Дополнительная общеразвивающая программа Гитарный альянс

1

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Гитарный альянс»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы
Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся
Название творческого
объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы
Аннотация программы

Базовый
Художественная
2 года
14-17 лет
«Гитарный альянс»
2006
Совершенствование у обучающихся вокальноинструментальных
навыков
посредством
ансамблевого и сольного музицирования
Программа «Гитарный альянс» предназначена
для
совершенствования
музыкальных
и
творческих
способностей,
формирования
интереса к новым музыкальным направлениям.
Во время занятий обучающиеся будут
совершенствовать свои навыки игры на гитаре и
пения.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№

Наименование раздела

1.
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5
2.6
3.
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы 2 года обучения:
1. Учебно – тематический план (1 год обучения)
Содержание учебно-тематического плана (1 год обучения)
Репертуар (1 год обучения)
2. Учебно – тематический план (2 год обучения)
Содержание учебно-тематического плана (2 год обучения)
Репертуар (2 год обучения)
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график 1-й год обучения
Календарный учебный график 2-й год обучения
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы педагога
Раздел №3
Приложения
Словарь терминов
Тест-опросник (2 год обучения)
Мониторинг результатов обучения
Карта индивидуального роста обучающегося
Контрольные прослушивания

Стр.
5
5
7
8
9
10
16
17
18
24
25
27
27
28
29
30
30
30
32
34
34
35
36
37
38

4

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
В современной музыкальной культуре гитара остаётся одним из самых
популярных инструментов. Возможность исполнять на инструменте музыку разных
жанров, делает гитару уникальной. Детей и подростков привлекает возможность взять
инструмент и «сразу начать играть» любимые музыкальные композиции.
«Гитарный альянс» – это коллективная форма гитарного музицирования.
Занятия в объединении «Гитарный альянс» способствуют формированию
позитивного
отношения
обучающихся
к
окружающему
миру,
людям,
единомышленникам и себе. Подростки учатся оценивать разнообразные явления
жизни через музыкальное искусство.
Благодаря коллективному исполнительству, подростки обретают навыки
социального взаимодействия через участие в социально значимых мероприятиях
разного уровня.
«Гитарный альянс»
- программа художественной направленности,
предназначена для совершенствования навыков игры на гитаре совместно с другими
обучающимися. Занятия позволяют отшлифовать навыки, полученные при обучении
на гитаре в ходе реализации трехгодичной программы «Обучение игре на гитаре»,
способствуют расширению общекультурного и музыкального кругозора, являются
социально значимыми, так как конечным результатом являются выступления
коллектива в концертных программах разного уровня.
Выступления на фестивалях в творческих конкурсах позволят обучающимся
приобрести положительный опыт выступления.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012;
 Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242);
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (постановление главного
санитарного врача РФ от 04.07.2014);
5

 Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Актуальность программы заключается в том, что она популяризирует игру в
ансамбле среди подростков. Коллективное музицирование даёт неповторимые
ощущения от совместной деятельности и общения единомышленников, при которой
получаются результаты недоступные поодиночке. У участников ансамбля
формируется устойчивая мотивация к занятиям музыкой. Данная программа,
является продолжением курса «Обучение игре на гитаре». Данный курс позволяет
сформировать у обучающегося профессиональные навыки артиста, способного
выступать на разных сценических площадках. Коллективная музыкальная
деятельность способствует развитию у детей и подростков внимательности,
трудолюбия, умения работать с единомышленниками, находить общий язык, способы
взаимодействия с окружающими, а также способствует формированию
музыкального, творческого сознания направленного на «…трансляцию и
приумножение культурных ценностей» (из «Концепции художественного
образования РФ») .
Отличительные особенности программы
Освоение учебного материала в основном происходит в процессе практической
творческой деятельности.
Данная программа предназначена для подростков, уже умеющих играть на
инструменте или прошедших курс освоения трехгодичной программы «Обучение игре
на гитаре». Благодаря коллективному исполнительству, подростки обретают навыки
социального взаимодействия через участие в социально - значимых мероприятиях
разного уровня, в творческих конкурсах.
Новизна данной программы в приобретении у обучающихся навыков
сочинения стихов и импровизации с помощью инструмента.
Практическая значимость программы.
 обеспечение занятости подростков;
 совершенствование навыков игры на гитаре;
 совершенствование навыков пения под собственный аккомпанемент;
 совершенствование музыкальных способностей.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
6

 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Учет особенностей обучающихся
Программа реализуется для подростков в возрасте 14-17 лет. Для обучающихся
в этом возрасте характерен относительно высокий культурный уровень и
кругозор,
высокая
степень
познавательно-логического
поведения,
определившиеся склонности и интересы, самостоятельность, умение
сосредоточиться, отрицательное отношение к механическим приемам
закрепления. Особый интерес здесь вызывает проблематика нравственных
ценностей человеческих отношений, таких тем и текстов, которые позволяли бы
сопоставлять разные точки зрения, альтернативные подходы, высказывать
собственные суждения, спорить и дискутировать.
Срок реализации программы
2 года с общим объемом 144 часа в год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных
заболеваний, обучение проводится в дистанционном режиме согласно учебнотематического плана программы в соответствии с Положением об электронном
обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ в МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: Совершенствование у обучающихся вокально-инструментальных навыков
посредством ансамблевого и сольного музицирования.
Задачи:
Предметные:
- формирование и развитие исполнительских навыков игры на гитаре, гитарного
аккомпанемента, ансамблевой игры, самостоятельной работы над произведением;
- развитие вокальных навыков;
7

- развитие умения работать над единством художественного образа произведения
в процессе совместного исполнения.
Личностные:
-формирование волевых качеств, желания добиваться поставленных целей,
стремления преодолевать трудности;
- воспитание стремления к самосовершенствованию;
Метапредметные:
- развитие мотивации к игре в коллективе;
-расширение музыкального кругозора;
- приобщение обучающихся к концертной деятельности посредством участия в
конкурсах, фестивалях.

8

1.2. Содержание программы
Разделы программы

I
II

Элементарная теория музыки
Техника гитарного аккомпанемента
 разучивание приёмов игры
 разбор соло (по нотам)
 исполнение мелизмов
(украшений)
 изучение табулатуры

III Вокальное исполнение
 пение упражнений по вокалу
 работа над дикцией
 работа над многоголосием
 разучивание текстов
IV Ансамбль
 объединение и синхронное
исполнение вокальных партий и
аккомпанемента
V История авторской песни
 знакомство с авторами и
исполнителями популярных
песен разных направлений
(жанров) музыки
VI Творческое музицирование
 сочинение стихов
 сочинение мелодии
 подбор аккомпанемента
VII Диагностика
 тестирование
 отчётные концерты
 тематические выступления
(праздники, фестивали,
конкурсы)
Инструктажи по безопасности
Общее количество часов

Год
обучения,
кол.-во
часов
1
2
5
5
26
26

Всего,часов

10
52

22

22

44

72

72

144

3

3

6

8

8

16

6

6

12

2
144

2
144

4
288

9

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Разделы программы
I
II

Элементарная теория музыки
Техника гитарного аккомпанемента

Теория Практика

Всего

5
0

0
26

5
26

III Вокальное исполнение

0

22

22

IV Ансамбль

0

72

72

3

0

3

VI Творческое музицирование

4

4

8

VII Диагностика

2

4

6

2
16

0
128

2
144

V

История авторской песни

Инструктажи по безопасности
Общее количество часов

10

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
№
п/п
1

Вводное занятие I-е полугодие
– инструктажи по безопасности

1

0

Общее
количество
часов
1

2

1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
2. Распевание
3. Разучивание новых аккордов
4. Песня «ПММЛ»
1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
2. Распевание
3. Разучивание новых аккордов
4. Песня «ПММЛ»
1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
2. Распевание
3. Использование каподастра
4. Песня «Гори моя душа»
1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
2. Распевание
3. Использование каподастра
4. Песни «Гудок» и «Кораблик
детства»
1. ЭТМ – повторение нот, знаки
альтерации
2. Построение мажёрных и
минорных гамм
1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
2. Распевание
3. Песня «Дождь» Киреев
1. Гамма Cdur возвратное
арпеджио
1. Распевание, разучивание
мелодии
2. Песня «Дождь» Киреев
1. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
2. Песня «Акула» Козловский
1. ЭТМ – интервалы
2. Построение аккордов

0

2

2

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«ПММЛ»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«ПММЛ»

0

2

2

практ.
занятие

Повтор песни
«Гори моя
душа»

1

1

2

прак./тер.
занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песен
«Гудок» и
«Кораблик
детства»
Повтор
одноголосной
пьески

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Дождь»

0

2

0

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Дождь»

1

1

2

прак./тер.
занятие

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Акула»
Повтор пьески
по нотам

0

2

2

практ.
занятие

3

4

5

6

7

8

9

10
11

12

Наименование разделов плана

1. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
2. История авторской песни
3. Разбор песни «Акула»
3. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
4. Распевание, разучивание
мелодии

Теория

Практи
ка

Формы
занятия
Теоретиче
с-кое
занятие
практ.
занятие

Формы
подведения
итогов
Тестирование
Проверка
домашнего
задания

Проверка д/з –
повтор песни
«Акула»

11

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

5. Разбор песни «Родина»
р.г.«Алиса»
1. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, пение по голосам
3. Разучивание песни «Родина»
р.г.«Алиса»
1. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, пение по голосам
3. Разбор песни «Родина»
р.г.«Алиса»
1. Гамма c-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, пение по голосам
3. Разбор песни «Всё в наших
руках» р.г.«Алиса»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Всё в
наших руках» р.г.«Алиса»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, пение по голосам
3. Разучивание песни «Всё в
наших руках» р.г.«Алиса»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, пение по голосам
3. Разучивание песен «Сон об
уходящем поезде» и «Просто
так»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Творческое музицирование
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песен «Сон об
уходящем поезде» и «Просто
так»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песен «Сон об
уходящем поезде» и «Просто
так»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Кроличья
деревня»
1. Гамма Gdur возвратное

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Родина»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни:
«Родинаа»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Родина»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Всё в наших
руках»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Всё в наших
руках»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Всё в наших
руках»

1

1

2

практ.
занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Сон об
уходящем
поезде»
Проверка д/з –
повтор песни
«Сон об
уходящем
поезде» и
«Просто так»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Сон об
уходящем
поезде» и
«Просто так»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Сон об
уходящем
поезде» и
«Просто так»

0,5

1,5

2

прак./тер.

Проверка д/з –
12

24

25

26

арпеджио
2. История авторской песни
3. Разучивание песни «Кроличья
деревня»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Кроличья
деревня»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Прощание со
старым новым годом»
1. Гамма Gdur возвратное
арпеджио
2. Творческое музицирование

занятие

повтор песни
«Кроличья
деревня»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Кроличья
деревня»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Кроличья
деревня»

1

1

2

практ.
занятие

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Прощание со
старым новым
годом»
Проверка д/з –
повтор песни
«Прощание со
старым новым
годом»
Проверка д/з –
повтор песни
«Строение
аккордов»

27

1. ЭТМ – основные аккорды
тональности: T, S, D
2. Строение аккордов dur и mol

28

1. Выбор новогодних песен
2. История авторской песни
3. Разбор вокальных партий
4. Разбор аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
Заключительная репетиция перед
отчётным концертом

0,5

1,5

2

прак./тер.
Занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

35

Вводное занятие II-е полугодие
– инструктажи по безопасности

1

0

1

36

1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Пять
февральских роз»

0

2

2

Теоретиче
с-кое
занятие
практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры
Тестирование

29

30

31

32

33

34

-

13

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Когда
окончится война»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Когда
окончится война»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. История авторской песни
3. Разучивание песни «Когда
окончится война»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Пока горит
свеча»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Зелёная
карета»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Творческое музицирование
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Зелёная
карета»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Зелёная
карета»
1. Гамма g-moll возвратное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Океан»
1. ЭТМ – аккорды параллельных
тональностей
2. Строение септаккордов в dur и
mol
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. История авторской песни
3. Разучиваниер песни «Океано»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Пять
февральских
роз»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Когда
окончится
война»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Когда
окончится
война»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Когда
окончится
война»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Пока горит
свеча»

1

1

2

практ.
занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Зелёная
карета»
Проверка д/з –
повтор песни
«Зелёная
карета»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Зелёная
карета»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Зелёная
карета»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Океан»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Повтор д/з –
строение
септаккордов

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
14

49

50

51

52

53

54
55

56

57

58

59

60

2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Океан»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Бурлаки»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Бурлаки»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Бурлаки»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Бурлаки»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Африка»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Творческое музицирование
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Золушка»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Золушка»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Золушка»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Золушка»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песен «Весенний город
счастья» и «Семеро у костра»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами

«Океан»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Океан»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Бурлаки»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Бурлаки»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Бурлаки»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Бурлаки»

1

1

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Африка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Африка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Золушка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Золушка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Золушка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Золушка»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песен
«Весенний
15

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Весенний
город счастья»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Весенний город
счастья»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Весенний город
счастья»
1. ЭТМ – последовательности
аккордов
2. Строение уменьшённых и
увеличенных септаккордов
1. Выбор песен к отчётному
концерту
2. История авторской песни
3. Разбор вокальных партий
4. Разбор аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
Заключительная репетиция перед
отчётным концертом

город счастья»
и «Семеро у
костра»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Весенний
город счастья»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Весенний
город счастья»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з –
повтор песни
«Весенний
город счастья»

0,5

1,5

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
строение
уменьшённых
и увеличенных
септаккордов

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Диагностика

2

0

0

Теоретиче
ское
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

Итого:

16

128

144

16

РЕПЕРТУАР
1 год обучения
1. ПММЛ (Земфира)
2. Гори моя душа (М.Володин)
3. Гудок (Збарасский)
4. Кораблик детства (Ю.Устинов)
5. Дождь (Киреев А.)
6. Акула (Козловский А.)
7. Родина (Алиса)
8. Всё в наших руках (Алиса)
9. Сон об уходящем поезде (Никитин С.)
10. Просто так (С.Трофимов)
11. Кроличья деревня (Е.Матвеев)
12. Прощание с СНГ (Фиеста)
13. Пять февральских роз (Цветков, Ильичёв В)
14. Когда окончится война (Трафимов С.)
15. Пока горит свеча (Мкаревич)
16. Зелёная карета (Суханов)
17. Океан (Данилов и Гейнц)
18. Бурлаки (Фиеста)
19. Песенка о лете (Энтин Ю.)
20. Золушка (гр. Фиеста)
21. Весенний город счастья (гр. Фиеста)

17

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Разделы программы

Теория Практика

Всего

I

Элементарная теория музыки (ЭТМ)

5

0

5

II

Техника гитарного аккомпанемента

0

26

26

III Вокальное исполнение

0

22

22

IV Ансамбль

0

72

72

3

0

3

VI Творческое музицирование

4

4

8

VII Диагностика

2

4

6

2
16

0
128

2
144

V

История авторской песни

Инструктажи по безопасности
Общее количество часов

18

Содержание учебно-тематического плана
2 год обучения
№
п/п

Наименование разделов плана

Теория

Практи
ка

1

Вводное занятие I-е полугодие
– инструктажи по безопасности
1. Гамма Cdur ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разучивание новых аккордов
4. Песни: «Налетела грусть» и
«Извозчик»
1. Гамма Cdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Песни: «Налетела грусть» и
«Извозчик»
1. Гамма Cdur ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разбор песни «Осень», Давид
Сайфуллоев
1. Гамма Cdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Осень»
1. Гамма Cdur ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разучивание песни «Три пути»
1. ЭТМ – двойная доминанта
2. Песни с двойной доминантой

1

0

Общее
количество
часов
1

0

2

0

Гамма Cdur ломаное арпеджио
Распевание
Разучивание песни «Три пути»
Гамма Cmol ломаное арпеджио
Распевание, разучивание
мелодии
Разучивание песни «Три пути»
Гамма Cmol ломаное арпеджио
Распевание, разучивание
мелодии
Разучивание песни «Кони»,
А.Киреев
ЭТМ – двойная субдоминанта
Песни с двойной
субдоминантой
Гамма Cmol возвратное
арпеджио
Распевание
Разучивание песни «Кони»
Гамма Cmol ломаное арпеджио

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

11

1.
2.

12

1.

13

2.
3.
1.

Формы
занятия

Формы
подведения
итогов

Теоретическое занятие

Тестирование

2

практ.
занятие

Проверка
летнего
домашнего
задания

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песни:
«Налетела
грусть» и
«Извозчик»

0

2

2

практ.
занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песни:
«Налетела
грусть» и
«Извозчик»
Проверка д/з,
песня «Осень»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Осень»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Три
пути»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
двойная
доминанта

0

2

0

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Три
пути»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Три
пути»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Кони»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
двойная
субдоминанта

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Кони»
19

14

15

16
17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Кони»
1. Гамма Cmol ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разбор песни «Еретик»
1. Гамма Cmol ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Еретик»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Творческое музицирование
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. История авторской песни
3. Разучивание песни «Еретик»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни
«Жирафёнок»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни
«Жирафёнок»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разбор песни «Руан»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Белый
пепел»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Белый
пепел»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. История авторской песни
3. Разучивание песни
«Новогодняя»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни
«Новогодняя»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни
«Новогодняя»
1. Гамма Gdur ломаное арпеджио

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Кони»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Еретик»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Еретик»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з музицирование

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Еретик»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка
домашнего
задания
«Жирафёнок»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
Жирафёнок»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Руан»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Белый
пепел»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Белый
пепел»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Новогодняя»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Новогодняя»

1

1

2

прак./тер.

Проверка д/з,
20

занятие

2. Творческое музицирование
27
28

29

30

31

32

33

34
35
36

37

38

39

40

1. ЭТМ – фригийский оборот
2. Песни с фригийским оборотом
1. Выбор новогодних песен
2. История авторской песни
3. Пение Новогодней песни
4. Разбор Новогодней песни
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание новогодних песен
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
Заключительная репетиция перед
отчётным концертом
Вводное занятие II-е полугодие
– инструктажи по безопасности
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разбор песни «В руках
автомат»
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «В руках
автомат»
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Алый
парус»
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. История авторской песни
3. Разбор песни «Алый парус»
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Таганай»

песня
«Новогодняя»
Проверка д/з музицирование

1

1

2

прак./тер.
занятие

0,5

1,5

2

прак./тер.
Занятие

Проверка д/з –
фригийской
оборот

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

1

0

1

Теоретическое занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры
Тестирование

0

2

2

практ.
занятие

-

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «В руках
автомат»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «В руках
автомат»

0,5

1,5

2

прак./тер.
Занятие

Проверка д/з,
песня «Алый
парус»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Алый
парус»

21

41

42

43

44

45

46

47

48
49

50

51

52

53

1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание
3. Разбор песни «Ковбойский
блюз»
1. Гамма Gmol ломаное арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни
«Ковбойский блюз»
1. Гамма Gmoll ломаное
арпеджио
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Нам
хватит»
1. Гамма Gmoll ломаное
арпеджио
2. Творческое музицирование
1. Гамма Gmoll ломаное
арпеджио
2. История авторской песни
3. Разбор песни «Нам хватит»
1. Блюзовые гаммы от 6-й
струны, строение
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Нам хватит»
1. Блюзовые гаммы от 6-й струны
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Не
поговорили»
1. ЭТМ – канон
2. Песни с каноном
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Блюзовые гаммы от 6-й струны
Распевание
Разбор песни «Не поговорили»
Блюзовые гаммы от 6-й струны
Распевание, пение по голосам
Разучивание песни «Не
поговорили»
Блюзовые гаммы от 5-й
струны, строение
Распевание, пение по голосам
Разучивание песни «Бетания»
Блюзовые гаммы от 5-й струны
Распевание, пение по голосам
Разучивание песни «Бетания»
Блюзовые гаммы от 5-й струны
Распевание, разучивание
мелодии
Разбор песни «Приходите,
споём»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Таганай»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Ковбойский
блюз»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Ковбойский
блюз»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Нам
хватит»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з музицирование

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Нам
хватит»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Нам
хватит»

1

1

2

прак./тер.
занятие

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Не
поговорили»
Повтор д/з канон

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Не
поговорили»

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Не
поговорили»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Бетания»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Бетания»

22

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

1. Блюзовые гаммы от 5-й струны
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Вниз по
Золотухе»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Творческое музицирование
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание
3. Разучивание песни «Вниз по
Золотухе»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разбор песни «Вниз по
Золотухе»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Под небом
голубым»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание
3. Разбор песни «Под небом
голубым»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Под небом
голубым»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание
3. Разбор песни «Под небом
голубым»
1. Упражнение для левой руки с
мелизмами
2. Распевание, разучивание
мелодии
3. Разучивание песни «Под небом
голубым»
1. ЭТМ – триоли
2. Песни с триолями
1. Выбор песен к отчётному
концерту
2. История авторской песни

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня
«Приходите,
споём»

1

1

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Вниз по
Золотухе»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з музицирование

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Вниз по
Золотухе»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Вниз по
Золотухе»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Под
небом
голубым»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Под
небом
голубым»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Под
небом
голубым»

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з,
песня «Под
небом
голубым»

1

1

2

прак./тер.
занятие

0,5

1,5

2

прак./тер.
занятие

Проверка д/з,
песня «Под
небом
голубым»
Проверка д/з –
триоли

23

65

66

67

68

69

70

3. Разбор вокальных партий
4. Разбор аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
1. Разучивание песен к отчётному
концерту
2. Упражнения по вокалу
3. Разучивание вокальных партий
4. Разучивание аккомпанемента
Заключительная репетиция перед
отчётным концертом

Диагностика
Итого:

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

0

2

2

практ.
занятие

Проверка д/з –
соло и
партитуры

2

4

0

16

128

144

24

РЕПЕРТУАР
2 год обучения
1. Налетела грусть (Розенбаум А.)
2. Извозчик (Розенбаум А.)
3. Осень (Папин олимпос)
4. Три пути (Lumen)
5. Кони (С.Матвиенко)
6. Еретик (М.Скопин)
7. Жирафёнок с именем Анюта (Данилов и Гейнц)
8. Белый пепел (А.Маршал)
9. Руан (Фролова Е.)
10. Новогодняя (из м/ф Маша и медведь)
11. В руках автомат (МодеМ)
12. Алый парус (Белая гвардия)
13. Таганай (Митяев О.)
14. Ковбойский блюз (Збарасский С.)
15. Нам хватит (Козловский А.)
16. Не поговорили (Мищуки)
17. Бетания (Фролова Е.)
18. Приходите, споём (Птицын В.С.)
19. Вниз по Золотухе (А.Козловский)
20. Под небом голубым (Гребенщиков Б.)

25

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Система оценки результатов освоения программы включает в себя оценку
предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся 1 года обучения
будут знать
историю авторской песни;
основы музыкальной грамоты (куплетную форму, термины: темпа, динамики,
сокращенного музыкального письма; аккордовые сетки, табулатуру);
будут владеть
начальными музыкально-исполнительскими навыками игры в ансамбле;
основными навыками чтения с листа, импровизации;
будут уметь
выразительно исполнять произведения разных жанров на шестиструнной гитаре;
играть в унисон; одновременно вступить, окончить игру.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся принимают участие в жизни коллектива, умеют слушать и слышать
мнение о музыке других людей, выражать свое;
-позитивно воспринимают духовные ценности, относятся с уважением к
сокровищам музыкальной культуры;
-владеют навыками выступления на сцене.
Личностные результаты:
- сформировано уважительное отношение к мнению других, умение учиться друг у
друга;
-умеют контролировать и оценивать результат своей деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся 2 года обучения
Предметные результаты:
будут знать
музыкальную грамоту, основы элементарной теории музыки;
будут владеть
исполнительскими и вокальными навыками, свободно музицировать на инструменте;
навыками чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента, импровизации и
подбора по слуху;
владеть способами сознательного восприятия элементов музыкального языка,
музыкальной речи;
будут уметь
самостоятельно разучивать и выразительно исполнять произведения разных
жанров на шестиструнной гитаре;
использовать полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
у обучающихся будут сформированы навыки коммуникативной культуры,
сотрудничества;
- обучающиеся умеют использовать полученные знания и умения на пути
достижения поставленных целей;
- принимают участие в жизни коллектива, умеют слушать и слышать мнение о
музыке других людей, выражать свое;
26

-позитивно воспринимают духовные ценности, относятся с уважением к
сокровищам музыкальной культуры;
- уверенно владеют навыками выступления на сцене.
Личностные результаты:
- у обучающихся сформировано уважительное отношение к мнению других, умение
учиться друг у друга;
- сформированы положительные качества личности и умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
- обучающиеся умеют контролировать и оценивать результат своей деятельности.

27

Раздел №2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график на 1-й год обучения
Месяц
Сентябрь

1-й год обучения
Недели

1
2
3
4
Октябрь
5
6
7
8
9
Ноябрь
10
11
12
13
Декабрь
14
15
16
17
Январь
18
19
20
21
22
Февраль
23
24
25
26
Март
27
28
29
30
Апрель
31
32
33
34
35
Май
36
37
38
39
Июнь
40
41
42
43
Июль
44
45
46
47
48
Август
49
50
51
52
Всего обучение недель/часов
Всего часов по программе

Часов в
неделю
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

1. Продолжительность учебного года 36
недель; занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа, что составляет 144
учебных дня в год;
2. Программа
допускает
новогодние
каникулы. Начало учебного процесса
осуществляется с 1 сентября по 31
декабря (1-е полугодие) и с 09 января по
27 мая (2-е полугодие)
3. В
каникулярное
время
занятия
проводятся в соответствии с планом
работы педагога и планом мероприятий
учреждения.
- каникулярный

период, праздничные дни

- ведение занятий по расписанию

4
4

36/144
144
28

Календарный учебный график на 2-й год обучения
Месяц
Сентябрь

2-й год обучения
Недели

1
2
3
4
Октябрь
5
6
7
8
9
Ноябрь
10
11
12
13
Декабрь
14
15
16
17
Январь
18
19
20
21
22
Февраль
23
24
25
26
Март
27
28
29
30
31
Апрель
32
33
34
35
Май
36
37
38
39
40
Июнь
41
42
43
44
Июль
45
46
47
48
Август
49
50
51
52
Всего обучение недель/часов
Всего обучение недель/часов

Часов в
неделю
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

1. Продолжительность учебного года 36
недель; занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа, что составляет 144
учебных дня в год;
2. Программа
допускает
новогодние
каникулы с 01 января 2023 года по 08
января 2023 года;
3. Начало
учебного
процесса
осуществляется с 1 сентября по 31
декабря (1-е полугодие) и с 09 января по
27 мая (2-е полугодие)
4. В
каникулярное
время
занятия
проводятся в соответствии с планом
работы педагога и планом мероприятий
учреждения.
- каникулярный

период, праздничные дни

- ведение занятий по расписанию

4
4

36/144
144

29

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы осуществляется:
кабинет для занятий соответствует требованиям санитарных норм и правил,
установленных
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству содержанию и организации режима работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором
проводятся учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное.
Перечень оборудования учебного кабинета:
Компьютер
Принтер
Мультимедиа-проектор
Колонки
Стол
Стулья, соответствующие возрасту обучающихся и количеству человек в группе
Шкаф для хранения методической и учебной литературы, наглядных пособий
Стенд для размещения наглядно-тематического материала
Подставки для учебного материала или журнальный столик
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
Гитары классические (количество в соответствии с наполняемостью класса)
Гитары акустические (фолк, с корпусом дредноут и с вырезом для соло)
Гитары концертные электроакустические (из ценных пород деревьев, с вырезом
для соло и с подключением к микшерному пульту)
Комбоусилительное оборудование (для подключения электроакустических
гитар)
Шнуры (для подключения электроакустических гитар)
Ремни для гитар (по количеству концертных инструментов)
Каподастры (по количеству учебных инструментов)
Струны для разных гитар (запасные)
Бумага формата А4 (для печати песенного материала и выполнения заданий по
теории музыки на занятии), канцелярские принадлежности: простые карандаши,
стирательные резинки, линейки
Кадровое обеспечение: руководитель объединения – педагог дополнительного
образования, имеющий специальные знания в данной образовательной области.
Информационное обеспечение
Для осуществления эффективного образовательно-воспитательного процесса в
рамках реализации данной программы, рекомендуется иметь в наличии:
фонотеку с аудиозаписями произведений бардовского творчества;
фотоальбомы с изображением известных авторов-исполнителей;
30

список ссылок на интернет - источники (сайты музыкальных конкурсов и их группы
в «ВКонтакте», ссылки на полезные видеозаписи, необходимые для демонстрации
определенных содержательных блоков программы и расширения музыкального
кругозора учащихся);
компьютерные программы для развития слуха и общей музыкальности.
Методические и иные ресурсы
Для лучшего освоения программы «Гитарный альянс» используются следующие
информационные ресурсы: сайт МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», методические разработки,
как самого педагога, так и методические материалы педагогов, работающих по
данному направлению; интернет источники, дидактический и наглядный материал.
Для результативной реализации программы и повышения качества
образовательного процесса в творческом объединении педагог активно использует все
методические ресурсы:
внутренние ресурсы учреждения: занятия в школе профессионального мастерства,
участие в профессиональных конкурсах, семинарах, мастер-классах, в работе
педагогических советов и методическом объединении, публикует статьи и
методические сборники;
внешние ресурсы современной образовательной системы: методическая литература,
демонстрационные, экранно-звуковые пособия и цифровые образовательные
ресурсы.

31

2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса.
Цель аттестации: выявить основные знания, умения и навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные результаты освоения программы и их
соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей
программы «Гитарный альянс».
Задачи аттестации:
- определить уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
- определить уровень достижения метапредметных и личностных результатов;
- проанализировать полноту и эффективность реализации дополнительной
общеразвивающей программы
- внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной
деятельности;
- представить основания для выпуска обучающегося.
Текущая аттестация проводится в процессе усвоения программы после
прохождения каждой темы (раздела). Используются различные формы проверки
знаний: устный опрос, выступление, тест-опросник на знание теоретического
материала (приложение 2).
Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного полугодия
(декабрь) с целью мониторинга знаний и умений, полученных обучающимися.
Проверка знаний проводится в форме концертного выступления.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной
общеразвивающей программе с целью оценки качества освоения обучающимися
содержания образовательной программы. Аттестация осуществляется в форме
итогового отчетного концерта.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце каждого
учебного полугодия посредством наблюдения.
Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
2.3.Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов программы представлена тремя
группами результатов: личностными, предметными и метапредметными.
Тест-опросник (приложение 2)
Мониторинг результатов обучения (приложение 3)
Таблица «Карта индивидуального роста обучающегося» (приложение 4)
Таблица контрольных прослушиваний (приложение 5)
2.4. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический;
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

репродуктивный,
32

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая,
групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, урок-концерт, практическое
занятие.
При составлении образовательной программы в основу положены следующие
принципы:
Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении
содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в
создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой
индивидуальности каждого учащегося.
Принцип демократизации - проявляется в предоставлении обучающимся свободы для
саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной
направленности и стиля.
Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо
добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором обучающиеся не только
знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном
инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления
теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков
исполнительства.
Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма на занятии
способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого
обучающегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических
особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей.
Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения
учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными
познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и
единства всех составляющих компонентов программы – тематики и занятий, нотного
исполнительского материала, различных видов концертной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из трех частей: вводная (10 мин.), основная (20 мин.), заключительная
(10 мин.)
Вводная часть – состоит из разминки (игра арпеджио). Проигрывание ритмических
фигураций в простых размерах.
Основная часть – работа над музыкальными произведениями.
Заключительная часть – закрепление пройденного материала.
Методические указания
Репетируя с ансамблем, педагог применяет дирижерский жест; при
необходимости, в целях наглядности, личным исполнением демонстрирует образец
проведения какого-либо голоса, временно подменяя исполнителя той или иной партии.
33

Важным условием достижения высокой эффективности в занятиях является
требование быстрейшего заучивания исполняемых партий наизусть.
Серьезное внимание следует уделять синхронности исполнения: при взятии и
снятии звука, динамическое равновесие звучания, согласование аппликатуры,
штрихов, приемов звукоизвлечения, передача голоса от партнера к партнеру,
соблюдение общности ритмического пульса, работа над чистой интонацией
(мелодической и гармонической).
Большой тренировки и внимания требует умение вовремя вступить. Нужно
объяснить, чем технически обусловлен прием дирижерского замаха (ауфтакта) кивком головы, знак глазами (следует уточнить, кто будет показывать вступление).
Полезно посоветовать одновременно с этим жестом взять дыхание (вдох в прямом
смысле этого слова). Это делает начало исполнения качественным, органичным,
снимает сковывающее напряжение. Заблаговременно должен быть определен темп
исполнения. Общность понимания темпа – одно из первых условий ансамбля.
Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка
начинается уже в ауфтакте. Можно рекомендовать при разучивании просчитать в
соответствующем темпе «пустой такт», в дальнейшем это становится излишним. Не
меньшее значение имеет синхронное окончание – снятие звука.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с
ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты в ансамбле
нередко могут нарушать цельность впечатления, дезориентировать партнеров и быть
причиной неудач. При публичном выступлении ансамбль требует от его участников
безупречного уверенного ритма, в ансамбле ритм должен быть коллективным. Нужно
добиваться общего коллективного ритма, он должен быть естественным и органичным
для каждого участника ансамбля.
Достижению ансамблевого единства в значительно мере способствует визуальный
контакт между исполнителями. Например, при необходимости вместе начать
произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким
движением головы -точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса.
Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения
музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда.
Одним
из
действенных
выразительных
средств
исполнения
является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий
характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть
конструктивные особенности формы. Педагог должен хорошо понимать психологию
каждого участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с
ним общий язык; стремиться к максимальному контакту со всем коллективом в целом,
уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить обучающимся свои требования.

34

2.6.

Список литературы

Список литературы для педагогов
1. Гильбух, Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике //
Педагогика. 1994. №5;
2. Доливо, А.Л. Вопросы вокальной педагогики [Текст] / Московская
государственная консерватория. Кафедра сольного пения; ред., comp. А.Л. Доливо.
- М. : Музыка, 1960 – 1990 г.;
3. Каркасси, М. - Школа игры на шестиструнной гитаре / М.Каркасси - Издательство:
Кифара, 2009 г. 148 стр. - ISBN 5-901980-07-7;
4. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. —
М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. —150 000 экз. —ISBN 5-85270-033-9;
5. Красинская, Л.Э., Уткин В.Ф. «Элементарная теория музыки» – г.Москва, 1991 г. –
334 c. – ISBN 5-7140-0201-6;
6. Осмоловская, И. Практика дифференцированного обучения: попытка
систематизации // Школа. 1996. №6. – С.45;
7. Пономарёва, О.А. Сборник авторской песни «Любимые песни», часть 1, –
г.Березники, 2002 г. – 52 с.;
8. Пономарёва, О.А. Сборник авторской песни «Любимые песни», часть 2, – г.Пермь,
2009 г. – 52 с.;
9. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент»
(гитара шестиструнная) [Электронный ресурс]: Для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений школ искусств. – Москва, 2002г. Режим доступа:
http://aleksdmsh.muzkult.ru/img/upload/2524/documents/Gitara_Primernaya_programm
a.PDF;
10. Римский-Корсаков Н.А.Практический учебник гармонии : [учебник] /
Н.А.Римский-Корсаков. [муз. ред. Е. Фоменко]. – Санкт-Петербург: Союз
художников, 2009. - 128 с.; 29 см. - 2000 экз.. – ISBN 5-8128-0061-8;
11. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» /Г.К. Селевко —
Учебное пособие. — Москва.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 587953-127-9.;
12. Силкина С.В. программа дополнительного образования «Обучение игре на
гитаре», - город Березники, 48 листов, 2019 год;
13. Станиславский К.С. Учебник актерского мастерства: работа актера над собой в
творческом
процессе
воплощения / К.С.Станиславский. Москва Владимир : АСТ ВКТ, 2011. - 374 с. ; 22 см - (Актерская книга);
14. Станиславский К.С. Работа актеров над собой. Работа над собой в творческом
процессе
воплощения [Текст] : учебник
актерского
мастерства / К.
С.
Станиславский ; [сост. и авт. предисл. Г. Кристи]. - Москва СанктПетербург: ACTАСТ МОСКВАПолиграфиздатПрайм - ЕВРОЗНАК,2010. - 448 с.;
21 см - (Золотой фонд актерского мастерства Актерский тренинг);
15. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990;
35

16. Фирсов, В.В. «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных
результатов»
Список литературы для детей
1. Агафошин, П. "Школа игры на шестиструнной гитаре" / П.Агафошин. –
издательство музыка 2014 год.–ISBN 978-5-7140-0994-5;
2. Детские
песни
под
гитару
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:http://muzland.ru/songs.html?auth=18;
3. Детские песни под гитару [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://nagitaru.ru/pesni-pod-gitaru-nagitaru-ru/pesni-iz-multikov/;
4. Детские песни под гитару [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://pesnipodgitaru.ru/pesni/pesni-iz-multfilmov-detskie?tck=1;
5. Детские песни под гитару [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://eslivamnravitsa.narod.ru/news_file/Detskie.htm;
6. Кирьянов, Н.Г."Искусство игры на классической шестиструнной гитаре" /
Н.Г.Кирьянов. – издательство в 3 томах, «Торопов», 2007 г. – 169 стр. – ISBN: 587008-004-5;
7. Песни
у
костра
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:http://amdm.ru/akkordi/pesni_y_kostra/;
8. Рок
песни
под
гитару
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:http://pesnipodgitaru.ru/pesni/russkiy-rok;
9. Реп песни под гитару [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://rap-chords.ru/;
10. Современные песни под гитару [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://akkordbard.ru/poispolnitelem;
11. Хрестоматия юного гитариста. Учебное пособие для детских музыкальных школ,
издательство ФЕНИКС, 2009 год. – 160 с. – ISBN 978-5-222-15568-4

36

Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аккорд – сочетание трех или более звуков, расположенных по терциям;
Апояндо – основной прием извлечения звука правой рукой (от итал. – с опорой,
опираясь);
Арпеджио – проигрывание звуков аккорда раздельно;
Баррэ – прием игры, когда указательный палец левой руки прижимает
одновременно несколько струн или все. Существует два вида баррэ: большое и малое;
Бекар – знак отменяющий повышение или понижение ступени;
Бемоль – знак, понижающий основную ступень;
Вибрато (вибрация) – это небольшое колебание звука, достигаемое
незначительным колебанием (покачиванием) левой руки вдоль линии грифа в момент
прижатия струн пальцами этой руки;
Вольты – скобки с цифрами над нотной строкой, показывающие на разные
окончания повторяемого раздела;
Глиссандо – прием скольжения одним пальцем левой руки с одного лада на
другой или через несколько ладов;
Группетто – это группа маленьких нот в мелодическом порядке, которая делит
ноту на части: верхнюю вспомогательную и основную ноту, нижнюю
вспомогательную и основную ноту;
Диез – знак повышающий основную ступень;
Знаки альтерации – знаки понижения или повышения основных ступеней
тональности (диез, бемоль и бекар и т.д.);
Интервалы – звуки, составляющие музыкальное произведение, расположенные
друг от друга на определенном расстоянии (секунда, терция, кварта, квинта, секста,
септима, октава и др.);
Лад – система организации звуков вокруг тоники (мажор, минор);
Легато – это связное исполнение нескольких звуков, при котором всякая нота
выдерживается вплоть до следующей;
Медиатор – приспособление для извлечения звука;
Мелизмы – короткие вспомогательные звуки, украшающие мелодию. К ним
относятся форшлаг, мордент, группетто и трель;
Морденто – украшение мелодии, является частью трели;

37

Музыкант - любитель - это непрофессиональный исполнитель, способный
воспринимать музыку разных стилей и направлений и умеющий самостоятельно
музицировать;
Музицирование – умение играть по нотам и по слуху понравившиеся
музыкальные произведения (в самостоятельной аранжировке). Достижение
обозначенной цели способствует развитию гармоничного культурно-образованного
человека, обладающего творческим мышлением, способного организовать свой досуг,
нацеленного на создание художественно ценных продуктов творческой деятельности;
Параллельна тональность – мажорный и минорные
одинаковыми ключевыми знаками (знаками альтерации);

тональности

с

Реприза – знак повторения нотного раздела;
Синкопа – это когда ритмический акцент смещается и не совпадает с сильной
долей;
Стаккато – отрывистое исполнение звуков мелодии или аккорда;
Тирандо – основной прием извлечения звуков правой рукой (от итал.
натягивая);

–

Тональность – мажорный или минорный лад, имеющий конкретную высоту,
определяемую положением его тоники;
Тоника – звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей
наиболее устойчивым;
Трель – мелодическая фигура, состоящая из двух звуков, которые равномерно и
быстро чередуются;
Триоли – получаются от деления основной длительности на три части;
Фермата – произвольное увеличение длительности звучания (примерно вдвое);
Флажолет – звук прозрачного тембра, получаемый на струнных инструментах
легким прикосновением пальца к колеблющейся струне в месте ее деления на две, три
и четыре части.

38

Приложение 2
Тест – опросник
№
Вопрос
п/п
1.
Каких вы помните авторов
песен?
2.
Сколько песен вы помните
наизусть?
3. Сколько раз вы выступали
перед зрителями?
4. Сколько песен вы подобрали
сами?
5. Сочиняли ли вы песни?

Ответ

Достаточно ли вы получили
знаний и навыков на курсе
«Обучение игре на гитаре»?
7. Что бы вы хотели добавить в
обучение?
8. Что не понравилось во время
обучения?
9. Что нравилось во время
обучения?
10. Каковы будут ваши
дальнейшие творческие
планы?
6.

39

Приложение 3
Мониторинг результатов обучения
Показатели
(оценив. параметры)
1. Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического
плана
программы
1.2 Владение
терминологией

Критерии

Соответствие
теоретических
обучающегося
программным
требованиям

специальной Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологии

Степень выраженности
оцениваемого качества
Обучающийся овладел менее чем 1/2 объема
знаний знаний, предусмотренных программой
Объем освоенных знаний составляет более 1/2
Обучающийся освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой
и Обучающийся,
как
правило,
избегает
употреблять специальные термины
Обучающийся
сочетает
специальную
терминологию с бытовой
Специальные термины употребляет осознанно
и в полном соответствии с их содержанием

2.Практическая подготовка
2.1 Практические умения и Соответствие
навыки,
предусмотренные практических умений и
программой
навыков обучающегося
программным
требованиям

Уровень
усвоения
Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов
Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов

Обучающийся овладел менее чем 1/2 объема
знаний, предусмотренных умений и навыков
Объем освоенных умений и навыков
составляет более 1/2

Низкий
1-3 балла
Средний
4-6 баллов

Обучающийся овладел практически всеми
умениями и навыками, предусмотренными
программой
Креативность
в Обучающийся в состоянии выполнить лишь
выполнении творческих простейшие
практические
задания,
с
заданий
помощью педагога
Выполняет, в основном простые задания на
основе образца
Свободно владеет навыками импровизации,
подбором по слуху

Высокий
от 7 баллов
Низкий
1-3 балла

Методы
диагностики
Наблюдение,
устные опросы,
собеседование

Конкурсы,
фестивали,
концерты

импровизация

Средний
4-6 баллов
Высокий
от 7 баллов
40

Приложение 4
Карта индивидуального роста обучающегося
Образовательная программа _________________________ Ф.И.О.педагога________________________________

Высокий уровень
6 баллов

Средний уровень
4--5 баллов

Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

Средний уровень
4--6 баллов

Показатели оценивания личностного развития
воспитанников
Интерес к занятиям
Творческое
воображение
Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

Средний уровень
4--6 баллов

Низкий уровень
0-3 балла

Высокий уровень
От 7 баллов

полугодие
Показатели оценивания предполагаемых
результатов обучения
Теоретическая
Практическая
подготовка
подготовка
Средний уровень
4--6 баллов

ФИО ребёнка

Низкий уровень
0-3 балла

год обучения

41

Приложение 5

Контрольные прослушивания
№
п/п

ФИ ребёнка

I полугодие
1

II полугодие

Год обучения
2
1

2

42


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».