Дополнительная общеразвивающая программа "Школа музейного экскурсовода"

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
Название программы

«Школа музейного экскурсовода»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный
Социально-педагогическая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

1 год

Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

13-17 лет
2021 год
Воспитание у детей и подростков нравственнопатриотических чувств посредством военноисторической музейной деятельности,
содействие в освоении профессионального
мастерства в сфере гуманитарных дисциплин,
оказание педагогической поддержки в
социальном самоопределении.
Программа «Школа музейного экскурсовода»
знакомит детей с музейным пространством,
прививает любовь к школе, родному краю, к
Родине. Кроме того, программа призвана
научить обучающегося трудиться, кропотливо
подбирая материалы для будущей экскурсии,
нести ответственность за результаты своего
труда. Освоение программы даёт возможность
попробовать свои силы в разных видах научной,
технической, журналистской и общественной
деятельности. Выполнение разных ролевых
функций (экскурсовод, исследователь,
оформитель экспозиции, публицист,
пропагандист) обогащает жизненный опыт
детей, приучает к ответственности и
дисциплине, формирует навыки лидерства,
готовит ребёнка к активной жизни в
гражданском обществе.

Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка

4

1.2. Цель и задачи программы

8

1.3. Содержание программы

10

1.4.Планируемые результаты

27

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»
2.1. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный
год Диагностические материалы

31

2. 2. Условия реализации программы

32

2.3.Формы контроля

34

2.4. Оценочные материалы

36

2.5. Методические материалы

49

Список литературы

52

Приложение

53

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Школа музейного экскурсовода» создана для того, чтобы
обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения,
познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе,
родному краю, к Родине. Данная программа предполагает обучение
учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают
широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им
музейной культуры. Кроме того, школа музейного экскурсовода призвана
научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для
будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего
труда. Музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах
научной, технической, журналистской и общественной деятельности.
Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод, исследователь,
оформитель экспозиции, публицист, пропагандист) обогащает жизненный
опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки
лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли музейной
педагогики как средства усиления внимания к истории родного края в
процессе
гражданского
образования
школьников.
Экскурсионнопросветительская деятельность играет большую роль в становлении и
развитии патриотического видения мира детей и подростков, позволяет
закрепить и углубить имеющиеся знания и преобразовать их в
соответствующие убеждения.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, необходимо прикоснуться к эпохе, «потрогать её руками» и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование
личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и
экономических условиях, но и активно влиять на существующую
действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть
сформирована только, если она знает свои истоки, историю, художественную
литературу и культуру.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что содержание программы «Школа музейного экскурсовода» позволит:
- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев,
типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы
в России;

- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить
практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к созидательной деятельности.
Программа будет способствовать расширению кругозора школьников и
социализации личности.
Программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г.
№1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г.,
регистрационный № 19644 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»);
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации т осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. и доп. от
30.09.2020г.).
В основу разработки документа легли следующие образовательные
программы:
- дополнительная общеразвивающая программа «Школа экскурсовода»,
О.В. Кешку, г. Нижневартовск, 2020г.;
- дополнительная общеразвивающая программа «Наследники Победы»,
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», Т.С.Ковина, 2020г. г. Березники.
Основные отличия программы «Школа музейного экскурсовода»
заключается в следующем:
- в данной программе изучение образовательных дисциплин происходит
параллельно и комплексно;
- программа предусматривает организацию и проведение выездных
занятий, организацию массовых культурных мероприятий познавательной и
развлекательной направленности, встречи с интересными людьми,
ветеранами, участие в поисковой и волонтерской деятельности;
- программа позволяет обучающемуся активно включаться в
исследовательскую,
проектную,
музейно-поисковую
деятельность
независимо от наличия или отсутствия каких-либо знаний или опыта.
Новизна программы:
- в программу внедрена диагностика изучения формирования
гражданственности обучающихся;
- в содержание программы в рамках темы учебного плана «Современные
музейные технологии» включен материал, направленный на расширение
навыков работы в области информационных, компьютерных и музейных
технологий;
- в содержание программы включены занятия по знакомству с
художественными произведениями литературы о Великой Отечественной
войне как аргументом в отстаивании исторической правды; в работе с

обучающимися используются практические занятия по созданию
литературных произведений в лирических и прозаических жанрах;
- занятия по освоению музейного дела проходят на площадке
действующего в учреждении музея 10 гвардейского уральско-львовского
краснознаменного орденов Суворова и Кутузова добровольческого танкового
корпуса;
- в рамках выстраивания модели сетевого взаимодействия программой
запланировано освоение учебного материала с использованием ресурсов
таких организаций как: Поисковое движение России (поисковый отряд
«Феникс»), музей 10 гвардейского Уральско-Львовского краснознаменного
орденов Суворова и Кутузова добровольческого танкового корпуса (МАУ
ДО ДЮЦ «Каскад»), Березниковский историко-художественный музей им.
И.Ф.Коновалова», Отдел военного комиссариата Пермского края по г.
Березники, местное и региональное отделение местное отделение ВВПОД
«ЮНАРМИЯ», общественное объединение «Союз ветеранов боевых
действий».
Принципы построения программы:
- принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного
эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к
новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения,
разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- принцип интеграции и дифференциации обучения;
- принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий
принцип).
Адресат программы
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного
возраста от 13 до 17 лет. При построении образовательно-воспитательного
процесса необходимо учитывать психологические характеристики детей всех
представленных возрастных категорий, уровни их развития и потребности.
У подростков 13-15-ти лет происходит переход от детства к взрослости.
В этом возрасте обучающиеся ощущают свою принадлежность и
причастность к определенной социальной группе. Они уже не просто
подражают в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю,
традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества,
которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий
эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные,
интеллектуальные и патриотические чувства.
В возрасте 16-17 лет у подростков возникают глубокие, действенные,
устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и
дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные
сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания,

памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются
неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью
характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых
качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей
возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их
жизненном пути.
Срок реализации программы.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и
рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы: 144 часа.
Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения. Обучение осуществляется в очной форме. Также
используются элементы дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и
предлагает их как предмет специального изучения. В процессе освоения
учебной программы, обучающиеся познакомятся с основными понятиями
музееведения, получат навыки экскурсионной работы и составления
экспозиций.
Также программа предусматривает обучение основам ораторского и
журналистского мастерства, азам написания литературных произведений.
Содержание программы предполагает участие воспитанников в волонтерской
деятельности, социальном проектировании, исследовательской и поисковой
деятельности, участие в конкурсных мероприятиях.
Большим преимуществом в освоении учебного материала является
возможность проведения занятий в стенах музея 10-го добровольческого
танкового корпуса, организованного в учреждении. Обращение к музейным
экспозициям
позволяет
придать
образовательной
деятельности
эмоциональную окрашенность, ощутить сопричастность к подлинному
прошлому, к подвигам соотечественников-березниковцев. Работа с музейным
фондом, деятельность по изучению экспонатов, позволяет приобрести
практический опыт научно-исследовательской деятельности, учит работать с
научно-вспомогательным
материалом.
Музей
позволяет
воочию
познакомиться с такими видами работ как создание выставочной экспозиции,
разработка экскурсионной программы и проведение музейной экскурсии.
Содержание
данной
программы
предполагает
возможность
использования межпредметных связей с учебными дисциплинами
образовательных школ. В первую очередь это касается содержания таких

предметов, как история, литература, география. Значительная часть
содержания данной программы базируется на полученных обучающимися
знаниях, умениях и навыках по данным предметам в среднем
образовательном учреждении, а также расширяет и укрепляет их.
Кроме традиционных учебных часов программой предполагается
проведение встреч обучающихся с «детьми концлагерей», ветеранами боевых
действий в Афганистане и Чечне, то есть с удивительными людьми, которых
по праву можно считать «вершителями истории отечества».
Программа имеет большой воспитательный потенциал. Результаты
внеурочной деятельности «Школа музейного экскурсовода» распределяются
по трём уровням. На начальном уровне обучающиеся овладевают способами
самопознания, рефлексии; усваивают представления о самопрезентации в
различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной
жизни и быта; практикуют способы исследования нюансов поведения
человека в различных ситуациях, узнают об инструментах воздействия,
понимания партнёра.
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта
самостоятельного общественного действия — включает освоение способов
решения задач по привлечению организационного и идеологического
потенциала для утверждения значимых для данной личности определяющих
гуманистических ценностей. Здесь особое значение имеет взаимодействие
учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой
общественной среде.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, коллективная.
По доминирующим образовательным целям выделяются:
- вводное занятие;
- занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и умений;
- занятие по углублению знаний;
- систематизация и обобщение знаний;
- итоговое занятие;
- практическое занятие;
- комбинированные формы занятий.
По особенности передачи учебного материала используются:
- экскурсия, онлайн-экскурсия, музейный урок;
- лекция;
- научные чтения (конференции, сессии, заседания);
- конкурс (олимпиада, викторина);
- встреча с интересным человеком;
- мастер-класс;

- концерт (литературный вечер, театрализованное представление,
киносеанс):
- видео-урок, видеотрансляция, просмотр видеофильма, экскурсионной
программы;
- квест, музейный праздник, историческая игра;
- исследовательская работа, работа с музейным фондом;
- проект.
1.2. Цели и задачи
Цель: воспитание у детей и подростков нравственно-патриотических
чувств посредством военно-исторической музейной деятельности,
содействие в освоении профессионального мастерства в сфере гуманитарных
дисциплин,
оказание
педагогической
поддержки
в
социальном
самоопределении.
Предметные задачи:
- знакомить с профессией экскурсовода, технологией подготовки и
ведения экскурсий;
- учить основам проектирования, создания и оформления выставок и
экспозиций;
- знакомить с литературными произведениями о Великой Отечественной
войне;
- знакомить с основами журналистского дела, получить опыт создания
литературных произведений в лирических и прозаических жанрах;
- знакомить с современными технологиями музейного дела, с музеями
города;
- изучать военную историю края, историю и боевой путь 10 Уральского
добровольческого танкового корпуса.
Метапредметные задачи:
- развивать способности к научно-исследовательской деятельности;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать навыки ораторского искусства, литературные способности;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать навыки самостоятельно приобретать знания и использовать
их в практической деятельности;
- формировать опыт совместного творчества.
Личностные задачи:
- воспитывать нравственные идеалы патриотизма и гражданственности;
- формировать чувство ответственности за сохранение исторической
памяти, наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- воспитание усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и
труду окружающихся, стремление к достижению поставленной цели.

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование разделов и тем

Всего
кол-во
часов

Теория

Практика

Форма аттестации,
контроля

1

Введение

2

2

–

2

2

2

–

4

2

2

Защита рефератов.

4

2

2

4

2

2

Сообщение, статья,
публикация
Опись предметов
музейной коллекции.

4

2

2

Самостоятельная работа

4

2

2

Заполнение таблицы

4

2

2

9

Музей как институт
социальной памяти
Музейный предмет и
способы его изучения
Проведение научных
исследований
Фонды военноисторического музея.
Определение понятия,
основные направления
фондовой работы
Правила оформления текстов
для музейной экспозиции
Составление тематикоэкспозиционного плана
Экспозиция военноисторического музея
Работа с аудиторией

Самооценка обучающихся
своих знаний
Тестирование

14

8

6

10

Историческое краеведение

28

24

4

11

Литература о Великой
Отечественной войне как
аргумент в отстаивании
исторической правды
Моя семья и родной край

30

28

2

Защита проекта
экспозиции
Демонстрационная:
организация выставки.
Практическая работа в
роли экскурсовода
Разработка тематических
экскурсионных
маршрутов
Литературный конкурс

4

2

2

К спорам о современном
понимании истории
советского периода
История и боевой путь 10
Уральского
добровольческого танкового
корпуса
Современные музейные
технологи.
Подведение итогов

16

12

4

16

12

4

Исследовательская работа.
Разработка экскурсия.

4

2

2

Практикум

4

–

4

Защита научноисследовательских работ

144

104

40

3
4
5

6
7
8

12

13

14

15
16

ВСЕГО:

Онлайн-выставка
«Истории любви в
истории Победы»
Дебаты, викторина.

Содержание программы
1. Введение
Теория:
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы.
Формы участия в движении. Военно-исторический музей как
организационно-методический центр движения в культурном пространстве
города. Планирование участия учащихся в местных, региональных и
всероссийских краеведческих программах.
2. Музей как институт социальной памяти
Теория:
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения.
Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев.
3. Музейный предмет и способы его изучения
Теория:
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения –
экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии
ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет.
Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда»
как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца.
Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи
историко-краеведческих
наблюдений.
Фиксирование
исторических событий, точность и историческая достоверность записей
воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.
Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практика: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками;
каталогами.
4. Проведение научных исследований
Теория:
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и
основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками
материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и
архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических
дисциплин – геральдика, нумизматика и др.
Практика:
Исследование истории музейного экспоната. Обоснование исторической
ценности музейного артефакта. Создание статьи, публикации на тему
«История одного предмета».
5. Фонды военно-исторического музея. Определение понятия,
основные направления фондовой работы

Теория:
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд –
единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный,
интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные
направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила
оформления текстов для музейной экспозиции
Практика:
Работа с музейным фондом, систематизация и сортировка музейных
предметов в коллекции по различным параметрам. Практические
занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
6. Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Теория:
Тексты в экспозиции – совокупность заголовков к разделам и темам
экспозиции, аннотаций, этикеток, указателей, т.е. всех надписей. Функции
текстовых обозначений (характеризующая, информационная, научная,
служебная).
Подразделение текстов
в
экспозиции:
заглавные,
ведущие,
пояснительные, этикетаж, указатели. Заглавный текст – помогает посетителю
ориентироваться в экспозиции (содержат названия залов, тематических
разделов, экспозиционных комплексов). Ведущий текст – выражает
основную идею экспозиции в целом, отдельных разделов, тем, залов,
комплексов. Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, комплексу или
отдельному экспонату. Пояснительные тексты дают информацию, лежащую
за пределами восприятия экспонатов зрителем.
Этикетка – текст-аннотация к отдельному предмету, содержащий
атрибутивные данные о предмете: название, авторство или происхождение,
материал, размер, способ и время изготовления, наличие у предмета
мемориального значения, сведения о том, что демонстрируется – подлинник
или копия. Все этикетки образуют этикетаж – совокупность всех этикеток в
экспозиции.
Практика:
Составление и оформление этикетажа к отдельным предметам выставки.
7. Составление тематико-экспозиционного плана
Теория:
Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – документ, отражающий состав
экспозиционных материалов, их группировку для создания экспозиции. ТЭП
включает наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов;
ведущие тексты, аннотации; перечень экспонатов с указанием необходимых
атрибуционных данных, мест хранения и их шифра. Тематикоэкспозиционный план составляется перед созданием экспозиции, когда
собрано достаточное количество экспонатов, определен профиль и жанр
школьного музея. Он определяет группировку экспонатов в отдельные
экспозиционные комплексы для раскрытия темы. При составлении тематико-

экспозиционного плана нужно продумать размещение разделов и маршруты
будущих экскурсий.
Объемные, вещественные экспонаты, ведущий экспонат, плоскостные
экспонаты (печатные, письменные документы, плакаты и т. д.),
вспомогательные материалы: карты, схемы, диаграммы, макеты, муляжи и т.
д.
Способы размещения экспонатов: комплексами и тематическими
узлами. Экспозиционный комплекс. Взаимосвязь экспонатов по смыслу,
включение экспонатов в комплекс (тематический узел).
Практика:
Составление тематико-экспозиционного плана, продумывание маршрута
экскурсии. Создание общей характеристики будущей экспозиции (по плану).
Наименование Перечень
Род
подтемы
вопросов,
экспоната
раскрывающих
подтему

Содержание
экспоната

Место в
экспозиции

Место в
экспозиции

8. Экспозиция военно-исторического музея
Теория:
Концепция
экспозиции
школьного
музея.
Архитектурнохудожественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая,
ансамблевая
экспозиция.
Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов.
Обеспечение
сохранности
музейных
предметов
в
экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные,
передвижные, фондовые.
Практика:
Подготовка предложений и проектов мини-выставки: концепции,
тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения,
их обсуждение.
9. Работа с аудиторией
Теория:
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и
природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием
опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов
музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и
тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия,
лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практика:

Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка
экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на
основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий
по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий.
10. Историческое краеведение
Теория:
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно
полезный характер исторического краеведения. Записи историкокраеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея.
Общественно полезный характер исторического краеведения.
Изучение истории родного края. Территория и границы родного края.
История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой
Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития.
Происхождение названий улиц города.
Великая Отечественная война как переломная эпоха в судьбе нашей
Родины. Современное «прочтение» наиболее значимых сражений великой
войны, сопряжение российских и зарубежных исторических источников в
оценке ключевых событий и исторических лиц. Споры о Сталине.
Опровержение существующих популярных «мифов» о войне.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить
беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и
охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою
независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практика:
Экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование,
зарисовки. Фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих
объектов; сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными
людьми; подготовка пособий и материалов для школьного музея по темам:
«Летопись «Каскада», «Военная слава земляков» «Александр Жаров – Герой
Советского Союза».
11. Литература о Великой Отечественной войне как аргумент в
отстаивании исторической правды
Теория:
Изучение наиболее значительных произведений, отображающих правду
войны с самых разных идейно-эстетических позиций: феномен так
называемой «прозы лейтенантов» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К.
Воробьёв) лирическая проза о войне (К. Симонов, В. Астафьев, В. Панова и
др.). Стихи как тексты песен о войне (лирика М Исаковского, В. ЛебедеваКумача, А. Суркова). Песни фронтовой поры и песни поэтовшестидесятников» о войне (Б. Окуджава, Г. Поженян, М. Анчаров).
Произведения о войне – «голос героической души народа». Образ
Родины в произведениях Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Твардовского).

Приемы работы над созданием литературного произведения. Стихи и
проза. Ритм и Рифма. Стихотворные размеры. Тематика лирических
произведений.
Художественная
речь.
Средства
художественной
выразительности.
Практика:
Анализ стихотворного текста. Выполнение творческих заданий.
Сочинение стихов на военную тематику. Создание текста экскурсионного
маршрута с использованием стихотворной формы.
12. Моя семья и родной край
Теория:
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов
семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и
семейных реликвий.
Практика:
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Оформление электронной презентации «Истории любви в истории Победы»
на основе фактов семейной истории во Время Великой Отечественной войны
(в рамках реализации проекта).
13. К спорам о современном понимании истории советского периода
Теория:
Темы для обсуждения:
1.Природа Великой Октябрьской революции 1917 года.
2.Существовал ли наемный труд в СССР, а следовательно – и
социализм?
3. Был ли партийно-государственный аппарат новым классом
эксплуататоров?
4. Какова роль И.Сталина в СССР?
5. Каковы причины развала СССР?
Практика:
Онлайн викторина «Мф из СССР».
Занятие-диспут на темы:
- «Стоит ли сожалеть о распаде Советского Союза?»;
- «Перестройка» – выход из тупика или катастрофа?»;
- «Можно ли было избежать холодной войны?».
14. 10 Уральский добровольческий танковый корпус
Теория:
История создания, боевой путь, памятники. Подарок фронту. Танк Т-34.
Роль в Сталинградской битве. Пражская операция. Командование и
гвардейцы корпуса. «Черные ножи». Клятва и гимн бойцов корпуса. Музей

10 Уральского добровольческого танкового корпуса. Тематические
экспозиции.
Практика:
Проектная и исследовательская деятельность. Сбор материалов по теме
Уральский добровольческий танковый корпус. Проведение экскурсий в музее
10 Уральского добровольческого танкового корпуса.
15. Современные музейные технологии
Теория:
Расширение
навыков
работы
в
области
информационных,
компьютерных и музейных технологий по темам: «Мультимедийные
интерактивные технологии в работе музея», «Программы для сенсорных
информационных киосков и терминалов», «Оцифровка архивных
документов», «Носители для долговременного хранения информации в
цифровом виде», «Выставочная и экскурсионная деятельность в режиме
онлайн». Роль интерактивного музейного оборудования в повышении
качества и эффективности культурно-просветительских мероприятий,
экскурсионной,
выставочной
деятельности,
конкурентоспособности
выставочно-экспозиционных продуктов и удовлетворении запросов и
ожиданий различных категорий экскурсантов.
Практика:
Практикум в березниковском историко-художественном музее им. И.Ф.
Коновалова по знакомству с функциями и принципами работы современного
музейного оборудования: интерактивный сенсорный стол, интерактивные
инсталляции, интерактивная книга, виртуальный манекен, интерактивная
витрина, онлайн-макет, аудиогид.
16 Подведение итогов за учебный год
Практика:
Защита исследовательской работы.
1.4 Планируемые результаты
Предметные результаты:
- иметь представление о роли музея в духовно-нравственном развитии и
гражданско-патриотическом воспитании человека;
- иметь представление о писателях и содержании значимых
литературных произведениях о Великой Отечественной войне;
- иметь опыт создания статей в различных журналистских жанрах;
- иметь опыт сочинения стихотворения в соответствии с основными
требованиями к лирическому произведению;
- уметь охарактеризовать музеи города Березники в соответствиями с
профилем, рассказать о значимых для истории города музейных
экспозициях;

- иметь представление об интерактивном музейном оборудовании, его
роли в повышении качества конкурентоспособности выставочноэкспозиционных продуктов;
- иметь представление о мастерстве экскурсовода, опыт организации
выставки и проведения экскурсии;
- знать основные принципы составления и оформления этикетажа,
составления тематико-экспозиционного плана, работе с музейными фондами;
- знать историю 10 Уральского добровольческого танкового корпуса;
- знать исторические объекты, памятники города Березники.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия):
- демонстрировать навыки познавательной, проектной и научноисследовательской деятельности;
- знать и уметь применять различные методы познания (работа с книгой
поиск информации в сети Интернет и другое);
- уметь обрабатывать полученную информацию в нужно контексте;
- демонстрировать владение способами организации учебного
сотрудничества, совместной деятельности с педагогом и обучающимися;
- уметь формулировать понятия, определять категории, сравнивать,
обобщать, классифицировать;
- демонстрировать инициативность, навыки самостоятельной работы;
- находить нестандартные идеи и творческие находки при разработке
выставочных экспозиций, создании литературных произведений;
- иметь опыт использования онлайн-пространства в презентации
собственной деятельности.
Личностные:
• сформированность целостного социально-ориентированного взгляда
на мир, его природу, культуру и историю;
• освоение социальных и нравственных норм, правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения;
• сформированность осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• сформированность мотивации к обучению, целенаправленной
познавательной деятельности, активной жизненной позиции;
• актуализация в детском сознании социально значимых патриотических
ценностей, взглядов и убеждений; уважения к традициям, культуре, истории
родного края.

Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с
элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации,
экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению
знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Заключение.
Музейная
педагогика
дает
возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области
истории родного края, учащиеся приобретают уважение к прошлому,
бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и
потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,
художественные и культурные ценности.
Методическое обеспечение
Оборудование
1.
2.

Электронные диски с видео записями и презентациями
Сайты Интернет

Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов
музееведения;
- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея истории боевого
пути 10 УДТК;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- составление словаря музейных терминов;
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции военноисторического музея;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний,
анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных
материалов
Список литературы для педагога:
1. Галкина Т.В. Музейная педагогика ХХI века: социальные и
образовательные проекты как новая форма работы с молодежной
аудиторией // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 8.
2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./ Г.П. Долженко.
— М.; Ростов-на-Дону: Март, 2005.-271 с.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
4. Квартальнов В.А., Науменко Г.Ф. Методика организации, приема и
обслуживания иностранных туристов. – Л., 1989. – 79 с.
5. Кохтев Н.Н. - Основы ораторской речи. Учебное пособие Изд-во:
Флинта 2012.
6. Культурология и экскурсоведение. Конспекты лекций/ Сост. К.В.
Кулаев. - М.: Советский спорт: РМАТ, 1998 - 106,[2] с.
7. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для
вузов. – М.: Высшая школа, 2007.
8. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..М.,1985.
9. Музей педагогам // Омский областной музей изобразительный искусств
им. Врубеля [Офиц. сайт]. URL: http://vrubel.ru/muzey_pedagogam.html
(дата обращения: 20.03.2014)
10. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию
различных групп туристов и экскурсантов: Конспект лекций. − М.:
Турист, 2007.
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред.
Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
12. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво: учебник Голуб И.Б. Омега-Л, 2012
13. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / Министерство культуры
Российской Федерации; Российский институт культурологии; Пред.
ред. коллегии В. Л. Янин.—М.: Прогресс: РИПОЛ классик, 2001
14. Святославский А. В. Городская экскурсия: Основы теории и практики/
А. В. Святославский. — М.: Центр подготовки туристских кадров,
2001.—62 с
15. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: «Искусство», 1985.

16. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова
Н.Д.-СПб.,2002.
17. Требования к методической разработке экскурсии: Методич.
рекомендации. – М.: Турист, 2009.
18. Чирков В.Ф. Архитектонические принципы пространства места //
Омский научный вестник. – Омск. – 2005. – № 4.
19. Чирков В.Ф. Дух Места как культурологическая проблема изучения и
строительства // Сборник научных трудов Омского музея
изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. – Омск, 1997
20. Чирков В.Ф. Теория хронотопа как методологическая база понимания и
изучения
локальных
местных
культур
исследователя
(о
диссертационных работах по педагогике высшей школы) // Омский
научный вестник. – Омск. – 2005. – № 3.
21. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово – РС»,
2003.


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».