Дополнительная общеразвивающпя программа Креатив

ПАСПОРТ
адаптированной
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Креатив»

Вид программы

Адаптированная

Уровень Программы

Стартовый

Направленность

Художественная

программы
Продолжительность
образовательного процесса

1 год

Возраст обучающихся

8-16 лет

Название творческого
объединения

«Креатив»

Год основания творческого объединения

2019 год

Цель программы

Создание благоприятных условий для развития
творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства

Аннотация программы Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Креатив» художественной
направленности разработана для детей с легкой
(умеренной) степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями). Программа
направлена на формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству. Обучаясь по
данной программе, дети становятся участниками
увлекательного процесса создания полезных и
красивых изделий декоративно - прикладного
творчества.

Содержание программы
№ разНаименование раздела
дела
1
Комплекс основных характеристик программы

Стр.
4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

6

1.4

Планируемые результаты

10

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1

Календарный учебный график

11

2.2

Условия реализации программы

12

2.3

Формы аттестации

13

2.4

Оценочные материалы

13

2.5

Методические материалы

16

2.6

Список литературы

19

Приложения

20

2

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Создавая программу для обучающихся с умственной отсталостью, необходимо расширить границы их школьной жизни, дать возможность получить
детям с ограниченными возможностями здоровья опыт продуктивной творческой деятельности, направленной на создание ситуации успеха, а также
возможность для реализации их активности, главным образом в сфере социализации. Воспитание и обучение таких детей во многом затрудняется по
причине того, что с ранних лет они воспринимают окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает у детей
стремление «спрятаться», уйти в сторону. Представленный тезис определил
основания разработки и реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы для обучающихся с легкой (умеренной) степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Креатив» художественной направленности разработана для детей с легкой (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Обучаясь по данной программе, ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий декоративно прикладного творчества. Декоративно-прикладное творчество, как никакой
другой вид учебно-творческой деятельности детей, позволяет одновременно
с раскрытием духовной ценности, формированием эстетического вкуса вооружать обучающихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к
труду.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р);
- Устав МАУДОДЮЦ «Каскад»;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо
Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 года №ВК641/09;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Актуальность программы.
Обеспечение реализации прав детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного
образования является сегодня одной из важнейших задач государственной
образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой
категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в обществе. Программа решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к
условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Новизна программы.
Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и
направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, творческую деятельность. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития
личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Отличительные особенности.
Посредством данной программы, обучающиеся с легкой (умеренной)
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
научатся создавать творческие работы на занятиях по декоративноприкладному творчеству, программа будет способствовать социализации
обучающихся с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные трудовые навыки. Прикладная деятельность во многом
связана с обработкой разных материалов, и для завершения творческих работ
обучающимся данной категории требуется намного больше времени. Занятия
по данной программе могут оказать помощь в решении этой проблемы. Многие работы выполняются целенаправленно, специально к какому- либо событию, празднику. Таким образом, труд детей носит общественно-полезный характер. Работы могут и будут служить выставочными экспонатами, оформительскими материалами, подарками друзьям и родным, дети будут учиться
работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и смогут не
только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь их труд будет
оцениваться другими. В программе определен конкретный объём знаний,
умений и навыков, которые дети с ограниченными возможностями здоровья

должны освоить.
В содержание программы включен региональный компонент (ознакомление с флорой и фауной Прикамья при изготовлении творческтих работ).
Учет особенностей обучающихся
Содержание программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие
познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного творчества, развитие познавательного интереса,
творческих способностей обучающегося с учетом уровня его возможностей.
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуальнодифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся
справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает
самостоятельность детей. Программа направлена на успешную социализацию
и адаптацию детей в условиях инклюзивного образования.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 814 лет. Численность обучающихся в группе – 7 человек.
Срок реализации программы составляет 1 год с общим объемом 72
часа на весь период обучения.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных
заболеваний, обучение проводится в дистанционном режиме согласно учебно-тематического плана программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями составляет
10 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Предметные:
- способствовать формированию знаний о различных видах декоративно
– прикладного творчества;
- способствовать развитию практических умений и навыков работы в
технике аппликации, лепки, рисования.
Метапредметные:
-способствовать формированию умения самостоятельно планировать
пути достижения целей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:
- способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
- способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и
взаимопомощи;
- способствовать воспитанию уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п

Перечень разделов,
тем.

1.
2.

Вводное занятие
Основы дизайна –
цветоведение:
Основные цвета
Составные цвета
Цветовой спектр
Теплый цвет
Холодный цвет
Ахроматические цвета
Хроматические цвета
Аппликация и
конструирование:
«Фрукты»
«Ёж»
«Белая овечка»
«Дары осени»
«Цветы»
«Сказочные герои»
Конструирование
«Строим дом»
«Гирлянды на елку»
«Елочные игрушки»
«Снежный ангел»
Лепка из пластилина:
«Яблоки в корзинке»
Животные Пермского
края
Домашние птицы
Панно на пластилиновой основе «Космос»
Лепка солёного теста:
«Божья коровка»
«Веточка яблони»
«Лощарик» игрушка из
шариков

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4.
4.1
4.2
4.3
4.4

4.5
4.6
4.7

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
2
14
5
9
2
2
2
2
2
2
2
20

1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
7

1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
1
13

2
2
2
2
2
2

1
1
0,5
1
0,5
1

1
1
1,5
1
1,5
1

2
2
2
2
14
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5
4
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
10
1,5
1

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

Формы аттестации
контроля
наблюдение, опрос,
игры, викторины

наблюдение, опрос,
игры, викторины,
выставки творческих работ

наблюдение, опрос,
игры, викторины,
выставки

5.
5.1
5.2
5.3
6.

Ниточный дизайн
Закладка для книги
Предметные композиции
Сюжетные композиции
Итоговое занятие

20
2
8

6
1
2.5

13
1
6.5

10
2

2.5
1

6.5
1

Итог:

72

24

48

наблюдение, опрос,
игры

Выставка творческих работ

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с различными видами декоративно - прикладного творчества, с
художественными материалами, техниками рисования, аппликации и лепки.
2. Основы дизайна – цветоведение:
2.1.Основные цвета (2 ч.)
Теория: Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
цветными карандашами, акварельными красками, гуашью и кистями. Художественные материалы для рисования. Основные цвета (жёлтый, синий,
красный).
Практика: Организация рабочего места. Рисунок карандашом «Петушок»(линия, штрих тон),ровная штриховка цветными карандашами.
2.2. Составные цвета (2 ч.)
Теория: Составные цвета (зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Практика: Организация рабочего места. Смешение красок: жёлтый +
синий = зелёный; жёлтый + красный = оранжевый; синий + красный = фиолетовый; жёлтый + красный + синий = коричневый. Приёмы рисования акварельными красками. Рисунок «Осенние листья».
2.3. Цветовой спектр (2 ч.)
Теория: Живописные художественные выразительные средства (цвет,
мазок, линия, пятно). Цветовой спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Практика: Организация рабочего места. Упражнение на выполнение
мазков, линий, пятен. Рисунок «Радуга».
2.4. Теплый цвет (2 ч.)
Теория: Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый светло-зелёный.
Натюрморт. Садовые цветы.
Практика: Организация рабочего места. Набросок простым карандашом. Рисунок «Букет цветов».
2.5. Холодный цвет (2 ч.).
Теория: Холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый, тёмно-зелёный.
Пейзаж.
Практика: Организация рабочего места. Приёмы рисования гуашью.
Рисунок «Зима».
2.6. Ахроматические цвета (2 ч.)

Теория: Ахроматические цвета: чёрный, серый, белый. Части суток.
Практика: Организация рабочего места. Рисунок «Чёрной ночью».
2.7. Хроматические цвета (2 ч.)
Теория: Хроматические цвета- все цвета кроме чёрного, серого, белого.
Времена года. Пейзаж.
Практика: Организация рабочего места. Рисунок «Золотая осень». Выполнение работы с целью выявления приобретённых знаний, умений и навыков(приложения: таблица №1).
3. Аппликация и конструирование
3.1. «Фрукты»(2 ч.)
Теория: Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
ножницами и клеем. Экономное использование материала. Виды бумаги, её
свойства. Овощи и фрукты.
Практика: Организация рабочего места. Мозаичная аппликация «Груша».
3.2. «Ёж» (2 ч.)
Теория: Дикие животные Пермского края.
Практика: Организация рабочего места. Аппликация из мятой бумаги
«Ёж».
3.3. «Белая овечка»(2 ч.)
Теория: Домашние животные.
Практика: Организация рабочего места. Аппликация из салфеток «Белая овечка».
3.4.«Дары осени»(2 ч.)
Теория: Растения Пермского края. Натюрморт.
Практика: Организация рабочего места. Силуэтная аппликация«Дары
осени», использование шаблонов (грибов, овощей, ягод, посуды).
3.5. «Цветы»(2 ч.)
Теория: Цвет и его оттенки. Полевые цветы Пермского
края.Натюрморт.
Практика: Организация рабочего места. Аппликация с элементами из
гофрированной бумаги «Ваза с цветами»
3.6. «Сказочные герои»(2 ч.)
Теория: Геометрические фигуры. Герои сказок.
Практика: Организация рабочего места. Аппликация «Сказочные герои», моделирование из кругов.
Конструирование
3.7«Гирлянды на елку»(2 ч.)
Теория: Зима в картинах русских художников.
Практика: Организация рабочего места. Конструирование «Гирлянды
на елку».
3.8.«Елочные игрушки»(2 ч.)
Теория: Новогодние традиции.
Практика: Организация рабочего места. Конструирование объёмных
ёлочных игрушек с использованием шаблонов.

3.9.«Снежный ангел»(2 ч.)
Теория: Геометрические фигуры.
Практика: Организация рабочего места. Конструирование «Снежный
ангел».
3.10. «Строим дом»(2 ч.)
Теория: Геометрические тела. Архитектура.
Практика: Организация рабочего места. Конструирование объёмного
дома из развёртки. Оформление дома.
Выполнение работы с целью выявления приобретённых знаний умений
и навыков (приложения: таблица №2).
4. Лепка из пластилина
4.1 «Яблоки в корзинке» (2 ч.)
Теория: Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
пластилином и стеками. Пластилин и его свойства.
Практика: Организация рабочего места. Лепка «Яблоки в корзинке»,
корзина выполняется в технике спиральной, лепка из жгутов.
4.2 Животные Пермского края (2 ч.)
Теория: Животные Пермского края.
Практика: Организация рабочего места. Лепка диких животных.
4.3 Домашние птицы
Теория: Домашние птицы
Практика: Организация рабочего места. Лепка домашних птиц.
4.4 Панно на пластилиновой основе «Космос» (2 ч.)
Теория: Космос
Практика: Организация рабочего места. Панно на пластилиновой основе «Космос»
Лепка из солёного теста
4.5 «Божья коровка» (2 ч.)
Теория: Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
солёным тестом и стеками. Солёное тесто и его свойства. Насекомые, живущие в Пермском крае.
Практика: Организация рабочего места. Лепка «Божья коровка»
4.6«Веточка яблони» (2 ч.)
Теория: Барельеф. Фрукты, растущие в Пермском крае.
Практика: Организация рабочего места. Лепка барельефа «Веточка яблони».
4.7 Лошарик- игрушка из шариков (2 ч.)
Теория: Сказка «Лошарик».
Практика: Организация рабочего места. Лепка Лошарика- игрушки из
шариков. Выполнение работы с целью выявления приобретённых знаний,
умений и навыков (приложения: таблица №3).
5. Ниточный дизайн
5.1.Закладка для книги (2 ч.)
Теория: Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
иглой и ножницами. Вышивка – вид декоративно-прикладного творчества

Практика: Организация рабочего места. Выполнение
5.2.Предметные композиции (8 ч.)
Теория:
Практика: Организация рабочего места.
5.3.Сюжетные композиции (10 ч.)
Теория:
Практика: Организация рабочего места. Вышивка. Выполнение работы с целью выявления приобретённых знаний, умений и навыков (приложения: таблица №4).
6. Итоговое занятие (2 ч.)
Практика: Выставка творческих работ обучающихся. Подведение итогов,
награждение.
1.4. Планируемые результаты
По итогам реализации программы, обучающиеся будут знать:
-виды декоративно-прикладного творчества;
- правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
- что такое цветоведение;
- последовательность ведения рисунка;
- свойства бумаги и приёмы работы с ней (вырезание, сгибание и т.д.);
- последовательность выполнения аппликации;
-свойства пластилина и солёного теста, приёмы работы (скатывание,
раскатывание и т.д.)
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
У обучающихся будут развиты и сформированы:
- волевые качества: терпение, ответственность, усидчивость, настойчивость в достижении цели; самостоятельность, аккуратность;
- развиты личностные качества: внимание, память, мелкая моторика
пальцев рук, мышление, пространственное воображение;
- уважительное отношение к результатам своего труда и труда окружающих;
- чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

май

июнь

июль

август

52

51

50

49

48

47

2

46

2

45

2

44

2

43

2

42

2

41

2

40

2

39

2

38

2

37

2

36/
72
2

34

2

2

33

2

36

32

2

35

31

2

2

30

2

29

2

28

2

27

2

26

16

2

25

15

2

24

14

2

23

13

2

22

12

2

21

11

2

20

10

2

19

9

2

18

8

2

2

7

2

17

6

2

2

5

группы
4

2

практика

апрель

теория

март

48

февраль

24

январь

Всегоучебных.недель /час

декабрь

3

№

ноябрь

2

Обучения

октябрь

1

1 год обучения

№ недели

Год

сентябрь

Всего часов
по программе

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Креатив»
на 2022-2023 учебный год
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. № 41.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: столы и стулья для обучающихся и педагога. Доска, шкафы и стеллажи для хранения дидактических
пособий, учебных материалов и т.п.
3. Информационное обеспечение представлено в виде:
– профессиональной и дополнительной литературы для педагога, обучающихся, родителей;
– методического сопровождения для педагога, комплект фотоматериалов.
4. Перечень дидактических материалов.
Для качественного изучения программы используются учебные пособия,
наглядные пособия, методические разработки, образцы изделий.
5. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий данную адаптированную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н,
иметь знания в области декоративно-прикладного творчества и пройти обучение на курсах повышения квалификации по реализации адаптированных
дополнительных общеразвивающих программ для детей - инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья.
6. Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс
осуществляется на основе учебного плана адаптированной дополнительной
общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и
нормами.

2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов обучающихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется:
текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы,
раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме наблюдения, практических заданий, опросов, викторины. Результаты фиксируются
в оценочном листе и в таблице (Приложения);
итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе в конце учебного
года и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за
весь период обучения. Форма аттестации: выставка творческих работ. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Метапредметные и личностные результаты обучающихся измеряются в
конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в
Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия обучающихся в конкурсах, выставках.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации программы предполагает фиксацию предметных, метапредметных и личностных результатов по
уровням: высокий, средний, низкий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые

Низкий

Средний

Высокий

параметры
Теоретическая подготовка
Владение теоретическими знаниями
Владение понятиями и терминами

Учащийся владеет
менее чем 50%
объема знаний,
предусмотренного
программой.
Учащийся, как
правило, избегает
применять специальные термины.

Объем усвоенных знаний составляет 50-70%.

Учащийся освоил 70-100%
объема знаний, предусмотренных программой.

Учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

Специальные термины употребляет осознанно и в полном объеме в соответствии с
содержанием программы.

Практическая подготовка
Практические
навыки и умения.

Учащийся овладел
менее чем 50%
предусмотренных
программой уме-

Объем усвоенных навыков и
умений составляет 50-70%.

Учащийся овладел 70-100%
умений и навыков, предусмотренных программой.

Владение различными инструментами,
материалами

ний и навыков.
Учащийся испытывает серьезные
затруднения при
работе с различными инструментами, материалами
Требуется постоянное пояснение,помощь педагога при выполнении практического
задания

Работает с различными инструментами,
материалами с
помощью педагога.
Выполняет практическое задание
после объяснений, корректировки действий
педагога.

Работает с различными инструментами, материалами
самостоятельно, не испытывая особых затруднений.
Самостоятельно выполняет
практические задания, творческую работу без помощи
педагога.

Оценочный лист
№ п/п

1

Планируемые результаты освоения
программы

Метапредметные

2

3

4

Личностные

5

6

7

Предметные

Умение самостоятельно планировать
пути достижения целей.
Умение осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату.
Умение адекватно
воспринимать словесную оценку педагога.
Проявление чувства
коллективизма, товарищества и взаимопомощи.
Проявление
уважительного и бережного
отношения к результатам своего труда и
труда окружающих.
Проявление самостоятельности, усидчивости настойчивости в
достижении цели.
Владение теоретическими знаниями

Диагностический инструментарий

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Викторины,
опросы

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

Самооценка
обучающегося

8
9

10

11

Владение понятиями
и терминами
Практические навыки
и умения.
Владение различными
инструментами, материалами
Степень самостоятельности в создании
творческой работы по
образцу.

опрос
Наблюдение,
практические
задания
Анализ
выполненных
работ
Наблюдение

2.5. Методические материалы
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, для достижения
целей и задач используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
-наглядный практический,
- репродуктивный,
-коммуникативный;
-методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, неподкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается
детьми с нарушениями интеллекта, не запоминается ими, поэтому важно
сочетать эти методы.
Устное изложение нового материала сочетается с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляется частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности детей.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (упражнение, показ, подражание);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и обучающемуся быть
партнёрами в увлекательном творческом процессе;
- свободного выбора.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, учебнопознавательная игра, викторина, практическое занятие.
Педагогические технологии ориентированы на решение следующих задач: научить ребёнка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины
затруднений и уметь преодолевать их. Наиболее эффективными технологиями здесь представляются: личностно-ориентированные, технология сотрудничества, игровые, групповые, здоровьесберегающие.
Наиболее предпочтительными являются:
1)
Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В
их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.
На занятиях используются игры: обучающие, познавательные, развивающие, творческие, коммуникативные.
2)Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- «Не навреди!»
- принцип непрерывности, т. е. систематичности;
- индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
На занятиях с детьми с ОВЗ применяются здоровьесберегающие технологии:
-сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые игры, упражнения для глаз).
Алгоритм учебного занятия
Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в организации деятельности педагога и обучающихся. Основанием для выделения
этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена
видов
деятельности
обучающихся:
восприятие – осмысление –
запоминание – применение – обобщение.
Учебное занятие – последовательность следующих этапов:
1. Организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей.
4. Основной:
а) усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
б) первичная проверка знания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
в) закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
г) обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5. Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются виды устного опроса, вопросы и задания.
6. Итоговый.
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; проанализировать где и почему были допущены ошибки, как их
можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие
затруднения.
Методическое и дидактическое обеспечение программы.
Учебно-методический комплекс программы включает в себя следующий перечень пособий, средств обучения и диагностических материалов:
1) Шаблоны, схемы, образцы изделий.
2) Технологические карты, плакаты, таблицы, репродукции картин.
3) Гербарий.
4) Фотоматериалы по темам: «Животные Пермского края», «Растения
Пермского края», «Домашние птицы», «Декоративно-прикладное творчество».
5) Карточки по технике безопасности.
6) Викторины «Животные Пермского края», «Растения пермского
края».
7) Игры: по цветоведению, на развитие мелкой моторики рук, «Мир
растений», «Мир животных» и другие.

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об
опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе "Детская личность".
- М. НИИ семьи, 1997.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- М. «Просвещение», 1988
3. Гринкевич И.В.Ниточный дизайн.- М. «Просвещение»., 2007.
4. Левчинко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М., 2001.
5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим, как маги.
- Ярославль "Академия развития"., 1998.
6. Пантелеева Г.Н., Максимова Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративно искусство - детям.- М., 1976.
7. Сокольникова Н.С. Краткий словарь художественных терминов.
- Обнинск "Титул"1996.
8. Сокольникова Н.С. Основы живописи.- Обнинск "Титул", 1996
9. Урантаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М. "Просвещение", 1995.
10. Черныш И. Удивительная бумага Основы художественного ремесла.- М. "АСТ-ПРЕСС"., 1998.
11. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред.
Т.В. Антоновой. - М., 2009.
12. Энциклопедический словарь.Русские художники.- М., "ТЕРРА",
1997.
13. Энциклопедический словарь живописи. Под ред. Мишеля Лаклотта.
- М., "ТЕРРА", 1997.
Литература для обучающихся и родителей
1. Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1 - 4 классах.
- Тула «Арктоус», 1997
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 класс частъ первая. - М. "Дрофа", 2000.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе.1 -2 класс часть вторая.- М. "Дрофа", 2000.
4. Марина 3. Лепим из пластилина. - С. - П. "Кристалл", 1997.
5. Неменская Л.А. Искусство и ты. - М. "Просвещение", 2004.
6. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла.
- М. "АСТ-ПРЕСС", 1997.
Интернет - ресурсы:
www.wikipedia.ru
www.portalus.ru
www.webcommunity.tu

Уровень умений и навыков:

низкий -

я

средний -

высокий -

Оригинальность
замысла

Аккуратность

Координация
движения

Составления
сюжетной
композиции

Заливка

Умение рисовать
красками
Контурный
рисунок

Ф. И. обучающегося

Штриховка

№
п/п

Контурный
рисунок

Умение рисовать
карандашом

Самостоятельность

Приложения
Проверка умений и навыков.
Таблица №1. Тема: Цветоведение

№
п/п
Ф. И. обучающегося

Уровень умений и навыков:
низкий я

средний высокий -

Оригинальность
замысла

Аккуратность

Самостоятельность

Составления
сюжетной
композиции

Оригами

Конструирование
объёмных изделий

Аппликация
обрывным
способом

Умение работать
ножницами

Проверка умений и навыков.
Таблица №2. Тема: Аппликация и конструирование

Уровень умений и навыков:

низкий -

я

средний -

высокий -

Оригинальность
замысла

Аккуратность

Самостоятельность

Составления
сюжетной
композиции

Комбинированный
способ лепки

Барельеф из
пластилина

Ф. И. обучающегося

Размазывание
по основе

№
п/п

Раскатывание

Приёмы лепки из
пластилина

Спиральная лепка

Проверка умений и навыков.
Таблица №3. Тема: Лепка из пластилина и солёного теста

№
п/п
Ф. И. обучающегося

Уровень умений и навыков:
низкий я

средний высокий -

Аккуратность

Самостоятельность

Соблюдение
техники
безопасности

Шов
«назад иголку»

Шов
«вперёд иголку»

Закреплению нитки
в начале и в конце
работы

Проверка умений и навыков.
Таблица №4. Тема: Ниточный дизайн


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».