Положение о дополнительной общеразвивающей программе

1.6. Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим
программам должна быть направлена на:
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
а также в занятиях физической культурой и спортом;
– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
– профессиональную ориентацию обучающихся;
– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся;
– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных требований.
1.7. Дополнительная общеразвивающая программа выполняет следующие
функции:
нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она
разработана;
процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
оценочную – выявляет уровни усвоения программы, формы контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся.
1.8. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном
образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются.
1.9. Дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на
принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официальноделовой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование
современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
1.10. Проектирование и реализация дополнительной общеразвивающей
программы должны строиться на следующих основаниях:
– свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
– соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
– разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
– модульность содержания образовательных программ;
– ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
– творческий и продуктивный характер образовательных программ;
– открытый и сетевой характер реализации.
1.11. Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться:
– на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения;
– форме модульного представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов;
– могут реализовываться посредством разработки индивидуальных учебных
планов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
– в рамках инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
1.12. Педагог дополнительного образования несёт ответственность за качество
составления дополнительной общеразвивающей программы, хранение и её реализацию. Утвержденный экземпляр программы на бумажном носителе хранится у педагога дополнительного образования и методистов Учреждения.
II. Содержание дополнительных общеразвивающих программ
2.1. Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.
2.2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в
Учреждении, и сроки обучения по ним определяются Образовательной
программой, разработанной и утвержденной Учреждением.
2.3. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна
соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам (художественной, социальнопедагогической, физкультурно-спортивной, технической, естественнонаучной,
туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения
образовательной деятельности, выданной Учреждению.
2.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему,
основному общему, среднему общему образованию);
– направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
– современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, диффе-

ренцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении);
2.5. Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом
дополнительного образования самостоятельно, с учетом следующих принципов дидактики:
– принцип доступности и последовательности (предполагает «построение»
учебного процесса от простого к сложному);
– принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
– учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть
ориентированы на детей конкретного возраста);
– принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
– принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
– принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет
характерологических особенностей каждого воспитанника);
– принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и
чему научится ребенок);
– принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
– принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
2.6. Содержание дополнительного образования детей и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов определяются адаптированной дополнительной общеразвивающей программой. Обучение по данным программам детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется Учреждением с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов по адаптированной дополнительной общеразвивающей
программе может осуществляться с привлечением (при необходимости) специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников,
прошедших соответствующее обучение.
III. Классификация дополнительных общеразвивающих программ
3.1. Дополнительные общеразвивающие программы имеют следующую
классификацию:
– по степени авторства: типовая (примерная), модифицированная, адаптированная, авторская;.
– по уровню усвоения: стартовая, базовая, углубленная;

– по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:
интегрированная и комплексная.
3.2. В ДЮЦ «Каскад» реализуются следующие виды программ
3.2.1.по степени авторства:
примерная (типовая) программа – утвержденная Министерствами образования, физической культуры, спорта и туризма, культуры РФ и рекомендованная
государственными органами в качестве примерной по конкретной образовательной
области или направлению деятельности;
– модифицированная программа — в ее основу положена типовая (примерная)
либо авторская программа, модифицированной ее делают те изменения, которые
вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образовательного
учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
– адаптированная программа – программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц;
– экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых
областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Ее разработчик
должен доказать истинность экспериментального положения. По мере
прохождения апробации экспериментальная программа может претендовать на
статус авторской, в случае выявления новизны предложений автора. Разрешение на
работу по экспериментальной программе дается педагогическим советом и
руководителем Учреждения. Экспериментальная программа предназначена для
обучения по впервые вводимому курсу, либо предполагает собственный подход
автора к традиционным темам;
– авторская программа полностью написана педагогом или коллективом
педагогов и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Ее
содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в
образовании, отличающихся оригинальностью, новизной и актуальностью.
Название «авторская» требует документального доказательства новизны,
принадлежности этой новизны именно данному автору (коллективу авторов). Для
этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен
убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других
авторов, решающих сходную проблему. Информация о прототипе, относительно
которого заявляется новизна, является обязательным исходным моментом в
создании авторской разработки. Данная программа должна быть рекомендована к
использованию педагогическим советом, утверждена руководителем Учреждения.
Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует
период ее апробации. Официально статус авторской присваивается по итогам
экспертизы государственной образовательной организации, имеющей на это
законные основания.
3.2.2. По уровню усвоения:

– «Стартовый уровень» программы предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программы
ориентированы на «пробуждение» интереса обучающихся и потребности
дальнейшего изучения выбранных видов деятельности по программам следующих
уровней. Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения «стартового
уровня» имеют следующие характеристики: срок реализации от 1 года до 2 лет;
режим занятий 2-4 часов в неделю. По окончании обучения на стартовом уровне,
дети имеют возможность перейти на базовый уровень программы после итоговой
аттестации, которая проводится в формах, определенных программой, и в порядке,
установленном Учреждением.
– «Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся
устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде
деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. Это
уровень повышенной сложности, который предполагает не только выполнение
заданий на отработку учебного материала, но и развитие детей в конкретном виде
деятельности (более глубокое погружение в учебный материал). Дополнительные
общеразвивающие программы Учреждения «базового уровня» имеют следующие
характеристики: срок реализации от 1 года до 3 лет; режим занятий 4-6 часа в
неделю. На базовый уровень принимаются дети, окончившие программу
стартового уровня или прошедшие стартовую диагностику (входной контроль).
Диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению
программы базового уровня. По окончании обучения на базовом уровне, дети
имеют возможность перейти на углубленный уровень программы после итоговой
аттестации, которая проводится в формах, определенных программой, и в порядке,
установленном Учреждением.
– «Углубленный уровень» программы предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Программы углубленного уровня направлены на
творческую самореализацию обучающихся в рамках выбранного вида
деятельности, устойчивую мотивацию к профильному самоопределению.
Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения «углубленного
уровня» имеют следующие характеристики: срок реализации от 1-2 года обучения;
режим занятий 4-6 часа в неделю. Для обучения по данной программе
принимаются дети, окончившие программу базового уровня или по итогам
вступительных испытаний в формах, определенных программой, и в порядке,
установленном Учреждением.
3.2.3. По способу структурирования содержания могут быть выделены
следующие типы программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексная – программа, определенным образом соединяющая отдельные
направления, виды деятельности, процессы в единое целое.
Интегрированная – программа объединяющая отдельные образовательные
области в целое на основе того или иного единства.
Модульная – программа, по способу организации своего содержания
составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Модули

программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные
программы.
Сквозная – реализует общую цель через несколько программ; соизмеряет
материал по направлениям, входящим в нее, с учетом возрастных особенностей
детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
3.2.4. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие программы
могут быть:
– краткосрочными (до 1 года);
– долгосрочными (более 1 года).
IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы
4.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает
комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (календарный
учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные
материалы; методические материалы; список литературы).
4.2. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст
программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается:
– наименование вышестоящих органов образования;
– наименование образовательной организации;
– дата принятия и № протокола педсовета, рекомендовавшего программу к
реализации;
– гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа на утверждение программы);
– название программы;
– адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа);
– срок реализации;
– ФИО, должность автора (авторов) программы;
– место (населенный пункт) в котором реализуется программа;
– год разработки программы.
4.3. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
4.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
– направленность программы (ориентация программы на конкретные области
знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования
к результатам освоения образовательной программы) – техническая, физкультурноспортивная, художественная, социально-педагогическая, естественнонаучная;
– актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу,
запросам родителей и детей;
– отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи,
которые придают программе своеобразие;

– адресат программы – примерный портрет обучающегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);
– объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы;
– формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий (беседа, презентация, мастер-класс, занятие-путешествие, репетиция, занятие-игра, концерт, экскурсия и др.) определяются содержанием программы;
– срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен
обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
программе; характеризуют продолжительность программы – количество недель,
месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
– режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
4.3.2. Цель и задачи программы:
– цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна
быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
– задачи – конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы (научить, привить, развить,
сформировать, воспитать и.д.). Задачи должны быть предметными, метапредметными, личностными.
4.3.3. Содержание программы:
– учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических
и практических видов занятий, а также форм аттестации), оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения.
– содержание плана должно быть направлено на достижение целей программы
и планируемых результатов ее освоения; это краткое описание разделов и тем
программы (теоретических и практических видов занятий), а также форм контроля
успеваемости в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом;
содержание программы каждого года обучения оформляется отдельно.
4.3.4.
Планируемые
результаты
дополнительной
общеразвивающей
программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют
основные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе, а также компетенции, личностные,
метапредметные и предметные результаты, универсальные учебные действия, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы.
4.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
4.4.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной
программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество часов
учебных недель, учебных дней, продолжительность каникул. Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе,
оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения.
4.4.2. Условия реализации программы:
– материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для за-

нятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
– информационное обеспечение;
– кадровое обеспечение.
4.4.3. Формы аттестации и контроля – разрабатываются и обосновываются для
определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы. Перечисляются согласно учебному плану (контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки и концерты,
открытые уроки, вернисаж и т.д.). Указываются формы отслеживания и фиксации
результатов, формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
4.4.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение обучающимися планируемых результатов (тесты,
контрольные задания, викторины, кроссворды и т.д.), используемых для проведения входного и текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации).
4.4.5. Методическое обеспечение программы – краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том
числе информационных; указание методических видов продукции, необходимых
для реализации программы (методические материалы, пособия, оборудование, приборы, дидактический материал, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)).
4.4.6. Список литературы – оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. Составляется для разных участников образовательных
отношений – педагогов, обучающихся.
4.4.7. Приложения к программе включают в себя дидактические материалы
(планы и конспекты занятий, сценарии мероприятий, игры и т.д.), комплексы
упражнений, музыкальный репертуар, справочные таблицы и т.д.
V. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительных общеразвивающих программ
5.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором Учреждения до 01 сентября.
5.2. При несоответствии Программы установленным требованиям педагогический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения.
5.3. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законода-тельстве,
новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и до-полнения к
программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и ут-верждения.
VI. Контроль за реализацией дополнительных общеразвивающих
программ
6.1. Контроль за реализацией дополнительных общеразвивающих программ
осуществляется в соответствии с планом внутреннего контроля Учреждения заместителем директора, курирующим учебно-воспитательную работу, методистами.


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».