Дополнительная общеразвивающая программа VR-квантум

Содержание
Наименование раздела

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3

Раздел №1
«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Цель и задачи
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения

1. Раздел «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Сегодня одним из самых перспективных направлений в сфере ITразработок является виртуальная и дополненная реальность. Интерес к этим
системам обусловлен появлением новых качеств, которые не удается реализовать ни на каком другом уровне.
В современных условиях технологии виртуальной, дополненной и
смешанной реальностей получают все большее распространение, что подтверждается расширением рынка устройств виртуальной и дополненной реальности, появлением специализированного программного обеспечения, а
также расширением круга решаемых задач с помощью технологий VR/AR.
Дополненная и виртуальная реальность сегодня широко применяется в
медицине, картографии и ГИС, проектировании и дизайне, медиаиндустрии,
промышленности, профессиональном обучении специалистов (пилот самолета, горноспасатель, машинист поезда и др.). Очень важную роль дополненная
и виртуальная реальности играют в области образования. С помощью данных технологий стало возможным изготавливать абсолютно новые учебные, интерактивные пособия, виртуальные стенды. При помощи данных
технологий возможно визуализировать любое понятие, а также просмотреть и исследовать его. Данные технологии поднимают образование на
совершенно новый качественный уровень.
Дополнительная общеразвивающая программа «VR/AR-квантум» (далее –
программа) приобщает учащихся к инженерно-техническим знаниям в
области инновационных технологий, содействует развитию технического
мышления.
Программа предусматривает знакомство учащихся с особенностями и
возможностями виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, 3Dсканирования и печати, среды Unity, с проектно-исследовательской деятельностью в области технологий виртуальной и дополненной реальности и информационными технологиями.
Направленность программы – техническая.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного са-

нитарного врача РФ от 04.07.2014);
- Устава МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Новизна программы. Программа разработана на основе методических
рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» и реализуется на новом образовательном подходе: погружение ребенка в насыщенную техносферу проектной, исследовательской и соревновательной деятельности. Программа реализует идею VR/AR-квантума по выявлению
и подготовке мотивированных школьников, готовых к освоению современных
информационных технологий и созданию технологий будущего. Знания и навыки, предлагаемые программой, становятся инструментом для саморазвития
личности, формирования познавательного интереса у обучающихся к сфере
ИT, к исследовательской и изобретательской деятельности, формирования
способности к нестандартному мышлению и принятию решений в условиях
неопределенности.
Актуальность программы. На данном этапе технического развития
чрезвычайно важными и перспективными являются обучающие технологии с
применением виртуальной и дополненной реальности. Программа составлена
с учетом современных потребностей рынка в специалистах в области информационных технологий. Программа позволит учащимся овладеть знаниями в
области технологий виртуальной и дополненной реальности, 3Dмоделирования, 3D-сканирования и печати, программирования, проектной и
исследовательской деятельности, а также приобрести уникальные метапредметные компетенции, развить технические способности, сформировать инженерное мышление.
Педагогическая целесообразность программы объясняется соответствием применяемых на занятиях методов обучения и содержательного компонента программы возрастным особенностям детей 12-18 лет. Программа предполагает вариативный подход к освоению учебного материала: позволяет увеличить или уменьшить объем и сложность изучаемой темы, изменить порядок
проведения занятий. Занятия проходят в лаборатории «VR/AR-квантум», где
создана интерактивная обучающая среда, приближенная к профессиональной.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального развития детей, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Отличительной особенностью программы является то, что она реализуется в лаборатории «VR/AR-квантум» детского технопарка «Кванториум» –
уникальной инновационной модели дополнительного образования, которая
создает самые благоприятные условия для профессионального самоопределения школьников в сфере инженерных специальностей и овладения подрастающим поколением широкого спектра универсальных компетенций, востребованных на всех современных производствах. Это становится возможным
благодаря использованию таких продуктивных технологий и методов, как:
проектный метод, кейс-технологии, которые являются эффективным инструментом формирования Soft и Self skills.
Содержание программы включает в себя учебный материал вводного, уг-

лубленного и проектного модулей.
Адресатом программы являются учащиеся 12-18 лет, желающие познакомиться с современным высокотехнологичным оборудованием и замотивированные на овладение техническими навыками в области инженерии, а также
раскрытие своих технических способностей. Необходимость предварительной
подготовки не предусматривается.
Срок реализации программы составляет 3 года обучения с общим объемом 144 часа для вводного, углубленного модулей и проектного модулей.
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Программный материал углубленного модуля является продолжением
вводного модуля, материал проектного модуля – продолжением базового.
Объем изучаемого материала и модулей определяется учащимся самостоятельно. Минимальный объем – 1 год обучения (вводный модуль).
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится с применением электронного обучения
и технологий дистанционного обучения согласно учебно-тематическому плану программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Особенности организации образовательного процесса заключаются
в том, что теоретическая часть программы представлена в минимальном
объеме. Процесс обучения выстроен с учетом практико-ориентированного
подхода. Учебно-методический материал представлен на основе реальной
или смоделированной ситуации, содержащей проблему и рекомендации по
ее решению. Учащиеся исследуют ситуацию, разбираются в сути проблемы,
предлагают возможные решения (инженерные разработки или усовершенствования устройства) и выбирают оптимальный вариант.
Формы организации учебного занятия: практические занятия, мастерклассы, соревнования, конкурсы, выполнение самостоятельной работы, создание и презентация проектов, кейсов.
1.2. Цель и задачи
Цель программы – формирование уникальных компетенций учащихся
в сфере виртуальной и дополненной реальности посредством погружения в
проектно-исследовательскую деятельность и кейсовую систему обучения.
1.3. Вводный модуль (первый год обучения).
Цель модуля – вовлечь обучающихся в проектно-исследовательскую
деятельность в области проектирования и конструирования виртуальной и
дополненной реальностей и информационных технологий.
Предметные результаты:

Формирование знаний о технологических устройствах виртуальной, дополненной и смешанной реальности;

Формирование умений разработки проектов на базе AR/VR/MRтехнологий;


Формирование умений создания и программирования AR/VR/MRприложения;
Личностные результаты:

Формирование положительного отношения к труду, людям, технологической среде, чувство гордости за достижения отечественной науки и техники;

Развитие воли, самоконтроля, внимания, памяти, фантазии;

Формирование настойчивости в достижении цели.
Метапредметные результаты:

Формирование умения выбора наиболее эффективных способов
решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий.

Формирование приемов проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей
деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей
деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи,
оценивать результаты своей работы.
 Формирование умений успешной самопрезентации.
Содержание программы вводного модуля
Учебный план вводного модуля
№
п/п

Наименование и
содержание темы

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
VR и AR. Командообразование.
Проектная деятельность

2.

Количество часов учебных
Формы
занятий
аттестации
всего теория практика
2
1
1
Педагогическое
наблюдение

4

1

3

3.

Основы 3Dмоделирования

24

6

18

4.

Основы разработки ARтехнологии

24

6

18

Педагогическое
наблюдение,
демонстрация
презентации
Педагогическое
наблюдение,
демонстрация
проекта
Педагогическое
наблюдение,
демонстрация

5.

Основы разработки VRприложений

24

6

18

6.

Панорамная съёмка

26

6

20

7.

Разработка
Edutainmentприложения

28

6

22

8.

Итоговый проект

16

4

12

144

36

108

Итого:

Педагогическое
наблюдение ,
презентация
результатов
кейса
Педагогическое
наблюдение ,
презентация
результатов
кейса
Педагогическое
наблюдение ,
презентация
результатов
кейса
Педагогическое
наблюдение ,
защита проекта

Содержание учебного плана вводного модуля
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с VR и AR. Командообразование.
Теория: Изучение инструкции по технике безопасности, правил поведения на занятиях. Знакомство с VR и AR. Применение программирования в
различных сферах жизни человека. Ознакомление с преимуществами и способами работы в команде.
Практика: Тренинги на знакомство и создание команды. Создание учетных записей.
2. Проектная деятельность
Теория: Принципы проектной деятельности. Презентация: структура, содержание, дизайн, инструменты. Особенности публичных выступлений.
Практика: игры на развитие коммуникабельности и навыков ведения
переговоров. Подготовка презентаций. Публичные выступления.
Кейс: «Самопрезентация».
3. Основы 3D-моделирования
Теория: Приемы разработки 3D-контента для прототипов VR/AR приложений. Знакомство с программой Blender: интерфейс, управление камерой,
создание примитивов. Понятие draft-модели. Способы разработки draftмоделей. Референсы и их использование.
Практика: Разработка draft-моделей по аналогии. Поиск и применение

референсов. Разработка собственных draft-моделей, компоновка сцены с созданными моделями. Презентация сцены с разработанными draft-моделями.
Кейс: «Draft-модель «Арт-объект г. Березники».
4. Основы разработки AR-технологии
Теория: Знакомство с Unity: интерфейс, работа с ресурсами и объектами. Приёмы написания скриптов в Unity. Способы создания приложения на
базе Unity. Создание собственного приложения на базе Unity. Работа с Vuforia.
Введение в разработку командного проекта на базе технологии AR.
Практика: Создание простого проекта со созданной в первом модуле
сценой. Создание простого проекта со созданной в первом блоке сценой. Подготовка, планирование и создание собственного AR-приложения. Презентация
AR-приложения. Разработка командного проекта: поиск идеи, анализ аналогов, планирование работы, распределение ролей в команде, разработка, сборка, тестирование проекта. Презентация группового AR-приложения.
Кейс: «AR-гид».
5. Основы разработки VR-приложений
Теория: Знакомство с VR-технологий. VR-очки. Выявление сходств, различий, преимуществ и недостатков. Разработка контента для простой сцены в
VR и её настройка. Алгоритм тестирования разработанных сцен, определение
специфики платформы.
Практика: Тестирование очков VR. Разработка простой сцены в VR.
Разработка контента. Создание VR-приложения. Тестирование проекта. Презентация прототипа VR-приложения.
Кейс: «VR-локация».
6. Панорамная съёмка
Теория: Понятия панорамного видео, угол обзора, ракурс, видеокамера,
виртуальное присутствие. Изучение существующих технологий сьемки видео в 360 градусов и камер 360. Знакомство с возможностями существующих средств сьемки панорамного видео. Существующие панорамные видео
в очках виртуальной реальности. Изучение оборудования для сьемки в 360.
Изучение редактора панорамного видео. Разработка проектов.
Практика: Съёмка видео в 360 и его редактирование в Movavi. Отработка навыков работы с профильным ПО. Создание и тестирование ARприложений, создание 3D-моделей, съемка, монтаж и обработка видео,
создание меток дополненной реальности. Разработка командного проекта и
его демонстрация.
Кейс: «Экскурсия 360».
7. Разработка Edutainment-приложения
Теория: Знакомство с Edutainment-технологией. Понятия «квест, интерактивный квест, квест-рум, геймплей, сценарий, пользовательский интерфейс».
Обзор квестов в дополненной реальности. Алгоритм реализации edutainment-

приложения.
Практика: Поиск идеи, составление сценария для
приложения. Разработка и презентация проекта.
Кейс: «Edutainment-приложение».

edutainment-

8. Итоговый проект
Теория: Темы для итогового проекта. Цель, задачи, план реализации
проекта.
Практика: Выполнение и защита проекта.
Планируемые результаты вводного модуля
В результате освоения программы вводного модуля учащиеся должны
получить следующие результаты:
Предметные результаты:
- знание технологических устройств виртуальной, дополненной и смешанной реальности;
- умение разрабатывать проекты на базе AR/VR/MR-технологий;
- умение создавать и программировать AR/VR/MR-приложения.
Личностные результаты:
- положительное отношение к труду, людям, технологической среде, присутствие чувства гордости за достижения отечественной науки и техники;
- умение проявлять волю, самоконтроль, внимание, память, фантазию,
настойчивость в достижении цели.
Метапредметные результаты:
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач на
компьютере в зависимости от конкретных условий;
- владение приемами проектной деятельности;
- владение навыками самопрезентации.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «VR-квантум»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

2

4

4

4

36/
144

36/
144

3 год обучения
(проектный модуль)

36/
144

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

теория

2

практика

4

36

4

Всего
часов
по
программе

108

4

Всего
учебн
.нед.
/час

52

4

51

4

50

4

49

4

48

4

август

47

4

46

39

4

45

38

4

44

37

4

июль

43

36

4

42

35

4

41

34

4

40

33

4

32

4

31

4

30

4

29

17

4

28

16

4

27

15

4

26

14

4

25

13

4

24

12

4

июнь

23

11

4

май

22

10

4

апрель

21

9

4

март

20

8

4

19

7

4

18

6

4

февраль

обучениобучения
Группа №1

5

январь

4

декабрь

3

ноябрь

2 год обучения (базовый модуль)

1 год обучения
(вводный модуль)

4

октябрь

2

Год
обучения/ндели
№
группы
1

сентябрь

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.
№ 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия – проветриваемое и
хорошо освещенное. Учебная мебель соответствует возрасту обучающихся.
2. Перечень учебного оборудования, необходимого реализации программы:
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Наименование

Экшн камера Insta360 One X2
Шлем виртуальной реальности HTC Vive focus 3
Шлем виртуальной реальности HTC Vive focus 3
Интерактивная панель TeachTouch 4.5 75", комплекте с напольной стойкой для
интерактивного комплекса
Смартфон Huawei Nova 8 6.57"
Кейс для транспортировки и хранения VR гарнитуры с зарядным устройством и
ультрафиолетовой обработкой
МФУ лазерное Xerox C235
Системный блок АРМ Ryzen 9 5900X, 12x3.7 ГГц, 32 ГБ DDR4, GeForce RTX
3080ti
Графический монитор XP-PEN Artist 12 2nd Gen
Монитор LG 27MP400-B черный
Ноутбук DELL G15 5515, 15.6", AMD Ryzen 7 5800H 3.2ГГц, 16ГБ, 512ГБ SSD,
NVIDIA GeForce RTX 3060 для ноутбуков - 6144 Мб
Беспроводная мышь Jetaccess R300G
Внешний диск HDD Silicon Power Armor A66 SP010TBPHD66SS3Y, 1ТБ
Роутер Wi-Fi Huawei WS7200

3. Перечень оборудования учебного кабинета: учебные столы и стулья
для обучающихся и для педагога, шкафы для хранения дидактических материалов, литературы, оборудования.
4. Перечень технических средств обучения: ноутбук для педагога, МФУ,
интерактивная панель на мобильной стойке.
5. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному Приказом Минтруда России от
22.09.2021 № 652н, имеющий знания в области программирования и цифрового дизайна.
6. Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс
осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей
программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.

2.3. Формы аттестации
Для отслеживания результатов освоения учащимися программы на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
- текущий контроль проводится после прохождения каждой темы
(раздела), с целью выявления пробелов в усвоении программного материала.
Формы проведения текущего контроля: опрос, наблюдения, практические
задания, презентация результатов кейса, презентация мобильных приложений,
коллективный анализ, тестирование, демонстрация готового продукта;
- промежуточный контроль проводится в середине учебного года (декабрь) с целью выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Формы проведения: тестирование, презентация и защита проектов мобильных приложений, проектов, кейсов.
- итоговый контроль проводится в конце учебного года (май) и позволяет
оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: выполнение и презентация творческого проекта
(кейса).
Итоги обучения по программе фиксируются в Портфолио достижений
обучающихся, которое отражает результативность освоения программы за
весь период обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты), участие в различных конкурсах, фестивалях.
2.4. Оценочные материалы
Достижение учащимися планируемых результатов освоения программы
оценивается уровнями: высокий, средний, низкий. Система оценка включает в
себя три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.

Показатели
Критерии
(оцениваемые параметры)
1. Теоретическая подготовка детей:
1.1. Теоретические знания (по основ- Соответствие теоретических
ным разделам учебно-тематического знаний программным требоплана программы)
ваниям

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

Степень выраженности
оцениваемого качества/уровень
- низкий уровень (овладели менее чем ½ объема
знаний);

Методы
диагностики
Опрос, тест.

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);
- высокий уровень (дети освоили практически
весь объем знаний, предусмотренных программой)
- низкий уровень (избегают употреблять специальные термины);
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);
- высокий уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

опрос, тест,
презентация
сценария,
коллективный
анализ.

2. Практическая подготовка детей:
2.1. Практические умения и навыки,
предусмотренные программой (по
основным разделам)

Соответствие практических
умений и навыков программным требованиям

- низкий уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем освоенных умений и
навыков составляет более ½);
- высокий уровень (дети овладели практически
всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- низкий уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием)
- средний уровень (работает с помощью педагога)
- высокий уровень (работают самостоятельно)

демонстрация
готового продукта.

Практические
задания

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении
практических заданий

- низкий уровень (ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога;
репродуктивный уровень – в основном, выполняет
задания на основе образца);

Практические
задания

- средний уровень ( видит необходимость принятия
творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога);
- высокий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно).
3. Метапредметные компетенции
3.1. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач на компьютере в зависимости от конкретных
условий
3.2. Формирование приемов проектной
деятельности, включая умения видеть
проблему, формулировать тему и цель
проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать
результаты своей работы.
3.3. Владение навыком самопрезентации

4. Личностные качества

- высокий - учащийся полностью освоил данный навык, эффективно применяет его в различных ситуациях
- средний - учащийся находится в процессе освоения
данного навыка, понимает важность освоения навыка,
однако не всегда эффективно применяет его на практике
- низкий - учащийся не владеет навыком, не понимает
его важности, не пытается его применять и развивать

?

?

?

- высокий - учащийся полностью освоил данный навык, эффективно применяет его в различных ситуациях
- средний - учащийся находится в процессе освоения
данного навыка, понимает важность освоения навыка,
однако не всегда эффективно применяет его на практике
- низкий - учащийся не владеет навыком, не понимает
его важности, не пытается его применять и развивать

4.1.Положительное отношение к труду,
людям, технологической среде, чувство
гордости за достижения отечественной
науки и техники.
4.2. Самоконтроль, внимание, фантазия,
проявление воли, настойчивости в достижении цели.

?

?

Оценочный лист
№
п/п

Планируемые результаты освоения программы

Диагностический инструментарий

Оценка педагога

(высокий - учащийся полностью
освоил данный
навык, эффективно применяет его
в различных ситуациях)
1

2

Метапредметные

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач на
компьютере в зависимости от конкретных условий
Формирование приемов проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать
тему и цель проекта, составлять
план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности
соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить экс-

Наблюдение

Наблюдение

(средний - учащийся
находится в процессе
освоения данного навыка, понимает важность освоения навыка, однако не всегда
эффективно применяет
его на практике)

(низкий - учащийся не владеет навыком, не
понимает его
важности, не
пытается его
применять и развивать)

Самооценка
обучающегося

3
4

Личностные

5

Самоконтроль, внимание, фантазия, проявление воли, настойчивости в достижении цели.
Предметные:

6

перименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать
свои идеи, оценивать результаты
своей работы.
Владение навыком
самопрезентации
Положительное отношение к труду, людям, технологической среде,
чувство гордости за достижения
отечественной науки и техники;

Знать о технологических устройствах виртуальной, дополненной и
смешанной реальности;

7

Уметь разрабатывать проекты на
базе AR/VR/MR-технологий

8

Уметь создавать и программировать AR/VR/MR-приложения

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Беседа, опрос,
тестирование
Анализ выполнения текущих
и итоговых работ
Анализ выполнения текущих
и итоговых работ

2.5. Методические материалы
На занятиях используются различные методы обучения:
• словесный (беседа, описание, разъяснение, дискуссия, диалог) – стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и
противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.
• наглядный (работа с книгой, показ видеоматериала, иллюстраций, наглядных пособий, работа по образцу, педагогический показ) – это методы,
применение которых способствует осуществлению дидактического принципа
наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
• практический (самостоятельная работа, работа под руководством педагога, выполнение упражнений, творческие задания, изготовление изделия) –
это методы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно. Вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.
• объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, демонстрации,
опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у учащихся первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике,
технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
• репродуктивный (воспроизводящий) (упражнения, тренинг) – содействуют развитию у учащихся умений и навыков. Имеет следующие характерные
признаки: знания ученикам предлагают в «готовом» виде; педагог не только
сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся усваивают знания, понимают,
запоминают и правильно воспроизводят их; прочность усвоения знаний и
умений обеспечивают через их многократное повторение.
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций)
– метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные
вопросы или решая проблемные задания. Этот метод имеет следующие характерные признаки: знания ученикам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно; учитель организует поиск новых знаний
с помощью различных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают; изложение учебного материала может осуществляться в
процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
• метод проблемного изложения (организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей);

• исследовательский (самостоятельная творческая деятельность учащихся) - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска;
Характерные признаки, этого метода следующие:
• педагог вместе с учениками формулирует проблему;
• новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить
их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов,
а также определить основные средства достижения результатов;
• основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;
• обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание – глубиной, прочностью и действенностью.
В основе организации образовательного процесса по программе лежат
методы обучения, классифицируемые как активные (презентация, кейсметод, проблемная лекция, дидактические игры, игровой метод, баскет-метод)
и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, сравнительные диаграммы,
пазлы, круглый стол, деловые игры, аквариум, кейс-метод, метод проектов,
антиконференция, мастер-класс, дерево решений, коучинг, построение шкалы
мнений).
На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала в основном используется
упражнение, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного используется наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), контрольные и практические задания, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение и защита проектов,
кейсов, презентация творческих работ.
В работе применяются разнообразные образовательные технологии –
индивидуализации обучения, группового обучения, развивающего обучения,
проектная, здоровьесберегающая, технология исследовательской деятельности, кейс-технология, технология дифференцированного обучения, ИКТтехнология.
Предпочтительными представляются: кейс-метод и командная проектная
деятельность. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в
соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод)
обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений и навыков есть результат активной
самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Эта
техника обучения использует описание реальных экономических, социальных

и бизнес-ситуаций. Кейсы основываются на реальном фактическом материале
или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технология объединяет в себе
одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Проектная деятельность включает в себя познавательную, учебную, исследовательскую и творческую деятельность, в результате которой появляется
решение задачи, которое представлено в виде проекта. Такой вид работ направлен на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы
носит практический характер и значим для самих открывателей.
Основными формами организации образовательного процесса в объединении являются фронтальная, индивидуальная и групповая формы. К наиболее используемым формам можно отнести:
- индивидуальную (самостоятельное выполнение заданий) и индивидуально-групповую (работа с группой, но обучение индивидуализировано);
- групповую, чаще мелкогрупповую, которые предполагают наличие системы «руководитель – группа – обучающийся», а также парную, которая может быть представлена парами сменного состава, где действует разделение
труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и
существует взаимный контроль.
На занятиях используются различные формы организации учебного
занятия: беседа, решение кейсов, защита проектов, игра, профессиональный
конкурс, мастер-класс, викторины, тестирование, наблюдение, практическое
занятие, праздники и мероприятия, эстафета, презентация.

2.6. Список литературы
1.
Прахов А.А. Самоучитель Blender 2.7.- СПб.: БХВ-Петербург,
2016.- 400 с.: ил.
2.
Джонатан Линовес Виртуальная реальность в Unity. / Пер. с
англ. Рагимов Р. Н. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 316 с.: ил.
3.
Romain Caudron, Pierre-Armand Nicq / Blender 3D By Example //
Packt Publishing Ltd., 2015. – 498 pp.
4.
Хелен Папагианнис Дополненная реальность. Все, что вы хотели
узнать о технологии будущего, Бомбора, 2019.
5.
Джозеф Хокинг Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C# - СПб.: Питер, 2019 г.
6.
Джереми Гибсон Бонд Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации СПб.: Питер, 2020 г.
7.
Джесси Шелл Геймдизайн, Альпина Паблишер, 2019 г.


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».