Теория:
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны
государства. Назначение и состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.
Принципы их комплектования. Назначение и порядок прохождения военной
и альтернативной службы. Служба по контракту. Воинская обязанность.
Организация и сроки призыва на военную службу. Конституция РФ, Законы
РФ «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе». Основные
положения, обусловливающие обороноспособность государства.
Современное материально-техническое обеспечение Вооружённых сил
Российской Федерации», «Новые военные российские технологии», «Умное
оружие», «Беспилотные летательные аппараты», «Роботы на страже России».
Практика:
Проведение Ток-шоу «101 вопрос взрослому» с участием Начальника
отдела военного комиссариата Пермского края по городу Березники и
Усольскому району Станислава Могилевского.
2.3. Кадетское движение в России
Теория:
Из истории российского кадетства. Кадетские корпуса. Кадетское
образование. Кадетские классы. Кадеты. Выпускники кадетских корпусов,
прославившие Россию. История советских Суворовских и Нахимовских
училищ. Личность Александра Суворова. Обязанности кадета. Кадетские
традиции.
Практика:
Просмотр Фильма о суворовских, нахимовских, кадетских училищах и
корпусах России «Жизнь - Отчизне! Честь - никому!».
Мастер-класс по теме «Кадетский вальс».
2.4. История Уральского добровольческого танкового корпуса.
Теория:
Идея создания танкового корпуса (далее - УДТК). 11 марта - День
рождения УДТК. Организаторы создания Уральского добровольческого
танкового корпуса. Населенные пункты, из которых формировалась часть .
УДТК - знаковая страница в истории Березников, Пермского края и страны.
УДТК -единственное в мировой истории танковое соединение, которое было
создано на добровольные взносы жителей 3-х областей - Молотовской (ныне

23

Пермский край), Свердловской и Челябинской. Вклад в создание УДТК
комсомольско-молодёжных фронтовых бригад. Материальная часть корпуса.
Практика:
Проведение историко-патриотического квеста «Наш Уральский
Танковый».
Создание рефератов на темы: «История возникновения выражений
танковая дивизия чёрных ножей». «Урал - «Опорный край державы».
3. Пост № 1. Основы военной и караульной службы
3.1 Несение почетной караульной службы на Посту №1
Теория:
Первый в стране пионерско-комсомольский Пост № 1 в Волгограде.
Пост № 1 в истории и на карте России. История Поста № 1 в городе Пермь
(Детско-юношеское объединение «Юнармейский Пост № 1» во Дворце
детского (юношеского)творчества, 8 мая 1988 год). Пост № 1 - школа
мужества и патриотизма. Мемориальная книга Поста № 1. Документы,
материалы, музейные экспонаты, реликвии, памятные места, связанные с
историей несения караульной службы в «Детско-юношеском центре
«Каскад».
Практика:
Содержание: отработка отдельных элементов строевой подготовки и
выполнение команд, необходимых при несении караульной службы на Посту
№ 1. Порядок заступления на Пост № 1. Смена караула. Правила обращения
с оружием. Выполнение ритуалов.
Публикация в социальных группах сети Интернет пресс-релизов об
участии юнармейцев в караульной службы на Посту №1, Вахтиах Памяти,
сохздание эссе о патриотизме.
3.2. История мемориалов «Вечный огонь»
Теория:
Истоки традиции поддержания вечного огня. Мемориалы «Вечный
огонь» и «Огонь Памяти», их значение. Понятие «шефство» над
мемориалами «Вечный огонь» и «Огонь Памяти». Первый Вечный огонь в
СССР. Три основных вида деятельности юнармейских отрядов в рамках
«шефства» над мемориалами:
изучение, сохранение памяти и охрана
мемориала. Из истории мемориалов «Вечный огонь».
Практика:
Исследовательская работа по изучению истории создания мемориала
«Вечный огонь» в городе Березники, в других городах. Изучение биографий
бойцов, памяти которых посвящен данный мемориал (участников войны уроженцев города, края, страны). Ведение сбора воспоминаний ветеранов
Великой Отечественной войны, их родственников, поиск фотографий,
документов и материалов, связанных с судьбами участников войны,
уроженцев того города или района, где был установлен мемориал.
24

3.3. Порядок организации и проведения Вахт Памяти
Теория:
Ритуала смены Почётного караула у Вечного огня. Часовые, подчаски караульные мемориального отряда. Разводящий - старший в смене
Почётного караула. Длительность несения Почётной Вахты Памяти одной
сменой. Доклад командира, вынос знамени, представление знамени,
склонение знамени, смена у знамени, относ знамени, сдача рапорта. Строевая
песня.
Правила подачи команд. Предварительная и исполнительная команды.
Команды: «КО МНЕ!», «ВОЛЬНО! На-ПРАВО! За мной шагом - МАРШ!», в
одну шеренгу - СТАНОВИСЬ!», на месте - СТОЙ!», «ЗНАМЕНЩИКИ, ЗА
МНОЙ, ШАГОМ - МАРШ», «Под Государственный флаг Российской
Федерации - СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО)». Строевые
элементы «Подход к начальнику», «Отход от начальника».
Практика:
Отработка строевых приемов, команд и строевых ритуалов при
проведении Вахт Памяти. Закрепление приемов обращения со знаменеи,
передвижения в составе знаменной группы. Проведение смотра строя и
песни.
4. Строевая подготовка
Теория:
Строи и их элементы. Обязанности солдата перед построением и в
строю. Строевые приемы и движение (без оружия). Перестроение из одной
шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении. Ответ на
приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение
в строй. Строевые приемы с оружием. Строи отделения. Движение походным
шагом. Движение строевым шагом. Разучивание строевой и походной песни.
Прохождение строя с песней.
Практика:
Выполнение основных элементов строевой подготовки: строевая стойка,
повороты направо, налево, кругом при передвижении строя, повороты в
одну-две шеренги, строевой шаг на месте и в движении. Выполнение команд
«становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Алгоритм выполнения
строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения). Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и
подход к командиру. Ответ на приветствие командира. Переход с походного
шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на
середину», «влево», «вправо» при передвижении строя. Отработка строевой
песни при передвижении. Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
Выход из строя и возвращение в строй.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.

25

5. Основы огневой подготовки
Теория:
Повторение ранее изученных тем. Боевые свойства автомата
Калашникова. Материальная часть АЕСМ. Неполная разборка и сборка АК.
Назначение и боевые свойства и общее устройство ручных осколочных
гранат. Работа частей механизмов в гранатах. Приемы и правила заряжения и
метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.
Выполнение упражнений по разборке-сборке автомата в противогазах.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
Практика:
Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и
разборка автомата на время.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта.
6. Военно-медицинская подготовка
Теория:
Виды травм опорно-двигательной системы: переломы (открытые,
закрытые), вывихи, растяжения, разрывы связок, разрывы мышц и
сухожилий, синяки. Первая медицинская помощь при травмах опорно­
двигательного
аппарата.
Обеспечение
неподвижности
(фиксация)
поврежденной части тел.
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током,
ожогах, кровотечении, отравлении.
Термический ожог (пламя костра, кипяток) Первая помощь при
термических ожогах (охлаждение ожоговой поверхности, дезинфекция,
наложение стерильной повязки). Артериальное и венозное кровотечение.
Отравление токсическими веществами через дыхательные пути, рот, кожу, в
результате инъекции, при укусах насекомых и животных.
Оказание первой медицинской помощи при обморожении, солнечном и
тепловом ударах, при попадании инородного тела в ухо, нос и глаза. Первая
медицинская помощь при обмороке, утоплении, приступе эпилепсии, укусах
бешеных животных.
Практика:
Практические занятие по отработке первой помощи и эвакуации
пострадавших
7. Общая физическая подготовка
Теория:
Техника безопасности при занятиях физической культурой на улице, в
спортивном зале.
Личная гигиена: рациональный распорядок дня, уход за телом,
избавление от вредных привычек. Субъективные и объективные признаки
утомления. Активный и пассивный отдых. Режим питания.
26

. Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди
употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое
алкоголь и чем опасно его употребление.
Поведение с людьми,
употребляющими психоактивные вещества.
Практика
Упражнения для рук и плечевого пояса
Отведения и приведения рук, сгибания и разгибания, круги в плечевом,
локтевом и лучезапястном суставах, на месте и в движении, и т.д.
Упражнения для мышц туловища
Наклоны (вперед, в стороны, назад), повороты, круговые движения из
исходных положений стоя и сидя с различным положением рук и ног.
«Лодочка» из положения лежа на животе. Поднимание ног и круги ногами,
лежа на спине с различным положением рук и др.
Упражнения для мышц ног
Махи
вперед-назад,
внутрь-в-сторону-наружу
прямыми
и
расслабленными ногами, стоя в различном исходном положении. Выпады
вперед, в стороны; приседания на обеих и на одной ноге - попеременно.
Прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной попеременно на месте и с
продвижением вперед, назад и в стороны.
Упражнения для мышц шеи
Наклоны головы вперед, в стороны, назад, круговые движения головой.
Упражнения для развития силы
Ходьба «гусиным» шагом в полуприседе, выпадами. Приседание на двух
и одной ноге с оттягиванием, с сопротивлением партнера. Подтягивание на
руках. Лазание по наклонной лестнице, канату с помощью ног. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа.
Упражнения для развития прыгучести
Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Прыжки на одной и
обеих ногах на месте и в движении. Прыжки в длину. Эстафеты с
преодолением препятствий и со скакалками. Разнообразные прыжки со
скакалкой. «Пистолетики» на одной ноге.
Упражнения для развития быстроты
Бег на месте и в движении с энергичной работой руками. Бег с высоким
подниманием бедра. Быстрое приседание и вставание. Бег с остановками и
резкими изменениями направления. Бег змейкой между расставленными в
различном положении стойками,
8. Участие в мероприятиях
Практика:
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам
дисциплин, мероприятиях военно-патриотической направленности. Участие
в мероприятиях в рамках реализации городского проекта «Юнармия.
Наставничество».

27

Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки.
Анкетирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.
Примерный список мероприятий:
- Посвящение в ряды юнармейцев;
- Городской Слет патриотов «Мы - великой России частица»;
- Городская Военно-патриотическая игра «Зарница»;
- Конкурс смотра строя и песни в честь Дня защитников Отечества для
воспитанников Центра помощи детям в рамках городской программы
«Юнармия. Наставничество»;
- Городское лично-командное первенство г.Березники по пулевой
стрельбе среди юношей и девушек, обучающихся 5-11 классов,
посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне;
- Лично-командное первенство по пулевой стрельбе, посвященное Дню
Победы в Великой Отечественной войне,
2организованное
в
рамках
городского
проекта
«Юнармия.
Наставничество»
- День стрельбы из исторического лука для воспитанников «Пыскорской
школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» и березниковского «Центра
помощи детям, оказавшимся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья» в рамках городского проекта “Юнармия.
Наставничество”
- Социально-трудовая акция по уходу за захоронениями солдат и
офицеров, погибших в локальных конфликтах. Мероприятие проходило в
рамках городского проекта «Юнармия. Наставничество»;
- Вахта Памяти у Мемориала Победы, посвященная Дню Победы в
Великой Отечественной войне.
1.4. Планируемые результаты
Личностные, метаиредметные, предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты:
- формирование на примерах отечественной истории, культурных
ценностях и традициях личности гражданина-патриота;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального
российского
общества,
воспитание
патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
- формирование ответственного отношения к подготовке к службе в ВС;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору
профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего
образования;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
28

- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах;
- развитие правового мышления и компетентности при решении
моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
формулировать и ставить перед собой новые учебные и познавательные
задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных
целей;
- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных
задач и правильность их решения;
- овладение основами самоконтроля и самооценки в учебной и
познавательной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий для решения
поставленных задач;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности,
умение применять его на практике.
Предметные результаты:
По истории и правовым основам юнармейского движения
Знать:
- историю юнармейского движения;
- систему патриотического воспитания в современной России;
- структуру организации, цели и задачи Военно-патриотического
общественного движения «Юнармия»;
- эмблемы и форму движения «Юнармия»;
- правила и кодекс чести юнармейца;
- торжественную клятву юнармейца.
Уметь:
- различать звания в юнармейском подразделении;
- уважительно относиться к символам юнармейского движения;
- исполнять гимн «Юнармии»;
- уметь выполнять правила юнармейца на практике.
По истории воинской славы России
29

Знать:
- дни воинской славы России;
- Историю ВС РФ;
- значение государственных наград;
- духовные основы массового героизма Российских воинов при защите
Отечества;основные качества защитника Родины;
- выдающихся полководцев России;
- легендарную историю создания военной техники и оружия;
- подвиги российских военнослужащих в локальных войнах и
конфликтах (Афганистан, Чечня, Сирия);
- героические страницы истории Пермского края;
- военную историю города Березники.
- назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода
войск (силы и средства флота), этапы развития вооруженных сил Российской
Федерации.
Уметь:
- применять знания на практике;
По основам военной и караульной службы
Знать:
- историю и традиции Поста № 1;
- назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и
часового; порядок несения караульной службы;
- порядок организации и проведения вахт Памяти;
- форму одежды, права и обязанности участников Почетного караула;
- государственную и военную символику, сущность и значение военной
присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;
- роль офицеров и младшего командного состава ВС РФ; сущность и
особенности воинского коллектива;
- общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и
обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия;
порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим,
воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок
размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества
и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности
военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий;
Уметь:
- выполнять ритуалы и инструкции по несению почетного караула;
- выполнять команды, отдаваемые должностными лицами караула;
- определять воинские звания по знакам различия;
- зрительно узнавать изображения государственных символов России.
По строевой подготовке
Знать:
- общие положения строевого Устава;

30

- элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов.
- команды и приказы военнослужащему, находящемуся в строю, при
осуществлении доклада командиру, при передвижении в строю.
Уметь:
- выполнять одиночные и групповые строевые приемы без оружия и с
оружием, слаженно действовать в составе подразделения;
- четко и последовательно осуществлять команды, выполнять приказы
командира и осуществлять доклад о выполнении поставленной задачи.
По основам огневой подготовки
Знать:
- порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова и правила
поведения во время стрельб
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
- устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата
Калашникова;
- взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные
неисправности и способы их устранения;
- правила соревнований;
- устройство ручных осколочных гранат.
Уметь:
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- выполнять упражнения по метанию ручных осколочных гранат.
По военно-медицинской подготовке
Знать:
- основные понятия анатомии и физиологии человека;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила
личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных
заболеваний; правила применения средств медицинского обеспечения;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи при
поражениях оружием массового поражения; порядок и правила
транспортировки раненых.
Уметь:
- применять средства оказания первой медицинской помощи;
останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других
подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений;
производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные
мероприятия;
- осуществлять эвакуацию раненого, транспортировать раненого на
значительные расстояния с учетом характера ранения.
По физической подготовке
Знать:
- значение физической подготовки для повышения боеспособности
армии;
31

- содержание физических упражнений по программе;
- требования личной и общественной гигиены;
- меры предупреждения травматизма
- требования к сдаче норм ГТО.
Уметь:
- выполнять нормативы физической подготовки для прохождения
военизированной полосы препятствий и военизированного кросса;
- выполнять контрольные нормативы и нормы ГТО.

32

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Юнармеец»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Общий объем часов- 144 часа в год. Занятия начинаются 1
сентября до 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего
учебн
.нед.
/час

август

о


VD
О

119

я
                    
Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».