Дополнительная общеразвивающая программа Настольный теннис

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

/

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023г.

Директор

V

Дополнительная
общеразвивающая программа
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Направленность: физкультурно-спортивная.
Возраст обучающихся: 7-17 лет.
Срок реализации: 3 года.

Составители: педагог дополнительного
образования:
Бородин
Сергей
Евгеньевич,
методист
Наставникова
Татьяна Александровна.

БЕРЕЗНИКИ 2023

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка........................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................6
1.3.Учебный план программы................................................................................... 7
Учебно-тематический план 1 года обучения

....................................................8

Учебно-тематический план 2 года обучения

....................................................9

Учебно-тематический план 3 года обучения

..................................................10

1.4 Содержание программы .................................................................................. 11
1.4.

Планируемые результаты освоения программы............................17

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график..........................................................................18
2. 2. Условия реализации программы.................................................................. 20
2.3 Формы аттестации.............................................................................................. 20
2.4 Оценочные материалы....................................................................................... 21
2.5 Методическое обеспечение............................................................................... 21
2.6 Список литературы............................................................................................24
Приложение 1. Контрольные нормативы
по общей физической подготовке......................................................................... 25
Приложение 2. Спортивные разрядные нормативы
по настольному теннису......................................................................................... 29

2

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Настольный теннис - активно развивающийся вид спорта, занимающий
3-4 место в мире по популярности наряду с волейболом. С 1988 года теннис
включен в программу летних Олимпийских игр. Соревновательный характер
игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых
действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают
у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий
эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к
игре.
Актуальность программы.
Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые
правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Занятия
настольным
теннисом
способствуют
развитию
и
совершенствованию у занимающихся основных физических качеств выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств,
формированию двигательных навыков. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и
других действий, направленных на достижение победы, приучает
занимающихся
мобилизовать
свои
возможности,
действовать
с
максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в
ходе спортивной борьбы.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в
связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается
гиподинамия.
Решить
проблему,
отчасти,
призвана
общеразвивающая программа «Настольный теннис», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма, снятии физического и эмоционального
напряжения.
Педагогическая целесообразность
Программа
помогает
решению
проблем
развития
личности
занимающегося, мотивации к познанию и творчеству, способствует
обеспечению эмоционального благополучия обучающегося, профилактике
асоциального поведения. Формируя на основе вышеперечисленного у
обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная
игра, своими техническими и методическими средствами эффективно
позволяет обогатить внутренний мир, расширить информированность в
области оздоровления и развития организма.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов
и методических рекомендаций:
•
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-Ф3 от 29.12.2012;

з

• Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, включая разно уровневые программы.
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242);
• СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (постановление главного
санитарного врача РФ от 04.07.2014).
В основу программы положена дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис» - базовый уровень 3 года обучения», авторсоставитель Сорокин А. С., г. Карасук, 2021г.
Отличительные особенности программы в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения.
Новизной программы является включение в содержание программы
упражнений из комплекса общей физической подготовки на развитие
быстроты движений, силы, гибкости, ловкости, направленные на более
высокий показатель физического развития обучающихся. Также в раздел
«Теоретическая подготовка» введена подраздел «Информационные
технологии в современном спорте», в котором повествуется о мобильных
приложениях для спортсменов, разработках новинок спортивных
тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для занятий спортом.
Программа «Настольный теннис является модифицированной, имеет
физкультурно-спортивную направленность.
Срок реализации программы - 3 года.
Режим занятий:
- 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);
- 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);
- 3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год);
Объем часов в год рассчитан на 36 учебных недель. Одно занятие длится
45 мин. Перерыв между занятиями составляет 15 минут.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет. В
объединение зачисляются юноши и девушки без специальной подготовки,
имеющие допуск врача. Занятия юношей и девушек осуществляются
совместно. Наполняемость групп - 15 человек.
4

Младший школьный возраст (7-10 лет). Этот возраст наиболее
благоприятен для формирования у детей практически всех физических
качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной
активности. Именно в этом возрасте ребенок обладает отличной мышечной
памятью. Он схватывает на лету самую суть движений, способен копировать
показанные ему упражнения. Это тот период в жизни ребенка, когда идет
интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются
основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей
организма. Именно на данном возрастном этапе актуальной является задача
выявления нарушений осанки, поиска эффективных средств их
предупреждения и коррекции.
Средний школьный возраст (11-13 лет). Этот возраст - период
продолжающегося
двигательного
совершенствования
моторных
способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У
детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами
улучшаются отдельные координационные способности, силовые и
скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные
способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии
гибкости.
Старший школьный возраст (14-17лет). В этом возрасте дети усиленно
начинают заниматься самовоспитанием. На данном этапе у них происходит
процесс активного созревания организма, хорошо развита двигательная
сфера. Продолжается процесс окостенения, но изгибы позвоночника еще не
устойчивы. Поэтому целенаправленные занятия физическими упражнениями
по Программе «Настольный теннис» способствуют оптимальному
укреплению опорно-двигательного аппарата детей, закреплению навыка
правильной осанки. Очень важным становится укрепление и сохранение
здоровья детей средствами ОФП, предложенными в Программе.
Форма
обучения: очная, также возможно использование
дистанционных форм обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий, реализуемых с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагога. С использованием электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий
могут
организовываться такие виды учебных видов деятельности как: учебное
занятие, мастер-класс, дискуссионные площадки, консультации (групповые,
индивидуальные), опросы и другое.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, коллективная.
Формы проведения занятий: теоретические занятия, практические
занятия (групповые учебные, учебно-тренировочные, контрольные занятия,
соревнования, турниры).

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития физических качеств, оздоровления
и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным
теннисом.
Задачи:
Предметные.
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;
- научить регулировать свою физическую нагрузку;
- вести соревновательную деятельность по настольному теннису в
соответствии с правилами.
Метапредметные.
- развить координацию движений и основные физические качества:
силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в настольный
теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга.
Личностные.
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- формировать интерес к занятиям сорта, пропагандировать здоровый
образ жизни.

6

1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название разделов и тем

п/п

I.
II.
III.

IV.
V

Теоретическая подготовка
Техника и тактика игры в
настольный теннис
Упражнения
на
развитие
быстроты
движений:
силы,
гибкости, ловкости
Участие в соревнованиях и
воспитательная работа.
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов
1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

12
80

10
86

8
128

32

20

30

16

24

46

4

4

4

144

144

216

7

Учебно-тематический план
первый год обучения
№
п/п

Название разделов и тем

I.
1.

Теоретическая подготовка
История развития настольного тенниса (город, край,
страна, Европа, мир)
Терминология в настольном теннисе
Правила игры
Правила посещения игрового зала
Правила техники безопасности на занятиях по
настольному теннису
Информационные технологии в современном спорте
Техника и тактика игры в настольный теннис
Хватка ракетки и жонглирование мячом
Выполнение подач (прямая, маятник, челнок, веер)
Игровые стойки (боком, в вполоборота, лицом к
сопернику)
Перемещения (выпад, шаг, прыжок, бросок)
Удары: толчок, подставка, подрезка, накат, топ-спин
Тактика одиночной игры
Упражнения на развитие быстроты движений:
силы, гибкости, ловкости
Быстрый бег по прямой, передвижение правым и
левым боком, приставным шагом, прыжки на 2
ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, прыжки со
скакалкой
«Круги» и «восьмерки» в плечевом, локтевом и
лучезапястном суставах
Растяжение пружинного эспандера, приседания с
гантелями и без них, жим от пола, подъем гантелей
Участие в соревнованиях и воспитательная
работа.
Первенство детского клуба
Турниры между детскими клубами с присвоением
спортивного разряда
Обсуждение итогов соревнований, отклонений,
введение традиционных ритуалов, праздники и
показательные соревнования
Итоговое занятие

2.
3.
4.
5.
6
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
III.
1.

2.
3.
IV.
1.
2.
3

V

Итого:

Количество часов
Теория
6
2

Практика
6
0

Всего
12
2

1
1
0,5
0,5

1
1
0,5
0,5

2
2
1
1

1
12
2
2
2

3
68
8
12
12

4
80
10
14
14

2
2
2
4

12
12
12
28

14
14
14
32

2

11

13

1

11

12

1

6

7

2

14

16

1
-

6
4

7
4

1

4

5

-

4

4

24

120

144

8

Учебно-тематический план
второй год обучения
№
п/п

Название разделов и тем

I.
1.

Введение: основы знаний
Информация о лучших игроках города, края, РФ,
Европы, мира.
Терминология в настольном теннисе
Правила игры, судейство за столом
Правила посещения игрового зала
Правила техники безопасности на занятиях по
настольному теннису
Информационные технологии в современном спорте
Техника и тактика игры в настольный теннис
Выполнение сложных подач (боковое и верхнее),
(боковое и нижнее) и др.
Игровые стойки (лицом к сопернику, боком, в полоборота)
Перемещения у стола (выпад, шаг, прыжок, бросок)
Удары: толчок, подставка, подрезка, накат, топ-спин
Тактика одиночной игры
Упражнения на развитие быстроты движений:
силы, гибкости, ловкости
Быстрый бег по прямой, передвижение правым и
левым боком, приставным шагом, прыжки на 2
ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, прыжки со
скакалкой
«Круги» и «восьмерки» в плечевом, локтевом и
лучезапястном суставах
Растяжение пружинного эспандера, приседания с
гантелями и без них, жим от пола, подъем гантелей,
приседание на одной ноге.
Участие в соревнованиях и воспитательная
работа.
Первенство детского клуба
Командные соревнования между детскими клубами.
Личное первенство города среди юношей и девушек
Обсуждение итогов соревнований, отклонений,
норм
поведения
спортсменов,
введение
традиционных ритуалов.
Итоговое занятие
Итого:

2.
3.
4.
5.
6.
II.
1.
2.
4.
5.
6.
III.
1.

2.
3.

IV.
1.
2.
3
4

V

Количество часов
Теория
5
1
1
1
0,5
0,5

Практика
5
-

Всего
10
1

1
0,5
0,5

1
2
1
1

1
13
4

3
73
12

4
86
16

4

12

16

2
2
1
3

12
27
10
17

14
29
11
20

1

7

8

1

3

4

1

7

8

1

23

24

0
0,5
0,5

8
7,5
7,5
Постоянно

8
8
8

4
122

4
144

-

22

-

9

Учебно-тематический план
третий год обучения
№
п/п

Название разделов и тем

I.
1.
2.

Введение: основы знаний
Терминология в настольном теннисе
Правила игры, организация соревнований на уровне
детских клубов по круговой, олимпийских системах
Правила посещения игрового зала
Правила техники безопасности на занятиях по
настольному теннису
Информационные технологии в современном спорте
Техника и тактика игры в настольный теннис
Выполнение сложных подач, приём сложных подач
Игровые стойки при подаче, при приёме подач
Перемещения у стола - выпад, шаг, прыжок, бросок
Удары: толчок, подставка, подрезка, накат, топ-спин
Отработка игровых комбинаций (игра в «треугольник»,
в «восьмёрку», переход в атаку топ спином из кача.
Тактика игры против защитников, против нападающих
Упражнения на развитие быстроты движений:
силы, гибкости, ловкости
Быстрый бег по прямой, передвижение правым и
левым боком, приставным шагом, прыжки на 2 ногах, с
ноги на ногу, на одной ноге, прыжки со скакалкой
«Круги» и «восьмерки» рукой в 3-х суставах руки.
Разминка и укрепление голеностопного, коленного,
тазобедренного суставов (гусиный шаг, растяжки,
приседания на двух и одной ногах с гантелями и без,
отжим от пола, работа с экспандером и резиновым
бинтом)
Участие в соревнованиях, воспитательная работа
Первенство детского клуба
Командные соревнования между детскими клубами.
Матчевая встреча ЦДТ «Гном» - ДЮСШ «Олимп»
Личное первенство города среди юношей и девушек
Участие в областных турнирах.
Обсуждение итогов соревнований, отклонений, норм
поведения спортсменов, введение традиционных
ритуалов.
Итоговое занятие
Итого:

3.
4.
5.
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6
III.
1.

2.
3.

IV.
1.
2.
3
4
5
6

V

Количество часов
Теория
3
1
1
1
-

Практика
5
-

2

Всего
8
1
3

1

1
1

12
1
2
3
4
1

2
116
15
10
10
70
6

2
128
16
12
13
74
7

1
2

5
28

6
30

1

11

12

1

11
6

12
6

46
8
8
10
12
8

46
8
8
10
12
8

4
199

4
216

-

-

-

-

-

-

-

-

Постоянно

-

17

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Теоретическая подготовка.
1 год обучения.
Эволюция настольного тенниса. Изменение правил. Совершенствование
инвентаря. Видоизменение техники и тактики настольного тенниса.
Основы техники. Стойки. Хватки. Техника одношажного способа
передвижений и поворотов.
Откидка слева (подрезка, кач). Начальное положение рук, ног, туловища,
ракетки. Место удара мяча по ракетке. Работа кисти, предплечья, плеча,
туловища, ракетки.
Накат справа. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место
удара мяча по ракетке. Замах. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища,
ракетки.
Накат слева. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место
удара мяча по ракетке. Замах. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища,
ракетки. Перенос навыков, освоенных при обучении технике наката справа,
на накат слева.
Информационные технологии в современном спорте.
Мобильный теннис. Приложения для занятий настольным теннисом.
Приложение «Но Coach's Еуе» позволяет записывать игры в HD-качестве, а
затем просматривать записи в замедленном режиме. Таким образом, можно
отслеживать, как игрок выполняет тот или иной удар.
Мобильные приложения, отслеживающие питание, подсчет потребляемых
калорий, физическую активность. Разработки новинок спортивных
тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для занятий спортом.
Приложение «Интерактивная физкультура «Умка».
2 год обучения.
Основы техники настольного тенниса. Подрезка справа (подрезка наката и
топ-спина). Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место удара
мяча на ракетке, замах. Отличия от откидки
справа. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища, ракетки.
Подрезка слева (подрезка наката и топ-спина). Начальное положение рук,
ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах. Отличия от
откидки слева. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища, ракетки.
Топ-спин справа. Отличия от наката справа. Начальное положение рук,
ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища, ракетки при топ-спине справа.
Топ - спин слева. Общие и отличия от наката слева. Начальное
положение рук, ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах.
Работа кисти, предплечья, плеча, туловища, ракетки при топ - спине слева.
Подачи. Короткие. Длинные. С верхним, нижним, боковым вращениями.
Приём подач.
11

Информационные технологии в современном спорте. Мобильный теннис
Приложение «Tennis Tracker Pro» С его помощью удобно отслеживать
статистику матчей, а затем анализировать достигнутый прогресс с помощью
разнообразных таблиц и диаграмм, основанных на реальных статистических
данных.
Мобильные приложения, отслеживающие питание, подсчет потребляемых
калорий, физическую активность. Разработки новинок спортивных
тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для занятий спортом.
Знакомство с мобильным фитнес-приложением Workout trainer.
3 год обучения.
Элементы техники. Различия в выполнении ударов по диагонали, по
прямой, в середину. Различия в выполнении ударов в высшей точки отскока,
с полулёта и падающему мячу. Различия в выполнении ударов из ближней,
средней и даней зон. Различия в выполнении ударов по подрезке, накату,
топ-спину.
Вариативность - основа владения мячом.
Топ-спин-удар. Острый удар. Отличия по скоростным параметрам.
Способы начала атаки из кача. Промежуточная игра.
Подачи с высоким подбрасыванием. Правила и техника подброса. Приём
подач с высоким подбрасыванием.
Двухшажный способ передвижения. Разновидности.
Основы техники и тактики парных соревнований.
Разбор предстоящих игр. Анализ участия в соревнованиях.
Информационные технологии в современном спорте. Мобильный теннис
Приложение «The Tennis Quiztq_5». Приложение в форме
вопросов
помогает решать интеллектуальные задачи в теннисе. Уровень его вопросов
варьируется от новичка до абсолютного знатока игры. Тест на скорость
реакции.
Мобильные фитнес-приложения, приложения, отслеживающие питание,
подсчет потребляемых калорий, физическую активность. Разработки новинок
спортивных тренажеров, инвентаря, интерактивного оборудования для
занятий спортом.
Общая физическая и специальная подготовка
1 год обучения
Спортсмен в современном настольном теннисе должен обладать высоким
уровнем развития специальных и общих физических качеств (сила, ловкость,
быстрота ударных движений, быстрота передвижений и др.). Ниже
приводятся игровые и неигровые упражнения для развития этих качеств.
Большинство упражнений может быть использовано на всех этапах
подготовки спортсмена, так как с развитием игровых умений и общих
физических качеств прогрессируют темп и сложность выполнения
12

упражнений по специальной физической подготовке, они выполняются всё
время на более высоком уровне и имеют тренировочный эффект.
1.
Упражнения для развития силы
Методика,
упражнение

Упражнения
многократным
преодолением
непредельного
сопротивления
предельной
скоростью

2.

Величина
сопротивлен

Число
повторен

ИЯ

ИЙ

с 35-50 ПМ

12-15 ПМ
с

15
более
8-10

Преимуществе
иное
воздействие
на качество
и Быстрая сила.
Силовая
выносливость.
Быстрая сила.
Абсолютная
сила.
Силовая
выносливость.
Возможен рост
мышечной
массы.

Методические
особенности

Во
всех
упражнениях
предпочтение
должно
быть
отдано
упражнениям
в
режиме сгибания
рук и разгибания
ног

Упражнения для развития ловкости
Усложнение выполнения обычных (стандартных) упражнений:
Ходьба, бег с дополнительными движениями (наклоны, выпада в стороны,
прыжки в разных направлениях);
Ходьба, бег с изменением направления движения, с поворотами вокруг
своей оси в разные стороны, изменением такта работы рук.

3.

Упражнения для развития быстроты реакции
Реакция на неожиданное изменение длины полёта мяча (выполняется из
контр накатов)
Партнёр А, находясь в облегчённых условиях, любой по очерёдности мяч
направляет короче (не далее середины стола по длине), и партнёр Б должен
от наката перейти к острому удару.
То же упражнение выполняется для обоих спортсменов одновременно.
4.
Упражнения для развития быстроты передвижений.
Игра со всего стола одним видом удара (только справа, только слева).
Игра с одной точки стола с поворотами (поочерёдно справа и слева).
Игра вдвоём на двух столах.
Игра на сдвоенном столе.
Передвижения в паре.
5.
Упражнения для развития быстроты ударных движений.
Удары по «свечам».
То же с тренажёром- роботом.
Удары с отягощением отдельных частей руки («тяжёлая» ракетка,
отягощение кисти, предплечья).
Основы техники. Стойки. Хватки. Техника одношажного способа
передвижений и поворотов.
13

Откидка слева (подрезка, кач). Начальное положение рук, ног, туловища,
ракетки. Место удара мяча по ракетке. Работа кисти, предплечья, плеча,
туловища, ракетки.
Накат справа. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место
удара мяча по ракетке. Замах. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища,
ракетки.
Накат слева. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место
удара мяча по ракетке. Замах. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища,
ракетки. Перенос навыков, освоенных при обучении технике наката справа,
на накат слева.
2 год обучения.
Основы техники настольного тенниса. Подрезка справа (подрезка наката и
топ-спина). Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки. Место удара
мяча на ракетке, замах. Отличия от откидки
справа. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища, ракетки.
Подрезка слева (подрезка наката и топ-спина). Начальное положение рук,
ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах. Отличия от
откидки слева. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища, ракетки.
Топ-спин справа. Отличия от наката справа. Начальное положение рук,
ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах. Работа кисти,
предплечья, плеча, туловища, ракетки при топ-спине справа.
Топ - спин слева. Общие и отличия от наката слева. Начальное
положение рук, ног, туловища, ракетки. Место удара мяча на ракетке, замах.
Работа кисти, предплечья, плеча, туловища, ракетки при топ - спине слева.
Подачи. Короткие. Длинные. С верхним, нижним, боковым вращениями.
Приём подач.
3 год обучения.
Элементы техники. Различия в выполнении ударов по диагонали, по
прямой, в середину. Различия в выполнении ударов в высшей точки отскока,
с полулёта и падающему мячу. Различия в выполнении ударов из ближней,
средней и даней зон. Различия в выполнении ударов по подрезке, накату,
топ-спину.
Вариативность - основа владения мячом.
Топ-спин-удар. Острый удар. Отличия по скоростным параметрам.
Способы начала атаки из кача. Промежуточная игра.
Подачи с высоким подбрасыванием. Правила и техника подброса. Приём
подач с высоким подбрасыванием.
Двухшажный способ передвижения. Разновидности.
Основы техники и тактики парных соревнований.
Разбор предстоящих игр. Анализ участия в соревнованиях.
Технико-тактическая подготовка
1 год обучения.
Исходная игровая стойка.
Хватка.
14

Жонглирование. Попадание в мишени на стене.
Основы техники откидки слева (подрезка подрезки).
Подача слева откидкой.
Простейшие виды передвижений в левой стойке при откидке слева.
Основы техники наката справа.
Быстрая подача накатом справа.
Простейшие виды передвижений в правой стойке при накатах справа.
Простейшие виды поворотов.
Сочетание откидки слева и наката справа.
Основы техники наката слева
Быстрая подача накатом слева
Простейшие виды передвижений в левой стойке при накате слева.
Сочетание накатов и откидок слева.
Сочетание накатов слева и справа.
Повороты при ударах накатами слева и справа.
Основы техники откидки справа (подрезка подрезки). Подача подрезкой
справа.
Сочетание накатов и откидок справа.
Сочетание откидок и накатов слева и справа.
Повороты при ударах слева и справа.
Переводные испытания по накатам и откидкам слева и справа. Переход от
жёсткой ракетки к мягкой.
2 год обучения.
Техника подрезки слева (подрезка наката). Отличие о техники подрезки
подрезки.
Техника подрезки справа (подрезка наката). Отличие от техникиподрезки
подрезки.
Тренировка элементов техники (накат справа, накат слева, подрезка
справа, подрезка слева). Повышение скорости выполнения ударов и силы
вращения мяча в игре по элементам и в соединениях.
Топ-спин справа
удар по касательной, одной накладкой, резкое
увеличение скоротси.
Топ-спин слева. Удар по касательной, только накладкой. Резкое
увеличение скорости.
Формирование стиля на основе индивидуальных возможностей и
склонностей.
Короткие и длинные подачи. Приём коротких и длинных подач.
Подачи с верхним, нижним, боковым вращением. Приём подач с верхним,
нижним, боковым вращением.
Одношажные передвижения влево, вправо, назад, вперёд. Разновидности.
3 год обучения.
Элементы техники (накат справа, накат слева, подрезка справа, подрезка
слева, топ-спин справа, топ-спин слева) и соединений по направлению,
темпу, зонам.
Острый удар. Совмещение ускорения с переносом центра тяжести тела.
15

Подачи справа и слева с высоким подбрасыванием. Приближение точки
удара к столу по вертикали и горизонтали. Приём подач с высоким
подбрасыванием.
Двухшажные передвижения влево, вправо, назад, вперёд. Разновидности.
Способы передвижения в парах. Подбор пар.
Атака после подачи. Начало атаки из кача.
Соревновательная подготовка.
1 год обучения.
Число соревнований (внутреннего масштаба) - не менее 2, игр в
соревнованиях - не менее 24, контрольных игр - не менее 60 партий за год.
Задачи игр:
проверка владения основами техники ударов и применения освоенных
приёмов в игре;
проверка способности оценивать соотношение сильных и слабых сторон в
своей игре и в игре противника и использовать эту оценку в целях выигрыша.
2 год обучения.
Число соревнований - не менее 4 за год.
Число игр в соревнованиях - не менее 40 за год.
Число контрольных игр - не менее 120 партий за год.
Задачи игр:
проверка владения техническими приёмами настольного тенниса;
проверка игровой сообразительности и бойцовских качеств спортсмена;
повышение скоростей в соревновательной деятельности.
3 год обучения
Число соревнований - не менее 6 за год.
Число игр в соревнованиях - не менее 60 за год.
Число контрольных игр - не менее 180 партий за год.
Задачи игр:
проверка владения техникой ударов и передвижений в настольном
теннисе, применения всех освоенных приёмов в соревновательных условиях;
тренировка топ-спина как средства начала атаки и топ-спин-удара в
соревновательных условиях;
тренировка острых ударов в соревновательных условиях;
применение атаки после подачи и из кача;
тренировка пар в соревновательных условиях.
Воспитательная работа
Воспитательная работа с учащимися преследует цель обеспечить
следующие стороны воспитанности юных спортсменов:
трудовую воспитанность: высокую сознательность и трудовую активность
при выполнении любой работы, стремление сделать результаты своего труда
достоянием коллектива, общества, обеспечить эффективность и качество
выполненной работы;
нравственную воспитанность: отношение к товарищам по спорту,
противнику, тренерам, судьям в соответствии с нормами спортивной этики;
16

эстетическую воспитанность: умение творчески воспринимать задачи
учебно-тренировочного процесса, умение чувствовать, ценить, понимать и
создавать прекрасное в жизни и спорте;
активность жизненной позиции;
Решающим условием успешного осуществления воспитательной работы с
юными спортсменами является единство воспитательных воздействий,
комплексного влияния основных факторов социальной системы воспитания семьи, коллектива педагогов общеобразовательной школы, тренера педагога.
Главенствующая роль в реализации нравственного воспитания юных
спортсменов
принадлежит
тренеру-педагогу.
Основные
факторы
воспитательного воздействия:
личный пример тренера-преподавателя в вопросах дисциплины,
отношения к труду, соблюдения спортивного режима;
педагогическое мастерство тренера-преподавателя, его творчество,
постоянный поиск новых путей в работе;
наставничество и шефская помощь работа старших по стажу спортсменов
со своими младшими товарищами.
Основные формы воспитательной работы:
систематическое привлечение учащихся к общественной работе (работа в
федерации и её комиссиях, судейство соревнований, подготовка, организация
и проведение соревнований);
обсуждение коллективом итогов участия в соревнованиях (в первую
очередь с позиции вклада каждого в выступление коллектива);
обсуждение коллективом фактов отклонения от нормы в поведении
спортсмена;
введение
традиционных
ритуалов
(награждение
победителей
соревнований и учащихся, отличившихся в общих делах объединения;
проводы выпускников);
совместная работа с общеобразовательной школой, общественными
организациями.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Система оценки результатов освоения программы включает в себя
оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
В результате освоения содержания программы обучающиеся будут
иметь следующие предметные результаты:
будут знать:
- факты из истории развития настольного тенниса
- понятия из области дисциплины «Настольный теннис»;
- методику определения ЧСС; признаки утомления при физических
нагрузках;
- правила игры в настольный теннис;
- правила техники безопасности.
будут уметь:
17

- выполнять основные технические действия и приемы игры в
настольный теннис в условиях учебной и игровой деятельности;
- анализировать особенности выполнения технических приемов,
выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- определять ЧСС, контролировать свое физическое состояние,
выполнять оценку уровня индивидуального развития основных физических
качеств;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и
подготовки мест занятий к игре в настольный теннис.
Метопредметные результаты:
- демонстрировать стремление к развитию и совершенствованию
физических качеств: силы, ловкости, выносливости, координации движений;
- стремиться к развитию двигательных действий, овладению широким
арсеналом упражнений общей физической подготовки (ОФП);
- иметь мотивацию к дальнейшему физическому и творческому
развитию, совершенствованию чувства метроритма;
- демонстрировать потребность в самостоятельно организуемой
физкультурно-оздоровительной деятельности, ведению здорового образа
жизни.
Личностные:
- демонстрировать старательность на занятиях, стремление к
дисциплинированности, доброжелательное отношение к товарищам;
- демонстрировать умение самостоятельно организовывать свою
деятельность;
- понимать необходимость занятий физической культурой для успешной
самореализации в жизни;
- получить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, умения
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

18

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Настольный теннис»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

4

4

4

4

00

а\

о

-

                    
Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».