Положение об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе

1.4. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа является
основным документом педагога дополнительного образования, по которому осуществляется учебно-воспитательный процесс.
1.5. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа (далее –
программа) разрабатывается с целью обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), детей-инвалидов на дополнительное образование.
Программа реализуется в пространстве, неограниченном образовательными
стандартами.
1.6. Образовательная деятельность для детей с ОВЗ, детей инвалидов направлена на:
- удовлетворение познавательного интереса детей, расширение их знаний о
мире и о себе;
- адаптацию ребёнка к условиям детско-взрослой общности;
- обеспечение более высокого уровня физического, социально-нравственного,
художественно-эстетического развития;
- удовлетворённость ребёнком своей деятельностью, на их самореализацию;
- повышение творческой активности ребёнка, проявление инициативы и любознательности;
- максимально полную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению в
среде здоровых сверстников;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами.
1.7. При разработке программы учитываются направленность деятельности,
уровень освоения, возраст, уровень подготовки учащихся, наличие условий, санитарные нормы, требования современной педагогической науки. Программа может
быть различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.
1.8. Сроки реализации программы определяются её содержанием.
1.9. Программа составляется педагогом дополнительного образования (далее –
педагог) или коллективом авторов.
1.10. Педагог дополнительного образования несёт ответственность за качество
составления адаптированной дополнительной общеразвивающей программы, хранение и её реализацию. Утвержденный экземпляр программы на бумажном носителе хранится у педагога дополнительного образования и методистов Учреждения.
II. Проектирование, разработка, содержание адаптированных дополнительных общеразвивающих программ
2.1. Программа может разрабатываться как самостоятельный документ, так и
на основе дополнительной общеразвивающей программы для нормально развивающихся детей с учетом включения в образовательную деятельность детей с
ОВЗ, детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение).
2.2 . При разработке программы педагог:
2.2.1. Учитывает:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- запрос родителей;

- медицинские рекомендации;
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
2.2.2. Четко формулирует цели и задачи с учётом различных групп детей.
2.2.3. Определяет необходимость в дополнении или изменении учебного
плана.
2.2.4. Определяет формы получения образования, режим занятий как групповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического
сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.
2.3. Освоение всего объёма программы, курса, модуля программы
сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах,
определённых учебным планом, и в порядке, установленном в Учреждении.
2.4. Адаптация дополнительной общеразвивающей программы включает:
2.4.1. своевременное выявление трудностей в обучении у детей с ОВЗ, детейинвалидов;
2.4.2. определение особенностей организации образовательной деятельности в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
2.4.3. создание условий, способствующих освоению программы детьми с ОВЗ,
детей-инвалидов:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной
помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии и/или психолого-педагогического консилиума;
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей детей;
- обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность образовательной деятельности;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных для оптимизации
образовательной деятельности, повышения её эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
2.4.4. реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ,
детей-инвалидов: обеспечение участия всех детей, независимо от степени
выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.;
2.5. При адаптации дополнительной общеразвивающей программы необходимо:
- учесть особенности и возможности направленности программ для раскрытия
творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций
детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- отразить специфику Учреждения, так как программа должна учитывать тип и
вид Учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся.

2.6. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно, с учетом следующих принципов дидактики:
– принцип доступности и последовательности (предполагает «построение»
учебного процесса от простого к сложному);
– принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
– учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть
ориентированы на детей конкретного возраста);
– принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
– принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
– принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет
характерологических и физических особенностей каждого обучающегося);
– принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и
чему научится ребенок);
– принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
– принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
2.7. По содержанию адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам (художественной,
социально-гуманитарной,
физкультурно-спортивной,
технической,
естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на
право ведения образовательной деятельности, выданной Учреждению.
2.8. Содержание адаптированных дополнительных общеразвивающих
программ должно соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему,
основному общему, среднему общему образованию);
– направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
– современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении).
2.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе может осуществляться с привлечением (при необходимости)

специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующее обучение.
III. Структура программы
3.1. Структура программы включает комплекс основных характеристик
программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание
программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических
условий, включая формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические
материалы; список литературы).
3.2. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст
программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается:
– наименование вышестоящих органов образования;
– наименование образовательной организации;
– дата принятия и № протокола педсовета, рекомендовавшего программу к
реализации;
– гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа на утверждение программы);
– название программы;
– адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа);
– срок реализации;
– ФИО, должность автора (авторов) программы;
– место (населенный пункт) в котором реализуется программа;
– год разработки программы.
3.3. Комплекс основных характеристик программы:
3.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
– направленность программы (ориентация программы на конкретные области
знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) – техническая, физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, естественнонаучная;
– актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу,
запросам родителей и детей;
– отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи,
которые придают программе своеобразие;
– адресат программы – примерный портрет обучающегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);
– объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы;
– формы организации образовательного процесса (индивидуальные, группо-

вые и т.д.) и виды занятий (беседа, презентация, мастер-класс, занятие-путешествие, репетиция, занятие-игра, концерт, экскурсия и др.) определяются содержанием программы;
– срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен
обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
программе; характеризуют продолжительность программы – количество недель,
месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
– режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
3.3.2. Цель и задачи программы:
– цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна
быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
– задачи – конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы (научить, привить, развить,
сформировать, воспитать и.д.). Задачи должны быть предметными, метапредметными, личностными.
3.3.3. Содержание программы:
– учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических
и практических видов занятий, а также форм аттестации), оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения.
– содержание плана должно быть направлено на достижение целей программы
и планируемых результатов ее освоения; это краткое описание разделов и тем
программы (теоретических и практических видов занятий), а также форм контроля
успеваемости в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом;
содержание программы каждого года обучения оформляется отдельно.
3.3.4. Планируемые результаты программы формулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные требования к знаниям, умениям и
навыкам, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по
программе, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные
результаты, универсальные учебные действия, приобретаемые обучающимися в
процессе изучения программы.
3.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
3.4.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной
программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество часов
учебных недель, учебных дней, продолжительность каникул. Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе,
оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения.
3.4.2. Условия реализации программы:
– материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
– информационное обеспечение;
– кадровое обеспечение.
3.4.3. Формы аттестации и контроля – разрабатываются и обосновываются для

определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы. Перечисляются согласно учебному плану (контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки и концерты,
открытые уроки, вернисаж и т.д.). Указываются формы отслеживания и фиксации
результатов, формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
3.4.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение обучающимися планируемых результатов (тесты,
контрольные задания, викторины, кроссворды и т.д.), используемых для проведения входного и текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации).
3.4.5. Методическое обеспечение программы – краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных; указание методических видов продукции, необходимых для реализации программы (методические материалы, пособия, оборудование, приборы, дидактический материал, наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы)).
3.4.6. Список литературы – оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. Составляется для разных участников образовательных
отношений – педагогов, обучающихся.
3.4.7. Приложения к программе включают в себя дидактические материалы
(планы и конспекты занятий, сценарии мероприятий, игры и т.д.), комплексы
упражнений, музыкальный репертуар, справочные таблицы и т.д.
IV. Порядок рассмотрения и утверждения программ
4.1. Программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором Учреждения до 01 сентября.
4.2. При несоответствии Программы установленным требованиям педагогический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения.
4.4. Программы:
- обновляются с учётом развития науки и техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также с учётом выявленных трудностей в освоении
программы, проведения процедуры текущего контроля, промежуточной (итоговой)
аттестации;
- утверждаются на каждый учебный год с учётом их обновления.
4.5. Изменения и дополнения в программу вносятся с учетом результатов
мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения
и дополнения в программу проходят процедуру рассмотрения и согласования на
методическом совете, утверждаются приказом директора Учреждения.
4.6. Один экземпляр утвержденной программы хранится у методиста Учреждения, второй – у педагога.
4.3. Программа размещается на сайте Учреждения. Педагог вправе разместить
программу на персональном сайте и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности.

V. Контроль за реализацией программ
5.1. Контроль за реализацией программ осуществляется в соответствии с
планом внутреннего контроля Учреждения заместителем директора, курирующим
учебно-воспитательную работу, методистами.


Наверх

Меры по профилактике

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Это важно знать.pdf (скачать)
О запретах, касающихся о получения подарков.pdf (скачать)
Памятка.pdf (скачать)
Меры по профилактике.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».