Дополнительная общеразвивающая программа Робоквантум

Содержание программы
№
раздела

Наименование раздела

1.1

Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи программы

1.3

Содержание программы

1.4

Планируемые результаты

1

2

Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

2.2

Условия реализации программы.

2.3

Формы аттестации

2.4

Оценочные материалы

2.5

Методические материалы

2.6

Список литературы для педагога

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Современный период развития общества характеризуется масштабными
изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр
социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию
не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями.
Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников
обладает подготовка в области робототехники.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робоквантум» (далее – программа) относится к программам технической
направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей,
формирование начальных технических знаний, умений и навыков, а также
овладение soft и hard компетенциями.
Направленность программы – техническая.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов
и методических рекомендаций:
- Федерального Закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012;
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(Приказ
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242);
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (постановление главного
санитарного врача РФ от 04.07.2014);
- Устава МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества
на технически грамотных специалистов в области робототехники,
максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного
возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной

форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов;
реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного
оборудования.
Новизну программы обеспечивает использование современных
педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и
способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать,
создавать и моделировать различные объекты и системы из области
робототехники, машинного обучения и компьютерных наук.
Практическая значимость программы.
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глобальными
изменениями во всех областях человеческой жизни. Дополнительное
образование обладает большим потенциалом в развитии и подготовке
личности ребенка к самоопределению и самореализации в этих условиях.
Введение
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Робоквантум» в образовательное пространство МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
меняет картину восприятия обучающимися технических дисциплин,
переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение
детьми
на
практике
теоретических
знаний,
полученных
в
общеобразовательной школе на предметах и полученных в дополнительно
образовании знаний области математики, физики, окружающего мира,
технологии, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет
полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле.
Стремительный прогресс радиоэлектроники во всем мире – особенно в
таких областях, как: роботостроение, радиоуправление, компьютерные
технологии, делают необходимым создание современной образовательной
программы по обучению детей этим областям знаний.
Особенностью данной программы является использование современных
методов и технологий в обучении, а именно – кейс-метода и командной
проектной деятельности, различных методов гибких техник ведения
проектов. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации,
подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения
учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в
соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод)
обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что
усвоение знаний и формирование умений и навыков есть результат активной
самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же
приближены к реальной ситуации. Кейс-технология объединяет в себе
одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников,
что позволяет заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, раскрыть его
творческие способности.

Программа
«Робоквантум»
направлена
на: содействие процессу
совершенствования
системы
профориентации
и
подготовки
квалифицированных
инженерно-технических
кадров
для
высокотехнологичных и инновационных отраслей; внедрение в молодежную
среду представлений об инженерно-техническом творчестве как о
престижной сфере деятельности, способствующей эффективной реализации
личностных жизненных стратегий; формирование устойчивого интереса
молодежи к инженерно-техническому творчеству; создание условий для
мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для
возможного продолжения учёбы в ВУЗах и последующей работы на
предприятиях по специальностям, связанных с робототехникой.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические
условия:
 формирование и поддержка положительной самооценки у детей,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и
индивидуальным особенностям;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в современных для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
− Принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы ребёнок
усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность,
составляющие основу соответствующих научных понятий.
− Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной
организации мыслительной деятельности ребёнка. Наглядность обеспечивает
понимание, прочное запоминание.
− Принцип доступности, учёта возрастных и индивидуальных
особенностей детей в процессе обучения по программе. Предполагает
соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей. Переходить от лёгкого к трудному, от
известного к неизвестному. Но доступность не отождествляется с лёгкостью.
Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьёзных
усилий, что приводит к развитию личности.
− Принцип осознания процесса обучения. Данный принцип
предполагает необходимость развития у ребёнка рефлексивной позиции: как
я узнал новое, как думал раньше. Если ребёнок видит свои достижения, это

укрепляет в нём веру в собственные возможности, побуждает к новым
усилиям. И если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не
получается, то он делает первый шаг на пути к самовоспитанию.
− Принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность
педагога, как правило, носит воспитывающий характер. Содержание
обучения, формы его организации, методы и средства оказывают влияние на
формирование личности в целом.
Программа
предусматривает
использование
фронтальной,
индивидуальной и групповой форм организации образовательного процесса:
 фронтальная форма – для изучения нового материала, информация
подаётся всей группе до 12 человек;
 индивидуальная форма – самостоятельная работа учащихся, педагог
может направлять процесс в нужную сторону;
 групповая форма помогает педагогу сплотить группу общим делом,
способствует качественному выполнению задания, для реализации проектной
деятельности в малых группах (3-5 человек);
Адресатом программы являются учащиеся 10-18 лет, желающие
познакомиться с современным высокотехнологичным
оборудованием
и
замотивированные на овладение техническими навыками в области
инженерии, а также раскрытие своих технических способностей.
Необходимость предварительной подготовки не предусматривается.
Срок реализации программы составляет 3 года обучения с общим
объемом 144 часа в год для вводного, углубленного и проектного модулей.
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Программный материал углубленного модуля является продолжением
вводного модуля, материал проектного модуля – продолжением базового.
Объем изучаемого материала и модулей определяется учащимся
самостоятельно. Минимальный объем – 1 год обучения (вводный модуль).
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два
академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями
составляет 10 минут.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих
вирусных заболеваний обучение проводится с применением электронного
обучения и технологий дистанционного обучения согласно учебнотематическому плану программы в соответствии с Положением об
электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ
«Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: развитие научно-технических способностей и формирование у
обучающихся
инженерного
мышления
в
процессе
освоения
робототехнических устройств.
Задачи:

Soft skills

способствовать формированию умений и навыков концентрации
внимания;

развивать навыки командной работы;

способствовать развитию коммуникативных умений: излагать
мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений;

сформировать умения оценивать и презентовать результаты
совместной или индивидуальной деятельности в процессе создания и
презентации проектов;

сформировать и развивать навыки публичного выступления;
– способствовать формированию умения оценивать получившийся
творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять
по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла;
– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при
решении учебных проблем;
– содействовать формированию адекватной самооценки, способности
выражать свое мнение в процессе сотрудничества;
– способствовать развитию творческой активности, потребности к
созданию нового;
– способствовать формированию умения планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
выполнения;
– развить умение осуществлять информационный поиск, сбор
информации из различных информационных источников.
Hard skills

знание основ робототехники и промышленной робототехники;

владение базовыми навыками моделирования, программирования
и конструирования;

изучение приемов и технологий разработки алгоритмов и систем
управления роботов;

изучение принципов работы, построения и управления
механизмами;

формирование технической грамотности и навыков владения
технической терминологией;
 сформировать знания о правилах безопасного поведения при работе с
компьютером, материалами и деталями, необходимыми для
конструирования робототехнических моделей;
 сформировать навыки проектирования.
Личностные результаты:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование
универсальных
способов
мыслительной
деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции).

№
п/п
1.

2.

1.3. Содержание программы вводного модуля (первый год обучения)
Учебный план вводного модуля
Наименование
раздела/ темы

Введение в образовательную
программу. Техника
безопасности при работе с
конструктором
LegoMindstormsEV3,
ноутбуком.
Кейс 1: Приводная
платформа

Количество часов учебных
занятий
всего
теория
практика
2
2
-

Формы
аттестации

Педагогическое
наблюдение

24

6

18

Демонстрация
решений кейса
Демонстрация
решений кейса
Демонстрация
решений кейса
Промежуточная
аттестация
Демонстрация
решений кейса

3.

Кейс 2: Робот-чертежник

20

4

16

4.

Кейс 3: Робот-уборщик

24

6

18

5.

СУМО роботов

10

2

8

6.

Кейс 4: Робот «Домашний
питомец»

24

6

18

7.

Кейс 5: Робот «Домашний
кассир»

16

2

14

Демонстрация
решений кейса

8.

Итоговый
проект

24

4

20

Демонстрация и
защита проекта

Итого:

144

32

112

Содержание учебного плана вводного модуля
Введение в образовательную программу (2 ч.)
Теория: Значение техники в жизни человека. Рассказ о развитии
робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео
роликов о роботах и роботостроении. Правила поведения на занятиях и во
время перерыва. Инструктаж по технике безопасности при работе с
конструктором Lego MindstormsEV3, ноутбуком.
Кейс 1: Приводная платформа (24 ч.)
Цель кейса: формирование у обучающихся понимания принципов
работы с робототехническим образовательным конструктором.
Содержание кейса: Название деталей. Основные принципы
конструирования. Знакомство со средой программирования. Знакомство со
средой программирования, изучение команд, задающих движение роботу.
Палитры программирования и программные блоки. Прямолинейное
движение, повороты, разворот на месте, остановка. Знакомство с блоками
программирования Mindstorms EV3, EV3 Classroom, кнопки запуска
программы, включения, выключения микроконтроллера, выбора программы.
Порты входа и выхода. Освоение базовых возможностей конструктора и
основных функций ПО. Результатом работы является робот, выполняющий
линейные программы.
Этапы реализации кейса:
1) Общие определения робототехники и программирования
микроконтроллеров;
2) Знакомство с составом конструктора;
3) Постановка задачи и сбора приводной платформы;
4) Знакомство со средой программирования MindstormsEV3, EV3
Classroom.
Артефакт: Приводная платформа, выполняющая линейные программы.
Кейс 2: Робот-чертежник (20 ч.)
Цель кейса: Изучение работы гироскопического датчика. Исследование
с помощью использования гироскопического датчика рабочего пространства
робота. Научиться точным движениям и перемещениям по гироскопу.
Содержание кейса: Название деталей. Основные принципы
конструирования. Движение по прямой, по кривой. Расчет количества
градусов вращения мотора для поворота робота на заданный угол и проезда
на заданное расстояние. Механизм опускания/подъема маркера на среднем
моторе EV3. Результатом является робот, который предназначен для
построения разных рисунков и чертежей на ровной поверхности с помощью
маркера (фломастера).
Этапы реализации кейса:
1) Знакомство с гироскопическим датчиком.

2) Сборка робототехнической модели.
3) Составление алгоритма программы.
4) Написание кода программы согласно алгоритму.
5) Апробация результатов и исправление недочетов.
6) Рефлексия, обсуждение результатов.
Проблемная ситуация: Необходимо создать робота, который за
минимальное время проедет по полю, начертив рисунок с помощью
закрепленного маркера. Можно использовать два способа программирования
поворотов. Первый – указать точное значение в градусах или оборотах в
соответствующем блоке для поворота на заданный угол. Второй –
подключить гироскопический датчик и производить поворот по его
показаниям.
Soft skills:
· умение взаимодействовать в команде;
· нацеленность на результат;
· после окончательного принятия решения и его внедрения, анализ его
последствия;
· умение находить, анализировать и использовать релевантную
информацию;
· формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, постановка
вопросов;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Hard skills:
· конструирование;
· программирование – составление параллельных задач
· создание блок-схем для составленных алгоритмов.
Оборудование
· робототехнический комплект
· поле
· ноутбук
Ограничения
· максимальные размеры робота 250*250*250 мм
· количество используемых датчиков цвета: не более 2-х для одного
робота.
Развитие. Как можно улучшить конструкцию? Какие еще задачи можно
решить используя робота-чертежника? Как вы считаете, можно ли
использовать данного робота на дорогах? Если да, то чем он будет полезен?
Артефакт: Робот-чертежник, запрограммированный на
точные
перемещения, а также при помощи гироскопа.
Кейс 3: Робот-уборщик (24 ч.)
Цель кейса: Исследование различных видов мобильных роботов,
выявление наиболее подходящей платформы.

Содержание кейса: Передача, виды передач. Постановка проблемной
ситуации. Основные принципы конструирования. Принципы работы датчика
касания, сервопривода, ультразвуковых и инфракрасных датчиков, датчика
цвета. Анализ данных, полученных с датчиков. Базовые блоки программы.
Этапы реализации кейса:
1) Знакомство с понятием передача, виды передач.
2) Разработка конструкции робота.
3) Знакомство с датчиками, необходимыми для создания
робототехнической модели.
4) Исследование и сравнительный анализ различных конструкций.
5) Апробация результатов и исправление недочетов.
6) Рефлексия и обсуждение результатов кейса.
Артефакт: Робот-уборщик. В зависимости от поставленной задачи
робототехническая модель может быть оснащена как одним, так и
несколькими датчиками, возможна дополнительная установка среднего
мотора.
СУМО роботов (10 ч.)
Теория (2 ч.): Повторение пройденного материала.
Практика (8 ч.): Сборка робота согласно регламенту соревнований.
Программирование, состязание роботов.
Кейс 4: Робот «Домашний питомец» (24 ч.)
Цель кейса: Изучение управляемых роботов, разработка модели,
взаимодействующей с человеком при помощи комбинаций датчиков.
Содержание кейса: Колесные, гусеничные и шагающие конструкции
(принципы построения, достоинства и недостатки). Создание роботов,
взаимодействующих с человеком. Управление роботом при помощи
датчиков, алгоритмическая конструкция ветвления (переключатель),
параллельные задачи.
Этапы реализации кейса:
1) Знакомство с различными конструкциями роботов (робот-слон; роботщенок).
2) Разработка собственной робототехнической модели.
3) Исследование и сравнительный анализ.
4) Апробация результатов и исправление недочетов.
5) Рефлексия и обсуждение результатов работы кейса.
Артефакт: Робот «Домашний питомец». Данная модель может иметь
абсолютно любой механизм движения. Количество моторов и датчиков не
ограничено.
Кейс 5: Робот «Домашний кассир»(16ч.)
Цель кейса: Изучение красной палитры блоков: переменные, сравнение,
математика, диапазон, логика.

Содержание кейса: Создание робота для счета денежных купюр,
оснащенного транспортерной лентой. Программирование робототехнической
модели.
Этапы реализации кейса:
1) Знакомство и сборка устройства счетчика денег.
2) Изучение красной палитры блоков программирования.
3) Разработка программы для робототехнической модели.
4) Исследование и сравнительный анализ.
5) Апробация результатов и исправление недочетов.
6) Рефлексия и обсуждение результатов работы кейса.
Артефакт: Робот «Домашний кассир».
Итоговый проект (24 ч.)
Теория: Для формирования проекта необходимо:
1) Цель – ради чего?
2) Идея – что именно делаем?
3) Определение целевой аудитории – для кого?
4) Постановка задач и формулировка требований к продукту.
5) Определение времени окончания проекта (в данном случае 24 час.)
Практика: выполнение и защита проекта.
Планируемые результаты вводного модуля
В результате освоения модуля, обучающиеся:
будут знать:
- основные приемы сборки из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3;
- основные приемы программирования робототехнических устройств на
языках LabVIEW, Scratch;
- основы конструирования и проектирования;
- правила безопасного поведения при работе с компьютером,
материалами
и
деталями,
необходимыми
для
конструирования
робототехнических моделей; будут уметь:
- конструировать роботов из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3;
- программировать робототехнические устройства на языках LabVIEW,
Scratch;
- применять правила безопасного поведения при работе с компьютером,
материалами
и
деталями,
необходимыми
для
конструирования
робототехнических моделей.
будут владеть:
- знаниями о робототехнике, ее значении в жизни человека, о
профессиях, связанных с изобретением и производством технических
средств;
- навыками проектирования;
- основными навыками конструирования;
- знаниями о правилах безопасного поведения при работе с
компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования

робототехнических моделей.
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- умению оценивать получившийся творческий продукт и соотносить его
с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо
продукта, либо замысла;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при
решении учебных проблем;
-дисциплинированности, внимательности, аккуратности и упорству в
работе; -уважать окружающих
- уметь слушать и слышать партнера, признавать право на собственное
мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников,
эмоционально-позитивному отношению к процессу сотрудничества;
-ценностному отношению к собственному труду, труду других людей и
его результатам;
будут сформированы:
- творческая активность, потребность к созданию нового;
- умения планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- адекватная самооценка, способность выражать свое мнение в процессе
сотрудничества;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из
различных информационных источников;
- познавательные интересы и творческие способности;
- навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Все
гоу
чеб
н.н
ед.
/ча
с

4

4

4

2

2

4

4

4

52

4

51

4

50

4

49

4

48

4

47

39

4

46

38

4

45

37

4

44

36

4

43

35

4

42

34

4

41

33

4

40

32

4

31

4

30

17

4

29

16

4

28

15

4

27

14

4

26

13

4

25

12

4

24

11

4

23

10

4

22

9

4

21

8

4

20

7

4

19

6

4

18

5

4

36/
144
35

Группа №1

4

4

обучениобучения

3

№
2

4

Всег
о
часо
в по
прог
рам
ме

теория

январь

36/
144

3 год обучения
(проектнырй модуль)

36/
144

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

практик
а

декабрь

группы

ноябрь

1

обучения/ндели

октябрь

2 год обучения
(базовый модуль)

1 год обучения
(вводный модуль)

Год

сентябрь

109

2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Робоквантум»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий
Учреждения.

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся
учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель
соответствуют возрасту обучающихся.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: столы и стулья для
учащихся и педагога, шкафы, стеллажи для хранения конструктора, столы
для соревнований.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
Базовый набор – 11 штук. В комплект поставки входят: детали
конструктора, программный блок (модуль EV3 служит центром управления и
энергетической станцией для робота), датчики – цвета, касания,
ультразвуковой, гироскопический, 2 больших мотора, и 1 средний мотор.
Дополнительно приобретены датчики: ультразвуковой 8 штук,
гироскопический 8 штук, цвета 8 штук, касания 8 штук, ИК маяк 8 штук, ИК
датчик 8 штук; микрокомпьютер 4 штуки, зарядное устройство 11 штук,
ресурсные наборы – 11 штук. Класс оснащен столами для проведения
занятий, полями для соревнований, тумбами для хранения комплектов – 2
штуки, ноутбуками – 22 штуки.
4. Перечень технических средств обучения: ноутбуки, мультимедиапроектор, интерактивная доска, колонки, компьютер для педагога.
5. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную
дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», утвержденному Приказом Минтруда России от 22.09.2021 №
652н.
6. Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс
осуществляется
на
основе
учебного
плана,
дополнительной
общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий.
Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и
нормами.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов, учащихся на протяжении
всего процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы,
раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме:

наблюдения, практических заданий, презентации результатов кейса,
коллективного анализа, тестирования, демонстрации готового продукта.
Промежуточная аттестация – проводится в конце каждого учебного
полугодия (декабрь, май) по изученным темам для выявления уровня
освоения содержания программы и своевременной коррекции учебновоспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, презентация
проектов, кейсов.
Результаты фиксируются в оценочном листе.
Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеразвивающей программе и позволяет оценить уровень
результативности освоения программы за весь период обучения. Форма
аттестации: защита и демонстрация итогового проекта. Результаты также
фиксируются в оценочном листе.
Метапредметные и личностные результаты обучающихся измеряются в
конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных
листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в
Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется
результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации программы
предполагает фиксацию предметных, метапредметных и личностных
результатов по уровням: высокий, средний, низкий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
параметры

Низкий

Средний

Теоретическая подготовка
Владение
Учащийся владеет
Объем усвоенных
теоретическими
менее чем 50%
знаний составляет
знаниями
объема знаний,
50-70%.
предусмотренных
программой.
Владение понятиями Учащийся, как
Учащийся сочетает
и терминами
правило, избегает
специальную
применять
терминологию с
специальные
бытовой.
термины.

Практические
навыки и умения.

Практическая подготовка
Учащийся овладел
Объем усвоенных
менее чем 50%
навыков и умений
предусмотренных
составляет 50-70%.

Высокий
Учащийся освоил
70-100% объема
знаний,
предусмотренных
программой.
Специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием
программы.
Учащийся овладел
70-100% умений и
навыков,

Владение
специальным
оборудованием.

№ п/п

1

2

3

4

программой умений
и навыков.
Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием.
Требуется
постоянное
пояснение педагога
при изготовлении
модели

Работает с
оборудованием с
помощью педагога.

Выполняет работу
после объяснений
педагога.

Оценочный лист

Планируемые результаты освоения
программы

Метапредмет
ные

Умеет оценивать
получившийся
творческий продукт и
соотносить его с
изначальным
замыслом, выполнять
по необходимости
коррекцию либо
продукта, либо
замысла.
Умеет осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности и
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве при
решении учебных
проблем
Наличие адекватной
самооценки,
способности
выражать свое мнение
в процессе
сотрудничества;
Проявляет
творческую
активность,

Диагностиче
ский
инструмента
рий

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

предусмотренных
программой.
Работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывая особых
затруднений.
Самостоятельно
выполняет работу
без помощи
педагога.

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

Самоо
ценка
обуча
ющего
ся

5

6

7

Личностные

8

9

10

11

12
13

Предметные

потребность
к
созданию нового.
Умеет
планировать
собственную
деятельность
в
соответствии
с
поставленной задачей
и
условиями
ее
выполнения.
Умеет осуществлять
информационный
поиск, сбор
информации из
различных
информационных
источни
ков.
Соблюдает
дисциплину,
проявляет
внимательность,
аккуратность и
упорство в работе.
Проявляет уважение к
окружающим: умеет
слушать и слышать
партнёров, признавать
право на собственное
мнение, принимать
решения с учётом
позиции всех
участников.
Проявляет ценностное
отношение к
собственному труду,
труду других людей и
его результатам.
Владеет навыками
продуктивного
взаимодействия и
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми в разных
социальных
ситуациях.
Владение
теоретическими
знаниями
Владение понятиями
и терминами
Практические навыки
и умения.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Тестирование
Тестирование
Самостоятель
ный выбор

Владение
специальным
оборудованием.

14

методов
работы в
зависимости
от
поставленной
задачи
Умение
правильно
владеть
инструментам
ии
оборудование
м в процессе
работы

2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
проблемного изложения.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия,
учебная познавательная игра, мозговой штурм, практическое занятие.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации
образовательной программы:
№
п/п
1

Педагогические
технологии
Личностноориентированные

2

Сотрудничества

3

Игровые

4

Проблемного обучения

Характеристика
Ставят в центр образовательной деятельности
личность ребенка, обеспечение комфортных условий
для творческого развития обучающегося.
Реализуют равенство, партнерство в отношениях
педагога и ребенка, педагог и обучающийся
совместно вырабатывают цели, дают оценки,
находятся в состоянии сотворчества
Обучающиеся усваивают опыт, знания овладевают
умениями и навыками в соответствии с
поставленной целью посредством игровой
деятельности.
Предполагает систему проблемных задач различного
уровня сложности, в процессе решения которых
учащиеся овладевают новыми знаниями и способами
действия, а через это происходит формирование
творческих способностей: продуктивного
мышления, воображения, познавательной
мотивации, интеллектуальных эмоций.

5

6

7

8

9

Групповые

Предполагают:
1) Групповую работу.
2) Межгрупповую (группы выполняют разные задания
в рамках общей цели.
3) Звеньевую (бригадную).
4) Работу в парах.
Дифференцированный
Предполагает дифференциацию по возрасту, уровню
подход
развития творческих способностей; позволяет
осуществлять развивающее обучение с учетом
разного состава обучающихся
ИКТ-технологии
Предполагают овладение обучающимися способами
получения,
хранения
и
распространения
информации с помощью современных машин и
программных продуктов.
Здоровьесберегающие
Предполагает
проведение
физминуток,
проветривания, влажная уборка,
ограничение
времени при работе за компьютером.
Проектные технологии
Обучающиеся научились работать с различными
источниками
информации,
анализировать,
обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и
глубокое удовлетворение от своего труда.
В процессе коллективной работы у детей
сформировались
умения
сотрудничества,
сотворчества,
координации
действий
для
достижения лучшего результата.

Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
Организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное задание детям).
Основной
- усвоение новых знаний и способов действий
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых

знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют
познавательную деятельность детей.
- первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием
- закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и
результатом урока; проанализировать, где и почему были допущены ошибки,
как их можно было исправить, проговорить способы решения действий,
вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся;
проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
Программное обеспечение Mindstorms EV3.
Видеоматериалы сети Интернет.
Интернет-ресурсы mindstorms.com.

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang.
College House Enterprises, LLC, 2007.
2. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за
2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT».
3. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for
Engineering
Educational
Outreach,
Tufts
University,
http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopediabeta-21.html.
4.
LEGO
Technic
Tora
no
Maki,
ISOGAWA
Yoshihito,
Version
1.00
Isogawa
Studio,
Inc.,
2007,
http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
5. Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress,
2006.
6. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,
2010.
7. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский,
Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под
ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
8. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by
MartijnBoogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch
Press, 2007.
9. The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J.
Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.
Литература для обучающихся и родителей
1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за
2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT».
2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,
2010.
3. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский,
Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под
ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо,
2002.
Информационное обеспечение программы
интернет-ресурсы:
1. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
2. http://www.legoengineering.com/


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».