Дополнительная общеразвивающая программа Основы военной службы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский Кентр «Каскад»

утвееждАЮ

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАУ ДО ДЮ Ц «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023г.

/I у ректор
МЛУ ДО ДЛЩ «Каскад»
• ../ f / В.А.Трынкина
t ' пчка^№ 304-од от 01 09.2023г.
rZ 'j/

Дополнительная
общеразвивающая программа

«Основы военной службы»
Направленность: социально-гуманитарная.
Возраст обучающихся: 11-17 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составители педагог дополнительного
образования: Попов Роман Юрьевич,
методист
Наставникова
Татьяна
Александровна.

БЕРЕЗНИКИ 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи................................................................................................... 7
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
первого года обучения..............................................................................................9
Учебно-тематический план
второго года обучения............................................................................................. 13
1.4. Планируемые результаты освоения программы..................................... 18
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный гр а ф и к ......................................................................... 23

2.2. Условия реализации программы................................................................. 24
2.3.Формы контроля................................................................................................24
2.4.

Оценочные материалы.......................................................................26

2.5. Методические материалы............................................................................. 42
2.6. Список литературы.........................................................................................45

2

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по
укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Рос­
сийской Федерации. С 2016 года в России реализуется государственная про­
грамма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016-2020 годы».
Патриотическое воспитание школьников предполагает формирование у
них общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и
общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явле­
ний, разрушающих его устои.
Составной частью патриотического воспитания является военно­
патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к
службе в армии.
Актуальность программы
Сегодня Вооруженные силы Российской Федерации возвращают себе
былую славу и боевую мощь. Российская армия изменилась, вышла на новый
качественный уровень. Государству нужна армия значительно меньшая по
численности и в тоже время более эффективная, технически оснащенная,
способная обеспечить безопасность страны в любой обстановке. Современ­
ная Армия - это, прежде всего, грамотные, подготовленные люди, облада­
ющие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и куль­
туры, специалисты, способные применять самые передовые системы во­
оружения.
К сожалению, из современной школьной программы исчез такой пред­
мет как начальная военная подготовка, краткое знакомство с азами военного
дела проходит в рамках предмета ОБЖ. Этого объема часов явно недоста­
точно. Из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитание защитника
Отечества является актуальной проблемой, требующей своевременного ре­
шения.
Программа «Основы военной службы» направлена на знакомство с
практическими навыками военного ремесла, формирование психологической
готовности к службе в вооруженных силах РФ. Занятия в объединении име­
ют большой воспитывающий потенциал, содействуют развитию и оздоров­
лению ребенка, оказывают положительное влияние на совершенствование
нравственных и морально-волевых качеств.
Образовательная программа «Основы военной службы» педагогически
целесообразна, так как позволяет решать педагогическую задачу, которая в
настоящее время ставит общество - воспитание у молодежи уважения к гос­
ударству, без которого у страны не будет будущего.
Программа является модифицированной и разрабатывалась на основе
следующих образовательных программ:

з

- дополнительная образовательная программа «Защитники Отечества»,
составитель Фарафонов А.В., «Дом детского творчества «Октябрьский», г.
Новосибирск, 2014г.;
- образовательная программа «Военно-прикладное многоборье», соста­
вители: Н.Н.Акифьева, М.С.Королева, М.С.Степанова, МОУ ДОД «Центр
«Поиск», г. Северск, 2012г.;
- «Рабочая программа по основам военной службы», составитель
М.Х.Абитов, Татарстанский кадетский корпус приволжского федерального
округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиаллина, 2016г.
Отличительными особенностями данной программы является:
- программа рассчитана на обучение не только мальчиков, но и девочек
школьного возраста;
- раздел общей и специальной физической подготовки вынесен за рамки
данной программ;
- в рамках выстраивания модели сетевого взаимодействия программой
запланировано освоение учебного материала с использованием ресурсов та­
ких организаций как: Федерация Рукопашного боя города Березники и Перм­
ского края, ПОУ «Березниковский региональный центр ДОСААФ России»,
Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Березники, Отряд мо­
бильный особого назначения ГУ МВД России по Пермскому краю (дислока­
ция г. Березники), местное и региональное отделение местное отделение
ВВПОД «ЮНАРМИЯ», общественное объединение «Союз ветеранов боевых
действий». Реализация программы предусмотрена городским проектом
«Юнармия. Наставничество»;
- к программе приложен план воспитательной работы в объединении
«Основы военной службы» (приложение2).
Новизна программы заключается в том, что в ней, вместо привычного
рукопашного боя, включен раздел «Общая самооборона». Этот раздел имеет
прикладную направленность и включает в себя отработку наиболее эффек­
тивных техник из различных видов единоборств, позволяющих побеждать и
сохранять здоровье даже в неравном уличном бою.
В содержание программы включено знакомство с инновационными тех­
ническими разработками в отрасли военной техники (в рамках раздела «Ос­
новы обороны государства» обучающиеся знакомятся с инновациями в рос­
сийской армии, современным оружием и перспективах развития техническо­
го оснащения вооруженных сил РФ);
Также новым является внедрение диагностики изучения сформирован­
ное™ гражданственности обучающихся.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы: 72 часа (36 учебных недель) с нагрузкой 2 часа в
неделю.. Также программа может быть реализована в объеме 108 часов исхо­
дя из нагрузки 3 часа в неделю (учебный план в приложении!).
4

Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: при часовой нагрузке 2 часа в неделю занятия прово­
дятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями
10 минут.
При часовой нагрузке 3 часа в неделю занятия могут проводиться как 2
раза в неделю по 1,5 академических часа, так и 3 раза в неделю по одному
академическому часу.
Форма обучения: очная. Программа предусматривает организацию об­
разовательной деятельности с использованием дистанционных образователь­
ных
технологий,
реализуемых
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимо­
действии обучающихся и педагога. С использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий могут организовываться та­
кие виды учебных видов деятельности как: учебное занятие, мастер-класс,
дискуссионные площадки, консультации (групповые, индивидуальные),
опросы и другое.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возрас­
та от 11 до 17 лет. Состав одной группы включает не более 12 человек
При построении образовательно-воспитательного процесса необходимо
учитывать психологические характеристики детей всех представленных воз­
растных категорий, уровни их физического развития и потребности
Дети 11-12-летнего возраста отличаются повышенной интеллектуаль­
ной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демон­
стрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со сто­
роны. У подростков начинает формироваться более осознанный подход к ми­
ру профессии, политики, нравственности.
У подростков 13-15-ти лет происходит переход от детства к взрослости.
В этом возрасте обучающиеся ощущают свою принадлежность и причаст­
ность к определенной социальной группе. Они уже не просто подражают в
поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, суще­
ствующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспиты­
вает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик.
В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патрио­
тические чувства.
В возрасте 16-17 лет у подростков возникают глубокие, действенные,
устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и
дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные
сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памя­
ти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчиво­
стью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера,
поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств
личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возрас­
та, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
5

В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их
жизненном пути.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы предусматривает освоение 5-ти разделов.
Знакомство с раздел Основы обороны государства проходит преимуще­
ственно в виде Лекций с элементами беседы (с использованием кинофильмов
и наглядных пособий) по изучению теоретических основ военной службы, не
связанных с практическими действиями.
На занятиях в рамках раздела Основы самообороны формируются
навыки самообороны и самозащиты в рамках требования закона, готовность
к действиям без оружия в различных ситуациях.
Занятия по самообороне проводятся в форме учебно-тренировочного за­
нятия. Теоретическая подготовка проводится в виде бесед, лекций, с демон­
страцией наглядных пособий, комментариями к выполнению того или иного
упражнения (технического действий), просмотром видеозаписей.
В структуре практического занятия присутствуют подготовительная,
основная и заключительная части. В подготовительной части (разминка), как
правило, применяются упражнения умеренной интенсивности с целью улуч­
шения работы центральной нервной системы, активизации деятельности сер­
дечно-сосудистой системы и дыхания, подготовки двигательного аппарата к
действиям, требующим значительных мышечных усилий.
В основной части занятия решаются задачи овладения техническими и
практическими навыками и совершенствование их.
Цель заключительной части занятия - приведение организма в относи­
тельно спокойное состояние с использованием успокаивающих упражнений.
В разделе Общевойсковая подготовка занятия по строевой подготовке
проводятся на открытом пространстве (спортивный зал, площадка). На заня­
тиях по строевой подготовке курсанты сначала знакомятся с техникой вы­
полнения строевых приемов в целом и по разделениям, а затем тренируются
по командам педагога или самостоятельно. Совершенствование строевых
приемов проводится как на специальных занятиях, так и на занятиях по так­
тической и огневой подготовке, по уставам, а также при всех построениях и
передвижениях.
На занятиях по разборке-сборке автомата изучаются устройство АК-74
(основные детали, принципы действия, назначение и т.п.). Меры безопасно­
сти при обращении с автоматом. Знакомство с особенностями выполнения
неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
Подраздел Тактическая подготовка является одним из основных разде­
лов обучения. Тактическая подготовка должна быть тесно связана с другими
предметами обучения военной подготовки. Обучение приемам и способам
действий солдата в бою основывается на принципе постепенного увеличения
физических и психологических нагрузок и проводится последовательно от
6

простого к сложному. Тактическая обстановка создается для отработки каж­
дого учебного вопроса отдельно, действия противника обозначаются макета­
ми, мишенной установкой и средствами имитации.
Тактико-специальные занятия проводятся в целях обучения курсантов
тактике выполнения приемов и способов действий солдата и отделения в
различных видах боя. Отработка учебных вопросов на ТСЗ проводится по
элементам, затем слитно с повторением изучаемых тактических действий до
правильного, слаженного и быстрого выполнения их курсантами.
Занятия по ориентированию на местности проводятся с использованием
компасов, схем, плакатов, макетов местности. Практические занятия прово­
дятся на местности. Занятия по ориентированию начинаются с краткого объ­
яснения и практического показа способов и приемов ориентирования, рабо­
ты с картой, компасом, после чего проводятся тренировки.
Военно-медицинская подготовка имеет своим назначением изучение
правил личной и общественной гигиены; наиболее характерных причин и
признаков ранений и травм, острых отравлений и поражений, а также приви­
тие практических навыков в оказании первой помощи.
Занятия проводятся преимущественно в виде практических занятий с
использованием методов рассказа, показа (демонстрации) и тренировки обу­
чающихся в выполнении приемов оказания первой помощи. Методика про­
ведения занятия не должна быть шаблонной. В каждом конкретном случае
необходимо находить наиболее доходчивые формы изложения и практиче­
ской отработки учебных вопросов.
Обеспечение жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях
В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся знакомятся с
общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, с правилами
поведения в опасных ситуациях, а также получают навыки их предотвращеВ рамках раздела Соревнования и показательные выступления прохо­
дит участие в состязаниях по рукопашному бою, участие в военно­
прикладных видах спорта, патриотических мероприятиях
Раздел Контрольные занятия предназначен для закрепления получен­
ных практических навыков.
1.2. Цели и задачи
Целью программы является содействие патриотическому воспитанию
подростков средствами военно-прикладного, гражданско-патриотического и
спортивного направлений деятельности, формирование мотивации подрост­
ков к служению Отечеству.
Задачи
Предметные:
научить владеть приемами самообороны и армейского рукопашного
боя, строевой и огневой подготовки;
7

- познакомить с основами тактической подготовки, военной историей и
правовыми основами военной службы;
- сформировать и закрепить практические навыки организации и прове­
дения поисково-спасательных работ, оказания первой доврачебной помощи,
выживания в дикой природе, умения ориентироваться на местности;
- сформировать знания о безопасном поведении человека в условиях во­
енного времени, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и соци­
ального характера.
Метапредметные:
- содействовать физическому развитию, формированию культуры без­
опасного и здорового образа жизни;
- развивать умение оценивать собственные возможности при выполне­
нии учебных задач и правильность их решения;
- содействовать развитию умений работать в команде, организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность.
- формирование и развитие компетентности в области использова­
ния информационно-коммуникационных технологий для решения постав­
ленных задач.
Личностные:
- воспитывать гражданское сознание, готовность к выполнению консти­
туционных
обязанностей, самостоятельность, дисциплинированность,
настойчивость и культуру поведения;
- содействовать вовлечению обучающихся в социально и культурно зна­
чимую деятельность, способствующую их успешной социализации.
- формировать мотивационно-ценностное отношение к военной профес­
сии, выработку готовности к достойному служению обществу и государству.

8

1.3. Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
Наименование разделов и тем
1. Основы обороны государства
1.1. Вводное занятие
1.2. Государственная и военная симво­
лика
1.3. Оборона государства
1.4. Общевоинские уставы и ритуалы
1.5. Военная история Отечества
2. Основы самообороны
2.1 Стойки и передвижения в них
2.2 Техника выполнения ударов
2.3. Техника выполнения защитных дей­
ствий
2.4. Техника борьбы
3. Общевойсковая подготовка
3.1. Строевая подготовка
3.2 Разборка-сборка автомата
3.3 Ориентирование на местности
3.4 Военно-медицинская подготовка
3.5 Обеспечение жизнедеятельности в
опасных и чрезвычайных ситуаци­
ях
3.6 Тактическая подготовка
4. Соревнования и показательные
выступления
5. Контрольные занятия
ИТОГО:

9

Количество часов
Теория
Практика
Всего
9
3
12
1
1
2
2
—

—

2
2
2
6
1
2
2

1
1
1
14
2
4
4

3
3
3
20
3
6
6

1
6
1
1
1
1
1

4
22
5
5
3
3
3

5
28
6
6
4
4
4

1
—

3
8

4
8

4
51

4
72

—

21

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Основы обороны государства
1.1.Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Введение в
программу (мультимедийная презентация).
1.2.
Государственная и военная символика.
История Герба, Флага, Гимна, Российской Федерации. Особенности
изоюражения Герба, обозначение символов. Суть боевого знамени воинской
части.
1.3 Оборона государства.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государ­
ства. Назначение и состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. Прин­
ципы их комплектования. Назначение и порядок прохождения военной и аль­
тернативной службы. Служба по контракту. Воинская обязанность. Органи­
зация и сроки призыва на военную службу. Конституция РФ, Законы РФ «Об
обороне» и «О воинской обязанности и военной службе». Основные положе­
ния, обусловливающие обороноспособность государства.
Современное материально-техническое обеспечение Вооружённых сил
Российской Федерации», «Новые военные российские технологии», «Умное
оружие», «Беспилотные летательные аппараты», «Роботы на страже России».
1.4. Общевоинские уставы и ритуалы.
Понятие о воинских уставах. Значение воинских уставов в жизни и дея­
тельности военнослужащих. Дисциплинарный, строевой уставы, уставы
внутренней и караульной службы, их суть. Воинская дисциплина, ее сущ­
ность и значение. Общие обязанности военнослужащего. Воинские звания и
знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Правила
воинской вежливости и поведения. Порядок отдачи и выполнения приказа­
ния. Отдание воинской чести. Обязанности военнослужащих, поощрения,
применяемые к солдатам. Назначение и задачи караульной службы. Обязан­
ности должностных лиц суточного наряда, караула, их права по отношению к
другим военнослужащим. Строй и его элементы. Передвижение войск. Виды
передвижения и их характеристики.
Ритуал приведения к военной присяге. Значение военной присяги. Исто­
рия российской военной присяги. Содержание и порядок принятия военной
присяги. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вруче­
ния Боевого Знамени. Ритуал вручения личному составу вооружения и воен­
ной техники. Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас. Ритуалы
и порядок их проведения в уставе внутренней службы ВС РФ
1.5 Военная история Отечества.
Великие полководцы со времен Киевской Руси и до 40-х годов 20 века.
Основные события военной истории: битва на Чудском озере, Куликов­
ская битва, Полтавское сражение, Бородинское сражение, оборона Севасто­
поля, Гангутское сражение, Россия в I мировой войне. Битва под Москвой,
ю

Харьковом, Ельней. Сталинградская битва. Курская битва. Взятие Берлина.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Отважный
партизанский
командир
М.И.Наумов,
легендарный
разведчик
Д.П.Плотников, Герой Советского Союза сапер В.М.Астафьев и др.
Встречи с участниками ВОВ и тружениками тыла. Посещение музеев
боевой славы.
2. Основы самообороны
2.1. Стойки и передвижения в них.
Стойка как исходное положение для защит и ударов. Базовая стойка,
Высокая, передняя, задняя, мягкая, средняя, низкая. В зависимости от поло­
жения ног - фронтальная, левосторонняя, правостороння. Выбор стойки и
возможность маневрирования. «Разговорная стойка» или «забор». Психоло­
гическая роль стойки.
Перемещения в стойках. Перемещение веса тела на месте - вперед назад. Перемещение веса тела на месте - влево - вправо. Шаги вперед назад - влево - вправо. Передвижения подшагом, подсковами. Перемещения
в боевой стойке приставными шагами по кругу вперед, назад, боком. Чел­
ночные перемещения вперед-назад, влево-вправо. Вышагивание (выпад) пе­
редней ногой, задней ногой. Отшагивание передней ногой, задней ногой.
2.2. Техника выполнения ударов.
Удары руками, ногами, головой. Броски.
2.3. Техника выполнения защитных действий.
Способы защиты: блоки, уходы с линии атаки, уклоны, нырки, захваты,
болевые приемы, броски, освобождение от захватов, приемы борьбы лежа.
Защита от невооруженного и вооруженного противника. Защита от уда­
ров палкой, бутылкой и т.д. Освобождение от захватов и обхватов.
2.4. Техника борьбы.
Техника борьбы в стойке: броски руками, выведение из равновесия,
броски с захватом за обе ноги, за одну ногу и шею, бросок через голову,
бросок через спину (бедро), бросок с захватом одноименного бедра спереди и
шеи (передний переворот). Подножки: задняя и передняя.
Техника борьбы в партере: удержание (сбоку, поперек), использование
болевых приемов.
3. Общевойсковая подготовка
3.1. Строевая подготовка.
Изучение строевого Устава ВС РФ. Понятия строй, шеренга, колонна,
тыл, фланг, фронт. Выполнение основных элементов строевой подготовки:
строевая стойка, повороты на месте, повороты в одну-две шеренги, строевой
шаг на месте и в движении. Выполнение команд «становись», «равняйсь»,
«смирно», «вольно». Предварительная и исполнительная команда. Обязанно­
сти солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
Подготовка к несению Почетного караула во время проведения городских
мемориальных акций.
11

3.2. Огневая подготовка.
Изучение тактико-технических характеристик оружия. Общее устрой­
ство винтовки ИЖ-38 и МР-512. Назначение, боевые свойства, общее устрой­
ство АКМ и пистолета. Неполная разборка-сборка АКМ, ИМ. Совершенство­
вание знаний и навыков по устройству, неполной разборке-сборке автомата,
пистолета.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта в испытаниях по разборке-сборке автомата
3.3. Ориентирование на местности.
Работа с компасом: компас и его устройство, правильное пользование
компасом, Определение сторон горизонта и азимутов по компасу и по есте­
ственным предметам на местности (при помощи Солнца, Луны, полярной
звезды, по растительности, по местным предметам). Формирование навыков
пользования компасом. Причины, приводящие к потере ориентировки. Поря­
док действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ
пройденного пути, поиск опорных ориентиров. Ориентирование по карте и
без карты, определение азимута. Использование троп, идущих в нужном
направлении, движение по азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к
жилью. Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и
отсутствия паники. Глазомерный способ определения расстояния. Определе­
ние расстояния по времени движения. Топографическая карта: сведения о
плане и карте, зарисовка простых планов, масштаб, определение расстояния
на карте и на местности, условные знаки карт.
Практическое ознакомление с условными знаками, рельеф местности и
его изображение на картах. Практическое задание на закрепление навыка
чтения условных знаков.
3.4. Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Спо­
собы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Прави­
ла наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при трав­
мах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно­
двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой
травме. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клиниче­
ской смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее
признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной
вентиляции легких. Практические занятия.
Транспортировка пострадавших. Способы транспортировки постра­
давших в зависимости от полученных травм и рельефа местности. Изго­
товление носилок из подручных средств. Практические занятия.
12

3.5. Обеспечение жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Ядерное оружие. Биологическое оружие. Средства индивидуальной и
коллективной защиты. Сигналы оповещения гражданской обороны. Прин­
ципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий
(пожары, взрывы, наводнения, ураганы, бури, смерчи и т.д.). Защита насе­
ления от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов
различного характера. Экстремизм. Терроризм.
Практические занятия по надеванию противогаза и сдача нормативов.
3.6. Тактическая подготовка.
Современный общевойсковой бой и его характеристики, цель и виды
боя. Средства поражения, их условные тактические обозначения. Условия,
обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Боевой и походный
порядок отделения. Обязанности солдата в бою, основы боевых действий.
Передвижение по полю боя: в пешем порядке, перебежками, по-пластунски.
Выполнение требований воинской дисциплины.
4. Соревнования и показательные выступления
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам дисци­
плин. Участие в показательных выступлениях в рамках мероприятий разного
уровня. Участие в городской военно-патриотической игре «Зарница». Уча­
стие в межмуниципальной военно-патриотической игре «Время твоих по­
бед!» (г. Красновишерск). Участие в военно-патриотических акциях, минитгах и торжественных мероприятиях.
5. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки. Анке­
тирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.

13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второй год обучения
Наименование разделов и тем
1. Основы обороны государства
1.1. Вводное занятие
1.2. Государственная и военная симво­
лика
1.3. Оборона государства
1.4. Общевоинские уставы и ритуалы
1.5. Военная история Отечества
2. Основы самообороны
2.1. Стойки и передвижения в них
2.2. Техника выполнения ударов
2.3. Техника выполнения защитных дей­
ствий
2.4. Техника борьбы
3. Общевойсковая подготовка
3.1. Строевая подготовка
3.2 Разборка-сборка автомата
3.3 Ориентирование на местности
3.4 Военно-медицинская подготовка
3.5 Обеспечение жизнедеятельности в
опасных и чрезвычайных ситуаци­
ях
3.6 Тактическая подготовка
4. Соревнования и показательные
выступления
5. Контрольные занятия
ИТОГО:

14

Количество часов
Теория
Практика
Всего
6
4
10
1
1
1
1
2
—

1
1
2

1
1
1
14
2
4
4

2
2
3
18
3
5
5

1
1
1
1
1

4
24
9
4
3
2
3

5
30
10
5
4
3
4

1
—

3
12

4
12

4
58

4
72

1
1
1
1

—

16

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Основы воинской службы
1.1.Вводное занятие.
Инструктаж по мерам и технике безопасности при проведении
теолретических и практических занятий. Введение в программу второго года
обучения, планирование деятельности объединения (мультимедийная
презентация).
1.2.
Государственная и военная символика.
Воинские звания, знаки различия. Награды за воинскую доблесть.
1.3 Оборона государства.
Составы военнослужащих. Содержание отдельных статей уставов ВС
РФ. Структура ВС РФ. РВСН, их предназначение. Сухопутные войска, их
предназначение. ВВС, их предназначение. ВМФ, его предназначение. Офи­
церские кадры ВС. Порядок заключения контракта на военную службу. Сро­
ки и виды контрактов. Составные части обязательной и добровольной подго­
товки граждан к военной службе. Ответственность призывников за наруше­
ние правил воинского учета, за уклонение от прохождения военной службы.
Права и обязанности военнослужащего. Плановое и досрочное увольнение с
военной службы.
1.4. Общевоинские уставы и ритуалы.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними: воинские звания и
знаки различия. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчи­
ненные, старшие и младшие. Порядок получения и выполнения приказаний.
Отдание воинской чести. Взаимовежливость и поведение военнослужащих
1.5 Военная история Отечества.
Характерные черты и особенности современных военных конфликтов.
Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномас­
штабная война. Афганский конфликт и его последствия. Чеченский кон­
фликт. Участники-березниковцы боевых действий: пограничник С.Беляков,
Герой Российской Федерации А.Жаров, капитан ОМОН А.Мальгин и др.
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской респуб­
лике.
2. Основы самообороны
2.1. Стойки и передвижения в них.
Совершенствование перемещений в боевых стойках приставными ша­
гами по кругу вперед, назад, боком. Шаги вперед - назад - влево - вправо.
Передвижения подшагом, подсковам.
2.2. Техника выполнения ударов.
Техника выполнения подсечек: низкая, передняя секущая подсечка под
опорную ногу; низкая задняя секущая подсечка под опорную ногу. Совер­
шенствование техники выполнения ударов руками. Совершенствование тех­
ники выполнения ударов ногами: обводящий круговой удар, круговой удар в
прыжке, удар назад пяткой в прыжке.
2.3. Техника выполнения защитных действий.
15

Обезоруживание при угрозе пистолетом сзади (сбоку):
- при помощи болевого приема “рычаг руки внутрь”;
- блокированием руки с оружием выполнением задней подножки.
Обезоруживание при угрозе пистолетом сбоку:
- при помощи болевого приема “рычаг руки наружу”;
- при помощи болевого приема “рычаг локтя сверху”.
2.4.Техника борьбы.
Совершенствование техники борьбы в стойке: броски руками,
выведение из равновесия, броски с захватом за обе ноги, за одну ногу и шею,
бросок через голову, бросок через спину (бедро), бросок с захватом
одноименного бедра спереди и шеи (передний переворот). Подножки: задняя
и передняя.
Совершенствование техники борьбы в партере: удержание (сбоку,
поперек), использование болевых приемов. Выпонение зацепов с заведением,
захватом ноги. Выполнение подхватов за руку и пояс, за руку и шею изнутри
в бедро.
Совершенствование приемов страховки и самостраховки. Овладение
способами борьбы лежа: переворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под
плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, пе­
реворачивание захватом в рычаг.
3.
Общевойсковая подготовка
3.1. Строевая подготовка.
Строи и их элементы. Обязанности солдата перед построением и в
строю. Строевые приемы и движение (без оружия). Перестроение из одной
шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении. Ответ на
приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение
в строй. Строевые приемы с оружием. Строи отделения. Движение походным
шагом. Движение строевым шагом. Разучивание строевой и походной песни.
Прохождение строя с песней.
3.2. Разборка-сборка автомата.
Повторение ранее изученных тем. Боевые свойства автомата Калашни­
кова. Материальная часть АКМ. Неполная разборка и сборка АК. Назначение
и боевые свойства и общее устройство ручных осколочных гранат. Работа
частей механизмов в гранатах. Приемы и правила заряжения и метания гра­
нат. Меры безопасности при обращении с гранатами. Выполнение упражне­
ний по разборке-сборке автомата в противогазах. Подготовка и участие в со­
ревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
3.3. Ориентирование на местности.
Определение сторон горизонта по рельефу, почве, ветру, снегу. Ориен­
тирование по линейным, точечным, площадным, специальным ориентирам.
Ориентирование по звуку. Ориентирование и движение по карте. Чтение кар­
ты и решение задач по карте. Особенности ориентирования в различных
условиях и ночью. Ориентирование в крупном населенном пункте. Разработ­
ка маршрута похода. Направления движения, проходимые расстояния. Ори­
16

ентиры на пути следования по маршруту: линейные, точечные, промежуточ­
ные. Характеристика пути: поверхность грунта, интенсивность движения
транспорта, проходимость дорог. Рельеф, формы рельефа (крутизна и протя­
женность подъемов и спусков). Местоположение и характеристика мест би­
ваков (ночлегов, дневок, привалов). Составление схем. Нанесение на карту
географических объектов .
3.4. Военно-медицинская подготовка.
Виды травм опорно-двигательной системы: переломы (открытые, закры­
тые), вывихи, растяжения, разрывы связок, разрывы мышц и сухожилий, си­
няки. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппа­
рата. Обеспечение неподвижности (фиксация) поврежденной части тел.
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током, ожо­
гах, кровотечении, отравлении.
Термический ожог (пламя костра, кипяток) Первая помощь при терми­
ческих ожогах (охлаждение ожоговой поверхности, дезинфекция, наложение
стерильной повязки). Артериальное и венозное кровотечение. Отравление
токсическими веществами через дыхательные пути, рот, кожу, в результате
инъекции, при укусах насекомых и животных.
Оказание первой медицинской помощи при обморожении, солнечном и
тепловом ударах, при попадании инородного тела в ухо, нос и глаза. Первая
медицинская помощь при обмороке, утоплении, приступе эпилепсии, укусах
бешеных животных.
Практические занятие по отработке первой помощи и эвакуации постра­
давших.
3.5. Обеспечение жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
1.1.
Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения и
правила пользования ими. Безопасное поведение человека на воде. Безопас­
ное поведение в общественных местах, правила поведения в толпе. Без­
опасное поведение в ситуациях криминального характера. Безопасность при
террористических актах. Понятие о терроризме. Правила безопасного пове­
дения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного по­
ведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при осво­
бождении заложников сотрудниками спецслужб. Автономное существование
и выживание в природных условиях. Химическое оружие. Средства индиви­
дуальной и коллективной защиты (ОЗК). Сигналы оповещения гражданской
обороны.
3.6. Тактическая подготовка.
Основы боевых действий. Действия солдата в бою: оборона, разведка.
Характеристика общественного боя. Цель и виды боя. Условия, обеспечива­
ющие успешное выполнение боевых задач. Способы передвижения солдата в
бою. Действия при подготовке к атаке, порядок движения в атаке. Приемы
поражения противника в атаке (огнем в упор, в рукопашном бою). Выбор и
занятие огневой позиции (места для стрельбы) в обороне. Занятие места для
17

стрельбы под огнем противника. Маскировка. Отработка тактических дей­
ствий средствами игры в пейнтбол. Подготовка и участие в соревнованиях по
военно-прикладным видам спорта.
4. Соревнования и показательные выступления
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам дисци­
плин. Участие в показательных выступлениях в рамках мероприятий разного
уровня. Участие в городской военно-патриотической игре «Зарница». Уча­
стие в межмуниципальной военно-патриотической игре «Время твоих по­
бед!» (г. Красновишерск). Участие в военно-патриотических акциях, минитгах и торжественных мероприятиях.
5. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки. Анке­
тирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты:
- формирование на примерах отечественной истории, культурных цен­
ностях и традициях личности гражданина-патриота;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценно­
стей многонационального российского общества, воспитание патриотизма,
чувства ответственности и долга перед родиной;
- формирование ответственного отношения к подготовке к службе в ВС;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и спо­
собности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профес­
сии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах;
- развитие правового мышления и компетентности при решении мораль­
ных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд­
ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образователь­
ной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и дру­
гих видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулиро­
вать и ставить перед собой новые учебные и познавательные задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных
целей;

18

- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных
задач и правильность их решения;
- овладение основами самоконтроля и самооценки в учебной и познава­
тельной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность;
- формирование и развитие компетентности в области использова­
ния информационно-коммуникационных технологий для решения постав­
ленных задач;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности,
умение применять его на практике.
Предметные результаты:
По основам обороны государства
Знать:
- назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода
войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги,
государственного флага и боевого знамени воинской части;
- дни воинской славы России, значение государственных наград; роль
офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в
высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского
коллектива; основные качества защитника Родины;
- общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанно­
сти лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок вы­
полнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского при­
ветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения
военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок
действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды
поощрений и дисциплинарных взысканий.
- назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и
часового; порядок несения караульной службы.
Уметь:
- определять воинские звания по знакам различия;
- зрительно узнавать изображения государственных символов России;
- обосновывать свои права и обязанности по воинскому учету и службе;
- характеризовать основные особенности военной службы по призыву и
по контракту.
По основам самообороны
Знать:
- психологические основы самообороны и стрессоустойчивости;
- основные элементы и подручные средства самообороны;
- основные болевые точки на теле человека, основные болевые приемы;
- пределы необходимой самообороны.
Уметь:

19

- преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в экстремальных си­
туациях;
- выполнять основные элементы самозащиты (удары рукой и ногой, за­
щитные действия, броски, освобождения от захватов противника);
- выполнять болевые приемы, обезоруживать противника при ударе но­
жом и угрозе пистолетом;
- использовать подручные средства (палка, пояс, и др.) для самообороны
и самозащиты.
По ориентированию на местности.
Знать:
- порядок определения сторон горизонта;
- особенности ориентирования в различных условиях;
- способы ориентирования на незнакомой местности;
- правила поведения и выживания в экстремальной ситуации.
Уметь:
- ориентироваться на местности ;
- определять азимуты на местные предметы и направления по заданным
азимутам; определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и
признакам осуществлять движение по заданным азимутам;
- работать с картой на местности (определять расстояния, направления,
свое местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке.
Знать:
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила
личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболева­
ний; правила применения средств медицинского обеспечения;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи при пора­
жениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки
раненых.
Уметь:
- применять средства оказания первой медицинской помощи; останавли­
вать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных
средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить
иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия;
- осуществлять эвакуацию раненого, транспортировать раненого на зна­
чительные расстояния с учетом характера ранения.
По обеспечению жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Знать:
- основные поражающие факторы ядерного, химического и биологиче­
ского оружия и способы защиты от него; способы защиты от зажига­
тельного оружия; назначение, устройство и правила пользования сред­
ствами индивидуальной и коллективной защиты;

20

- сигналы оповещения, приемы и способы действия на зараженной мест­
ности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной
и санитарной обработки.
Уметь:
- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять про­
верку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и перено­
сить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защит­
ный костюм ОЗК);
- действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения,
используя средства индивидуальной защиты; проводить специальную и са­
нитарную обработки.
По строевой подготовке.
Знать:
- элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов.
Уметь:
- выполнять одиночные и групповые строевые приемы без оружия и с
оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
По огневой подготовке.
Знать:
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при
проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведе­
ния в тире, на стрельбище и полигоне;
- назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашни­
кова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип рабо­
ты автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их
при заряжании и выстреле; боеприпасы к стрелковому оружию; порядок экс­
плуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки
автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;
- назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонитель­
ных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых
гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными грана­
тами, порядок подготовки гранат к применению, устройство и работу частей
и механизмов гранаты.
Уметь:
- быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положе­
ний, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать
прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и
удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устра­
нять задержки, возникающие при стрельбе;
- снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и ре­
активных гранат к боевому применению;
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова,
производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;
21

- выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малока­
либерного стрелкового оружия;
- точно метать ручные гранаты из различных положений.
По тактической подготовке.
Знать:
- основы боевого применения и боевые возможности; назначение и бое­
вые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострел­
кового полка; боевую характеристику танков и бронемашин вероятного про­
тивника, их уязвимые места, приемы и средства борьбы с танками и броне­
машинами противника; приемы ведения боя в обороне и наступлении.
Уметь:
- передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнув­
шись, перебежками и переползанием);
- осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с
применением различных способов передвижения;
- правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку
оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша;
- применять противотанковые гранаты для уничтожения танков и бро­
немашин противника.

22

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Основы военной службы»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Общий объем часов - 72 часа в год.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего
учебн
.нед.
/час

август

2 год
обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

п
п

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 VO
о

О
IT)

                    
Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».