Дополнительная общеразвивающая программа Деревянные кружева

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом ДЮЦ «Каскад»
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_____________ В.А. Трынкина
приказ от 01.09.2023 № 304-од

Приказ № ___ от ______200_г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Деревянные кружева»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Булатов Виталий Витальевич,
педагог дополнительного образования

г. Березники, 2023

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
программа составлена 1.09.2022 г.
Название программы

«Деревянные кружева»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы

Стартовый

Направленность программы

Техническая

Продолжительность
образовательного процесса

1 год

Возраст обучающихся

12-15 лет

Год основания творческого
объединения

2022 год

Цель программы

Приобщение учащихся к занятиям творчеством
посредством изготовления кукол из подручных
материалов.
Содержание данной программы направлено на
самоопределение личности и создает условия для
ее самореализации, а также пробуждает интерес у
учащихся к обработке материала, к народному
творчеству и знакомству с промыслами родного
края.
Актуальность программы в том, что воспитание
личности невозможно в отрыве от национальной
культуры и народных традиций. Без знания своих
корней, без обращения к традиционным
культурным ценностям невозможно воспитать
образованную личность с серьёзными духовными
запросами, и уже на школьной скамье имеющей
сформирование потребности, и в целом,
подготовленной к большой жизни. Эти задачи
наиболее актуальны сегодня в современном мире.
Педагогическая целесообразность в программе в
том, что приобщение детей школы к истокам
народного
искусства,
его
традициям
предполагает их ознакомление с целостным
миром.

Аннотация программы

Занятия
помогают
понять
культурноисторический смысл и ценность изделий ручной
работы над изготовлением деревянных поделок,
её специфику, как особого вида творчества,
формы бытования, развития. Благодаря занятиям
по данной программе, создаются условия для
развития художественно-трудового творчества
детей,
решаются
художественноконструкторские задачи разного типа, на основе
творческих принципов народного искусства, а
также формируются навыки ручной обработки
древесины, конструктивные и трудовые умения.
Всё это позволит сориентировать на ряд рабочих
профессий, связанных с обработкой древесины,
изобразительным творчеством.

Содержание программы
№
раздела
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

Наименование раздела

2.1

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график

2.2
2.3

Условия реализации программы
Формы аттестации

2.4

Оценочные материалы

2.5
2.6
3

Методические материалы
Список литературы
Приложения

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Деревянные кружева» художественной
направленности, предназначена для ознакомления и обучения детей технике
изготовления народной и современной поделки своими руками.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в
себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности.
Поделка из дерева, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом
развитии ребенка. Работа над изготовлением изделия открывает большие возможности
для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует
детскую мысль.
Актуальность программы Актуальность программы в том, что воспитание
личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без
знания своих корней, без обращения к традиционным культурным ценностям
невозможно воспитать образованную личность с серьёзными духовными запросами, и

уже на школьной скамье имеющей сформирование потребности, и в целом,
подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в
современном мире.
Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей школы к
истокам народного искусства, его традициям предполагает их ознакомление с целостным
миром русской народной поделкеи.
Краткая характеристика предмета.
Изучаются народные игрушечные промыслы России, элементы обработки дерева,
практически осваиваются различные виды народного искусства (календарные праздники
и обряды, природные материалы, работа с деревом и картоном).
Новизной и отличительной особенностью данной программы является работа в
творческой мастерской на 2-ом и 3-ем годах обучения. Учащиеся регулярно участвуют в
городских и Всероссийских выставках-конкурсах.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям учитываются возрастные
особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. С учетом
интереса и способностей детей, на каждую заданную тему предлагается на выбор не одна
операция, а несколько её видов.
Содержание практических работ подобрано
таким образом, чтобы работать с детьми разного возраста и с разными способностями
одновременно. В связи с этим, используется принцип индивидуального подхода к
каждому.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков,
получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце
периода обучения.
В начале года даются более лёгкие основы технологии изготовления изделия, например
из картона, направляется деятельность учащихся на правильное выполнение различных
операций и проверяется качество выполненной работы.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя
накопленные знания, проявляют свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке из
дерева должно ощущаться авторство ребенка, самостоятельный творческий подход.
Для преодоления детьми затруднений в процессе работы, ему оказывается помощь:
- стимулирующая (воздействие направлено на активизацию собственных возможностей);
- эмоционально – регулирующая (оценочные суждения, одобряющие или порицающие
действия ребенка);
- направляющая.
Для сплочения коллектива, ускорения работы, улучшения качества выполняемой работы
используется коллективное изготовление одной поделки.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 12-15 лет.
Численность обучающихся в группе до 12 человек.
Срок реализации программы составляет 3 года
Форма обучения: очная.
1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: - формирование интереса детей к миру традиционной русской
культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- воспитание чувства прекрасного и развитие детей внимания и аккуратности;
Задачи программы:
Предметные:
- развить способности преобразования материала из одной формы выражения в
другую, уметь комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной;
- научить ребенка приемам и способам изготовления выполнения операций по
обработке древесины
научить изготавливать изделия самостоятельно при помощи готовых шаблонов из
картона.
Личностные:
- создать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия для развития
воображения, фантазии;
- стимулировать чувственно-эмоциональные сферы личности ребенка;
- сформировать у ребенка понятие поделка (познакомить с историей, с художественными
промыслами, с народными традициями отдельных центров);

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
п/п
1

2

3

4

Наименование
раздела, темы
Вводное занятие.
Введение в программу.
Инструктаж по
технике безопасности
Первые шаги
Беседа о
происхождении
кухонной утвари,
деревянных поделок.

Количество часов
Всего Теория Практика
0,5
0,5
-

2

1

1

История деревянного
зотчества на Руси,
простые инструменты.

2

1

1

Рисунок, правила
работы с
инструментом..

2

1

1

I группа

II группа

Техника безопасности.

0,5

6

Заточка инструмента.

2
2

2

7

Аппликация, понятие,
изготовление из
ламината «цветок».

8

Строгание древесины в
размер.

0,5

0,5

9

Разновиднрсти
строгального
инструмента.

2

2

10

Профильное строгание
заготовок.

2

2

0,5

0,5

5

11

Изготовление
выставочных образцов,
разделочные доск.

12

Формы разделочных
досок, подбор
пиломатериала.

13

Подвижная игрушка
«дровосек».

14

15

Технолгия
изготовления изделий
из древесины,
размеры.
Изготовление
подставки под
телефон.

16

Выбор цыета
ламинированной
заготовки.

17

Чертёж изделия с
нанесением размеров.

18

Выпиливание
заготовки с припуском
на кромку.

0,5

1

1

2

1

1

2

1

1

0,5

0.5

2

2

2

0,5

2

2

2

0,5

0,5

2

19

20

Выборка паза для
крепления кромки на
клей.
Правила работы на
станке.

2

2

0,5

0,5

21

Техника безопавности
при работе.

2

2

22

«Скалка, толкушка»,
работа с шаблоном,
вытачивание.

2

2

0,5

0,5

23

Обработка
цилиндрических
деталей.

24

Шлифовка готового
изделия. Отпиливание
торцов.

25

«Сувенирная машина»,
современные модели
машин.

26

27

28

Подготовка
пиломатериала для
изделия.
Выбор мадели,
рисунок, номинальные
размеры.

Криволинейное
пиление заготовки с
припуском на
обработку.

29

Высверливание
отверстий под
крепление колёс.

30

Шлифовка готовых
деталей с
последующей сборкой.

2

1

1

2

1

1

0,5

2

0,5

1

1

2

2

0,5

0,5

2

2

Поставка под салфетки
правила работы.

2

2

32

Нанесение рисунка на
фанеру.

0,5

0,5

33

Пиление заготовки
ручным лобзиком, с
допуском на посадку.

2

31

34

Обработка торцов
фанеры наждачной
бумагой.

1

1

2

2

0,5

0,5

Изготовление детской
мебели.

2

2

37

Подбор материала,
нанесение размеров.

2

2

38

Пиление заготов,
обработка торцов
изделия.

0,5

0,5

Сборка детской
мебели, подгонка
соединения.

2

2

2

2

0,5

0,5

35

36

39

40

Понятие модель,
изготовление
авторской работы.

Установка фурнитуры,
сверление под болты.

41

Сборка готового
изделия.

42

Поделка как сувенир,
понятие поделка,
образец.

43

Поделка «подставка
под телефон».

44

Изготовление полки
под книги, работа с
ДСП.

45

Подбор
пиломатериала.
Определение формы,

2

1

1

2

2

0,5

0,5

2

1

1

размеров, дизайн.

2

2

Пиление ламината
сприпуском на
посадку.

0,5

0,5

48

Обработка изделия
лаком.

2

2

49

Выжигание на
поделке, нанесение
рисунка на изделие.

0,5

0.5

Творческий проект
макет легкового
автомобиля

2

2

46

47

50
4
4.1
5

Итоговое занятие
Итого:

2

0,5

1.5

1
76,5

16

1
60.5

№
п/п

Наименование темы
(раздела)

1.

Вводное занятие.
Знакомство со средой
визу с MIT App Inventor.
Инструктаж по технике
безопасности.
Кнопки
Экраны
Списки
Рисование
Анимация
Медиа и общение
Сенсоры
Основы UI-дизайна
Расширения
Тематические
приложения
Мобильные игры в среде
Scratch
Итоговое занятие

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Итого

76,5

76,5

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4

2

2

10
6
10
10
10
10
10
10
10
18

4
2
4
4
4
4
2
4
4
8

6
4
6
6
6
6
8
8
6
10

28

10

18

8

2

6

144

54

90

Формы
аттестации
(контроля)
Демонстрация
и анализ
приложений,
опрос,
тестирование,
практические
задания.

Защита
творческих
проектов

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие
Знакомство с детьми. Знакомство с программой работы на год, образцами
изделий, правилами поведения.
2.-сувениры из картона.
2.1 Обзор поделок
Теория: Беседа о происхождении кухонной утвари, деревянных поделок.
Знакомство с
Сергиев Посадским промыслом и с историей создания резьбы.
Практика: Правила раскладки и перевода шаблонов, раскроя пиломатериала.
2.2.« Поделки-сувениры, комбинированные из древесины»
Теория: Знакомство с деревянными поделками промыслами России.
Правила раскроя древесины.
Практика: Изготовление сувениров комбинированных из дерева.
Знакомство с изделиями, подбор материалов, раскрой деталей по шаблону.
2.3. «Рисунок»
Теория: Правила работы с инструментом. Перевод рисунка на заготовку.
2.4. «Аппликация»
Теория: Понятие «аппликация»
Практика: Изготовление аппликации из ламината «Цветок»
2.5. «Строгание древесины в размер»
Теория: Инструмент применяемый при строгании древесины.
Практика: Строгание под линейку, в угол, в размер.
2.6. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Знакомство с традициями и изготовлением домашней утвари.
Практика: Изготовление разделочных досок.
2.7. «Подвижная детская игрушка дровосек»
Теория: Материалы для работы. Способы соединения деталей.
Практика: Изготовление игрушки из прочной древесины.
2.8. «Изготовление подставки под телефон
Теория: Подбор пиломатериала.
Практика: Способы обработки заготовок.
3. Проекты с пошаговыми инструкциями.
3.1. «Подсвечник »
Теория: Правила обработки на станке, правила крепления деталей.
Практика: Сборка и крепление деталей по образцу.
3.2. «Скалка, толкушка»
Теория: Размеры, материал, её особенности.
Практика: Работа с шаблонами, вытачивание, шлифовка.
3.3. «Сувенирная машина»
Теория: Русские образцы машин. Современная мадели.

Практика: Изготовление шаблона, выпиливание лобзиком.
Изготовление современной маделей машин.
3.4. «Подставка под салфетки»
Теория: Правила работы со фанерой. Выбор материала.
Практика: Изготовление изделия в технике аппликации с фанерой.
3.5. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Разработка модели машин, понятие «Модель»
Практика: Разработка и изготовление авторской машины из дерева.
3.6. «Изготовление современной мебели. Подбор образа, материала для работы.»
Теория: Виды мебели.
Практика: разработка шаблонов, виды мебели, дизайн.
3.7. «Поделка как сувенир»
Теория:Понятие поделка, образец .
Практика: Изготовление подставки под кружку.
3.8. «Подставка под телефон»
Теория: Свойства ламината и формы, размеры.
Практика: Пиление с припуском.
3.9. «Полка под книги»
Теория: История происхождение полки.
Практика: Работа с ДСП, пиление под заданный размер.
3.10. «Одработка изделия лаком»
Теория: Виды лаков. Правила нанесения.
Практика: Порытие поделок лаками.
3.11. «Выжигание на поделке»
Теория: Нанесение рисунка, свойства древесины.
Практика: Выжигание рисунка поэтапно.
4.Творческие проекты
4.1. «Макет легковой машины»
Теория: Виды маделей для игры.
Практика: Изготовление игровой машины.
4.2. «Рисование деревянных орнаментов на бумаге».
4.3. Перевод с бумаги на заготовку.
Теория: Понятие капирка.
Практика: Линии чертежа.
5. Итоговое занятие
Изготовление объёмной машины из дерева самостоятельно.
1.4. Планируемые результаты
В конце первого года обучения дети должны знать:
- историю создания деревянной мебели.

Должны уметь:
- переводить шаблон на картон;
- работать с карандашом;
- пилить вручную (вдоль волокон, поперёк волокон, криволинейно);
- собирать самостоятельно изделие;
- вносить элементы творчества в выполняемую работу.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- правила работы с рубанком, стамеской;
- правила заточки инструмента;
- понятия: эстэтика изделия, объём.
Должны уметь:
- изготавливать изделия из древесины, комбинированные из разных пород
древесины;
- изготавливать более сложные и трудоемкие изделия с большим количеством
усложняющих элементов и декоративной отделки.
- изготавливать традиционные игровые игрушки (дровосек, машинки)
- самостоятельно пилить, строгать под размер
- изготавливать поделки.
К концу третьего года обучения должны знать:
- различные виды обработки дерева.
Должны уметь:
- изготавливать сложные и трудоемкие изделия с большим количеством
усложняющих элементом;
- вместе с педагогом разрабатывать новые образцы поделки и изготавливать их;
- самостоятельно собирать простую соединения и оценить качество готового
изделия.

В результате освоения программы
обучающиеся научатся:
-самостоятельно планировать свою работу по изготовлению поделок различной
степени сложности, выбирать материалы и инструменты для создания изделия наиболее
эффективным способом;
Будут сформированы:
- уважительное отношение к традициям своего края;
- волевые качества: терпение, ответственность и усидчивость.
- чувство взаимопомощи при изготовлении коллективной работы.
2.1. Календарный учебный график
Режим занятий

I группа

II группа

76,5 час в год

76,5 час в год

/теория 16 часов/

/теория 16 часов/

практика 60,5 часов

практика 60,5 часов

Вторник
Среда
Итого

2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Деревянные кружева»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия начинаются 1 сентября до 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

феврал
ь

март

апрель

май

июнь

июль

август

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

1,
5

3 3 3

6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6

6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 3

3

6 6 6

2 год
обучени
я

Группа
№1

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1,
5

обучени
обучени
я

36

группы

№

январь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

обучения/номер недели

декабрь

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

1 год
обучени
я

Год

ноябрь

недели

октябрь

сентябр
ь

Каникулярный период, праздничные дни

Ведение занятий по расписанию

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: компьютер, медиа-проектор, столы и
стулья для учащихся и педагога, стол для пиления и строгания древесины с
подкладочным материалом, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий,
учебных материалов.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
различные полупрофессиональные приспособления ( ножовки, рубанки, стамески и
т.д)
4. Информационное обеспечение представлено в виде:
– подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– профессиональной и дополнительной литературы для педагога, учащихся,
родителей.
5. Перечень технических средств обучения: компьютер, мультимедиа-проектор,
интерактивная доска, колонки.
6. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную
общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, имеющий
знания в области робототехники и конструирования.
7. Организационно-педагогические условия.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов учащихся на протяжении всего
процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы, раздела с
целью выявления пробелов в усвоении материала в форме: практических заданий,
опросов, соревнований, игр, презентаций.
Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 учебного полугодия (декабрь)
по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы и

своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения:
тестирование, устная презентация готовых моделей. Результаты фиксируются в
оценочном листе.
Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по дополнительной
общеразвивающей программе в конце учебного года и позволяет оценить уровень
результативности освоения программы за весь период обучения. Форма аттестации:
соревнование, защита проекта. Результаты также фиксируются в оценочном листе.
Личностные результаты обучающихся измеряются в конце каждого учебного
полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в Портфолио
достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия учащихся в
конкурсах, соревнованиях, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и итоговая
аттестация в коллективе, самостоятельная работа, проведение открытых и итоговых
занятий, выставки в школе, участие в конкурсах и выставках городского, краевого и
всероссийского уровней.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации программы
предполагает
фиксацию предметных и личностных результатов по уровням: низкий, средний, высокий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
параметры

Низкий

Средний

Высокий

Теоретическая подготовка
Владение
теоретическими
знаниями
Владение понятиями
и терминами

Учащийся владеет
менее чем 50%
объема знаний,
предусмотренных
программой.
Учащийся, как
правило, избегает
применять
специальные
термины.

Объем усвоенных
знаний составляет
50-70%.

Учащийся освоил 70100% объема знаний,
предусмотренных
программой.

Учащийся сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.

Специальные
термины употребляет
осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием
программы.

Практическая подготовка
Практические навыки
и умения.

Учащийся овладел
менее чем 50%
предусмотренных
программой умений
и навыков.

Объем усвоенных
навыков и умений
составляет 50-70%.

Учащийся овладел
70-100% умений и
навыков,
предусмотренных
программой.

Владение
специальным
оборудованием.

Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием.
Требуется постоянное
пояснение педагога
при изготовлении
модели

Работает с
оборудованием с
помощью педагога.

Работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывая особых
затруднений.

Выполняет работу
после объяснений
педагога.

Самостоятельно
выполняет работу без
помощи педагога.

Оценочный лист
№ п/п

1

Планируемые результаты освоения
программы

Личностные

2

3

Предметные
4

5

Проявление чувства
коллективизма,
товарищества
и
взаимопомощи.
Проявление
уважительного
и
бережного отношения
к результатам своего
труда и труда своих
товарищей.
Проявление волевых
качеств: упорства и
терпения,
ответственности и
усидчивости.
Владение
теоретическими
знаниями
Владение
теоретическими
знаниями понятиями
и терминами
Практические навыки
и умения.
Владение
специальным

Диагностиче
ский
инструмента
рий

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Тестирование,
викторины,
опросы
Тесты,
кроссворды
Наблюдение,
практические
задания
Анализ
выполненных

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

Самоо
ценка
обуча
ющего
ся

оборудованием.
Степень
самостоятельности в
изготовлении куклы
по образцу.

работ
Наблюдение

2.5. Методические материалы
При реализации программы используются следующие методы обучения:
словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Методы воспитания, применяемые педагогом: привитие интереса к изготовлению
поделки своими руками, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
В соответствии с количеством обучающихся, участвующих в занятии, применяются
такие формы организации деятельности учащихся, как: фронтальная, групповая,
индивидуально-групповая.
К наиболее предпочтительным формам организации учебного занятия можно
отнести: рассказ, беседу, дискуссию, учебную познавательную игру, мозговой штурм,
практическое занятие.
Педагогические технологии сориентированы на решение следующих задач: научить
ребёнка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и
оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Наиболее эффективными технологиями здесь представляются: личностно-ориентированные,
сотрудничества, игровые, групповые, информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие.
Наиболее предпочтительными являются:
1)
Игровые
технологии.
Игровые
технологии обладают
средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
На занятиях используются игры: обучающие, познавательные, развивающие,
творческие, коммуникативные.
2) Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При
проведении учебных занятий применяются такие уровни коллективной деятельности, как:
 одновременная работа со всей группой;
 работа в парах;
 групповая работа на принципах дифференциации.
Деление учебной группы на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач
помогает увидеть вклад каждого ученика, развивать самостоятельность и
коммуникативность. Обучение осуществляется путем общения детей в динамических
группах, когда каждый учит каждого.

Алгоритм учебного занятия
Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в организации
деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который
строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление –
запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Учебное занятие – последовательность следующих этапов:
1. Организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на
учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если было),
выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения
знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное
задание детям).
4. Основной:
а) усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и
отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
б) первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные
практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием
в) закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют
тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
г) обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными
способами работы являются беседа и практические задания.
5. Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются
тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного
уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6. Итоговый.
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
проанализировать где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить,

проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и
самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология.[Текст]: учебное пособие для студентов
учреждений высшего профессионального образования/Т.П. Авдулова – М.: ИЦ
Академия, 2011. – 336с.
2. Андреева, И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия».[Текст]/И.А. Андреева - М.,
2012 - 86с.
3. Бетина, О. Б. Психология и педагогика. [Текст]: учебное пособие / О. Б. Бетина. – СПб.:
Вектор, 2011. – 252 с.
4. Переплётов А. Н. «Столярное дело» Владос 2005год.
5 Степанов Б. А. «Материаловедение» для прфессий связаных с обработкой древесины.
Москва 2000 год.

Итоговый контроль
Форма проведения: защита творческого проекта.
Ребята представляют разработку собственной деревянной поделки,
созданные по собственному замыслу.
Критерии оценки:
 качество

исполнения

(правильность

нанесения

размера,

прочность, завершенность изделия) – низки, средний, высокий
уровень;
 сложность поделки – низки, средний, высокий уровень;
 самостоятельность:
проект выполнен самостоятельно – высокий уровень;
проект

создан

с

помощью

педагога

–

низкий

уровень.

Итоговый контроль
2022/2023 учебного года
Оценка творческих проектов
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Фамилия, имя

Качество
обработки

Сложность
изделия

Самостоятельность

(низкий,
средний,
высокий
уровень)

(низки,
средний,
высокий
уровень)

(низки, средний,
высокий уровень)

Уровень


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».