Дополнительная общеразвивающая программа "Юный водитель"

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Юный водитель»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Базовый
Техническая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

2 года

Название творческого
объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

11-17 лет
«Юный водитель»
2020
выявление и развитие у обучающихся интереса
к занятиям техническим творчеством через
освоение техники управления автомобилем.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный водитель» предполагает получение обучающимися знаний Правил дорожного движения, устройства автомобиля, а также обучение
первым навыкам вождения.

2

Содержание программы
№
Наименование раздела
раздела
1
Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи программы

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

2.2

Условия реализации программы.

2.3

Формы аттестации

2.4

Оценочные материалы

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы для педагога

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Ежегодно сотни тысяч людей получают удостоверения на право вождения автомобилем. На дорогах появляется все больше малоопытных водителей,
а условия вождения усложняются в связи с увеличившейся плотностью
транспортных потоков. Для правильной оценки дорожной обстановки необходимы определенные знания и умения. И чем в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат.
Техника управления багги совпадает с техникой управления настоящим
автомобилем. Первые автомобили типа «багги» появились в мире в конце 50ых годов – начале 60-ых и были построены, в основном, с использованием деталей и узлов серийных автомобилей без каких-либо переделок. В дальнейшем
багги обрели популярность и стали принимать массовый характер.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный водитель» (далее –
программа) имеет техническую направленность.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012;
 Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
 Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242);
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014);
 Устава МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Программа актуальна тем, что отвечает запросам и потребностям детей
подросткового возраста в освоении навыков вождения. Испытывая себя в роли
водителя уже сейчас, подросток самореализуется, самоутверждается, а также
осуществляет профессиональный выбор.
Обучение вождению автомобиля помогает ребенку осознать транспортное средство как источник повышенной опасности. Осваивая навыки вождения подростки становятся более уверенными в себе, меняется их самооценка и
4

характер.
В основу данной программы положены:
- дополнительная общеразвивающая программа «Автоспорт» спортивнотехнической направленности В.Н. Раскатова (г. Электросталь, 2019 г.);
- дополнительная общеобразовательная программа «Спортивно-техническое конструирование (багги)» А.Ю. Давыдова, (г. Златоуст 2018 г.);
- программа «Юный водитель», авторы: И.О. Фалеева, И.А. Климова (г.
Москва);
- программа «Юношеский автоспорт», авторы: И.О. Фалеева, И.А. Климова, А.А. Лукашов (г. Москва).
Отличительные особенности программы от существующих:
- изменена целевая установка программы;
- расширено содержание учебно-тематического плана;
- разработана диагностика образовательных результатов и способы их фиксации.
Адресат программы. Программа адресована детям от 11 до 17 лет. Для
обучения по программе принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество обучающихся в группе – 12 человек.
Срок реализации программы составляет 2 года с общим объемом 324
часа. 108 часов в год для первого года обучения, 216 часов в год для второго
года обучения.
Режим занятий. Для объединений первого года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу, для второго года
обучения 3 раза в неделю по два академических часа. Продолжительность
времени отдыха между занятиями составляет 10 минут.
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится с применением электронного обучения
и технологий дистанционного обучения согласно учебно-тематическому
плану программы в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: выявление и развитие у обучающихся интереса к занятиям техническим творчеством через освоение техники управления автомобилем.
Задачи:
Личностные:
- способствовать формированию системы ценностных отношений личности к себе, другим людям;
- способствовать воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к
результатам труда взрослых и сверстников;
- воспитывать уважение к окружающим - умение слушать и слышать
партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с
учетом позиции всех участников;
5

- развивать навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- обучить использовать при выполнении заданий различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации (справочную и прочую литературу, ИКТ и пр.);
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия, выстраивать оптимальную технологическую последовательность
для достижения результата;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении учебных проблем.
Предметные:
- научить управлять автомобилем в условиях автогородка;
- научить правилам техники безопасности при управлении автомобилем;
- научить правилам техники безопасности при работе с различными
инструментами и приспособлениями ручного труда, станочным оборудованием;
- дать представление о правилах проведения соревнований;
- научить правилам дорожного движения;
- формировать навыки и умения работы с различными инструментами и
приспособлениями ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием;
- овладеть навыками определения и устранения неисправностей в
автомобиле;
- овладеть навыками оказания первой помощи.

6

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование темы (раздела)

Количество часов
Всего
Теория Практика

1. Вводное занятие.
2. Органы управления автомобиля багги.

2
4

2
2

2

3. Пуск двигателя, трогание с
места, движение, остановка.

8

2

6

4. Движение с переключением
передач в восходящем и нисходящем порядке.

8

2

6

5. Движение по прямой. Повороты налево и направо.

8

2

6

6. Торможение автомобиля
двигателем и тормозами.

4

2

2

7. Движение автомобиля по
«змейке».

8

2

6

8. Движение автомобиля по
«кругу».

8

2

6

9. Движение автомобиля по
«восьмерке».

8

2

6

10. Движение автомобиля задним ходом.

6

2

4

11. Развороты. Въезд и выезд
из ворот.

8

2

6

12. Вождение автомобиля на
подъемах и спусках.

4

2

2

Формы аттестации
(контроля)
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
Опросы,
тесты, практические задания
7

13. Правила соревнований и
технические требования к
автомобилям (КиТТ).

8

6

2

Опросы,
тесты, практические задания

14. Организация и проведение
соревнований.

10

2

8

Практические
задания,
соревнования.

15. Правила дорожного
движения.

6

4

2

Опросы,
тесты, практические задания.

16. Оказание первой помощи.

6

4

2

Опросы,
тесты, практические задания.

17. Итоговое занятие.

2

1

1

Зачет (теоретические
и
практические
задания).

108

41

67

ИТОГО

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Органы управления автомобиля багги.
Теория: Рулевое управление. Педаль сцепления, тормоза, газа. Рычаги переключения передач и заднего хода.
Практика: отработка приемов действий с органами управления на
автомобиле с неработающим двигателем.
3. Пуск двигателя, трогание с места, движение, остановка.
Теория: Приемы и последовательность действий органами управления
при учебном вождении автомобиля.
Практика: Отработка действий. Посадка в автомобиль. Регулировка
сидения. Пристегивание ремнями безопасности. Пуск двигателя. Выжим сцепления. Увеличение оборотов двигателя. Включение первой передачи. Плавное
отпускание сцепления. Разгон. Движение. Уменьшение оборотов двигателя.
Выжим сцепления, плавное торможение. Остановка. Выключение передачи.
4. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем
8

порядке.
Теория: Схема переключения передач вверх и вниз.
Практика: Отработка действий. Движение с небольшой скоростью. Переключение передач вверх и вниз.

5. Движение по прямой. Повороты налево и направо.
Теория: Положение рук на рулевом колесе. Вращение рулевого колеса
двумя руками поочередно влево и вправо с увеличением интенсивности.
Практика: Отработка навыков движения по прямой, поворотов налево и
направо.
6. Торможение автомобиля двигателем и тормозами.
Теория: Торможение. Уменьшение скорости движения автомобиля плавным уменьшением подачи топлива в карбюратор, педалью газа. Выжим педали сцепления и окончательная остановка автомобиля нажатием на педаль
тормоза. Выключение передачи.
Практика: Отработка приемов торможения при плавном и экстренном
торможении.
7. Движение автомобиля по «змейке».
Теория: Особенности движения автомобиля по «змейке». Приемы руления при прохождении «змейки».
Практика: Отработка действий. Повороты руля вправо и влево на нужный угол и в нужное время. Слежение за траекторией движения задних колес.
8. Движение автомобиля по «кругу».
Теория: Особенности движения автомобиля по «кругу». Приемы руления
при прохождении «круга».
Практика: Отработка действий. Движение автомобиля без скольжения
задних колес. Движение автомобиля со скольжением задних колес (с
«заносом»).
9. Движение автомобиля по «восьмерке».
Теория: Особенности руления при прохождении «восьмерки». Приемы
руления.
Практика: Отработка действий. Движение автомобиля без «заноса».
Движение автомобиля с «заносом». Контроль положения передних колес при
«перекладывании» руля справа налево и слева направо.
10. Движение автомобиля задним ходом.
9

Теория: Задний ход автомобиля. Включение заднего хода в редукторе
заднего моста. Включение первой передачи в коробке передач.
Практика: Практические задания по управлению автомобиля задним
ходом. Контроль за движением автомобиля.

11. Развороты. Въезд и выезд из ворот.
Теория: Манёвр. Развороты. Условия, необходимые для выполнения
манёвра. Оценка дорожной обстановки.
Практика: Отработка действий. Повороты и развороты для движения в
обратном направлении с применением переднего и заднего хода.
12. Вождение автомобиля на подъемах и спусках.
Теория: Подъем и спуск. Особенности управления автомобилем на
подъемах и спусках. Переключение на более низкие передачи в зависимости
от крутизны подъема.
Практика: Отработка действий по преодолению подъемов и спусков.
Остановка. Возобновление движения передним и задним ходом.
13. Правила соревнований и технические требования к автомобилям
(КиТТ).
Теория: Виды автомобильных соревнований. Положение (регламент)
проведения соревнований. Сигнальные флаги. Спортивный инвентарь и его
применение. Участники соревнований. Перечень документов для участников.
Прохождение медицинской комиссии. Правила проведения тренировки, хронометраж и расстановка автомобилей на старте. Порядок движения на трассе:
старт, совершение обгонов, заезд в закрытый парк. Судейство соревнований.
Подведение итогов, определение победителей и мест остальных участников.
Награждение.
Практика: Тестирование. Составление проекта положения соревнований.
14. Организация и проведение соревнований.
Теория: Правила разработки положений о проведении соревнований.
Практика: Организация и проведение соревнований: ко Дню работников
автомобильного транспорта, Дню защитников Отечества, Дню космонавтики,
«Золотая осень» и др.
15. . Правила дорожного движения.
Теория: Обязанности водителей, пассажиров, пешеходов. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие
знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Разметка проезжей части: горизонтальная и вертикаль10

ная. Сигналы светофоров и регулировщика. Порядок движения транспортных
средств. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков и площадей.
Проезд железнодорожных переездов. Требования к техническому состоянию
транспортных средств.
Практика: Выполнение практических заданий по правилам дорожного
движения.
16. Оказание первой помощи.
Теория: Предупреждение спортивных травм. Ознакомление с основными
приёмами первой помощи: остановка кровотечений, приёмы транспортировки
пострадавших, виды перевязок при различных травмах, ушибах, растяжениях
и др., вызов скорой помощи, оказание СЛР (сердечно-лёгочной реанимации).
Практика: Решение тестов, ситуативных задач, отработка навыков перевязок и транспортировок.
17. Итоговое занятие. Зачет (теоретические и практические задания).

11

Учебно-тематический план 2 года обучения
Наименование темы (раздела)
Всего

Количество часов
Теория
Практика

1. Вводное занятие.
2. Техника безопасности при
спортивном вождении.

2
4

2
2

2

3. Приемы руления.

4

2

2

4. Скоростной слалом.

72

4

68

5. Скоростное маневрирование.

80

6

4

6. Оказание первой помощи.

10

4

6

7. Организация и проведение соревнований

36

8

28

8. Правила дорожного движения.

4

2

2

9. Итоговое занятие.

4

2

2

216

32

184

ИТОГО

Формы аттестации
(контроля)
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Опросы, тесты,
практические
задания
Зачет (теоретические и практические задания).

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
1. Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Правила техники
безопасности. Правила пожарной безопасности.
2. Техника безопасности при спортивном вождении.
Теория: Понятие техники безопасности в автоспорте. Соблюдение скоростного режима. Особенности спортивного руления. Особенности торможе12

ния в экстремальных условиях.
Практика: Отработка спортивного руления, торможения, разгона, маневрирования.
3. Приемы руления.
Теория: Расположение рук на руле при спортивном рулении. Способы руления.
Практика: Отработка способов спортивного руления.
4. Скоростной слалом.
Теория: Понятие и особенности скоростного слалома. Техника безопасности при скоростном слаломе.
Практика: Отработка навыков в скоростном слаломе.
5. Скоростное маневрирование.
Теория: Понятие и особенности скоростного маневрирования. Техника
безопасности при скоростном маневрировании.
Практика: Отработка навыков скоростного маневрирования.
6. Оказание первой помощи.
Теория: Основные виды травм в автоспорте и их возможная минимизация.
Практика: Практические задания по оказанию первой помощи при ушибах, переломах (открытых, закрытых). Остановка кровотечения. Сердечнолегочная реанимация. Решение тестов, ситуативных задач, отработка навыков
перевязок и транспортировок.
7. Организация и проведение соревнований.
Теория: Подготовка автомобилей к соревнованиям. Сборка инструмента
и запасных частей, необходимых в ходе соревнований. Техника безопасности.
Технический осмотр автомобилей. Подготовка трассы.
Практика: Тренировочные заезды. Квалификация. Финальные заезды.
Подведение итогов соревнований.
8. Правила дорожного движения.
Теория: Правила дорожного движения. Проезд перекрестков. Движение
по полосам. Скоростной режим. Дорожно-транспортное происшествие. Причины их возникновения.
Практика: Выполнение практических заданий.
9. Итоговое занятие. Зачет (теоретические и практические задания).
13

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Система оценки результатов освоения программы включает в себя оценку
предметных, личностных и метапредметных результатов.
В результате освоения программы, обучающиеся
будут знать:
- правила управления автомобилем багги в условиях автогородка;
- правила техники безопасности при управлении автомобилем;
- правила техники безопасности при работе с различными инструментами
и приспособлениями ручного труда, станочным оборудованием;
- правила проведения соревнований;
- правила дорожного движения;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и
приборов транспортного средства;
- правила оказания первой помощи;
будут уметь:
- управлять автомобилем в условиях автогородка;
- работать с различными инструментами и приспособлениями ручного
труда при обработке материалов, станочным оборудованием;
- осуществлять техническое обслуживание автомобиля;
- соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в дорожной обстановке;
будут владеть:
- навыками определения и устранения неисправностей в автомобиле;
- навыками работы с различными инструментами и приспособлениями
ручного труда при обработке материалов, станочным оборудованием;
- навыками оказания первой помощи;
В результате освоения программы, обучающиеся научатся:
- использовать при выполнении заданий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации (справочную и прочую литературу, ИКТ и пр.);
14

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия, выстраивать оптимальную технологическую последовательность для достижения
результата;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при решении учебных проблем
- уважительному отношению к результатам труда взрослых и сверстников;
Будут сформированы:
- навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
- умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное
мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников;
- система ценностных отношений личности к себе, другим людям.

15

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Юный водитель»
Продолжительность учебного года 36 учебных недель. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

практика

Всего
часов
по
програм
ме

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1,5

1,5

3

3

3

36/
108

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

3

3

6

6

6

36/
216
184

67

28

52

27

51

26

50

25

49

24

48

23

47

22

46

21

45

20

44

17

43

16

42

15

41

14

40

13

19

12

18

Всегоуче
бн.нед.
/час

август

11

июль

10

июнь

9

май

8

апрель

7

март

6

февраль

5

январь

4

декабрь

3

ноябрь

2

октябрь

1

2 год обучения

1 год обучения

Год
обучения/№ недели

сентябрь

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

16

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен
соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.
№ 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия – проветриваемое и
хорошо освещенное. Учебная мебель соответствуют возрасту обучающихся.
2. Перечень оборудования учебного кабинета. Занятия проводятся в помещении автолаборатории, в которой оборудовано учебное помещение для
проведения теоретических занятий и помещение для подготовки и технического обслуживания автомобилей. Кабинет для теоретических занятий оборудован классной доской, столами и стульями для учащихся и педагога,
шкафами и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Оборудованы стенды с информацией по основным разделам
программы.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
- автомобили багги – 15 единиц;
- комплект сигнальных флагов;
- тумбы и стойки для вождения;
- секундомеры.
4. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, иметь знания в области
автодела.
5. Организационно-педагогические условия: образовательный процесс
осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей
программы и регламентируется расписанием занятий.
2.3. Формы аттестации. С целью отслеживания результатов обучения по
программе педагогом используются следующие виды аттестации:
1) текущая аттестация проводится после прохождения каждой темы
(раздела). Используются различные формы проверки знаний: опросы, зачеты,
практические и контрольные задания;
2) промежуточная аттестация поводится педагогом в конце каждого учебного полугодия (декабрь, май) в форме зачетов, контрольных и практических
заданий;
3) итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по
программе с целью оценки качества освоения обучающимися содержания
образовательной программы и осуществляется в форме зачета, включающего
теоретические и практические задания.
Оценка метапредметных и личностных результатов проводится в конце
каждого учебного полугодия посредством наблюдения.
17

Результаты обучения фиксируются в оценочном листе.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируется в
Портфолио достижений обучающихся. В Портфолио также обобщаются
результаты участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях.
2.4. Оценочные материалы.
Результаты реализации программы предполагают оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые паНизкий
Средний
раметры
Теоретическая подготовка
Владение теоретическими знаниями

Владение понятиями
и терминами

Учащийся владеет
менее чем 50%
объема знаний,
предусмотренных
программой.
Учащийся, как правило, избегает применять специальные
термины.

Высокий

Объем усвоенных
знаний составляет
50-70%.

Учащийся освоил
70-100% объема знаний, предусмотренных программой.

Учащийся сочетает
специальную
терминологию с
бытовой.

Специальные термины употребляет осознанно и в полном
объеме в соответствии с содержанием
программы.

Практическая подготовка
Практические навыки и умения.

Владение специальным оборудованием.

Учащийся овладел
менее чем 50%
предусмотренных
программой умений
и навыков.
Учащийся испытывает серьезные
затруднения при работе с оборудованием.
Требуется постоянное пояснение педагога при изготовлении модели

Объем усвоенных
навыков и умений
составляет 50-70%.

Учащийся овладел
70-100% умений и
навыков, предусмотренных программой.

Работает с оборудованием с помощью
педагога.

Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений.
Самостоятельно выполняет работу без
помощи педагога.

Выполняет работу
после объяснений
педагога.

Оценочный лист
№ п/п

Планируемые результаты освоения
программы

Диагностический
инструментарий

Оценка
педагога
(высокий
уровень,
средний
уровень,
низкий

Самооценка
обучающе
гося

18

уровень)
1

Метапредметные

2

3

4

Личностные

5

6

7

Предметные
8

9

Использовать при выполнении заданий различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа и передачи информации (справочную и прочую литературу, ИКТ и
пр.).
Уметь
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия,
выстраивать
оптимальную технологическую последовательность для достижения
результата.
Осуществлять взаимный
контроль в совместной
деятельности и стремиться к координации различных
позиций
в
сотрудничестве
при
решении учебных проблем.
Демонстрировать проявление ценностных отношений личности к
себе, другим людям.
Проявлять уважительное
отношение к результатам
труда взрослых и сверстников.
Уметь
слушать
и
слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.
Уметь продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
и взрослыми в разных
социальных ситуациях.
Владение теоретическими знаниями.
Владение понятиями и
терминами.
Практические навыки и
умения.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Опрос, тест.
Опрос, тест.
Зачет, практические задания, соревнования.
19

Владение специальным
оборудованием.

Зачет, практические задания, соревнования.

2.5. Методические материалы
Форма обучения – очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится в дистанционном режиме согласно
УТП программы в соответствии с «Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ», утвержденным приказом директора ДЮЦ «Каскад».
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический;
репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
проблемный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия,
учебная познавательная игра, мозговой штурм, соревнование, практическое
занятие.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации образовательной программы:
№
п/п
1

2

3

Педагогические техноХарактеристика
логии
Личностно-ориентиро- Ставят в центр образовательной деятельнованные
сти личность ребенка, обеспечение комфортных условий для творческого развития обучающегося.
Игровые
Обучающиеся усваивают опыт, знания овладевают умениями и навыками в соответствии
с поставленной целью посредством игровой
деятельности.
Проблемного обучения Предполагает систему проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми
знаниями и способами действия, а через это
происходит формирование творческих
способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, ин20

4

5

6

теллектуальных эмоций.
Групповые
Предполагают:
1) Групповую работу.
2) Межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели.
3) Звеньевую (бригадную).
4) Работу в парах.
Дифференцированный Предполагает дифференциацию по возрасту,
подход
уровню развития творческих способностей;
позволяет осуществлять развивающее обучение с учетом разного состава обучающихся
Здоровьесбегающие
Предполагает чередование видов деятельнотехнологии
сти на занятиях, проведение практической
части занятий на открытом воздухе, создание
благоприятного психологического климата,
учет возрастных особенностей детей.

Алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия представлена последовательностью этапов:
1) Организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2) Проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3) Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4) Основной
- усвоение новых знаний и способов действий;
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- первичная проверка понимания;
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием
21

- закрепление знаний и способов действий;
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
- обобщение и систематизация знаний;
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5) Контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
6) Итоговый
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; оценить, где и почему были допущены ошибки, как их можно было
исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения,
организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить
успешность достижения цели.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
методические разработки по ПДД, ремонту автомобилей и оказанию
первой помощи; комплекты настольных игр и плакатов по ПДД; видеофильмы
по правилам дорожного движения, оказанию первой помощи; трафареты
(шаблоны) дорожных знаков, развертки моделей автотранспорта.
Автолаборатория оснащена макетами узлов и агрегатов автомобилей багги.

22

2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Мелентьев Ю.А. Автоспорт. Организация соревнований. – М.: ДОСААФ, 1987.
2. Назаров М.М. Специальные кроссовые автомобили – багги. – М.:
ДОСААФ, 1986.
3. Орлов Б.Ю. Автомобильный и мотоциклетный кружки. Пособие
для руководителей школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение,
1988. – 160 с.
4. Программы для учреждений дополнительного образования. – М.:
Просвещение, 1995.
5. Программы для занятий по изучению основ военного дела и овладению военно-техническими знаниями в первичных организациях ДОСАФ. – М.: 1982. – 143 с.
6. Технические требования к автомобилям, участвующим в национальных
соревнованиях РАФ по автомобильному кроссу.
Литература для родителей и обучающихся
1. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. – М.:
Физкультура и спорт, 1980.
2. Спортивный ежегодник автомобильного спорта.
3. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт, ч.2. – М.: ДОСААФ, 1986.
4. Назаров М.М. Специальные кроссовые автомобили «Багги». – М.: ДОСААФ, 1980.
5. Первая медицинская помощь пострадавшим при ДТП. Практическое
руководство. – М., 2005.

23

24


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».