Дополнительная общеразвивающая программа Мой друг компьютер

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
_____________ В.А. Трынкина
приказ от 01.09.2023 № 304-од

Приказ № ___ от ______200_г.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Мой друг - компьютер»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 11-17
Срок реализации: 2 года

Ярушина Наталья Игоревна,
педагог дополнительного образования,
Чернавина Светлана Алексеевна,
методист

г. Березники, 2023

ПАСПОРТ
адаптированной дополнительной общеразвивающей программы

Название программы

«Мой друг – компьютер»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Стартовый
Техническая

Продолжительность образовательного процесса
Возраст обучающихся

2 года

Название творческого объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

11-17 лет
«Мой друг – компьютер»
2010 год
социокультурная интеграция воспитанников с умственной отсталостью в информационное общество, овладение практическими навыками использования компьютера.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мой друг – компьютер» разработана для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов с
интеллектуальными нарушениями (умственная
отсталость) и является начальным этапом в
обучении компьютерной грамотности. Занятия с
использованием персонального компьютера
стимулируют познавательную активность детей
с умственной отсталостью, способствуют освоению такого современного и важного инструмента как персональный компьютер. Развитие
этих навыков с детского возраста поможет в
дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов в условиях информационного общества.

Содержание программы

№ разНаименование раздела
дела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка

Стр.
4
4

1.2

Цели и задачи программы

7

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

8
14
16

2.1

Календарный учебный график

16

2.2

Условия реализации программы.

17

2.3

Формы аттестации

19

2.4

Оценочные материалы

20

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы для педагога

21
22

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время информационные компьютерные технологии стали
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно-образовательном процессе убедительно доказывают не
только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера
в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.
Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и
обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка,
но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Современные тенденции информатизации общества увеличивают трудности социальной адаптации детей, имеющих умственную отсталость. Чтобы
сделать попытку нивелировать эти трудности, воспитанник должен обладать
навыками работы с компьютерами, компьютерной грамотностью.
Под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того,
формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у
воспитанников основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане
процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить
сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации данной категории учащихся.
К категории умственно отсталых относятся различные группы детей, у
которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного или приобретенного органического поражения головного мозга.
Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение
психического и физического развития – тотальное недоразвитие высших
психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное
развитие личности, неловкость и нарушение координации движений.
Нарушение речевого развития обусловлено степенью поражения центральной
нервной системы и носит системный характер. Резко ограничено программирование речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей
зачастую испытывает серьезные трудности в овладении простейшими действиями, в том числе бытовыми.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мой
друг – компьютер» (далее – программа) разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и является начальным этапом в обучении

компьютерной грамотности.
Направленность программы – техническая.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций: Программа разработана на основе следующих
нормативных документов и методических рекомендаций:
 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
 Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № ВК- 641/09);
 Требований к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014).
Программа разработана на основе программ: «Основы компьютерной
грамотности», автор Ю.Ю. Гребенникова (г. Белгород, 2015 г.); дополнительной общеразвивающей программы «Основы компьютерной грамотности», автор Я.А. Тарасевич (пст. Аджером, 2014 г.); дополнительной общеразвивающей программы «Основы компьютерной грамотности», автор В.В. Гераскин
(г. Волхов, 2014 г.).
Отличительные особенности программы от вышеперечисленных обусловлены созданием специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с умственной отсталостью с
учетом особых образовательных потребностей данной категории детей. Программный материал максимально упрощен. Изменена целевая установка программы.
Актуальность программы. Целенаправленное обучение компьютерной
грамотности детей с нарушением интеллекта будет способствовать более успешной их адаптации в условиях современного информационного общества.

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: единой с общеобразовательной школой –
научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, а также
собственной – использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.
Занятия в системе дополнительного образования с использованием персонального компьютера стимулируют познавательную активность детей с умственной отсталостью, способствуют освоению такого современного и важного инструмента как персональный компьютер. Развитие этих навыков с детского возраста поможет в дальнейшей социализации учащихся в условиях информационного общества.
Дополнительная общеобразовательная программа предполагает знакомство с программами Microsoft Word, Paint, Power Point, с операционной системой, общими правилами пользования и безопасностью в сети Интернет, электронной почтой и т.п.
Анализ детского и родительского спроса показал, что программа отвечает
потребностям и запросам потребителей услуг.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия на компьютере способствуют развитию информационнокоммуникационной компетенции воспитанников, что способствует их социокультурной адаптации. Компьютерные технологии способствуют формированию самостоятельности и инициативы у детей с умственной отсталостью, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития.
Компьютерные технологии целостно воздействуют на психическую сферу ребенка, что приводит к активизации его познавательной активности, гармонизации личностных и поведенческих проявлений.
Все это в конечном итоге помогает воспитанникам более осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Программа построена на следующих основных принципах развивающего обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности обучения, доступности, индивидуализации, связи с жизнью.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 11 до 17
лет.
Срок реализации программы составляет 2 года с общим объемом 144
часа.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями составляет
10 минут.
Форма обучения: очная
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится с применением технологий дистанционного обучения согласно учебно-тематическому плану программы в соответствии с Положением о дистанционном обучении, утвержденным приказом директора МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:

Цель: социокультурная интеграция воспитанников с умственной отсталостью в информационное общество, овладение практическими навыками использования компьютера.
Предметные:
- сформировать первоначальные представления, основы теоретических
знаний в области компьютерной грамотности;
- овладеть практическими навыками в области компьютерной грамотности;
- научить основным правилам информационной безопасности;
- овладение правилами техники безопасности при работе с компьютером.
Метапредметные:
- сформировать коммуникативные навыки, научить вступать в коммуникацию, быть понятым и взаимодействовать в сотворчестве с педагогом или
сверстниками;
- формировать умение выстраивать оптимальную последовательность
действий для достижения результата;
- развивать у воспитанников творческие способности.
Личностные:
- воспитывать трудолюбие и аккуратность;
самостоятельность, ответственность, активность и др.);
- развивать у воспитанников индивидуальные творческие способности в
процессе освоения компьютерной грамотности.
Коррекционные:
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический
строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
- содействовать развитию моторики руки, зрительной памяти, глазомера.

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Наименование темы (раздела)
1
Введение в образовательную
программу
2
Работа с операционной системой Microsoft Windows
2.1. Что умеет делать компьютер?

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1
2

Формы аттестации (контроля)

6

12

18

1

2

3

Практическая работа, опрос, наблюдение

1

2

3

Практическая работа, опрос, наблюдение

1

2

3

Практическая работа, викторина, наблюдение

1

2

3

Практическая работа, наблюдение

1

2

3

Практическая работа, опрос, наблюдение

1

2

3

Практическая работа, викторина, наблюдение

14

36

50

3.1. Ввод текста.

3

7

10

Практическая работа, викторина, наблюдение
Практическая работа, наблюдение

3.2. Подготовка текстовых документов.
Редактирование текста.

3

7

10

Практическая работа, викторина, наблюдение

3.3. Основные объекты текстового
документа.
Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.

4

10

14

Практическая работа, наблюдение

Запуск программы.
Управление компьютером с
помощью меню.
2.2. Из чего состоит компьютер?

2.3. Что такое информация?
Виды информации.
Способы передачи и получения информации
2.4. Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.
Мышь и её назначение.
2.5. Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие
ручки»
Группа алфавитно-цифровых
клавиш. Группа функциональных клавиш.
Клавиши управления курсором.
2.6. Рабочий стол. Папка. Ярлык.
Корзина. Назначение и свойства
3

Изучение программного
обеспечения Microsoft Word

3.4. Этапы подготовки документа
на компьютере.
Создание таблиц.
Форматирование таблиц.
Вставка готового рисунка.
Объекты WordArt
4
Итоговое занятие
Итого:

4

12

16

Практическая работа, викторина, наблюдение

1

1

2

Викторина, игра

22

50

72

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1. Введение в образовательную программу.
Теория. Правила техники безопасности и поведения при работе за компьютером.
Практика. Экскурсия по ДЮЦ "Каскад". Презентация «Техника безопасности».
2. Работа с операционной системой Microsoft Windows.
2.1. Что умеет делать компьютер? Запуск программы. Управление
компьютером с помощью меню.
Теория. Изучение компонентов компьютера. «Рабочий стол». Изучение
файлов, папок, ярлыков.
Практика. Практическая работа «Как работает компьютер», практическая работа «Рабочий стол», практическая работа «Вид окна».
2.2. Из чего состоит компьютер?
Теория. История возникновения персонального компьютера. «Компьютер, его история, роль в жизни человека».
Практика. Практическая работа «Знакомство с компьютером».
2.3. Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и
получения информации
Теория. Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение.
Практика. Практическая работа «Устройства компьютера».
2.4. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Мышь и её
назначение.
Теория. Что такое мышь. Левая и правая клавиши. Дополнительные клавиши. Мышь - разновидности.
Практика. Практическая работа «Движение мышью», Практическая работа «Мышки разные бывают», Практическая работа «Раскраска».
2.5. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки». Группа алфавитно-цифровых клавиш. Группа функциональных клавиш. Клавиши управления курсором.

Теория. Что такое клавиатура. Разновидности клавиатур. Группы клавиш
и их назначение. Вспомогательные клавиши Windows. Приемы работы с текстом. Дополнительная цифровая клавиатура. Алфавитно-цифровые клавиши.
Положение рук.
Практика. Практическая работа «Основные клавиши». Практическая работа «Дополнительные клавиши на русском и английском языке». Упражнения из серии «Ловкие ручки»: «Положение рук. Привязка клавиш к пальцам»,
«Тренировка набора символов», «Набор символов правой и левой
кой», «Набор символов обеими руками».
2.6. Рабочий стол. Папка. Ярлык. Корзина. Назначение и свойства
Теория. Свойства и назначение папок (их разновидности), ярлык (назначение), корзина (назначение).
Практика. Практическая работа «Рабочий стол-2».
3. Изучение программного обеспечения Microsoft Word
3.1. Ввод текста.
Теория. Изучение интерфейса Microsoft Word. Открыть. Закрыть. Сохранить.
Практика. Практические работы: «Моя анкета», «Диктант», «Отдели
предложения», «Вставь пропущенные слова».
3.2. Подготовка текстовых документов. Редактирование текста.
Теория. Главная панель. Панель "Вставка". Панель "Разметка страницы".
Изучение взаимосвязи букв и цифр и клавиши Shift.
Практика. Практическая работа «Ввод текста» Практическая работа
«Компьютерный кроссворд». Практическая работа «Освобождение Колобка».
Практическая работа «Блок клавиш управления курсором».
3.3. Основные объекты текстового документа. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.
Теория. Панель "Конструктор". Панель "Макет". Приемы работы с текстом.
Практика. Практическая работа «Редактирование текста, фигур, таблиц
по своему вкусу». Практическая работа кроссворд «Солнышко». Создание анкеты для друзей. Практическая работа «Муравьи».
3.4. Этапы подготовки документа на компьютере. Создание таблиц.
Форматирование таблиц. Вставка готового рисунка. Объекты WordArt
Теория. Разметка таблицы. Оформление таблицы. Цвет букв, фон. Презентация «Подготовка документа к печати».
Практика. Практическая работа «Картинка №1». Практическая работа
«Мой объёмный мир». Практическая работа «Разработка своей визитки».
Практическая работа «Цветной коллаж из векторных клипартов». Практическая работа «То, что я умею». Практическая работа «Картинка №2».

4. Итоговое занятие. Викторина, игра.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Тема

Количество часов

Вводное занятие

Теория
1

Практика Всего
1
2

Изучение программного
обеспечения Paint
2.1. Знакомство с графической
программой Paint

7

17

24

1

1

2

Практическая работа, викторина, наблюдение

2.2. Знакомство с инструментами
графического редактора Paint.

4

10

14

2.3. Конструирование объёмных
фигур.

2

6

8

Практическая работа, викторина, наблюдение
Практическая работа, наблюдение

Знакомство с интерфейсом
MS PowerPoint.
и
настройка
3.1. Запуск
приложения PowerPoint.
Назначение
панелей
инструментов.
3.2. Конструктор слайдов. Вставка
рисунка, анимации, звука,
видео.
Демонстрация
презентации.
3.3. Создание презентации.

10

25

35

4

5

9

Практическая работа, наблюдение

4

9

13

Практическая работа, викторина, наблюдение

2

11

13

Практическая работа, викторина, наблюдение

3

6

9

4.1. Как правильно пользоваться
Интернетом

2

3

5

4.2. Электронная почта

1

3

4

Итоговое занятие

1

1

2

50

72

1
2

3

4

5

Интернет - глобальная сеть

Итого: 22

Формы аттестации (контроля)

Практическая работа, наблюдение,
опрос
Практическая работа, опрос, наблюдение
Викторина, игра

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
1. Введение в образовательную программу.
Теория. Правила техники безопасности и поведения при работе за компьютером.
Практика. Презентация «Техника безопасности».
2. Изучение программного обеспечения Paint.
2.1. Знакомство с графической программой Paint
Теория. Создание графических файлов, сохранение, открытие, перемещение, удаление файлов.
Практика. Практическая работа «Создай и сохрани меня». Практическая
работа «Ваза с цветами».
2.2. Знакомство с инструментами графического редактора Paint.
Теория. Инструменты: история отмена, выбор цвета, размера кистей,
градиент, палитра, выбор шрифтов; инструменты рисования: карандаш, кисть,
ластик, аэрограф, перо; инструменты цвета; заливка цветом или шаблоном.
Практика. Рисование геометрических фигур. Практическая работа «Моя
комната». Практическая работа «Робот». Практическая работа «Сын робота».
Практическая работа «Весенний пейзаж».
2.3. Конструирование объёмных фигур.
Теория. Инструменты выделения: Умные ножницы, Контуры. Выделение
произвольных областей. Работа с выделенными областями. Создание открыток, композиций на заданную тему. Техника коллаж, примеры применения.
Практика. Создание графических изображений в коллаж разных жанрах.
Рисование объемных фигур. Практическая работа «Сложная раскраска».
Практическая работа «Новогодняя открытка».
3. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint.
3.1. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Теория. Знакомство с программой Power Point. Этапы создания слайдов
презентации. Изменение настроек слайдов. Объекты, из которых состоит презентация. Технология работы с каждым объектом презентации.
Практика. Практическая работа «Расстановка по значимости панелей
инструментов». Практическая работа «Создание слайдов».
3.2. Конструктор слайдов. Вставка рисунка, анимации, звука, видео.
Демонстрация презентации.
Теория. Создание анимации текста, изображения. Настройка анимацию
клипа. Вставка в презентацию звук и видео клип. Показ презентаций. Художественное оформление слайдов. Функция «Показ слайдов».
Практика. Практическая работа «Мой стиль в презентации». Практическая работа «Презентация на свободную тему».

3.3. Создание презентации.
Теория. Повторение всех теоретических основ по созданию презентации
Практика. Презентация «Азбука природы». Презентация «Моя семья».
4. Интернет - глобальная сеть
4.1. Как правильно пользоваться Интернетом
Теория. Правила безопасного путешествия в Интернете, компьютерные
вирусы, настройки браузера, приемы поиска изображений. Правила работы в
сети Интернет. Поисковые системы Yandex, Google. Поиск изображений, необходимых для воплощения творческого замысла, использование изображений для создания собственных композиций.
Практика. Практическая работа на умение пользоваться информационно-телекоммуникационной сетью Интернет. Практическая работа «Найди и
сохрани».
4.2. Электронная почта
Теория. Правила ввода личных данных в Интернет.
Практика. Практическая работа «Создание личной электронной почты».
5. Итоговое занятие. Викторина, игра.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые предметные результаты освоения программы (1 год обучения)
будут знать:
- общую информацию о составе ПК;
- правила включения и выключения ПК, завершения работы;
- понятия: рабочий стол, окно, значок, папка, меню, панель управления;
- программу Microsoft Word
- команды: Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать;
- о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
- использование принтера, сканера и т.д.
- назначение клавиш на клавиатуре
будут уметь:
- работать с наглядно представленными на экране информационными
объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- работать с программой: запуск программы, переименование программы,
удаление программы, копирование программы, сохранение программы, выход
из программы,
- анализировать, сравнивать, обобщать информацию,
- осуществлять действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
- работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать);
- выполнять простейшие операции по обслуживанию компьютера;
Ожидаемые предметные результаты освоения программы (2 год обучения)
будут знать:
- назначение и функциональные возможности приложения Paint
- назначение и функциональные возможности приложения Power Point;
- технологию работы в приложении Pаint;
- технологию работы в приложении Power Point;
- объекты и инструменты приложения Pаint;
- объекты и инструменты приложения Power Point;
- основные объекты презентации;
- назначение и виды шаблонов для презентации;
- основные элементы управления презентацией;
- этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.
- технологию работы с каждым объектом презентации;
будут уметь:
- работать в графическом редакторе;
- создавать собственные рисунки;

- редактировать их и сохранять изображение;
- создавать анимационные презентации в программе Power Point;
- создавать и оформлять слайды;
- изменять настройки слайда;
- располагать на слайде текст и графику;
- использовать различные режимы отображения слайдов;
- применять различное оформление слайдов;
- удалять, перемещать и копировать слайды;
- выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов;
- вставлять в презентацию звук и видеоклип;
- отбирать необходимую информацию для выбранной темы презентации;
- создавать презентацию на заданную тему;
- выполнять поисковые моменты в сети Интернет;
- сохранять и копировать изображения в сети Интернет;
- скачивать нужный материал в необходимом формате;
- выполнять поисковые моменты в Интернет и работать с электронной
почтой.
Метапредметные и личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- готовность обучающегося целенаправленно использовать знания и умения в повседневной жизни;
- способность охарактеризовать собственные знания по компьютерной
грамотности, формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут
быть им успешно решены;
- знание основных правил общения, умение их применять;
- знание правил поведения на занятии, умение их применять;
- умение осознанно осуществлять пробное учебное действие;
- умение формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы («отсутствие у меня определенных знаний, умений»);
- умение формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из
содержания выявленных проблем;
- умение самостоятельно проверять свою работу по образцу;
- умение проявлять самоконтроль на занятиях;
- знание правил культурного выражения своих эмоций в работе, опыт их
применения (выражения эмоций).

2
3
4
5
6
7
8

4
4

4

4

4
4
4
4
25

28.12 – 01.01
04.01 – 08.01

12
13
14
15
16
17
18
19

4
4
4
4
4
4
4
4

Ведение занятий по расписанию
24.05– 28.05
31.05 -04.06
07.06 -11.06
14.06 -18.06
21.06 – 25.06
28.06 -02.07
05.07 – 09.07
12.07– 16.07
19.07 – 23.07
26.07 -30.07
02.08– 06.08
09.08 -13.08
16.08 - 20.08
23.08 - 27.08

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
4
4
4

Каникулярный период, праздничные дни
17.05 – 21.05

апрель

10.05- 14.05

03.05 – 07.05

26.04 - 30.04

19.04 – 23.04

12.04– 16.04

март

05.04 – 09.04

29.03 – 02.04

22.03 – 26.03

15.03 – 19 .03

февраль

08.03 - 12.03

01.03 - 05.03

22.02 - 26.02

15.02 -19.02

январь

08.02 -12.02

01.02 – 05.02

25.01 -29.01

18.01 – 22.01
21

11.01– 15.01

декабрь

20

14.12 – 18 .12

ноябрь

07.12 - 11.12

30.11- 04.12

23.11 – 27.11

16.11 – 20.11

09.11 - 13.11

октябрь
май
июнь
июль
август
Все
гоуче
бн.
нед
.
/ча
с

119

21.12 – 25.09

11

4
02.11 – 06.11

26.10 - 30.10

9

19.10 – 23.10

12.10 – 16.10

05.10 – 09.10

28.09 – 01.10

21.09 – 25.09

14.09 – 18 .09

07.09 - 11.09

31.08 - 04.09

Недели

сентябрь

10

обучениобучения
Группа №1

1

1 год обучения

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.1. Календарный учебный график
Адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
«Мой друг - компьютер» 1 год обучения
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 28 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
Всего
часов
по
програм
ме

36/
144

2.2. Условия реализации программы
Специальные условия. В МАУ ДО «Детско-юношеский Центр «Каскад» для
детей с ОВЗ и детей с инвалидностью созданы специальные образовательные условия. Образовательной организацией обеспечено создание безбарьерной архитектурной среды, доступного образовательного пространства, включающего:
обеспечение доступа на территорию организации, обеспечение доступа в здание
(учебный кабинет), организацию рабочего места для учащихся, что позволяет детям с ОВЗ и/или инвалидностью получить доступ к качественному образованию.
Наряду с этим, в образовательной организации созданы следующие специальные условия обучения для детей с умственной отсталостью:
1) разработана адаптированная дополнительная общеразвивающая программа;
2) в образовательном процессе используются соответствующие методы обучения и воспитания;
3) применяется оборудование и специальные технические средства, дидактические материалы и учебные пособия, способствующие детям с ОВЗ и/или инвалидностью в усвоении программного материала.
При осуществлении образовательного процесса, педагог использует следующие ключевые позиции:
❖использование для обучения преимущественно игровой формы;
❖обучение на предметно-действенной основе;
❖ максимальное упрощение материала и его представление материала в
виде детальных элементов;
❖ обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование
различных модальностей для удержания внимания детей;
❖ постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от
подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной
инструкции;
❖многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий
и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;
❖эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации
успеха при выполнении заданий;
❖подключение тьютора (помощника) при необходимости.
Организационно-педагогические условия: образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, адаптированной дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Для всех участников образовательного процесса обеспечен доступ к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от
интересов детей и уровня их подготовки. Является допустимым, что в ходе
учебного процесса потребуется сократить материал по одной теме плана,
увеличить по другой, изменить его последовательность. Подобные изменения (их
можно вносить на протяжении всего года) закономерны.
Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содер-

жанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель соответствуют возрасту обучающихся.
Перечень оборудования учебного кабинета:
- столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий, учебных материалов, компьютер.
- методическое сопровождение для педагога.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
- подключениие к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- наличие пакета программ Microsoft Office;
- профессиональная и дополнительная литература для педагога, учащихся,
родителей;
Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер цветной,
сканер, колонки.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, имеющий знания в области информационных технологий. Также иметь соответствующую переподготовку, необходимую для работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями
здоровья.

2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов, учащихся на протяжении всего
процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация проводится после прохождения каждой темы, раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме: наблюдение,
практических заданий, опросов, викторины. Результаты фиксируются в оценочном листе и в таблицы (приложения).
Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого учебного полугодия (декабрь, май) с целью мониторинга знаний, умений, полученных учащимися.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе в конце учебного года и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения.
Форма аттестации: Выставка, викторина. Результаты фиксируются в оценочном
листе.
Метапредметные и личностные результаты обучающихся измеряются в
конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия
учащихся в конкурсах, выставках.
Диагностика результатов обучения (сравнение достижений воспитанника
до начала, в процессе и после окончания обучения) осуществляется методами:
- наблюдения, оценки степеней активности и заинтересованности на занятии;
- беседы с воспитанниками и родителями;
- анкетирования;
- тестирования;
- выполнения зачетных заданий по разделам программы;
- анализа творческих и исследовательских работ воспитанника;
- выполнения самостоятельных и практических заданий;
- дидактических игр (сюжетно-ролевых и др.).
Обучение по программе направлено на создание условий для самореализации, самоопределения, саморазвития, самоактуализации личности, поэтому
оценка достижений учащегося используется преимущественно для положительной мотивации к изучению материалов и как инструмента своевременной коррекции работы педагога, в том числе для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов.

2.4. Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя
группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
№ п/п

1

Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные

2
3
4

5

Личностные

6
7

Предметные
8

Диагностический инструментарий

Демонстрирует мелкую моторику, глазомер.
Демонстрирует образное и пространственное мышление.
Проявляет творческие способности.
Умеет выстраивать оптимальную технологическую последовательность для достижения
результата.
Проявляет выдержку, трудолюбие.
Демонстрирует
аккуратность
организованность
Проявляет умение продуктивно
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Наблюдение

Владение теоретическими знаниями
Владение понятиями и терминами
Практические навыки и умения.

Викторина, игра

9
Владение специальным оборудованием.
Степень самостоятельности в
изготовлении модели по образцу.

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Викторина, игра
Наблюдение,
практические задания
Анализ
выполненных заданий
Наблюдение

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

2.5. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный.
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия, учебная
познавательная игра.
Программа реализуется на основе современных педагогических технологий
обучения:
- личностно-ориентированных (авт. Е.С. Полат, И.С. Якиманская);
- интегрировано-модульных (авт. В.А. Горский, П.Я. Гальперин);
- игровых (авт. М.В. Кларин);
- дифференцированного обучения (авт. И.Унт).

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Берлинер, Э.М., Глазырина, И.Б., Глазырин, Б.Э. Office XP. Самоучитель. –
М.: Бином-Пресс, 2003.
2. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и
технологии)
3. Глебко А. «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
4. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения.— Минск, ООО Попурри, 1997
5. Галкин Н.Н. Социокультурная реабилитация
6. Денисов А. Интернет: самоучитель.- СПб.: Питер, 2000.
7. Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office
PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
8. 3алогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс.- М.- Бином. Лаборатория знаний, 2007
9. Информатика. Дидактические материалы для организации тематического
контроля по информатике в начальной школе. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004
10.Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
11.Леонова М.А. Компьютер для детей. – М.: АСТ-Пресс, 2003.
12.Левин А.Ш. Самоучитель полезных программ. - Спб.: Питер, 2004
13.Лазарев Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес
Букс», 2009.
14.Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. –
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
15.Макарова Н.В, Акимов В. Б., Петухова ЕВ. Смирнова О.Н Информатика: 1011 кл. - СПб.: Питер, 2000.
16.Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М.: Просвещение.
Учебная литература, 1997.
17.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМАПРЕСС,2003.
18.Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в
развитии педагогических технологий».
19.Окопелов О.П. «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
20.Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в
образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт, 1992.
21.Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного
учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005.
22.Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с
ДЦП
23.Симонович С.В. Информатика: Базовый курс.– СПб.: Питер, 2003.
22

24.Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое
пособие для учителей 1-4 классов. – СПб.: 2002
25.Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.: Учебник для
10-11 кл. - М.: Лаборатория базовых знаний 2003.
26.Шалин П. Энциклопедия Windows XP. – СПб.: Питер, 2003.
27.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата
28.Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в
PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
Литература для обучающихся и родителей
1. Берлинер, Э.М., Глазырина, И.Б., Глазырин, Б.Э. Office XP. Самоучитель. –
М.: Бином-Пресс, 2003.
2. Глебко А. «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
3. Гурский Ю.А., Жвалевский А.В. Photoshop CS2/ Библиотека пользователя. –
СПб.: Питер, 2006.
4. Денисов А. Интернет: самоучитель.- СПб.: Питер, 2000.
5. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
6. Леонова М.А. Компьютер для детей. – М.: АСТ-Пресс, 2003.
7. Левин А.Ш. Самоучитель полезных программ. - Спб.: Питер, 2004
8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. –
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
9. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М.: Просвещение.
Учебная литература, 1997.
10.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМАПРЕСС,2003.
11.Симонович С.В. Информатика: Базовый курс.– СПб.: Питер, 2003.
12.Шалин П. Энциклопедия Windows XP. – СПб.: Питер, 2003.
13.Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в
PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
14.http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoram
as-m-2 Виртуальный музей эрмитажа
15.http://quicksave.su/motor-skills-development-games игры для развития мелкой
моторики

23


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».