Дополнительная общеразвивающая программа Робототехника

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной программы
Название программы

«Робототехника»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Базовый
Техническая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

2 года

Название творческого
объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

7-12 лет
«РоботиЯ»
2018 год
развитие научно-технических способностей
и формирование у обучающихся инженерного
мышления
в
процессе
освоения
робототехнических устройств
Образовательная
программа
по
робототехнике – это один из интереснейших
способов изучения компьютерных технологий и
программирования.
Программа
«Робототехника» нацелена на развитие научнотехнических способностей и формирование у
обучающихся инженерного мышления в
процессе
освоения
робототехнических
устройств.
Учащиеся научатся проектировать, создавать и
программировать
роботов
на
основе
конструкторов LEGO WeDo 2.0 и LEGO
MINDSTORMS EducationEV3.

2

Содержание программы
№
Наименование раздела
раздела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи программы

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

2.2

Условия реализации программы.

2.3

Формы аттестации

2.4

Оценочные материалы

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы для педагога

3

Раздел №3 Приложение

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала
занимать существенное место в школьном и университетском образовании,
подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила
обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов
для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области школьной
робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение
LegoEducation) с образовательными конструкторами серии Mindstorms и
WeDo2.0.
Робототехника является одним из важнейших направлений научнотехнического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий
соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Содержание и структура дополнительной общеразвивающей программы
«Робототехника» (далее – Программа) направлена на формирование у
обучающихся устойчивых представлений о робототехнических устройствах как
едином изделии определенного функционального назначения и с
определенными техническими характеристиками.
Направленность Программы – техническая. Она способствует
привлечению учащихся 9-12 лет к современным технологиям конструирования,
программирования и использования роботизированных устройств.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо
Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года № 09-3242;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
- Устав МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
В основу данной программы положена дополнительная общеразвивающая
программа «Робототехника» технической направленности Федосеева Д.В., г.
Москва (2019 г.), авторская дополнительная общеразвивающая программа
4

«Основы
робототехники»
технической
направленности
дополнительного образования Е.А. Евсеевой, г. Ижевск (2019 г.).

педагога

Отличительные особенности программы от существующих:
- использован более широкий спектр конструкторов: LEGO WEDO 2.0,
LEGO MINDSTORMS EV3;
- программа предусматривает освоение более широкого спектра языков
программирования, таких как: LabView и Scratch. Для их изучения
используются приложения Lego Mindstorms EV3 и EV3 Classroom;
Обучающиеся, освоившие данную программу, могут продолжить изучать
робототехнику на кибернетическом конструкторе «ТРИК». Приобрести опыт в
написании алгоритмов в среде программирования «ТРИК студия». Научиться
отлаживать написанную программу на примере 2D-модели.
Актуальность данной программы
Основное назначение Программы состоит в выполнении социального
заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего
поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех
сторон общественной жизни.
Робототехника является популярным и эффективным методом для
изучения важных областей науки, технологии, конструирования и математики.
Доступность микроконтроллеров, удобные среды для программирования,
выбор образовательных конструкторов дают возможность реализоваться даже
не самым технически заинтересованным детям.
Авторитетными
группами
международных
экспертов
область
взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей
потенциал революционного технологического прорыва и требующей
адекватной реакции, как в сфере науки, так и в сфере образования.
Знания, умения и навыки, связанные с решением поставленных
практических задач, приобретают все большую важность для современного
человека. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями
конструктора, позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими
руками модель, которая выполняет поставленную ими же задачу.
Одной из проблем в России является недостаточная обеспеченность
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас
необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное
использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи
обладали современными знаниями в области управления роботами, что
позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые
автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к
области робототехники и автоматизированных систем. Для этого и были
разработаны такие конструкторы, как LegoWeDo 2.0 и LEGOMINDSTORMS
EV3. С их помощью дети строят модели или механические устройства,
выполняют физические эксперименты, осваивают основы моделирования,
5

конструирования и программирования.
Практическая значимость программы.
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глобальными
изменениями во всех областях человеческой жизни. Дополнительное
образование обладает большим потенциалом в развитии и подготовке личности
ребенка к самоопределению и самореализации в этих условиях.
Введение дополнительной образовательной программы «Робототехника» в
образовательное пространство МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» неизбежно изменит
картину восприятия обучающимися технических дисциплин, переводя их из
разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике
теоретических знаний, полученных в общеобразовательной школе на предметах
и полученных в дополнительно образовании знаний области математики,
физики, окружающего мира, технологии, ведет к более глубокому пониманию
основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем
смысле.
Стремительный прогресс радиоэлектроники во всем мире – особенно в
таких областях как роботостроение, радиоуправление, компьютерные
технологии – делают необходимым создание современной образовательной
программы по обучению детей этим областям знаний.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические
условия:
 формирование и поддержка положительной самооценки у детей,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в современных для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
Адресат программы.
Программа предназначена для обучающихся с 7-12 лет. Численность
обучающихся в группе – 12 человек.
Срок реализации программы составляет 2 года с общим объемом 288
6

часа, по 144 часа в год.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два
академических часа. Продолжительность времени отдыха между занятиями
составляет 10 минут.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих
вирусных заболеваний обучение проводится с применением технологий
дистанционного обучения согласно учебно-тематическому плану программы в
соответствии с Положением о дистанционном обучении, утвержденным
приказом директора МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: развитие научно-технических способностей и формирование у
обучающихся инженерного мышления в процессе освоения робототехнических
устройств.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать дисциплинированность, внимательность, аккуратность и
упорство в работе;
- воспитывать уважение к окружающим - умение слушать и слышать
партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с
учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к
процессу сотрудничества;
- способствовать развитию познавательных интересов и творческих
способностей;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
- развивать навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- способствовать формированию умения оценивать получившийся
творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по
необходимости коррекцию либо продукта, либо замысла;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении
учебных проблем;
- содействовать формированию адекватной самооценки, способности
выражать свое мнение в процессе сотрудничества;
- способствовать развитию творческой активности, потребности к
созданию нового;
- способствовать формированию умения планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
выполнения;
- развить умение осуществлять информационный поиск, сбор информации
из различных информационных источников.
7

Предметные:
- сформировать представления о робототехнике, ее значении в жизни
человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
- познакомить с робототехническими устройствами LEGO WEDO 2.0,
LEGO MINDSTORMS;
- научить основным приемам сборки роботов;
- освоить правила программирования робототехнических средств на
языках LabVIEW и Scratch.
- сформировать основные навыки конструирования;
- сформировать знания о правилах безопасного поведения при работе с
компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования
робототехнических моделей.
- сформировать навыки проектирования.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Тема (раздел)

1

Вводное занятие.
Знакомство с
конструктором LegoWeDo
2.0
Название и назначение
деталей.
Виды конструкций.
Программная среда
LegoWeDo2.0
Конструирование
подвижных моделей с
изучением передач
движения.
Проекты с пошаговыми
инструкциями.

2
3
4
5

6

Кол-во часов
Теория Практика
Всего
2
2

Формы
аттестации/контроля

2

4

6

Кроссворд

1
1

3
3

4
4

Тест
Опрос

10

32

42

10

32

42

Презентации, защита
готовых моделей
LEGO, проектов, тесты,
опросы, кроссворды.
Презентации,
защита готовых
моделей LEGO, тесты,
опросы, кроссворды.

7

Проекты с открытым
решением.

10

32

42

8

Итоговое занятие
Итого

36

2
108

2
144

Презентации,
защита
готовых
моделей
LEGO, проектов, тесты,
опросы, кроссворды.
Квест-игра

8

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с конструктором LegoWeDo 2.0.
Теория: Представление деятельности в рамках образовательной
программы. Показ готовых моделей. Знакомство детей с конструктором
LegoWeDo 2.0. Инструктаж по ТБ в кабинете по робототехнике.
2. Название и назначение деталей.
Теория: Область применения роботов. Правила работы и меры
безопасности при работе с конструктором. Знакомство с названиями и
назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей, где
и для чего они используются. Правило работы со схемой.
Практика: Конструирование и презентация робота-помощника.
3. Виды конструкций.
Теория: Виды конструкций: плоские, объемные, статичные и подвижные.
Принцип работы со схемами сборки.
Практика: Конструирование объемной, подвижной и плоской моделей.
4. Программная среда LegoWeDo2.0.
Теория: Знакомство с интерфейсом программы LegoWeDo2.0 и
двигателем. Изучение основных блоков программы. Дальнейшее изучение
блоков программы в процессе конструирования моделей.
Практика: Подключение двигателя к ранее сконструированным
подвижным моделям. Программирование движения модели.
5. Конструирование подвижных моделей.
Теория: Конструирование модели по схемам, образцу. Модернизация
модели по заданным и собственным параметрам. Изучение передач движения
посредством модели: повышающая, понижающая, ведущая ось, ведомая ось
(ременная, перекрестно-ременная, зубчатая, коронарная, червячная, кулачковая,
реечная) и датчиков движения и наклона. Блоки в программной среде
LegoWeDo2.0. Принципы усовершенствования сконструированной модели.
Практика: Конструирование и усовершенствование подвижных моделей.
Программирование модели в среде LegoWeDo2.0 с изученными блоками.
Защита сконструированной подвижной модели по собственному замыслу.
6. Проекты с пошаговыми инструкциями.
Теория: Конструирование моделей по заданным схемам, представленным
в программном обеспечении.
Практика: Программирование и презентация полученной конструкции.
7. Проекты с открытым решением.
Теория: Анализ идеи. Разработка плана проекта. Сбор информации для
реализации проекта. Этапы создания проекта. Постановка цели и задач проекта.
9

Определение необходимых ресурсов. Составление плана проектирования.
Практика: Создание творческого проекта на тему «Мой мир
робототехники». Сборка каждой модели проекта из конструктора
LegoWeDo2.0, программирование и усовершенствование.
8. Командная проектная деятельность.
Теория: Этапы создания проекта. Постановка цели и задач проекта.
Определение необходимых ресурсов. Составление плана проектирования.
Практика: Создание творческого проекта «Космос и робототехника».
Сборка каждой модели проекта из конструктора LegoWeDo2.0,
программирование и усовершенствование.
9. Итоговое занятие. Квест-игра «РоботиЯ».
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
1

Тема (раздел)
Вводное занятие. Техника
безопасности при работе с
конструктором
LegoMindstormsEV3,
ноутбуком.
Простые соединения в
LegoMindstormsEV3, их
отличительные особенности.
Архитектура Mindstorms EV3
и EV3 Classroom .
Датчики MindstormsEV3.
Возможности их
использования.
Интерфейс программы
LegoMindstormsEV3.
Изучение основных блоков.
Различные движения робота.
Датчик касания.

Теория
2

Кол-во часов
Практика Всего
2

Формы
аттестации/контроля
Опрос

2

8

10

Тест

2

4

6

Кроссворд

6

12

18

4

12

16

2
2

14
8

16
10

8 Датчика цвета.

2

8

10

9 Ультразвуковой датчик.

2

8

10

2

3
4

5

6
7

Презентация программ с
различными датчиками,
опрос
Написание программы
Опрос
Создание робота и
написание для него
программы с датчиком
касания
Создание робота и
написание для него
программы с датчиком
касания
Создание робота и
написание для него
программы с
ультразвуковым
датчиком
10

10 Гироскопический датчик.

2

8

11 Инфракрасный датчик.

2

8

10

12 Программы с
использованием комбинации
из двух, трех датчиков.
13 Итоговое занятие
Итого

8

14

22

36

4
108

4
144

10

Создание робота и
написание для него
программы с
гироскопическим
датчиком
Создание робота и
написание для него
программы с
инфракрасным датчиком
Создание робота с
несколькими датчиками,
написание программ
Игра «Кегельринг»

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с конструктором
Lego MindstormsEV3, ноутбуком.
Теория: Представление деятельности в рамках образовательной
программы. Техника безопасности при работе с конструктором Lego
MindstormsEV3, ноутбуком. Показ готовых моделей. Цели и задачи обучения.
Правила поведения в кабинете.
2. Простые соединения в Lego MindstormsEV3, их отличительные
особенности.
Теория: Правила и различные варианты скрепления деталей. Прочность
конструкции.
Практика: Сборка простых моделей.
3. Архитектура MindstormsEV3 и EV3 Classroom
Теория: Знакомство с блоками программирования MindstormsEV3, EV3
Classroom,
кнопки
запуска
программы,
включения,
выключения
микроконтроллера, выбора программы. Порты входа и выхода.
Практика: Программирование в Brigprogram.
4. Датчики MindstormsEV3. Возможности их использования.
Теория: Знакомство с датчиками: гироскопический, ультразвуковой,
инфракрасный, цвета, касания. Изучение их конструкции, параметров и
применения.
Практика: Составление простых программ с использованием датчиков.
5. Интерфейс программы Lego MindstormsEV3. Изучение основных
блоков.
Теория: Знакомство с интерфейсом программы Lego MindstormsEV3,
командным меню и инструментами программы. Способы создания, сохранение
программ. Изучение блоков, входящие в основную палитру команд.
11

Практика: Составление простых программ с использованием основной
палитры.
6. Различные движения робота.
Теория: Знакомство с блоком «движение», его параметрами, способами
ускорения и торможения движения. Исследование параметров для
программирования различных видов поворота (плавный поворот и поворот на
месте).
Практика: Составление программ для различных движений робота.
Задача «Лабиринт».
7. Датчик касания.
Теория: Блок датчика касания, их параметры, возможности.
Практика: Обнаружения препятствий с помощью датчика касания.
Создание машины с датчиком касания на переднем бампере. Запуск робота при
помощи датчика.
8. Датчик цвета.
Теория: Знакомство с датчиком цвета.
Практика: Создание программ для данного датчика.
9. Ультразвуковой датчик
Теория: Изучение и использование ультразвукового датчика.
Практика: Программа, останавливающая прямолинейно движущегося
робота на расстоянии 15 см. до стены или препятствия.
10. Гироскопический датчик.
Теория: Способы применения гироскопа.
Практика: Используя гироскопический датчик, экспериментируем со
скоростью вращения. Управление движения приводной платформы
посредством поворота на 45 градусов.
11. Инфракрасный датчик.
Теория: Знакомство с инфракрасным датчиком, цели его применения.
Практика: Игра «Футбол роботов».
12. Составление программ с использованием комбинации из двух, трех
датчиков.
Теория: Изучение комбинаций из датчиков.
Практика: Создание робота, использующего несколько различных
датчиков. Составление программ для него.
13. Итоговое занятие. Игра «Кегельринг».

12

1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы, обучающиеся:
будут знать:
- основные приемы сборки из конструктора LEGO WEDO 2.0, LEGO
MINDSTORMS EV3;
- основные приемы программирования робототехнических устройств на
языках LabVIEW, Scratch;
-основы конструирования и проектирования;
- правила безопасного поведения при работе с компьютером, материалами
и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей;
будут уметь:
- конструировать роботов из конструкторов: LEGO WEDO 2.0, LEGO
MINDSTORMS EV3;
- программировать робототехнические устройства на языках LabVIEW,
Scratch;
- применять правила безопасного поведения при работе с компьютером,
материалами
и
деталями,
необходимыми
для
конструирования
робототехнических моделей.
будут владеть:
- знаниями о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях,
связанных с изобретением и производством технических средств;
- навыками проектирования;
-основными навыками конструирования;
- знаниями о правилах безопасного поведения при работе с компьютером,
материалами
и
деталями,
необходимыми
для
конструирования
робототехнических моделей.
В результате освоения программы
обучающиеся научатся:
- умению оценивать получившийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию либо
продукта, либо замысла;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении
учебных проблем;
-дисциплинированности, внимательности, аккуратности и упорству в
работе;
-уважать окружающих - уметь слушать и слышать партнера, признавать
право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех
участников,
эмоционально-позитивному
отношению
к
процессу
сотрудничества;
-ценностному отношению к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
13

будут сформированы:
- творческая активность, потребность к созданию нового;
-умения планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- адекватная самооценка, способность выражать свое мнение в процессе
сотрудничества;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из
различных информационных источников;
-познавательные интересы и творческие способности;
-навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками
и взрослыми в разных социальных ситуациях.

14

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
Каникулярный период, праздничные дни

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

4

4

4

практика

4

108

4

108

4

теория

2

36

2

Всего
часов
по
програ
мме

36/144

4

Все
гоу
чеб
н.н
ед.
/час
52

4

51

4

50

4

49

4

48

4

47

4

46

4

45

4

44

39

4

43

38

4

42

37

4

41

36

4

40

35

4

август

36

4

4

июль

36/144

4

34

4

33

4

32

4

31

17

4

30

16

4

29

15

4

28

14

4

27

13

4

26

12

4

25

11

4

июнь

24

10

4

май

23

9

4

апрель

22

8

4

март

21

7

4

февраль

20

6

4

19

5

4

18

4

январь

3

декабрь

2

ноябрь

4

4
2 год обучения

октябрь

1

сентябрь

обучениобучени
я
Группа №1

1 год обучения

Год бучения/месяцы, №
недели

Ведение занятий по расписанию

15

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся
учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель
соответствуют возрасту обучающихся.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: столы и стулья для
учащихся и педагога, шкафы, стеллажи для хранения конструктора, столы для
соревнований.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
Для первого года обучения: Технологический набор LEGOWeDo 2.0 – 11
штук, ноутбуки – 11 штук с бесплатным программным обеспечением
LegoEducation, мультимедиа, зарядное устройство для оборудования, набор с
запасными частями – 20 штук, дополнительные датчики движения – 5 штук,
датчики наклона – 5 штук, средний мотор – 5 штук, аккумуляторные батареи –
5 штук, дополнительный СмартХабWeDo 2.0.
Для второго года обучения: Базовый набор – 11 штук. В комплект
поставки входят: детали конструктора, программный блок (модуль EV3
служит центром управления и энергетической станцией для робота), датчики –
цвета, касания, ультразвуковой, гироскопический, 2 больших мотора, и 1
средний мотор.
Дополнительно приобретены датчики: ультразвуковой 8 штук,
гироскопический 8 штук, цвета 8 штук, касания 8 штук, ИК маяк 8 штук, ИК
датчик 8 штук; микрокомпьютер 4 штуки, зарядное устройство 11 штук,
ресурсные наборы – 11 штук. Класс оснащен столами для проведения занятий,
полями для соревнований, тумбами для хранения комплектов – 2 штуки,
ноутбуками – 22 штуки.
4. Перечень технических средств обучения: ноутбуки, мультимедиапроектор, интерактивная доска, колонки, компьютер для педагога.
5. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования,
реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу,
должен
соответствовать
профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года №298н,
имеющий
знания
в
области
робототехники,
конструирования,
программирования.
6. Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс
осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей
программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий

определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими
особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.

2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов, учащихся на протяжении
всего процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы,
раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме:
практических заданий, опросов, презентаций.
Промежуточная аттестация – проводится в конце каждого учебного
полугодия (декабрь, май) по изученным темам для выявления уровня освоения
содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного
процесса. Форма проведения: тестирование, устный опрос. Результаты
фиксируются в оценочном листе.
Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеразвивающей программе и позволяет оценить уровень
результативности освоения программы за весь период обучения. Форма
аттестации: игра, квест-игра. Результаты также фиксируются в оценочном
листе.
Метапредметные и личностные результаты обучающихся измеряются в
конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в
Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется
результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации
предполагает фиксацию предметных, метапредметных и
результатов по уровням: высокий, средний, низкий.

программы
личностных

Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые
параметры
Владение
теоретическими
знаниями
Владение
понятиями и

Низкий

Средний

Теоретическая подготовка
Учащийся владеет Объем
менее чем 50%
усвоенных
объема знаний,
знаний
предусмотренных составляет 50программой.
70%.
Учащийся, как
Учащийся
правило, избегает сочетает

Высокий
Учащийся освоил
70-100% объема
знаний,
предусмотренных
программой.
Специальные
термины
17

терминами

применять
специальные
термины.

специальную
терминологию с
бытовой.

Практическая подготовка
Практические
Учащийся
Объем
навыки и умения. овладел менее
усвоенных
чем 50%
навыков и
предусмотренных умений
программой
составляет 50умений и
70%.
навыков.
Владение
Учащийся
Работает с
специальным
испытывает
оборудованием с
оборудованием.
серьезные
помощью
затруднения при
педагога.
работе с
оборудованием.
Требуется
Выполняет
постоянное
работу после
пояснение
объяснений
педагога при
педагога.
изготовлении
модели

употребляет
осознанно и в
полном объеме в
соответствии с
содержанием
программы.
Учащийся
овладел 70-100%
умений и
навыков,
предусмотренных
программой.
Работает с
оборудованием
самостоятельно,
не испытывая
особых
затруднений.
Самостоятельно
выполняет работу
без помощи
педагога.

Оценочный лист
№ п/п

1

Планируемые результаты освоения
программы

Метапредмет
ные

Умеет оценивать
получившийся
творческий продукт и
соотносить его с
изначальным
замыслом, выполнять
по необходимости
коррекцию либо
продукта, либо

Диагностиче
ский
инструмента
рий

Наблюдение

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий
уровень)

Самоо
ценка
обуча
ющего
ся

2

3

4

5

6

7

8

9

Личностные

замысла.
Умеет осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности и
стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве при
решении учебных
проблем
Наличие адекватной
самооценки,
способности
выражать свое мнение
в процессе
сотрудничества;
Проявляет
творческую
активность,
потребность
к
созданию нового.
Умеет
планировать
собственную
деятельность
в
соответствии
с
поставленной задачей
и
условиями
ее
выполнения.
Умеет осуществлять
информационный
поиск, сбор
информации из
различных
информационных
источни
ков.
Соблюдает
дисциплину,
проявляет
внимательность,
аккуратность и
упорство в работе.
Проявляет уважение к
окружающим: умеет
слушать и слышать
партнёров, признавать
право на собственное
мнение, принимать
решения с учётом
позиции всех
участников.
Проявляет ценностное

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
19

10

11

12
13

14

Предметные

отношение к
собственному труду,
труду других людей и
его результатам.
Владеет навыками
продуктивного
взаимодействия и
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми в разных
социальных
ситуациях.
Владение
теоретическими
знаниями
Владение понятиями
и терминами
Практические навыки
и умения.

Владение
специальным
оборудованием.

Наблюдение

Тестирование
Тестирование
Самостоятель
ный выбор
методов
работы в
зависимости
от
поставленной
задачи
Умение
правильно
владеть
инструментам
и в процессе
работы

2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический,
репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
проблемного изложения.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия,
учебная познавательная игра, мозговой штурм, практическое занятие.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации
образовательной программы:
№
п/п
1

Педагогические
технологии
Личностно-

Характеристика
Ставят в центр образовательной

ориентированные
2

Сотрудничества

3

Игровые

4

Проблемного обучения

5

Групповые
1)
2)

6

3)
4)
Дифференцированный
подход

7

ИКТ-технологии

8

Здоровьесберегающие

9

Проектные технологии

деятельности личность ребенка, обеспечение
комфортных условий для творческого
развития обучающегося.
Реализуют равенство, партнерство в
отношениях педагога и ребенка, педагог и
обучающийся совместно вырабатывают цели,
дают оценки, находятся в состоянии
сотворчества
Обучающиеся усваивают опыт, знания
овладевают умениями и навыками в
соответствии с поставленной целью
посредством игровой деятельности.
Предполагает систему проблемных задач
различного уровня сложности, в процессе
решения которых учащиеся овладевают
новыми знаниями и способами действия, а
через это происходит формирование
творческих способностей: продуктивного
мышления, воображения, познавательной
мотивации, интеллектуальных эмоций.
Предполагают:
Групповую работу.
Межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели.
Звеньевую (бригадную).
Работу в парах.
Предполагает дифференциацию по возрасту,
уровню развития творческих способностей;
позволяет осуществлять развивающее
обучение с учетом разного состава
обучающихся
Предполагают овладение обучающимися
способами
получения,
хранения
и
распространения информации с помощью
современных
машин
и
программных
продуктов.
Предполагает
проведение физминуток,
проветривания, влажная уборка, ограничение
времени при работе за компьютером.
Обучающиеся
научились
работать
с
различными
источниками
информации,
анализировать, обрабатывать ее, делать
выводы, получать полное и глубокое
удовлетворение от своего труда.
В процессе коллективной работы у детей
21

сформировались умения сотрудничества,
сотворчества, координации действий для
достижения лучшего результата.
Рекомендуемыми технологиями, используемыми в процессе реализации
общеразвивающей программы, являются: проектная, здоровье сберегающая,
ИКТ-технологии, дифференцированный подход.
Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
Организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное задание детям).
Основной
- усвоение новых знаний и способов действий
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют
познавательную деятельность детей.
- первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием
- закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса,
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и
результатом урока; проанализировать, где и почему были допущены ошибки,
как их можно было исправить, проговорить способы решения действий,
вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся;
проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
1 года обучения: пошаговые инструкции по теме: «Конструирование
подвижных моделей с изучением передач движения»; образцы программ,
видео и фотоматериалы.
Презентации: «Правила поведения на занятиях по робототехнике»,
«Блоки программирования Lego WeDo 2.0».
Тесты:
«Детали
конструктора
Lego
WeDo
2.0»,
«Среда
программирования», Квест-игра «РоботиЯ».
2 года обучения:
Программное обеспечение Mindstorms EV3.
Видеоматериалы сети Интернет.
Интернет-ресурсы mindstorms.com.

23

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang.
College House Enterprises, LLC, 2007.
2. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за
2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT».
3. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for
Engineering
Educational
Outreach,
Tufts
University,
http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopediabeta-21.html.
4.
LEGO
Technic
Tora
no
Maki,
ISOGAWA
Yoshihito,
Version
1.00
Isogawa
Studio,
Inc.,
2007,
http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
5. Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress,
2006.
6. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,
2010.
7. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский,
Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред.
А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
8. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by
MartijnBoogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch
Press, 2007.
9. The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J.
Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.
Литература для обучающихся и родителей
1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за
2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT».
2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,
2010.
3. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский,
Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред.
А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо,
2002.
Информационное обеспечение программы
интернет-ресурсы:
1. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
2. http://www.legoengineering.com/

Раздел № 3 Приложение
Робот «Рисовалка».
Может быть использован на уроках ИЗО в
общеобразовательной школе.

Робот «Автоматическая урна для
мусора».
Может быть использован для чистоты на
рабочем столе как в ОУ, так и дома.

Робот «Помощник».
Может использоваться в качестве протеза
для животных.

Робот «Хоккеист» может использоваться
как игрушка.

Робот «Умная подставка».
Может быть использован в повседневной
жизни в качестве станции для зарядки
телефона.

25

Робот «Кормушка для птиц».
Можно использовать в повседневной жизни
как кормушку для птиц.

Робот «Гитарист».
Можно использовать в музыкальной школе
и в домашних условиях при обучении игре
на гитаре.

Робот «Роборука».
Может использоваться в промышленности и
в повседневной жизни для перемещения
предметов.

Робот «Слонобот». Используется в
качестве игрушки.

Робот «Спирограф». Рисующий
робот.
Может
применяться
в
домашних
условиях
и
в
общеобразовательной
школе
на
уроках ИЗО.

Робот «Папос».
Робот используется при
одноразовых стаканчиков.

подаче

Робот «ColorSorter».
Сортировка - типичная задача
образовательной
робототехники.
Робот
представляет
собой
автоматизированную конвейерную
линию, детали конструктора LEGO
сортируются
по
цвету.
Для
определения цвета используется
соответствующий датчик, входящий
в состав конструктора.

27

Робот «EducatorVehicle».
Эта простая модель двухмоторной
тележки подходит для отработки
навыков
настройки
и
программирования
легороботов.
Используя
робота
можно
решать общепринятые
задачи
образовательной
робототехники:
движение по линии, избегание
препятствий, движения вдоль стены
и другие. Для этих целей на робота
можно установить датчики: цвета,
расстояния, касания и другие.
Робот «Лимоноид».
Робот осуществляет доставку и
продажу/подачу
порционных
напитков.

Приложение 1
Содержание программы и учебно-тематический план 1 года обучения, 2
часа в неделю
№

Тема (раздел)

1

Вводное занятие.
Знакомство с конструктором
LegoWeDo 2.0
Название и назначение
деталей
Виды конструкций
Программная среда
LegoWeDo2.0
Конструирование
подвижных моделей с
изучением передач
движения
Проекты с пошаговыми
инструкциями

2
3
4
5

6

Теория
1

Кол-во часов
Практика
-

Всего
1

Формы
аттестации/контроля

1

2

3

Кроссворд

1
1

1
1

2
2

Тест
Опрос

5

16

21

5

16

21

Презентации, защита
готовых моделей LEGO,
проектов, тесты, опросы,
кроссворды.
Презентации,
защита готовых моделей
LEGO, тесты, опросы,
кроссворды.

7

Проекты с открытым
решением

4

17

21

8

Итоговое занятие
Итого

18

1
54

1
72

Презентации,
защита
готовых моделей LEGO,
проектов, тесты, опросы,
кроссворды.
Квест-игра

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с конструктором LegoWeDo 2.0.
Теория: Представление деятельности в рамках образовательной
программы. Показ готовых моделей. Знакомство детей с конструктором
LegoWeDo 2.0. Инструктаж по ТБ в кабинете по робототехнике.
2. Название и назначение деталей.
Теория: Область применения роботов. Правила работы и меры
безопасности при работе с конструктором. Знакомство с названиями и
назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей,
где и для чего они используются. Правило работы со схемой.
Практика: Конструирование и презентация робота-помощника.
3. Виды конструкций.
Теория: Виды конструкций: плоские, объемные, статичные и подвижные.
Принцип работы со схемами сборки.
Практика: Конструирование объемной, подвижной и плоской моделей.
4. Программная среда LegoWeDo2.0.
29

Теория: Знакомство с интерфейсом программы LegoWeDo2.0 и
двигателем. Изучение основных блоков программы. Дальнейшее изучение
блоков программы в процессе конструирования моделей.
Практика: Подключение двигателя к ранее сконструированным
подвижным моделям. Программирование движения модели.
5. Конструирование подвижных моделей.
Теория: Конструирование модели по схемам, образцу. Модернизация
модели по заданным и собственным параметрам. Изучение передач движения
посредством модели: повышающая, понижающая, ведущая ось, ведомая ось
(ременная, перекрестно-ременная, зубчатая, коронарная, червячная,
кулачковая, реечная) и датчиков движения и наклона. Блоки в программной
среде LegoWeDo2.0. Принципы усовершенствования сконструированной
модели.
Практика: Конструирование и усовершенствование подвижных моделей.
Программирование модели в среде LegoWeDo2.0 с изученными блоками.
Защита сконструированной подвижной модели по собственному замыслу.
6. Проекты с пошаговыми инструкциями.
Теория: Конструирование моделей по заданным схемам, представленным
в программном обеспечении.
Практика: Программирование и презентация полученной конструкции.
7. Проекты с открытым решением.
Теория: Анализ идеи. Разработка плана проекта. Сбор информации для
реализации проекта. Этапы создания проекта. Постановка цели и задач
проекта. Определение необходимых ресурсов. Составление плана
проектирования.
Практика: Создание творческого проекта на тему «Мой мир
робототехники». Сборка каждой модели проекта из конструктора
LegoWeDo2.0, программирование и усовершенствование.
8. Командная проектная деятельность.
Теория: Этапы создания проекта. Постановка цели и задач проекта.
Определение необходимых ресурсов. Составление плана проектирования.
Практика: Создание творческого проекта «Космос и робототехника».
Сборка каждой модели проекта из конструктора LegoWeDo2.0,
программирование и усовершенствование.
9. Итоговое занятие. Квест-игра «РоботиЯ».

План воспитывающей деятельности
№
п/п

Дата

1

09.2022

2

12.2022
2022

3

09.2022

4
5

09.2022
04.2023
01.2023

6

06-09.2023

7

09.2023

8

11.2022
04.2023

9

09.2022

10

05.2023

11

06.2023

12

09.2022
05.2023
09.202205.2023

13

14

10.2022

Мероприятие

Участники
(возраст детей или
объединение)
1. Модуль «Учебное занятие»
Знакомство с объединением
Обучающиеся
объединений
2. Модуль «Детское объединение»
Ведение страницы ВКонтакте
Обучающиеся
объединений
Соревнования по
Обучающиеся
робототехнике «Мой первый
объединений
робот»
3. Модуль «Воспитательная среда»
Событие «Каскад: добро
Обучающиеся
пожаловать!».
объединений
День здоровья «Быть здоровым Обучающиеся
- здорово!»
объединений
День открытых дверей
Родители,
«Посторонним вход
социальные
разрешается!»
партнеры, гости
Выездные семейные прогулки
Обучающиеся
на теплоходе «Юнга Камы» и
объединений
проведение семейного
праздника.
3.1. Деятельность детского актива
Выбор органов детского
Обучающиеся
самоуправления в
объединений
объединениях
4. Модуль «Профессиональное самоопределение»
Подготовка к конкурсам.
Обучающиеся
объединений
5. Модуль «Профилактика»
Участие в краевых и городских Обучающиеся
акциях по ЗОЖ (согласно
объединений
краевому и городскому планам)
Онлайн-квест «На защите
Обучающиеся
иммунитета»
объединений
Фестиваль спорта и ЗОЖ
Обучающиеся
«Здорово живешь!» в рамках
объединений
ЛОК
6. Модуль «Работа с родителями»
Родительские собрания в
Родители
объединениях
Консультирование родителей
Родители
по запросам
7. Модуль «Я - Патриот»
Открытый городской конкурс
Обучающиеся,
творческих работ «От галеры
педагоги,
до крейсера», посвященный
родители

Приложение 2
Примечание

31

15

11.2022

16

04.2023

17

10.2022

Дню рождения Петра I.
Блиц-викторина «О героях
Обучающиеся,
былых времен».
педагоги,
Участие в Фестивале
родители
Городской интеллектуальный
Обучающиеся,
квиз «Березники, мои
педагоги,
Березники», посвященный 90родители
летнему юбилею города
Березники.
Онлайн-квиз «Космос – это
мы!» в рамках международного
Гагаринского урока.
Первенство по пулевой
стрельбе, посвященное Дню
Победы в Великой
Отечественной войне.
Краевой заочный литературный
конкурс «Флоту быть!»,
посвященного 125-летию со дня
рождения писателя В.П.Катаева
и 205-летию со дня рождения
художника И.К.Айвазовского.
8. Модуль «Я-ЮИДовец»
Профилактические занятия для Обучающиеся
обучающихся Центра «Школа
объединений
безопасности».
Проведение профилактических
мероприятий в рамках акции
«Дети против ДТП».
Участие во Всероссийской
интернет-олимпиаде для
школьников на знание ПДД».
Проведение уроков
безопасности.
Квест-игра «Безопасная
дорога».
Профилактическая акция
«Засветись!».


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».