Дополнительная общеразвивающая программа Начальная военная подготовка

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-Ю НОШ ЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

СОГЛАСОВАНО

уш еед д аю

Педагогическим советом
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023г.

Д»! per хор
МАУ ДО/tft )Ц «Каскад»
1 it/ ^ / И.А.Трынкина
Поикай№ 304-од от 01.09.2023г.

7т

Дополнительная
общеразвивающая программа

«Начальная военная подготовка»
Направленность: социально-гуманитарная.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Срок реализации: 2 года.

Составители: педагог дополнительного
образования:
Федюков
Анатолий
Александрович, методист Наставникова
Татьяна Александровна.

БЕРЕЗНИКИ 2023

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по
укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Рос­
сийской Федерации. С 2016 года в России реализуется государственная про­
грамма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016-2020 годы».
Патриотическое воспитание школьников предполагает формирование у
них общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и
общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явле­
ний, разрушающих его устои.
Составной частью патриотического воспитания является военно­
патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к
службе в армии.
Актуальность программы
Сегодня Вооруженные силы Российской Федерации возвращают себе
былую славу и боевую мощь. Российская армия изменилась, вышла на новый
качественный уровень. Государству нужна армия значительно меньшая по
численности и в тоже время более эффективная, технически оснащенная,
способная обеспечить безопасность страны в любой обстановке. Современ­
ная Армия - это, прежде всего, грамотные, подготовленные люди, облада­
ющие глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и куль­
туры, специалисты, способные применять самые передовые системы во­
оружения.
К сожалению, из современной школьной программы исчез такой пред­
мет как начальная военная подготовка, краткое знакомство с азами военного
дела проходит в рамках предмета ОБЖ. Этого объема часов явно недоста­
точно. Из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитание защитника
Отечества является актуальной проблемой, требующей своевременного ре­
шения.
Программа «Начальная военная подготовка» направлена на знакомство с
практическими навыками военного ремесла, формирование психологической
готовности к службе в вооруженных силах РФ. Занятия в объединении име­
ют большой воспитывающий потенциал, содействуют развитию и оздоров­
лению ребенка, оказывают положительное влияние на совершенствование
нравственных и морально-волевых качеств.
Кроме того, Программа предусматривает углубленное ознакомление
обучающихся с теоретическим материалом по истории стрелкового спорта,
основам и сущности стрельбы, устройству и видам оружия, мерам безопас­
ности при проведении стрельб, уходе за оружием и тактической подготовке,
а также приобретение практических навыков по технике стрельбы.
Меткая спортивная стрельба является сложнокоординационным навы­
ком. Овладеть им доступно каждому, но с затратой большого труда, времени
на изучение основ теории стрельбы, материальной части оружия, а главное на овладение техникой меткого выстрела, систематического совершенство­

вания ее элементов, закрепления и совершенствования приобретенных навыЗанятия спортивной стрельбой формируют у спортсмена хладнокровие,
выдержку, наблюдательность, волю к победе. Для достижения высоких ре­
зультатов требуется не только совершенная техника производства выстрела,
но и умение владеть своими эмоциями. В программу также включены темы
по изучению материальной части, разборке и сборке автомата Калашникова.
Кроме того, привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта
позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым
снизить уровень детско-подросткового асоциального поведения и преступно­
Образовательная программа «Начальная военная подготовка» педагоги­
чески целесообразна, так как позволяет решать педагогическую задачу, кото­
рая в настоящее время ставит общество - воспитание у молодежи уважения к
государству, без которого у страны не будет будущего.
Программа является модифицированной и разрабатывалась на основе
следующих образовательных программ:
- дополнительная образовательная программа «Защитники Отечества»,
составитель Фарафонов А.В., «Дом детского творчества «Октябрьский», г.
Новосибирск, 2014г.;
- образовательная программа «Военно-прикладное многоборье», соста­
вители: Н.Н.Акифьева, М.С.Королева, М.С.Степанова, МОУ ДОД «Центр
«Поиск», г. Северск, 2012г.;
- «Рабочая программа по основам военной службы», составитель
М.Х.Абитов, Татарстанский кадетский корпус приволжского федерального
округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиаллина, 2016г.
Отличительными особенностями данной программы является:
- программа рассчитана на обучение не только мальчиков, но и девочек
школьного возраста;
- раздел общей и специальной физической подготовки вынесен за рамки
данной программ;
- в рамках выстраивания модели сетевого взаимодействия программой
запланировано освоение учебного материала с использованием ресурсов та­
ких организаций как: ПОУ «Березниковский региональный центр ДОСААФ
России», Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Березники, От­
ряд мобильный особого назначения ГУ МВД России по Пермскому краю
(дислокация г. Березники), местное и региональное отделение местное отде­
ление ВВПОД «ЮНАРМИЯ», общественное объединение «Союз ветеранов
боевых действий». Реализация программы предусмотрена городским проек­
том «Юнармия. Наставничество».
Новизна программы заключается в том, что в связи с наличием обору­
дованного помещения для стрельбы из пневматического оружия, особое
внимание в содержании программы уделяется формированию навыков
стрельбы из пневматического оружия.

В содержание программы включено знакомство с инновационными тех­
ническими разработками в отрасли военной техники (в рамках раздела «Ос­
новы обороны государства» обучающиеся знакомятся с инновациями в рос­
сийской армии, современным оружием и перспективах развития техническо­
го оснащения вооруженных сил РФ);
Также новым является внедрение диагностики изучения сформирован­
ное™ гражданственности обучающихся.
Срок реализации программы
Программа «Начальная военная подготовка» имеет социально­
гуманитарную направленность и рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы: 108 часов исходя из нагрузки 3 часа в неделю.
Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие рас­
считано на 2 академических часа с перерывом 10 минут между уроками. Вто­
рое занятие длится 1 академический час.
Форма обучения: очная. Программа предусматривает организацию об­
разовательной деятельности с использованием дистанционных образователь­
ных
технологий,
реализуемых
с
применением
информационно­
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимо­
действии обучающихся и педагога. С использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий могут организовываться та­
кие виды учебных видов деятельности как: учебное занятие, мастер-класс,
дискуссионные площадки, консультации (групповые, индивидуальные),
опросы и другое.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возрас­
та от 11 до 17 лет. Состав одной группы включает не более 12 человек
При построении образовательно-воспитательного процесса необходимо
учитывать психологические характеристики детей всех представленных воз­
растных категорий, уровни их физического развития и потребности
Дети 11-12-летнего возраста отличаются повышенной интеллектуаль­
ной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демон­
стрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со сто­
роны. У подростков начинает формироваться более осознанный подход к ми­
ру профессии, политики, нравственности.
У подростков 13-15-ти лет происходит переход от детства к взрослости.
В этом возрасте обучающиеся ощущают свою принадлежность и причаст­
ность к определенной социальной группе. Они уже не просто подражают в
поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, суще­
ствующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспиты­
вает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик.
В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патрио­
тические чувства.
В возрасте 16-17 лет у подростков возникают глубокие, действенные,
устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и

дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные
сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памя­
ти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчиво­
стью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера,
поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств
личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возрас­
та, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их
жизненном пути.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы предусматривает освоение 4-х разделов.
Знакомство с раздел Основы обороны государства проходит преимуще­
ственно в виде Лекций с элементами беседы (с использованием кинофильмов
и наглядных пособий) по изучению теоретических основ военной службы, не
связанных с практическими действиями.
В разделе Общевойсковая подготовка выделяются 6 подразделов: стро­
евая подготовка, огневая подготовка, ориентирование на местности, военно­
медицинская подготовка, обеспечение жизнедеятельности в опасных и чрез­
вычайных ситуациях тактическая подготовка.
Занятия по строевой подготовке проводятся на открытом пространстве
(спортивный зал, площадка). На занятиях по строевой подготовке курсанты
сначала знакомятся с техникой выполнения строевых приемов в целом и по
разделениям, а затем тренируются по командам педагога или самостоятель­
но. Совершенствование строевых приемов проводится как на специальных
занятиях, так и на занятиях по тактической и огневой подготовке, по уста­
вам, а также при всех построениях и передвижениях.
На занятиях по огневой подготовке изучаются тактико-технические ха­
рактеристики оружия, его боевые свойства и общее устройство, формируют­
ся и совершенствуются навыки по неполной разборке-сборке автомата. Вы­
полняются упражнения стрельбы из пневматического оружия. Осуществля­
ется подготовка к участию в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта в испытаниях по разборке-сборке автомата, стрельбе из пневматиче­
ского оружия.
Занятия по ориентированию на местности проводятся с использованием
компасов, схем, плакатов, макетов местности. Практические занятия прово­
дятся на местности. Занятия по ориентированию начинаются с краткого объ­
яснения и практического показа способов и приемов ориентирования, рабо­
ты с картой, компасом, после чего проводятся тренировки.
Военно-медицинская подготовка имеет своим назначением изучение
правил личной и общественной гигиены; наиболее характерных причин и
признаков ранений и травм, острых отравлений и поражений, а также приви­
тие практических навыков в оказании первой помощи.

Занятия проводятся преимущественно в виде практических занятий с
использованием методов рассказа, показа (демонстрации) и тренировки обу­
чающихся в выполнении приемов оказания первой помощи. Методика про­
ведения занятия не должна быть шаблонной. В каждом конкретном случае
необходимо находить наиболее доходчивые формы изложения и практиче­
ской отработки учебных вопросов.
Обеспечение жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях
В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся знакомятся с
общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, с правилами
поведения в опасных ситуациях, а также получают навыки их предотвращеПодраздел Тактическая подготовка является одним из основных разде­
лов обучения. Тактическая подготовка должна быть тесно связана с другими
предметами обучения военной подготовки. Обучение приемам и способам
действий солдата в бою основывается на принципе постепенного увеличения
физических и психологических нагрузок и проводится последовательно от
простого к сложному. Тактическая обстановка создается для отработки каж­
дого учебного вопроса отдельно, действия противника обозначаются макета­
ми, мишенной установкой и средствами имитации.
Тактико-специальные занятия проводятся в целях обучения курсантов
тактике выполнения приемов и способов действий солдата и отделения в
различных видах боя. Отработка учебных вопросов на ТСЗ проводится по
элементам, затем слитно с повторением изучаемых тактических действий до
правильного, слаженного и быстрого выполнения их курсантами.
В рамках раздела Соревнования проходит участие в состязаниях по во­
енно-прикладным видам спорта, соревнования по стрельбе из пневматиче­
ского оружия.
Раздел Контрольные занятия предназначен для закрепления получен­
ных практических навыков.

1.2. Цели и задачи
Целью программы является содействие патриотическому воспитанию
подростков средствами военно-прикладного, гражданско-патриотического и
спортивного направлений деятельности, формирование мотивации подрост­
ков к служению Отечеству.
Задачи
Предметные:
- научить владеть приемами строевой и огневой подготовки;
- познакомить с основами тактической подготовки, военной историей и
правовыми основами военной службы;
- сформировать и закрепить практические оказания первой доврачебной
помощи, выживания в дикой природе, умения ориентироваться на местности;

- сформировать знания о безопасном поведении человека в условиях во­
енного времени, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и соци­
ального характера.
М етапредметные:
- содействовать физическому развитию, формированию культуры без­
опасного и здорового образа жизни;
- развивать умение оценивать собственные возможности при выполне­
нии учебных задач и правильность их решения;
- содействовать развитию умений работать в команде, организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность.
- формирование и развитие компетентности в области использова­
ния информационно-коммуникационных технологий для решения постав­
ленных задач.
Личностные:
- воспитывать гражданское сознание, готовность к выполнению консти­
туционных
обязанностей, самостоятельность, дисциплинированность,
настойчивость и культуру поведения;
- содействовать вовлечению обучающихся в социально и культурно зна­
чимую деятельность, способствующую их успешной социализации.
- формировать мотивационно-ценностное отношение к военной профес­
сии, выработку готовности к достойному служению обществу и государству.

1.3. Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
Наименование разделов и тем

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
4.

Основы обороны государства
Вводное занятие
Государственная и военная символика
Оборона государства
Общевоинские уставы и ритуалы
Военная история Отечества
Общевойсковая подготовка
Строевая подготовка
Огневая подготовка
Ориентирование на местности
Военно-медицинская подготовка
Обеспечение жизнедеятельности в
опасных и чрезвычайных ситуациях
Тактическая подготовка
Соревнования
Контрольные занятия
ИТОГО:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
14
4
18
—
1
1
—
1
1
4
2
6
2
2
4
6
6
23
53
76
2
8
10
8
32
40
2
4
6
4
4
8
4
2
6
3
—
2
39

3
8
4
69

6
8
6
108

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Основы обороны государства
1.1. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Введение в
программу (мультимидийная презентация).
1.2. Государственная и военная символика.
История Герба, Флага, Гимна, Российской Федерации. Особенности
изоюражения Герба, обозначение символов. Суть боевого знамени воинской
части.
1.3. Оборона государства.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государ­
ства. Назначение и состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. Прин­
ципы их комплектования. Назначение и порядок прохождения военной и аль­
тернативной службы. Служба по контракту. Воинская обязанность. Органи-

зация и сроки призыва на военную службу. Конституция РФ, Законы РФ «Об
обороне» и «О воинской обязанности и военной службе». Основные положе­
ния, обусловливающие обороноспособность государства.
1.4. Общееоинские уставы и ритуалы.
Понятие о воинских уставах. Значение воинских уставов в жизни и дея­
тельности военнослужащих. Дисциплинарный, строевой уставы, уставы
внутренней и караульной службы, их суть. Воинская дисциплина, ее сущ­
ность и значение. Общие обязанности военнослужащего. Воинские звания и
знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Правила
воинской вежливости и поведения. Порядок отдачи и выполнения приказа­
ния. Отдание воинской чести. Обязанности военнослужащих, поощрения,
применяемые к солдатам. Назначение и задачи караульной службы. Обязан­
ности должностных лиц суточного наряда, караула, их права по отношению к
другим военнослужащим. Строй и его элементы. Передвижение войск. Виды
передвижения и их характеристики.
Ритуал приведения к военной присяге. Значение военной присяги. Исто­
рия российской военной присяги. Содержание и порядок принятия военной
присяги. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вруче­
ния Боевого Знамени. Ритуал вручения личному составу вооружения и воен­
ной техники. Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас. Ритуалы
и порядок их проведения в уставе внутренней службы ВС РФ
1.5. Военная история О течества.
Великие полководцы со времен Киевской Руси и до 40-х годов 20 века.
Основные события военной истории: битва на Чудском озере, Куликов­
ская битва, Полтавское сражение, Бородинское сражение, оборона Севасто­
поля, Гангутское сражение, Россия в I мировой войне, Великая отечественная
война. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Герои
ВОВ.
Встречи с участниками ВОВ и тружениками тыла. Посещение музеев
боевой славы.
Современное материально-техническое обеспечение Вооружённых сил
Российской Федерации», «Новые военные российские технологии», «Умное
оружие», «Беспилотные летательные аппараты», «Роботы на страже России».
2. Общевойсковая подготовка
2.1. Строевая подготовка.
Изучение строевого Устава ВС РФ. Понятия строй, шеренга, колонна,
тыл, фланг, фронт. Выполнение основных элементов строевой подготовки:
строевая стойка, повороты на месте, повороты в одну-две шеренги, строевой
шаг на месте и в движении. Выполнение команд «становись», «равняйсь»,
«смирно», «вольно». Предварительная и исполнительная команда. Обязанно­
сти солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
Подготовка к несению Почетного караула во время проведения городских
мемориальных акций.
2.2. Огневая подготовка.

История огнестрельного оружия. Отечественная стрелковая школа. Из­
вестные изобретатели на Руси. Конструкторы 19 и 20 веков, периода ВОВ.
Стрелковое автоматическое оружие.
История развития стрелкового спорта в России. Особенности стрельбы
из пневматической винтовки как вида спорта. Место данного вида спорта в
олимпийской системе. Единая всероссийская спортивная классификация.
Разрядные нормы при стрельбе из пневматического оружия.
Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Изучение так­
тико-технических характеристик оружия. Основы теории стрельбы: элементы
наводки, прикрытое поражаемое и мертвое пространство. Положение для
стрельбы. Хват и удержание оружия. Задержка дыхания на вдохе и выдохе.
Стрельба на кучность по черному кругу. Изготовка, прицеливание, спуск
курка. Знакомство с навыками стрельбы на учебных образцах оружия с со­
блюдением всех мер безопасности
Общее устройство винтовки ИЖ-38 и МР-512. Настройка пневматиче­
ских винтовок. Выверка открытого прицела. Установка и выверка оптическо­
го прицела на винтовке МР-512. Пристрелка пневматических винтовок.
Назначение, боевые свойства, общее устройство АКМ и пистолета. Неполная
разборка-сборка АКМ, ПМ. Снаряжение магазина патронами. Совершен­
ствование знаний и навыков по устройству, неполной разборке-сборке авто­
мата, пистолета.
Организация занятий по стрельбе из пневматической винтовки и писто­
лета (место проведения - тир). Выезд на базу ОМОН: организация стрельб из
пистолета, автомата (тир). Подготовка и участие в соревнованиях по военно­
прикладным видам спорта.
2.3. Ориентирование на м естности.
Работа с компасом: компас и его устройство, правильное пользование
компасом, Определение сторон горизонта и азимутов по компасу и по есте­
ственным предметам на местности (при помощи Солнца, Луны, полярной
звезды, по растительности, по местным предметам). Формирование навыков
пользования компасом. Причины, приводящие к потере ориентировки. Поря­
док действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ
пройденного пути, поиск опорных ориентиров. Ориентирование по карте и
без карты, определение азимута. Движение по азимуту. Глазомерный способ
определения расстояния. Определение расстояния по времени движения. То­
пографическая карта: сведения о плане и карте, зарисовка простых планов,
масштаб, определение расстояния на карте и на местности, условные знаки
карт.
Практическое ознакомление с условными знаками, рельеф местности и
его изображение на картах. Практическое задание на закрепление навыка
чтения условных знаков.
2.4. Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Спо­
собы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Прави­

ла наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при трав­
мах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно­
двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой
травме. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клиниче­
ской смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее
признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной
вентиляции легких. Практические занятия.
Транспортировка пострадавших. Способы транспортировки постра­
давших в зависимости от полученных травм и рельефа местности. Изго­
товление носилок из подручных средств. Практические занятия.
2.5. Обеспечение ж и знедеятельн ости в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Ядерное оружие. Биологическое оружие. Средства индивидуальной и
коллективной защиты. Сигналы оповещения гражданской обороны. Прин­
ципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий
(пожары, взрывы, наводнения, ураганы, бури, смерчи и т.д.). Защита насе­
ления от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов
различного характера. Экстремизм. Терроризм.
Практические занятия по надеванию противогаза и сдача нормативов.
2.6. Тактическая подготовка.
Современный общевойсковой бой и его характеристики, цель и виды
боя. Средства поражения, их условные тактические обозначения. Условия,
обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Боевой и походный
порядок отделения. Обязанности солдата в бою, основы боевых действий.
Передвижение по полю боя: в пешем порядке, перебежками, по-пластунски.
Выполнение требований воинской дисциплины.
3. Соревнования
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам дисци­
плин. Участие в показательных выступлениях в рамках мероприятий разного
уровня.
4. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки. Анке­
тирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второй год обучения
Наименование разделов и тем
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
4.

Основы обороны государства
Вводное занятие
Г осударственная и военная символика
Оборона государства
Общевоинские уставы и ритуалы
Военная история Отечества
Общевойсковая подготовка
Строевая подготовка
Огневая подготовка
Ориентирование на местности
Военно-медицинская подготовка
Обеспечение жизнедеятельности в
опасных и чрезвычайных ситуациях
Тактическая подготовка
Соревнования
Контрольные занятия
ИТОГО:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
9
5
14
1
1
1
1
2
1
3
2
2
4
3
2
5
24
52
76
2
6
8
10
34
44
2
4
6
3
3
6
4
2
6
—

-

3
—

2
35

3
12
4
73

6
12
6
108

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Основы воинской службы
1.1. Вводное занятие.
Инструктаж по мерам и технике безопасности при проведении
теолретических и практических занятий. Введение в программу второго года
обучения, планирование деятельности объединения (мультимедийная
презентация).
1.2. Государственная и военная символика.
Воинские звания, знаки различия. Награды за воинскую доблесть.
1.3. Оборона государства.
Составы военнослужащих. Содержание отдельных статей уставов ВС
РФ. Структура ВС РФ. РВСН, их предназначение. Сухопутные войска, их
предназначение. ВВС, их предназначение. ВМФ, его предназначение. Офи­
церские кадры ВС. Порядок заключения контракта на военную службу. Сро­
ки и виды контрактов. Составные части обязательной и добровольной подго­
товки граждан к военной службе. Ответственность призывников за наруше­
ние правил воинского учета, за уклонение от прохождения военной службы.

Права и обязанности военнослужащего. Плановое и досрочное увольнение с
военной службы.
1.4. Общееоинскиеуставы и ритуалы.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними: воинские звания и
знаки различия. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчи­
ненные, старшие и младшие. Порядок получения и выполнения приказаний.
Отдание воинской чести. Взаимовежливость и поведение военнослужащих
1.5. Военная история О течества.
Характерные черты и особенности современных военных конфликтов.
Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномас­
штабная война. Афганский конфликт и его последствия. Чеченский кон­
фликт. Березниковцы - участники боевых действий: пограничник С.Беляков,
Герой Российской Федерации А.Жаров, капитан ОМОН А.Мальгин и др.
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской респуб­
лике.
Презентация новейшего Российского оружия. Технико-тактические ха­
рактеристики современного оружия. Тест на знание видов стрелкового ору­
жия.
2. Общевойсковая подготовка
2.1. Строевая подготовка.
Строи и их элементы. Обязанности солдата перед построением и в
строю. Строевые приемы и движение (без оружия). Перестроение из одной
шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении. Ответ на
приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение
в строй. Строевые приемы с оружием. Строи отделения. Движение походным
шагом. Движение строевым шагом. Разучивание строевой и походной песни.
Прохождение строя с песней.
2.2. Огневая подготовка.
Меры безопасности при обращении с оружием. Повторение ранее изу­
ченных тем. Боевые свойства автомата Калашникова. Материальная часть
АКМ. Неполная разборка и сборка АК. Неполная разборка-сборка пистолета.
Подготовительные, вспомогательные и основные упражнения по стрельбе.
Стрелковые игры. Подготовка и участие в соревнованиях по военно­
прикладным видам спорта. Назначение и боевые свойства и общее устрой­
ство ручных осколочных гранат. Работа частей механизмов в гранат. Приемы
и правила заряжения и метания гранат. Меры безопасности при обращении с
гранатами. Стрельба из пневматической винтовки стоя с упором и без упора.
Выполнение упражнений из пневматической винтовки в противогазах.
Изготовка к стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры. Стрельба
на расстояние 5 и 10 метров по мишени №8 в двух сериях, 1-я - 3 пробных, 2­
я - 5 зачётных. Тренировка на длительное удержание винтовки в положении
лёжа без опоры.
Стрельба на время из различных положений на результативность с опо­
рой и без опоры. Тренировка на длительное удержание винтовки в положе­
нии стоя и с колена без опоры.

Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры. Совер­
шенствование техники стрельбы. Приобретение навыков корректировки вы­
стрелов. Стрельба на время и результативность, приобретение навыков куч­
ной стрельбы.
Тренировка в стрельбе из положения с колена с опорой и без опоры на
различные расстояния по различным мишеням.
Совершенствование техники стрельбы из данного положения. Приобре­
тение навыков корректирования стрельбы и кучности стрельбы. Тренировка
в стрельбе на скорость.
Тренировка в стрельбе из различных положений по падающим и дви­
жущимся целям. Корректирование стрельбы.
Совершенствование техники стрельбы по падающим и движущимся цеПриобретение навыков внесения поправок на движение и боковой ветер.
Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Подго­
товка к соревнованиям по стрельбе на личное и командное первенство.
2.3. Ориентирование на м естности.
Определение сторон горизонта по рельефу, почве, ветру, снегу. Ориен­
тирование по линейным, точечным, площадным, специальным ориентирам.
Ориентирование по звуку. Ориентирование и движение по карте. Чтение кар­
ты и решение задач по карте. Особенности ориентирования в различных
условиях и ночью. Ориентирование в крупном населенном пункте. Разработ­
ка маршрута похода. Направления движения, проходимые расстояния. Ори­
ентиры на пути следования по маршруту: линейные, точечные, промежуточ­
ные. Характеристика пути: поверхность грунта, интенсивность движения
транспорта, проходимость дорог. Рельеф, формы рельефа (крутизна и протя­
женность подъемов и спусков). Местоположение и характеристика мест би­
ваков (ночлегов, дневок, привалов). Составление схем. Нанесение на карту
географических объектов.
2.4. Военно-медицинская подготовка.
Виды травм опорно-двигательной системы: переломы (открытые, закры­
тые), вывихи, растяжения, разрывы связок, разрывы мышц и сухожилий, си­
няки. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппа­
рата. Обеспечение неподвижности (фиксация) поврежденной части тел.
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током, ожо­
гах, кровотечении, отравлении.
Термический ожог (пламя костра, кипяток). Первая помощь при терми­
ческих ожогах (охлаждение ожоговой поверхности, дезинфекция, наложение
стерильной повязки). Артериальное и венозное кровотечение. Отравление
токсическими веществами через дыхательные пути, рот, кожу, в результате
инъекции, при укусах насекомых и животных.
Оказание первой медицинской помощи при обморожении, солнечном и
тепловом ударах, при попадании инородного тела в ухо, нос и глаза. Первая
медицинская помощь при обмороке, утоплении, приступе эпилепсии, укусах
бешеных животных.

Практические занятие по отработке первой помощи и эвакуации постра­
давших.
2.5. Обеспечение ж и знедеятельн ости в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
1.1.
Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения и
правила пользования ими. Безопасное поведение человека на воде. Безопас­
ное поведение в общественных местах, правила поведения в толпе. Без­
опасное поведение в ситуациях криминального характера. Безопасность при
террористических актах. Понятие о терроризме. Правила безопасного пове­
дения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного по­
ведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при осво­
бождении заложников сотрудниками спецслужб. Автономное существование
и выживание в природных условиях. Химическое оружие. Средства индиви­
дуальной и коллективной защиты (ОЗК). Сигналы оповещения гражданской
обороны.
2.6. Тактическая подготовка.
Основы боевых действий. Действия солдата в бою: оборона, разведка.
Характеристика общественного боя. Цель и виды боя. Условия, обеспечива­
ющие успешное выполнение боевых задач. Способы передвижения солдата в
бою. Действия при подготовке к атаке, порядок движения в атаке. Приемы
поражения противника в атаке. Выбор и занятие огневой позиции (места для
стрельбы) в обороне. Занятие места для стрельбы под огнем противника.
Маскировка. Отработка тактических действий средствами игры в пейнтбол.
Подготовка и участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
3. Соревнования
Подготовка и участие в течение года в соревнованиях по видам дисци­
плин. Участие в показательных выступлениях в рамках мероприятий разного
уровня.
4. Контрольные занятия
Проведение контрольных занятий по всем разделам подготовки. Анке­
тирование, тестирование, презентация работ. Сдача нормативов.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
курса
Личностные результаты :
- формирование на примерах отечественной истории, культурных цен­
ностях и традициях личности гражданина-патриота;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценно­
стей многонационального российского общества, воспитание патриотизма,
чувства ответственности и долга перед родиной;
- формирование ответственного отношения к подготовке к службе в ВС;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и спо­
собности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профес­
сии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах;
- развитие правового мышления и компетентности при решении мораль­
ных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд­
ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образователь­
ной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и дру­
гих видов деятельности.
М етапредметные результаты :
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулиро­
вать и ставить перед собой новые учебные и познавательные задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных
целей;
- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных
задач и правильность их решения;
- овладение основами самоконтроля и самооценки в учебной и познава­
тельной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность;
- формирование и развитие компетентности в области использова­
ния информационно-коммуникационных технологий для решения постав­
ленных задач;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности,
умение применять его на практике.
Предметные результаты :
По основам обороны государства
Зн ать:
- назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода
войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги,
государственного флага и боевого знамени воинской части;
- дни воинской славы России, значение государственных наград; роль
офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в
высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского
коллектива; основные качества защитника Родины;
- общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанно­
сти лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок вы­
полнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского при­
ветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения
военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок
действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды
поощрений и дисциплинарных взысканий.

- назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и
часового; порядок несения караульной службы.
Уметь:
- определять воинские звания по знакам различия;
- зрительно узнавать изображения государственных символов России;
- обосновывать свои права и обязанности по воинскому учету и службе;
- характеризовать основные особенности военной службы по призыву и
по контракту.
По ориентированию на местности.
Зн ать:
- порядок определения сторон горизонта;
- особенности ориентирования в различных условиях;
- способы ориентирования на незнакомой местности;
- правила поведения и выживания в экстремальной ситуации.
Уметь:
- ориентироваться на местности ;
- определять азимуты на местные предметы и направления по заданным
азимутам; определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и
признакам осуществлять движение по заданным азимутам;
- работать с картой на местности (определять расстояния, направления,
свое местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке.
Зн ать:
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила
личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболева­
ний; правила применения средств медицинского обеспечения;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи при пора­
жениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки
раненых.
Уметь:
- применять средства оказания первой медицинской помощи; останавли­
вать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных
средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить
иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия;
- осуществлять эвакуацию раненого, транспортировать раненого на зна­
чительные расстояния с учетом характера ранения.
По обеспечению жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Зн ать:
- основные поражающие факторы ядерного, химического и биологиче­
ского оружия и способы защиты от него; способы защиты от зажига­
тельного оружия; назначение, устройство и правила пользования сред­
ствами индивидуальной и коллективной защиты;

- сигналы оповещения, приемы и способы действия на зараженной мест­
ности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной
и санитарной обработки.
Уметь:
- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять про­
верку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и перено­
сить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защит­
ный костюм ОЗК);
- действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения,
используя средства индивидуальной защиты; проводить специальную и са­
нитарную обработки.
По строевой подготовке.
Зн ать:
- элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов.
Уметь:
- выполнять одиночные и групповые строевые приемы без оружия и с
оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
По огневой подготовке.
Зн ать:
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при
проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведе­
ния в тире, на стрельбище и полигоне;
- назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашни­
кова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип рабо­
ты автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их
при заряжании и выстреле; боеприпасы к стрелковому оружию; порядок экс­
плуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки
автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;
- назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонитель­
ных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых
гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными грана­
тами, порядок подготовки гранат к применению, устройство и работу частей
и механизмов гранаты.
Уметь:
- быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положе­
ний, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать
прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и
удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устра­
нять задержки, возникающие при стрельбе;
- снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и ре­
активных гранат к боевому применению;
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова,
производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;

- выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малока­
либерного стрелкового оружия;
- точно метать ручные гранаты из различных положений.
По тактической подготовке.
Зн ать:
- основы боевого применения и боевые возможности; назначение и бое­
вые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострел­
кового полка; боевую характеристику танков и бронемашин вероятного про­
тивника, их уязвимые места, приемы и средства борьбы с танками и броне­
машинами противника; приемы ведения боя в обороне и наступлении.
Уметь:
- передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнув­
шись, перебежками и переползанием);
- осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с
применением различных способов передвижения;
- правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку
оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша;
- применять противотанковые гранаты для уничтожения танков и бро­
немашин противника.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Начальная военная подготовка»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Общий объем программы - 108 часов в год.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего
учебн
.нед.
/час

август

^ <
яD
>
VO
о

3

3

3

3

'чО t" 00 а\ о

-

                    
Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».