Содержание программы № раздела Наименование раздела 1.1 Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Планируемые результаты 1 2 Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы. 2.3 Формы аттестации 2.4 Оценочные материалы 2.5 Методические материалы 2.6 Список литературы для педагога Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Современный период развития общества характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а также овладение метапредметными компетенциями. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов школьников обладает подготовка в области робототехники. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робоквантум» (далее – программа) относится к программам технической направленности и предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний, умений и навыков, а также овладение soft и hard компетенциями. Направленность программы – техническая. Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: - Федерального Закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; - Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196); - методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); - СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014); - Устава МАУ ДО ДЮЦ «Каскад». Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования. Новизну программы обеспечивает использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники, машинного обучения и компьютерных наук. Практическая значимость программы. Современное общество характеризуется очень быстрыми и глобальными изменениями во всех областях человеческой жизни. Дополнительное образование обладает большим потенциалом в развитии и подготовке личности ребенка к самоопределению и самореализации в этих условиях. Введение дополнительной общеразвивающей программы «Робоквантум» в образовательное пространство МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» меняет картину восприятия обучающимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных в общеобразовательной школе на предметах и полученных в дополнительно образовании знаний области математики, физики, окружающего мира, технологии, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. Стремительный прогресс радиоэлектроники во всем мире – особенно в таких областях, как: роботостроение, радиоуправление, компьютерные технологии, делают необходимым создание современной образовательной программы по обучению детей этим областям знаний. Особенностью данной программы является использование современных методов и технологий в обучении, а именно – кейс-метода и командной проектной деятельности, различных методов гибких техник ведения проектов. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений и навыков есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, что позволяет заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, раскрыть его творческие способности. Программа «Робоквантум» направлена на: содействие процессу совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных и инновационных отраслей; внедрение в молодежную среду представлений об инженерно-техническом творчестве как о престижной сфере деятельности, способствующей эффективной реализации личностных жизненных стратегий; формирование устойчивого интереса молодежи к инженерно-техническому творчеству; создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учёбы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанных с робототехникой. Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия: формирование и поддержка положительной самооценки у детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в современных для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Образовательный процесс строится на следующих принципах: − Принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу соответствующих научных понятий. − Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. − Принцип доступности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения по программе. Предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Переходить от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Но доступность не отождествляется с лёгкостью. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьёзных усилий, что приводит к развитию личности. − Принцип осознания процесса обучения. Данный принцип предполагает необходимость развития у ребёнка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как думал раньше. Если ребёнок видит свои достижения, это укрепляет в нём веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, то он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. − Принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность педагога, как правило, носит воспитывающий характер. Содержание обучения, формы его организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в целом. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации образовательного процесса: фронтальная форма – для изучения нового материала, информация подаётся всей группе до 12 человек; индивидуальная форма – самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять процесс в нужную сторону; групповая форма помогает педагогу сплотить группу общим делом, способствует качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах (3-5 человек); Адресатом программы являются учащиеся 10-18 лет, желающие познакомиться с современным высокотехнологичным оборудованием и замотивированные на овладение техническими навыками в области инженерии, а также раскрытие своих технических способностей. Необходимость предварительной подготовки не предусматривается. Срок реализации программы составляет 3 года обучения с общим объемом 144 часа в год для вводного, углубленного и проектного модулей. Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель. Программный материал углубленного модуля является продолжением вводного модуля, материал проектного модуля – продолжением базового. Объем изучаемого материала и модулей определяется учащимся самостоятельно. Минимальный объем – 1 год обучения (вводный модуль). Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями составляет 10 минут. Форма обучения: очная. В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится с применением электронного обучения и технологий дистанционного обучения согласно учебнотематическому плану программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад». 1.2. Цель и задачи программы: Цель: развитие научно-технических способностей и формирование у обучающихся инженерного мышления в процессе освоения робототехнических устройств. Задачи: Soft skills способствовать формированию умений и навыков концентрации внимания; развивать навыки командной работы; способствовать развитию коммуникативных умений: излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; сформировать умения оценивать и презентовать результаты совместной или индивидуальной деятельности в процессе создания и презентации проектов; сформировать и развивать навыки публичного выступления; – способствовать формированию умения оценивать получившийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла; – осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении учебных проблем; – содействовать формированию адекватной самооценки, способности выражать свое мнение в процессе сотрудничества; – способствовать развитию творческой активности, потребности к созданию нового; – способствовать формированию умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; – развить умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных информационных источников. Hard skills знание основ робототехники и промышленной робототехники; владение базовыми навыками моделирования, программирования и конструирования; изучение приемов и технологий разработки алгоритмов и систем управления роботов; изучение принципов работы, построения и управления механизмами; формирование технической грамотности и навыков владения технической терминологией; сформировать знания о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей; сформировать навыки проектирования. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). № п/п 1. 2. 1.3. Содержание программы вводного модуля (первый год обучения) Учебный план вводного модуля Наименование раздела/ темы Введение в образовательную программу. Техника безопасности при работе с конструктором LegoMindstormsEV3, ноутбуком. Кейс 1: Приводная платформа Количество часов учебных занятий всего теория практика 2 2 - Формы аттестации Педагогическое наблюдение 24 6 18 Демонстрация решений кейса Демонстрация решений кейса Демонстрация решений кейса Промежуточная аттестация Демонстрация решений кейса 3. Кейс 2: Робот-чертежник 20 4 16 4. Кейс 3: Робот-уборщик 24 6 18 5. СУМО роботов 10 2 8 6. Кейс 4: Робот «Домашний питомец» 24 6 18 7. Кейс 5: Робот «Домашний кассир» 16 2 14 Демонстрация решений кейса 8. Итоговый проект 24 4 20 Демонстрация и защита проекта Итого: 144 32 112 Содержание учебного плана вводного модуля Введение в образовательную программу (2 ч.) Теория: Значение техники в жизни человека. Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Инструктаж по технике безопасности при работе с конструктором Lego MindstormsEV3, ноутбуком. Кейс 1: Приводная платформа (24 ч.) Цель кейса: формирование у обучающихся понимания принципов работы с робототехническим образовательным конструктором. Содержание кейса: Название деталей. Основные принципы конструирования. Знакомство со средой программирования. Знакомство со средой программирования, изучение команд, задающих движение роботу. Палитры программирования и программные блоки. Прямолинейное движение, повороты, разворот на месте, остановка. Знакомство с блоками программирования Mindstorms EV3, EV3 Classroom, кнопки запуска программы, включения, выключения микроконтроллера, выбора программы. Порты входа и выхода. Освоение базовых возможностей конструктора и основных функций ПО. Результатом работы является робот, выполняющий линейные программы. Этапы реализации кейса: 1) Общие определения робототехники и программирования микроконтроллеров; 2) Знакомство с составом конструктора; 3) Постановка задачи и сбора приводной платформы; 4) Знакомство со средой программирования MindstormsEV3, EV3 Classroom. Артефакт: Приводная платформа, выполняющая линейные программы. Кейс 2: Робот-чертежник (20 ч.) Цель кейса: Изучение работы гироскопического датчика. Исследование с помощью использования гироскопического датчика рабочего пространства робота. Научиться точным движениям и перемещениям по гироскопу. Содержание кейса: Название деталей. Основные принципы конструирования. Движение по прямой, по кривой. Расчет количества градусов вращения мотора для поворота робота на заданный угол и проезда на заданное расстояние. Механизм опускания/подъема маркера на среднем моторе EV3. Результатом является робот, который предназначен для построения разных рисунков и чертежей на ровной поверхности с помощью маркера (фломастера). Этапы реализации кейса: 1) Знакомство с гироскопическим датчиком. 2) Сборка робототехнической модели. 3) Составление алгоритма программы. 4) Написание кода программы согласно алгоритму. 5) Апробация результатов и исправление недочетов. 6) Рефлексия, обсуждение результатов. Проблемная ситуация: Необходимо создать робота, который за минимальное время проедет по полю, начертив рисунок с помощью закрепленного маркера. Можно использовать два способа программирования поворотов. Первый – указать точное значение в градусах или оборотах в соответствующем блоке для поворота на заданный угол. Второй – подключить гироскопический датчик и производить поворот по его показаниям. Soft skills: · умение взаимодействовать в команде; · нацеленность на результат; · после окончательного принятия решения и его внедрения, анализ его последствия; · умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию; · формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, постановка вопросов; · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Hard skills: · конструирование; · программирование – составление параллельных задач · создание блок-схем для составленных алгоритмов. Оборудование · робототехнический комплект · поле · ноутбук Ограничения · максимальные размеры робота 250*250*250 мм · количество используемых датчиков цвета: не более 2-х для одного робота. Развитие. Как можно улучшить конструкцию? Какие еще задачи можно решить используя робота-чертежника? Как вы считаете, можно ли использовать данного робота на дорогах? Если да, то чем он будет полезен? Артефакт: Робот-чертежник, запрограммированный на точные перемещения, а также при помощи гироскопа. Кейс 3: Робот-уборщик (24 ч.) Цель кейса: Исследование различных видов мобильных роботов, выявление наиболее подходящей платформы. Содержание кейса: Передача, виды передач. Постановка проблемной ситуации. Основные принципы конструирования. Принципы работы датчика касания, сервопривода, ультразвуковых и инфракрасных датчиков, датчика цвета. Анализ данных, полученных с датчиков. Базовые блоки программы. Этапы реализации кейса: 1) Знакомство с понятием передача, виды передач. 2) Разработка конструкции робота. 3) Знакомство с датчиками, необходимыми для создания робототехнической модели. 4) Исследование и сравнительный анализ различных конструкций. 5) Апробация результатов и исправление недочетов. 6) Рефлексия и обсуждение результатов кейса. Артефакт: Робот-уборщик. В зависимости от поставленной задачи робототехническая модель может быть оснащена как одним, так и несколькими датчиками, возможна дополнительная установка среднего мотора. СУМО роботов (10 ч.) Теория (2 ч.): Повторение пройденного материала. Практика (8 ч.): Сборка робота согласно регламенту соревнований. Программирование, состязание роботов. Кейс 4: Робот «Домашний питомец» (24 ч.) Цель кейса: Изучение управляемых роботов, разработка модели, взаимодействующей с человеком при помощи комбинаций датчиков. Содержание кейса: Колесные, гусеничные и шагающие конструкции (принципы построения, достоинства и недостатки). Создание роботов, взаимодействующих с человеком. Управление роботом при помощи датчиков, алгоритмическая конструкция ветвления (переключатель), параллельные задачи. Этапы реализации кейса: 1) Знакомство с различными конструкциями роботов (робот-слон; роботщенок). 2) Разработка собственной робототехнической модели. 3) Исследование и сравнительный анализ. 4) Апробация результатов и исправление недочетов. 5) Рефлексия и обсуждение результатов работы кейса. Артефакт: Робот «Домашний питомец». Данная модель может иметь абсолютно любой механизм движения. Количество моторов и датчиков не ограничено. Кейс 5: Робот «Домашний кассир»(16ч.) Цель кейса: Изучение красной палитры блоков: переменные, сравнение, математика, диапазон, логика. Содержание кейса: Создание робота для счета денежных купюр, оснащенного транспортерной лентой. Программирование робототехнической модели. Этапы реализации кейса: 1) Знакомство и сборка устройства счетчика денег. 2) Изучение красной палитры блоков программирования. 3) Разработка программы для робототехнической модели. 4) Исследование и сравнительный анализ. 5) Апробация результатов и исправление недочетов. 6) Рефлексия и обсуждение результатов работы кейса. Артефакт: Робот «Домашний кассир». Итоговый проект (24 ч.) Теория: Для формирования проекта необходимо: 1) Цель – ради чего? 2) Идея – что именно делаем? 3) Определение целевой аудитории – для кого? 4) Постановка задач и формулировка требований к продукту. 5) Определение времени окончания проекта (в данном случае 24 час.) Практика: выполнение и защита проекта. Планируемые результаты вводного модуля В результате освоения модуля, обучающиеся: будут знать: - основные приемы сборки из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3; - основные приемы программирования робототехнических устройств на языках LabVIEW, Scratch; - основы конструирования и проектирования; - правила безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей; будут уметь: - конструировать роботов из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3; - программировать робототехнические устройства на языках LabVIEW, Scratch; - применять правила безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей. будут владеть: - знаниями о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств; - навыками проектирования; - основными навыками конструирования; - знаниями о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей. В результате освоения программы обучающиеся научатся: - умению оценивать получившийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении учебных проблем; -дисциплинированности, внимательности, аккуратности и упорству в работе; -уважать окружающих - уметь слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивному отношению к процессу сотрудничества; -ценностному отношению к собственному труду, труду других людей и его результатам; будут сформированы: - творческая активность, потребность к созданию нового; - умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; - адекватная самооценка, способность выражать свое мнение в процессе сотрудничества; - умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных информационных источников; - познавательные интересы и творческие способности; - навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. февраль март апрель май июнь июль август Все гоу чеб н.н ед. /ча с 4 4 4 2 2 4 4 4 52 4 51 4 50 4 49 4 48 4 47 39 4 46 38 4 45 37 4 44 36 4 43 35 4 42 34 4 41 33 4 40 32 4 31 4 30 17 4 29 16 4 28 15 4 27 14 4 26 13 4 25 12 4 24 11 4 23 10 4 22 9 4 21 8 4 20 7 4 19 6 4 18 5 4 36/ 144 35 Группа №1 4 4 обучениобучения 3 № 2 4 Всег о часо в по прог рам ме теория январь 36/ 144 3 год обучения (проектнырй модуль) 36/ 144 Каникулярный период, праздничные дни Ведение занятий по расписанию практик а декабрь группы ноябрь 1 обучения/ндели октябрь 2 год обучения (базовый модуль) 1 год обучения (вводный модуль) Год сентябрь 109 2.1.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Робоквантум» Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения. 2.2. Условия реализации программы 1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель соответствуют возрасту обучающихся. 2. Перечень оборудования учебного кабинета: столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы, стеллажи для хранения конструктора, столы для соревнований. 3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: Базовый набор – 11 штук. В комплект поставки входят: детали конструктора, программный блок (модуль EV3 служит центром управления и энергетической станцией для робота), датчики – цвета, касания, ультразвуковой, гироскопический, 2 больших мотора, и 1 средний мотор. Дополнительно приобретены датчики: ультразвуковой 8 штук, гироскопический 8 штук, цвета 8 штук, касания 8 штук, ИК маяк 8 штук, ИК датчик 8 штук; микрокомпьютер 4 штуки, зарядное устройство 11 штук, ресурсные наборы – 11 штук. Класс оснащен столами для проведения занятий, полями для соревнований, тумбами для хранения комплектов – 2 штуки, ноутбуками – 22 штуки. 4. Перечень технических средств обучения: ноутбуки, мультимедиапроектор, интерактивная доска, колонки, компьютер для педагога. 5. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н. 6. Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. 2.3. Формы аттестации Для отслеживания предметных результатов, учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляются: Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы, раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме: наблюдения, практических заданий, презентации результатов кейса, коллективного анализа, тестирования, демонстрации готового продукта. Промежуточная аттестация – проводится в конце каждого учебного полугодия (декабрь, май) по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебновоспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, презентация проектов, кейсов. Результаты фиксируются в оценочном листе. Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма аттестации: защита и демонстрация итогового проекта. Результаты также фиксируются в оценочном листе. Метапредметные и личностные результаты обучающихся измеряются в конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах. Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках. 2.4. Оценочные материалы Мониторинг отслеживания результатов реализации программы предполагает фиксацию предметных, метапредметных и личностных результатов по уровням: высокий, средний, низкий. Мониторинг результатов обучения Оцениваемые параметры Низкий Средний Теоретическая подготовка Владение Учащийся владеет Объем усвоенных теоретическими менее чем 50% знаний составляет знаниями объема знаний, 50-70%. предусмотренных программой. Владение понятиями Учащийся, как Учащийся сочетает и терминами правило, избегает специальную применять терминологию с специальные бытовой. термины. Практические навыки и умения. Практическая подготовка Учащийся овладел Объем усвоенных менее чем 50% навыков и умений предусмотренных составляет 50-70%. Высокий Учащийся освоил 70-100% объема знаний, предусмотренных программой. Специальные термины употребляет осознанно и в полном объеме в соответствии с содержанием программы. Учащийся овладел 70-100% умений и навыков, Владение специальным оборудованием. № п/п 1 2 3 4 программой умений и навыков. Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием. Требуется постоянное пояснение педагога при изготовлении модели Работает с оборудованием с помощью педагога. Выполняет работу после объяснений педагога. Оценочный лист Планируемые результаты освоения программы Метапредмет ные Умеет оценивать получившийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла. Умеет осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении учебных проблем Наличие адекватной самооценки, способности выражать свое мнение в процессе сотрудничества; Проявляет творческую активность, Диагностиче ский инструмента рий Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение предусмотренных программой. Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений. Самостоятельно выполняет работу без помощи педагога. Оценка педагога (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень) Самоо ценка обуча ющего ся 5 6 7 Личностные 8 9 10 11 12 13 Предметные потребность к созданию нового. Умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. Умеет осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных информационных источни ков. Соблюдает дисциплину, проявляет внимательность, аккуратность и упорство в работе. Проявляет уважение к окружающим: умеет слушать и слышать партнёров, признавать право на собственное мнение, принимать решения с учётом позиции всех участников. Проявляет ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Владеет навыками продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. Владение теоретическими знаниями Владение понятиями и терминами Практические навыки и умения. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Тестирование Тестирование Самостоятель ный выбор Владение специальным оборудованием. 14 методов работы в зависимости от поставленной задачи Умение правильно владеть инструментам ии оборудование м в процессе работы 2.5. Методические материалы Методическое обеспечение образовательной программы Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения. Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, групповая. Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, практическое занятие. Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации образовательной программы: № п/п 1 Педагогические технологии Личностноориентированные 2 Сотрудничества 3 Игровые 4 Проблемного обучения Характеристика Ставят в центр образовательной деятельности личность ребенка, обеспечение комфортных условий для творческого развития обучающегося. Реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка, педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, дают оценки, находятся в состоянии сотворчества Обучающиеся усваивают опыт, знания овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности. Предполагает систему проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. 5 6 7 8 9 Групповые Предполагают: 1) Групповую работу. 2) Межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели. 3) Звеньевую (бригадную). 4) Работу в парах. Дифференцированный Предполагает дифференциацию по возрасту, уровню подход развития творческих способностей; позволяет осуществлять развивающее обучение с учетом разного состава обучающихся ИКТ-технологии Предполагают овладение обучающимися способами получения, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Здоровьесберегающие Предполагает проведение физминуток, проветривания, влажная уборка, ограничение времени при работе за компьютером. Проектные технологии Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда. В процессе коллективной работы у детей сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата. Алгоритм учебного занятия Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов: Организационный Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Проверочный Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Основной - усвоение новых знаний и способов действий Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. - первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием - закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. - обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. Контрольный Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Итоговый Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; проанализировать, где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели. Методическое и дидактическое обеспечение программы Программное обеспечение Mindstorms EV3. Видеоматериалы сети Интернет. Интернет-ресурсы mindstorms.com. 2.6. Список литературы Литература для педагога 1. Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang. College House Enterprises, LLC, 2007. 2. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT». 3. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopediabeta-21.html. 4. LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio, Inc., 2007, http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/. 5. Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress, 2006. 6. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010. 7. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006. 8. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by MartijnBoogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007. 9. The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007. Литература для обучающихся и родителей 1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT». 2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010. 3. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006. 4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002. Информационное обеспечение программы интернет-ресурсы: 1. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/ 2. http://www.legoengineering.com/