1.4. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа является основным документом педагога дополнительного образования, по которому осуществляется учебно-воспитательный процесс. 1.5. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) разрабатывается с целью обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), детей-инвалидов на дополнительное образование. Программа реализуется в пространстве, неограниченном образовательными стандартами. 1.6. Образовательная деятельность для детей с ОВЗ, детей инвалидов направлена на: - удовлетворение познавательного интереса детей, расширение их знаний о мире и о себе; - адаптацию ребёнка к условиям детско-взрослой общности; - обеспечение более высокого уровня физического, социально-нравственного, художественно-эстетического развития; - удовлетворённость ребёнком своей деятельностью, на их самореализацию; - повышение творческой активности ребёнка, проявление инициативы и любознательности; - максимально полную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников; - формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами. 1.7. При разработке программы учитываются направленность деятельности, уровень освоения, возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий, санитарные нормы, требования современной педагогической науки. Программа может быть различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. 1.8. Сроки реализации программы определяются её содержанием. 1.9. Программа составляется педагогом дополнительного образования (далее – педагог) или коллективом авторов. 1.10. Педагог дополнительного образования несёт ответственность за качество составления адаптированной дополнительной общеразвивающей программы, хранение и её реализацию. Утвержденный экземпляр программы на бумажном носителе хранится у педагога дополнительного образования и методистов Учреждения. II. Проектирование, разработка, содержание адаптированных дополнительных общеразвивающих программ 2.1. Программа может разрабатываться как самостоятельный документ, так и на основе дополнительной общеразвивающей программы для нормально развивающихся детей с учетом включения в образовательную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение). 2.2 . При разработке программы педагог: 2.2.1. Учитывает: - возрастные и индивидуальные особенности детей; - запрос родителей; - медицинские рекомендации; - рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. 2.2.2. Четко формулирует цели и задачи с учётом различных групп детей. 2.2.3. Определяет необходимость в дополнении или изменении учебного плана. 2.2.4. Определяет формы получения образования, режим занятий как групповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д. 2.3. Освоение всего объёма программы, курса, модуля программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке, установленном в Учреждении. 2.4. Адаптация дополнительной общеразвивающей программы включает: 2.4.1. своевременное выявление трудностей в обучении у детей с ОВЗ, детейинвалидов; 2.4.2. определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; 2.4.3. создание условий, способствующих освоению программы детьми с ОВЗ, детей-инвалидов: - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и/или психолого-педагогического консилиума; - составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей детей; - обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность образовательной деятельности; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных для оптимизации образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности); - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); 2.4.4. реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов: обеспечение участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.; 2.5. При адаптации дополнительной общеразвивающей программы необходимо: - учесть особенности и возможности направленности программ для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ, детей-инвалидов; - отразить специфику Учреждения, так как программа должна учитывать тип и вид Учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся. 2.6. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно, с учетом следующих принципов дидактики: – принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному); – принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях); – учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста); – принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным); – принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми); – принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет характерологических и физических особенностей каждого обучающегося); – принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится ребенок); – принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей); – принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности). 2.7. По содержанию адаптированная дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (художественной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Учреждению. 2.8. Содержание адаптированных дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать: – достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; – соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию); – направленностям дополнительных общеразвивающих программ; – современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). 2.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе может осуществляться с привлечением (при необходимости) специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующее обучение. III. Структура программы 3.1. Структура программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы). 3.2. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается: – наименование вышестоящих органов образования; – наименование образовательной организации; – дата принятия и № протокола педсовета, рекомендовавшего программу к реализации; – гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа на утверждение программы); – название программы; – адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа); – срок реализации; – ФИО, должность автора (авторов) программы; – место (населенный пункт) в котором реализуется программа; – год разработки программы. 3.3. Комплекс основных характеристик программы: 3.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): – направленность программы (ориентация программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) – техническая, физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, естественнонаучная; – актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу, запросам родителей и детей; – отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; – адресат программы – примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе); – объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; – формы организации образовательного процесса (индивидуальные, группо- вые и т.д.) и виды занятий (беседа, презентация, мастер-класс, занятие-путешествие, репетиция, занятие-игра, концерт, экскурсия и др.) определяются содержанием программы; – срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; – режим занятий – периодичность и продолжительность занятий. 3.3.2. Цель и задачи программы: – цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна; – задачи – конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать и.д.). Задачи должны быть предметными, метапредметными, личностными. 3.3.3. Содержание программы: – учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм аттестации), оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения. – содержание плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это краткое описание разделов и тем программы (теоретических и практических видов занятий), а также форм контроля успеваемости в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом; содержание программы каждого года обучения оформляется отдельно. 3.3.4. Планируемые результаты программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, универсальные учебные действия, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы. 3.4. Комплекс организационно-педагогических условий: 3.4.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество часов учебных недель, учебных дней, продолжительность каникул. Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе, оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения. 3.4.2. Условия реализации программы: – материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); – информационное обеспечение; – кадровое обеспечение. 3.4.3. Формы аттестации и контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы. Перечисляются согласно учебному плану (контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки и концерты, открытые уроки, вернисаж и т.д.). Указываются формы отслеживания и фиксации результатов, формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. 3.4.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (тесты, контрольные задания, викторины, кроссворды и т.д.), используемых для проведения входного и текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации). 3.4.5. Методическое обеспечение программы – краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных; указание методических видов продукции, необходимых для реализации программы (методические материалы, пособия, оборудование, приборы, дидактический материал, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)). 3.4.6. Список литературы – оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. Составляется для разных участников образовательных отношений – педагогов, обучающихся. 3.4.7. Приложения к программе включают в себя дидактические материалы (планы и конспекты занятий, сценарии мероприятий, игры и т.д.), комплексы упражнений, музыкальный репертуар, справочные таблицы и т.д. IV. Порядок рассмотрения и утверждения программ 4.1. Программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором Учреждения до 01 сентября. 4.2. При несоответствии Программы установленным требованиям педагогический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения. 4.4. Программы: - обновляются с учётом развития науки и техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также с учётом выявленных трудностей в освоении программы, проведения процедуры текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации; - утверждаются на каждый учебный год с учётом их обновления. 4.5. Изменения и дополнения в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программу проходят процедуру рассмотрения и согласования на методическом совете, утверждаются приказом директора Учреждения. 4.6. Один экземпляр утвержденной программы хранится у методиста Учреждения, второй – у педагога. 4.3. Программа размещается на сайте Учреждения. Педагог вправе разместить программу на персональном сайте и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности. V. Контроль за реализацией программ 5.1. Контроль за реализацией программ осуществляется в соответствии с планом внутреннего контроля Учреждения заместителем директора, курирующим учебно-воспитательную работу, методистами.